Исследовательская работа «Работа классного руководителя с родителями»




Скачать 385,13 Kb.
НазваниеИсследовательская работа «Работа классного руководителя с родителями»
страница1/3
Дата публикации22.10.2013
Размер385,13 Kb.
ТипИсследовательская работа
pochit.ru > Психология > Исследовательская работа
  1   2   3
Исследовательская работа

«Работа классного руководителя с родителями»
Объект исследования: работа с родителями
Цель исследования: изучить и проанализировать работу с родителями одного из классных руководителей
Задачи исследования:

1. проанализировать научную литературу по данной теме;

2. изучить работу с родителями одного из классных руководителей

3. выявить состояние проблемы

4. сформулировать пути улучшения данной работы
Гипотеза исследования: в основу исследовательской работы положено предположение о том, что эффективность воспитания ребенка будет проходить успешно, если школа и семья будут тесно взаимодействовать друг с другом.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ плана воспитательной работы классного руководителя; проведение анкетирования в школе по выявлению реального состояния проблемы в практике, изучение и анализ продуктов деятельности родителей.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст бла­гоприятные условия для развития ребенка. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности.

В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать  принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
^ 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ

Основная задача классного руководителя (общая с родителя­ми) - создать условия для свободного развития физических и ду­ховных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.

Классный руководитель должен знать проблемы физического и психического здоровья своих учеников и сделать все возможное, чтобы и родители, и ученики не боялись рассказывать о своих трудностях.

^ На первое место в работе педагога выносятся проблемы физического здоровья учащихся, поскольку именно от качества здоровья ребенка зависят успехи в учебе и уровень его общего развития.

И педагоги, и ученики должны знать, например, что головная боль, нервозность связаны у школьников с ухудшением зрения. В 70 % случаев постоянная раздражительность, вспыльчивость, неадекватная реакция учащихся вызвана заболеваниями желудоч­но-кишечного тракта или отсутствием нормального сна. Врачи считают, что если у ребенка хронические кашель и насморк, то это явление может быть серьезным симптомом возможного заболева­ния селезенки, надпочечников, желез внутренней секреции.

Для обеспечения нормального физического здоровья школьни­ков классный руководитель работает по следующим направлениям:

1. Просвещение детей по программе «Здоровье».

2. Привлечение к этой деятельности преподавателей физиче­ской культуры, родителей.

3. Подготовка и проведение классных мероприятий, направ­ленных на осознание учениками самоценности здоровья.

4. Информирование родителей о специфике физического раз­вития, вынесение вопросов сохранения физического здоровья на родительские собрания, привлечение специалистов-медиков к про­светительской работе с родителями учеников и самими учениками.

^ Второе направление деятельности классного руководи­теля - общение.

Общение - это воздействие, обуславливающее самое макси­мальное развитие личности ребенка, это, прежде всего этическое воздействие, направленное на формирование общепризнанных ценностей. Успеху работы классного руководителя способствует три личностных образования: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре.

Решение проблемы общения приводит детей к пониманию обще­человеческих ценностей, они должны стать нормой для учащихся.

1. Высшая ценность - человеческая жизнь. Никто не имеет права посягать на нее.

Интерес к жизни - это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания.

Воспитание с этих позиций направлено на формирование спо­собности быть счастливым, в основе которой - принятие жизни как дара природы.

2. Понимание и восприятие человека как личности, имеющей право на понимание, способной совершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями (семья, близкие люди, увлечения).

Классный руководитель должен воспринимать детей как носи­телей индивидуального внутреннего мира и поэтому быть простым в общении, добрым в оценке, спокойным и несуетливым в органи­зации дела.

3. Культурные ценности мира, их значение в развитии и ста­новлении человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни.

Какие общечеловеческие ценности могут помочь в воспита­тельном процессе - во введении ребенка в контекст современной культуры? Главная их роль - стать регулятором норм общения ме­жду людьми, критериями оценки поступков человека.

Культура, как и вся жизнь, постоянно изменяется, находится в постоянном развитии.

Задача педагога - помочь учащимся понять, что без принятия культурных ценностей мира, без их освоения они не смогут состо­яться во взрослой жизни.

^ Третье направление деятельности классного руководи­теля - это познавательная сфера жизни ребенка. Защита ученика в этой области означает разъяснение всем учителям-предметникам индивидуальных особенностей школьника. Классный руководитель при этом защищает не ученика, а человека в нем, подходя к каждо­му ребенку с «оптимистической» позиции (А. С. Макаренко). Для решения этой проблемы нужно обратить внимание:

а) на выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его бу­дущего профессионального определения;

б) на осуществление мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознатель­ность, исследовательское мышление;

в) на проведение психолого-педагогических консилиумов, раз­рабатывающих программы коррекции общеучебных умений от­дельных учащихся и всего класса;

г) на организацию классных часов по совершенствованию у учащихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.

^ Четвертое направление деятельности классного руко­водителя - это семья, в которой растет, формируется, воспитывает­ся ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспиты­вая ученика, он влияет в первую очередь на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания высту­пают не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с роди­телями.

Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:

а) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;

б) психолого-педагогическое просвещение родителей через сис­тему родительских собраний, консультаций, бесед;

в) организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;

г) защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.

Таким образом, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концеп­ции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методах воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотно­шениях в группе, о выявленных способностях в текущих делах и т. п.) и корректировка семейного воспитания - именно той сторо­ны, которая имеет отношение к ребенку (искусство любить детей), режиму жизни и деятельности ребенка, что обеспечивает и коррек­цию личности родителей.
У вас есть ребенок школьник? Насколько хорошо в вашем случае налажено взаимодействие между школой и семьей? Существует огромное количество форм данного взаимодействия... Как обстоят дела в вашем случае?

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.
^ 1.1. Формы и методы работы классного руководителя с семьей ученика.
В практической работе с родителями учащихся классный руко­водитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем в том и другом случае реализуются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.
Традиционные формы работы с родителями

1. Родительские собрания.

2. Общешкольные и общественные конференции.

3. Индивидуальные консультации педагога.

4. Посещение на дому.
Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит зна­комство с условиями жизни ученика. Педагог должен пре­дупреждать о предполагаемом визите с указанием цели и дня. Посещение возможно только после получения разрешения роди­телей. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хо­рошее впечатление. Для этого необходимо вначале поговорить на отвлеченные темы, расспросить о традициях, обычаях, совме­стных делах в семье и лишь потом обсуждать причину прихода учителя в семью. Педагог беседует с родите­лями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних зада­ний и т.д.

^ Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.

^ Родительское собрание — форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.

Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого - педагогического просвщения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете.

Общешкольные (или по параллелям) родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы.

^ Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической проблеме.

^ Рекомендации по проведению родительских собраний

1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.

2. Тема собраний должна учитывать возрастные особенности детей.

3. Собрание должно носить как теоретический, так и практиче­ский характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учащихся.
Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Они своего рода социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Образуя ассоциацию, родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Этим целям могут служить школьные родительские собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии, секции и другие рабочие органы. Кроме того, родители могут входить как равноправные члены в школьный совет, если школьное самоуправление предусматривает создание этого органа.

Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.

Представители родителей, постоянные помощники педагога входят в общешкольный родительский совет. Это - координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия школы и семьи для решения воспитательных задач.

^ Родительские конференции. Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психологов, социально­го педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологи­ческих исследований по проблеме конференции и их анализ, а так­же знакомство участников конференции с результатами исследова­ний. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиции собственного опыта.

Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

Родительские конференции должны обсуждать насущ­ные проблемы общества, активными членами которого станут дети. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.

Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, нар­котики, сексуальное воспитание в семье - вот темы родительских конференций. Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей, на занятиях университета педагогических знаний, пред­шествующих конференции, иногда предлагается заполнение краткой анкеты.
Конференция обычно открывается вступительным словом директора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная). С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конференции.

Практикум — это форма выработки у родителей педагогичес­ких умений по воспитанию детей, эффективному решению возни­кающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педа­гогического мышления родителей-воспитателей.
В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации

^ Индивидуальные консультации.

Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руко­водителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог наби­рает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо провести индивиду­альные консультации-собеседования с родителями

Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного кон­сультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

Учитель должен дать родителям возмож­ность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учи­теля, в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:

1) особенности здоровья ребенка;

2) его увлечения, интересы;

3) предпочтение в общении в семье;

4) поведенческие реакции;

5) особенности характера;

6) мотивация учения;

7) моральные ценности семьи.

В ходе индивидуальной консультации можно использовать ан­кету «Мой ребенок», которая заполняется педагогом совместно с родителями:

1. Когда он родился, то ...

2. Самым интересным в первые годы жизни в нем было ...

3. О здоровье можно сказать следующее ...

4. Когда вопрос встал о подготовке к школе, то мы ...

5. Его отношение к школе было ...

6. В первые годы учебы он учился в основном ...

7. Ему нравились такие предметы, как ...

8. Отношения с первой учительницей были ...

9. Общаясь с одноклассниками ...

10. Трудности в воспитании связаны с ...

11. Хотелось бы, чтобы педагоги обратили внимание на ...
Беседа в воспитательном арсенале классного руководителя име­ет огромное значение. Беседу лучше всего использовать в целях предупреждения конфликтных ситуаций между отдельными педа­гогами и семьей. Использовать беседу в работе с родителями необ­ходимо для того, чтобы наладить доверительную атмосферу, вы­явить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не должны становиться гласными, если кто-то из участников беседы этого не хочет. В беседе классный руководи­тель должен больше слушать и слышать, а не увлекаться назида­тельными советами.

Нетрадиционные формы работы с родителями
1. Тематические консультации.

2. Родительские чтения.

3. Родительские вечера.
  1   2   3

Похожие:

Исследовательская работа «Работа классного руководителя с родителями» iconПлан работы по профориентации Справочно-информационная работа классного...
Индивидуальная работа классного руководителя с учащимися по подготовке к выбору профессии
Исследовательская работа «Работа классного руководителя с родителями» iconДоклад «Работа классного руководителя с родителями»
Современные условия обучения характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, стремлением развить...
Исследовательская работа «Работа классного руководителя с родителями» iconФункции классного руководителя
Типовым положением об образовательном учреждении, инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации...
Исследовательская работа «Работа классного руководителя с родителями» iconПо самообразованию
Работа классного руководителя по развитию индивидуальных способностей и интересов учащихся
Исследовательская работа «Работа классного руководителя с родителями» iconСистема работы с одаренными детьми
Дистанционные олимпиады, самостоятельная работа учащихся, работа с родителями, работа с вузами
Исследовательская работа «Работа классного руководителя с родителями» iconМетодические рекомендации по организации индивидуальной работы с...
Ота классного руководителя о создании в классе благотворной среды для формирования личности каждого ребенка с педагогическим проектированием,...
Исследовательская работа «Работа классного руководителя с родителями» iconМетодика проведения классного часа Классный час является прямой формой...
Итак, час классного руководителя (классный час) — это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики...
Исследовательская работа «Работа классного руководителя с родителями» iconУрока: обучающая
Форма работы: эвристическая беседа, самостоятельная работа, творческо – исследовательская работа по группам, дифференцированная творческая...
Исследовательская работа «Работа классного руководителя с родителями» iconРабота классного руководителя «Наша Победа!»
Победы в Великой Отечественной войне, ее значения и влияния на формирование национального самосознания российских граждан
Исследовательская работа «Работа классного руководителя с родителями» iconДокументация необходимая для работы классного руководителя
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию структуру Дневника классного руководителя
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница