«семья», ее роль в жизни и социализации ребенка, функции семьи




Скачать 101,75 Kb.
Название«семья», ее роль в жизни и социализации ребенка, функции семьи
Дата публикации22.10.2013
Размер101,75 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Психология > Документы
15. Социально-педагогическая типология семей. Задачи, содержание, формы и методы работы социального педагога с неблагополучной семьей

- «семья», ее роль в жизни и социализации ребенка, функции семьи Семья – основанная на кровном родстве или на браке группа, члены, которого связаны общностью быта имеются выработанная совокупность норм и образов поведения, регламентируемые взаимодействием м\у супругами, родными и детьми.

Семья – первичный институт соц-ии, важный фактор, т к она подставляет собой ближайшую среду жизни и развития ребенка. В семье ребенок овладевает нравственными и культурными представлениями, нормами и моделями во всех сферах челов-их отношений. В семье действует традиционный механизм с-ии, т е передача норм семейных традиции. Из псих-их механизмов действует - экзистенциональный нажим (влияние общества).
- типология семей (с позиций социальной педагогики) Типы семей:

Типы семей:

    • по количеству детей (бездетная, малодетная, многодетная)

    • по составу(неполная – материнская в следствии развода или овдовения, Отдельная, Простая – нуклеарная – отец, мать, ребенок, Сложная – несколько поколений, Большая, Материнская, Семья повторного брака

    • по структуре: (с одной брачной парой, с одним из родителей супруга, с двумя или более брачными парами)

    • по семейному статусу (молодожены, молодая семья, семья ждущая ребенка, семья среднего супружеского возраста, семья старшего супружеского возраста, пожилая супружеская пара).

    • по географическому признаку: (городская, сельская)

    • по характеру лидерства: (демократичная, авторитарная)

    • по семейному укладу: (семья детоцентрического типа, семья отдушина, семья, которая ставит на первое место: здоровье, порядок, материальный достаток и т д)

  • по диородности состава:

национальности социально гомогенная

уровень образования социально гетерогенная

по профессии

    • по качеству отношений и атмосфере в семье: (благополучная, устойчивая, неблагополучная, нестабильная, конфликтная, дезорганизующая)

  • по характеру поведения досуга: ( открытая – выход для отдыха, закрытая – внутрисемейный досуг)

  • по состоянию психологического здоровья: (здоровая, невротичная, виктимогенная – угроза псих здоровью детей),

  • по особым условиям семейной жизни: (внебрачная – юридически не оформленная, материнская – мать одиночка, дистантная – жизнь супругов идет отдельно из-за специфики работы)

  • по степени воспитательного потенциала: (воспитательно-сильная, воспитательно-устойчивая, воспитательно-неустойчивая, воспитательно-слабая с утратой контактов с детьми, воспитательно-слабая с постоянными конфликтами, асоциальная семья с алкогольной или сексуальной деморализацией, психологически отягощающая семья).

Из всех типов семей для прохождения успешной социализации важную роль имеет благополучная семья во всех отношения: полная, воспитательно-сильная, с положительным эмоциональным климатом.

^ Неблагополучная семья - семья, в котором нарушена структура, обесценивается и игнорируется основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются трудные дети. Главная ее особенность заключается в отрицательном и десоциальзирующим влиянием на формирование личности ребенка.

Классификация НБ С

НБ не способна в течении длительного времени противостоять воздействию внешних и внутренних факторов. К ним относятся: асоциальные, конфликтные, виктемогенные, пьющие, кризисные, невротические, педагогически слабые семьи.

Во втором ряду стоят: многодетные, неполные, дистантные, воспитывающие ребенка инвалида, детоцентрические.

Целуйко делит их на 2 группы, в зависимости от факторов неблагополучия:

  1. с явной открытой формой неблагополучия

  2. со скрытой формой неблагополучия: недоверчивая семья - настороженность, легкомысленная семья - беззаботное отношение, хитрая семья – использование в свих целях, семя ориентированная на исключительный успех ребенка, семьи известных людей, пограничные семьи- переход ил Б к НБ.

^ Десоциализирующие влияния неблагополучной семьи.

Наибольшую опасность по своему негативному воздействию на детей представляют криминально-аморальные семьи. Жизнь детей в таких семьях из-за жестокого обращения, пьяных дебошей, сексуальной распущенности родителей, отсутствия элементарной заботы о содержании детей зачастую находится под угрозой. Это так называемые социальные сироты (сироты при живых родителях), воспитание которых должно быть возложено на государственно-общественное попечение. В противном случае ребенка ждет раннее бродяжничество, побеги из дома, полная социальная незащищенность как от жестокого обращения в семье, так и от криминализирующего влияния преступных образований.

^ Асоциально-аморальные семьи, которые хотя и относятся к семьям с прямым десоциализирующим влиянием, тем не менее, в соответствии со своими специфическими социально-психологическими характеристиками требуют иного подхода.

На практике к асоциально-аморальным семьям чаще всего относят семьи с откровенными стяжательскими ориентациями, живущие по принципу "цель оправдывает средства", в которых отсутствуют моральные нормы и ограничения. Внешне обстановка в этих семьях может выглядеть вполне благопристойной, уровень жизни достаточно высок, но духовные ценности подменены исключительно стяжательскими ориентациями с весьма неразборчивыми средствами их достижения. Такие семьи, несмотря на свою внешнюю респектабельность, благодаря своим искаженным моральным представлениям, также оказывают на детей прямое десоциализирующее влияние, непосредственно прививая им антиобщественные взгляды и ценностные ориентации.

Иного подхода требуют семьи с косвенным десоциализирующим влиянием - конфликтные и педагогически несостоятельные.

^ Конфликтная семья, в которой по различным психологическим причинам личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликта, отчуждения.

^ Педагогически несостоятельные, как и конфликтные, семьи не оказывают на детей прямого десоциализирующего влияния. Формирование антиобщественных ориентации у детей в этих семьях происходит потому, что за счет педагогических ошибок, тяжелой морально-психологической атмосферы здесь утрачивается воспитательная роль семьи, и она по степени своего воздействия начинает уступать другим институтам социализации, играющим неблагоприятную роль.
- задачи работы СП с неблагополучной семьей

Согласно А.В. Мудрик, социальный педагог- это педагог, исследующий социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально созданных для этого, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (например, предприятия)

^ Цель его работы - создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.[13, 22]

Он проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей.

Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического, социального и т. п. плана). Социальный педагог не ждет, когда к нему обратятся за помощью. В этической форме он сам «выходит» на контакт с семьей.

Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.

Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально – педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.

Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.

^ Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.

Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями – путем их консультирования, а так же с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.

Психологическая составляющая социально – педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально – психологическую поддержку и коррекцию.

Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.

^ Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно – психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.

Посреднический компонент социально – педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование.

^ Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок – продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.

^ Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.

^ Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.

Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:

Советник - информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.

Консультант – консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.

Защитник – защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.
- содержание (4 направления!) работы СП с неблагополучной семьей

- формы и методы работы СП Методы работы СП с неблагополучными

1. диагностические:

А) наблюдение – общенаучный метод исследования, предполагает целенаправленную, систематическую фиксацию проявлений деятельности личности, коллектива, группы людей. Наблюдение может быть сплошным и выборочным; включенным и простым; неконтролируемым и контролируемым (при регистрации наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); полевым (при наблюдении в естественных условиях) и лабораторным (в экспериментальных условиях);

Б) опрос – это метод сбора информации, проводимый в виде интервью, беседы по заранее составленному плану;

В) тестирование – это один из методов исследования, заключающийся в диагностике личности, психического состояния функций, имеющихся и вновь приобретенных знаний;

2. управленческо – воспитательные методы (активные), ситуационно – ролевые игры, социально – психологические тренинг.

Формы работы: индивидуальная, групповая и фронтальная (примерами этих работ могут быть консультирование, дискуссионный диалог, лекция, семинар, психотерапия, обучающий и формирующий тренинг, психокоррекция).

Консультирование – это ориентация детей и подростков по воспитанию культуры семейных отношений, по возрастным и индивидуальным особенностям психического развития с целью психокоррекции и профилактики отклонений от нормы в семейного благополучия.

Работая с семьей, могут быть использованы наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждения, художественные аналогии, мини-тренинг и пр. при этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи – образовательные, психологические, психолого-педагогические.

Если семья не является инициатором взаимодействия с социальным педагогом, консультирование может проводиться в завуалированной форме. Конечная цель консультационной работы – с помощью специально-организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку.

Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей.

Обучающий и развивающий тренинг – это применение коррекционных и обучающих методов, направленное на развитие, формирование отдельных психических функций, умений, навыков и семейной компетенции детей и подростков, ослабленных в силу особенностей воспитания или социальной среды, но необходимых для успешной самореализации личности в различных видах деятельности.

Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя рол лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.

Коррекция – это коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка; профилактика нежелательных, негативных тенденций, личностного и интеллектуального развития.

Психотерапия – это система лечебного воздействия на психику, на весь организм и поведение ребенка и взрослого, комплексное лечение психических, нервных и психосоматических расстройств, решающее задачи по смягчению или ликвидации имеющейся симптоматики и изменению отношений к социальному окружению и собственной личности.

Семья – основанная на кровном родстве или на браке группа, члены, которого связаны общностью быта имеются выработанная совокупность норм и образов поведения, регламентируемые взаимодействием м\у супругами, родными и детьми.

Семья – первичный институт соц-ии, важный фактор, т к она подставляет собой ближайшую среду жизни и развития ребенка. В семье ребенок овладевает нравственными и культурными представлениями, нормами и моделями во всех сферах челов-их отношений. В семье действует традиционный механизм с-ии, т е передача норм семейных традиции. Из псих-их механизмов действует - экзистенциональный нажим (влияние общества).

Соц функции семьи:

1.репродуктивна, 2. первичной социализации, 3. Воспитательная, 4. соц контроль, 5. экономическая – материальное содержание несовершеннолетних в получении средств, 6. хозяйственно-бытовая – ведение хозяйства, 7. эмоционально-психоголическая защищенность каждого в семье, 8. физическое и умственное развитие, 9. формирование психологического пола ребенка, 10. Рекреативная, 11. Коммуникативная.

Похожие:

«семья», ее роль в жизни и социализации ребенка, функции семьи iconРоль семьи в жизни и социализации ребенка
Семья как важнейший институт социализации ребенка. Десоциализирующее влияние неблагополучной семьи
«семья», ее роль в жизни и социализации ребенка, функции семьи iconРоль семьи в формировании личности ребенка
Семья зачастую не выполняет своих воспитательных функций: успешной социализации детей, обеспечения психологического комфорта, эмоционального...
«семья», ее роль в жизни и социализации ребенка, функции семьи iconФункции и задачи развивающей деятельности семьи. Главное назначение семьи
Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном...
«семья», ее роль в жизни и социализации ребенка, функции семьи iconПонятие семьи, функции, структура и динамика семьи
Соловьев Н. Я., 1977. Семья играет огромную роль в жизни, как отдельной личности, так и всего общества. По данным переписи населения...
«семья», ее роль в жизни и социализации ребенка, функции семьи iconВзаимодействие семьи и доу
Взаимодействие доу и семьи, двух важных институтов социализации детей, выражается в их воспитательных функциях. Хотя их воспитательные...
«семья», ее роль в жизни и социализации ребенка, функции семьи iconВлияние семейного воспитания на формирование законопослушного гражданина
Большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям...
«семья», ее роль в жизни и социализации ребенка, функции семьи iconРоль семьи в становлении личности ребенка
Семья российская, хранительница памяти обо всем лучшем, что сделано прадедами, не должна стоять в стороне от воспитания юного гражданина....
«семья», ее роль в жизни и социализации ребенка, функции семьи iconУ вас многодетная семья
При рождении третьего ребенка семья приобретает статус многодетной и получает право (независимо от доходов семьи) на ежемесячные...
«семья», ее роль в жизни и социализации ребенка, функции семьи iconПримерная программа изучения семьи школьника
Семья – первичный мир, в котором будущий гражданин начинает свои первые шаги по пути социализации
«семья», ее роль в жизни и социализации ребенка, функции семьи iconОсновные функции социального педагога в работе с семьей
Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов социализации Ее функции трансформируются...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница