Выступление на муниципальных педагогических чтениях Маслова Лилия Ивановна, воспитатель мбдоу детский сад комбинированного вида №52 «Ласточка». Выбор данной темы




Скачать 106,91 Kb.
НазваниеВыступление на муниципальных педагогических чтениях Маслова Лилия Ивановна, воспитатель мбдоу детский сад комбинированного вида №52 «Ласточка». Выбор данной темы
Дата публикации22.04.2013
Размер106,91 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Психология > Документы
Формирование позитивной «Я - концепции» как фактор развития познавательной активности старших дошкольников

(выступление на муниципальных педагогических чтениях)
Маслова Лилия Ивановна, воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №52 «Ласточка».


Выбор данной темы определён вопросом поиска, отбора и внедрения новой технологии в образовательную деятельность для оптимизации процесса развития познавательной активности старших дошкольников в условиях ДОУ.

Актуальность.

Развитие познания у дошкольников является приоритетным направлением в системе дошкольного образования в силу его особой значимости для целостного развития личности, которая обусловлена закономерной необходимостью, социальным развитием общества, достижениями современной науки и практики, ведь обществом востребован человек думающий, образованный, способный к рассуждению, оценке явлений и событий с разных точек зрения, осознающий свою значимость в современном пространстве. Всего этого невозможно добиться без стойкого интереса к самому себе и к миру, без овладения приёмами самопознания, самооценивания, саморегуляции, позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми, т. е. без достаточно сформированной позитивной «Я - концепции».

Теоретическая база. В опыте учтены и использованы научные данные отечественных педагогов – психологов в области формирования позитивной «Я – концепции» как фактора развития познавательной активности: А. В. Запорожца, М. И. Лисиной, А.Н Леонтьева, А. Л. Венгера, М. И. Чистяковой. Работая по программе «Детство» (авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.) я определила структуру формирования «Я - концепции» следующим образом:
^ Я - КОНЦЕПЦИЯ



Новизна опыта заключается во внедрении и в интегративном эффекте взаимопроникновения в процесс развития познавательной активности мероприятий, направленных на формирование позитивной «Я - концепции», как фактора развития познавательной активности старших дошкольников.

Цель. Создание модели формирования позитивной «Я - концепции», обеспечивающей эффективное развитие познавательной активности старших дошкольников в условиях ДОУ.

Задачи:

  • Формирование у детей системы позитивных представлений о себе.

  • Развитие у детей положительной самооценки, уверенности в себе, осознания роста своих достижений, чувства собственного достоинства.

  • Воспитание умения самостоятельно выбирать линию поведения по отношению к окружающим с учётом доброжелательности, готовности к общению и сотрудничеству; самоконтроля и ответственности за свои действия и поступки.

Основные принципы, положенные в основу работы:

  • Принцип доступности (учёт возрастных особенностей детей; адаптация материала к возрасту и возможностям детей).

  • Принцип систематичности и последовательности (дозированная подача материала от простого к сложному с учётом повторения усвоенных правил и норм).

  • Принцип наглядности (учёт особенностей детского мышления)

  • Принцип динамичности (внедрение материала, способствовавщего формированию позитивной «Я - концепции» в различные виды образовательной деятельности).

  • Принцип дифференцированности (создание положительного микроклимата в коллективе с учётом индивидуальных особенностей, в котором педагог относится к каждому ребёнку как к самоценной личности).


Основные направления работы с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка:

  • Обогащение предметно - развивающей среды.

  • Создание проекта модели формирования позитивной «Я - концепции» как фактора развития познавательной активности старших дошкольников в условиях ДОУ.

  • Внедрение проекта в единую систему развития познавательной активности («образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной, чтения) + самостоятельная деятельность детей + образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов + взаимодействие с семьями детей»).

  • Результативность.


Обогащение предметно - развивающей среды.

Предметно - развивающая среда в группе организована так, что каждый ребёнок имеет возможность свободно заниматься своим делом. Уголок «Давайте посмеемся» создавал позитивное настроение, дети находили в нём что-то смешное для себя и товарища.

«Счастьеграммы» – являются средством формирования позитивной «Я - концепции». Каждый ребёнок имел возможность незамедлительно сообщить о своём настроении, изменении в его поведении, желании обратить на себя внимание.

Уголок «Здравствуйте, я пришёл. Ребёнок приходит в группу и открывает фотографию, тем самым он сообщает всем детям, что он является таким же равноправным членом детского коллектива, как и они. Кроме того это формирует межличностные отношения детей.

«Правила группы». В группе существует свой свод правил, который необходим для нормальной жизнедеятельности детского коллектива. Дети сами выделили правила поведения в группе, взаимоотношения, отношение к окружающему миру. Наличие правил приучали контролировать свои эмоции, поведение. Правила применялись ко всем детям. Формулировка осуществлялась в положительном ключе.

Выставки совместного творчества взрослых и детей (повышают самооценку, формируют образ «Я», «Я и другие», моделируют адекватное поведение ).

«Фито - бар», «Полифункциональный домик», «Уголок безопасности», «Игротека» (игры на развитие познавательной активности и логического мышления).

Создание проекта модели формирования позитивной «Я - концепции» как фактора развития познавательной активности старших дошкольников в условиях ДОУ.

1 блок – «Я» и «Я» и другие.

2 блок – «Повышаем самооценку».

3 блок – «Учусь управлять собой»

Внедрение проекта в единую систему развития познавательной активности:

Единая система развития познавательной активности («образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной, чтения) + самостоятельная деятельность детей + образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов + взаимодействие с семьями детей».

Утро. Прием детей.

  • Игры познавательного характера, направленные на формирование позитивной «Я - концепции»: «Мы разные», «Угости друга», «Найди своё место».

  • Беседы: «Хорошо ли обижаться?», «Как научиться быть храбрым?», «Мои поступки», «Что я умею», «Правила поведения настоящего горожанина», «Хочу и нельзя».

Дидактическое упражнение «солнечный зайчик».

^ Непосредственно – образовательная деятельность:

Крепче дружбы нет морской», «Весёлые приключения друзей», «Забавные превращения» , «Секрет волшебных слов».

Физкультминутки.

«Я не подумал о других», «Гимнастика для глаз», «Что случилось с малышом», «С нами смех идет в поход»

^ Игры малой подвижности

«Я – затейник»

«Я отдам тебе все,

что есть у меня»

Прогулка.

  • Целевые прогулки, экскурсии, обсуждение с детьми правил поведения (Что можно, что нельзя);

  • труд на участке совместно с воспитателем;

  • игры, обогащающие представления детей об окружающем мире, о правилах поведения в нём: дидактические («Путаница», «Чьи это ноги?», «Кто где живёт?», «Узнай по следу», «Подбери, что подходит»);

  • подвижные игры: игры – эстафеты, игры с правилами, элементами соревнования (городки, баскетбол, бадминтон, футбол, хоккей), спортивные игры (катание с горки по одному и парами, катание на велосипеде, самокате, санках).

  • Наблюдение: самостоятельность в процессе предположений, отборе способов проверки при решении проблемных ситуаций. Самостоятельное планирование хода наблюдения, использование при этом сенсорных и интеллектуальных способов познания (не только подойти, потрогать, но и сравнить, порассуждать, высказать собственную версию, обсудить с другими детьми, возможно в качестве верной принять версию другого). «Наблюдение за берёзой».

  • индивидуальная работа как с детьми, отстающими, так и с детьми, опережающими своих сверстников, независимо от возраста с того этапа, где наблюдались наибольшие проблемы.

Развлечения и досуги: «День рождения у друга», «Русские матрёшки» «Масленица», «Осенины», игры – драматизации, различная театрализованная деятельность, где каждый участник – актёр.

^ Сюжетно – ролевые игры.

Игры – экспериментирования.

Самостоятельная деятельность: «Всем советуем дружить».

«Веселая история»; «Хитрые картинки»; «Перевертыши»; «Цветик - семицветик»; «Лесные обитатели»; «Домино».

^ Д/и «Найди свой дом»; «Город».

Взаимодействие с родителями.

  • выставки совместного творчества родителей и детей («Взрослые, мы обращаемся к вам», «Взрослые и дети группы «Солнышко», «Зима - мастерица», «Лес – наше богатство»);

  • совместные праздники и развлечения («Масленица», «Приключения светофора», «Волшебный шиповник»);

  • родительские собрания («Роль семьи в формировании положительной «Я - концепции», «Понимаем ли мы своих детей?», «Неразлучные друзья – взрослые и дети»);

  • информационные бюллетени («Хочу всё знать», «Для вас, родители»);

  • открытые просмотры непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию («Забавные превращения», «Путешествие в сказочный лес»).

Результативность уровня развития познавательной активности определена по программе «детство» (В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина).



Комплекс диагностических методик, направленных на определение уровня сформированности «Я - концепции».

  • 1) методика изучения уровня сформированности образа «Я» дошкольника (А. Б. Венгер).

  • 2) методика «Лесенка» для определения уровня самооценки (Я. Л. Коломинский, М. И. Лисина.)

  • 3) модифицированный вариант методики М. В. Корепановой для определения уровня самосознания и тенденций поведения.


Анализ диагностики показал падение низкого уровня развития познавательной активности с 54% (начало 2008 – 2009 уч. г.) до 1% (конец 2010 - 2011уч. г.); рост среднего уровня с 42% (начало 2008 – 2009 уч. г.) до 70% (конец 2010 – 2011 уч. г.). рост высокого уровня с 4% (начало 2008 – 2009 уч. г.) до 29% (конец 2010 – 2011 уч. г.).

В сравнении с результатами диагностики уровня сформированности позитивной «Я - концепции» прослеживается подобная закономерность, что наглядно подтверждает зависимость уровня развития познавательной активности от степени сформированности позитивной «Я - концепции».

Начало 2008 – 2009 уч. г. Конец 2010 – 2011 уч. г.

Н – 47% Н – 1%

С – 47% С – 59%

В – 6% В – 40%

Результативность опыта.

В результате работы над опытом, создана модель формирования позитивной «Я - концепции», которая обеспечивает эффективное развитие познавательной активности старших дошкольников в условиях ДОУ: формирует у детей систему позитивных представлений о себе; развивает у них адекватную самооценку, уверенность в себе, осознание роста своих достижений, чувство собственного достоинства; воспитывает умение самостоятельно выбирать линию поведения по отношению к окружающим с учётом доброжелательности, готовности к общению и сотрудничеству; самоконтроля и ответственности за свои действия и поступки.

Дети  активны и самостоятельны в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса их в новые условия; проявляют интерес к экспериментированию. Способны наметить последовательные шаги развития ситуации, следуют цели, выбирают средства; успешно решают логические задачи; активно включаются в игры на классификацию, сериацию, модификацию; участвуют в преобразовательной деятельности.

Библиографический список
Бабаева Т. И.Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2011. – 528с.

Венгер А.Л. Программа «Развитие», М.: - Просвещение, 1992. – 230 с. Венгер А.JI. Старший дошкольник // Дошкольное воспитание. 1994. -№ 1.

Ветохина А. Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО издательство «Детство - пресс», 2010. – 192с.

Гончарова Н. В. План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/ Сост. Н. В. Гончарова и др.; под ред. З. А. Михайловой. 2 -е изд. – СПб: «Детство-Пресс», 2019. -255 с.- (библиотека программы «Детство»).

^ Закон Российской Федерации «Об образовании» 1996

Запорожец А. В. Избранные психологические труды в 2-ух томах под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, М.: Педагогика 1986

Котова Е. В. В мире друзей: Программа эмоционально – личностного развития детей. Сфера, 2007. – 80 с.

Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, -1993.,

Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры, журнал «Психологическая наука и образование» 1996.

Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное //исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М.:1980.-195с.

^ Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников, М.: Просвещение 1974

Логинова В. И. Детство: Программа развития и воспитания в детском саду /В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, H.A. Ноткина и др.: Под ред. Т. И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. – 244 с. СПб.: Детство-Пресс, 2010.

развития детей. М.:

Носова Е. А. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей. – СПб.: ООО «издательство «Детство - Пресс», 2009, 80 с.

^ Солнцева О.В. Освоение позиции субъекта игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, СПб – 1998.-340с.

Фесюкова Л. Б. Учусь управлять собой. Комплексные занятия и игры для детей 4 – 7 лет. Х.: ЧП «АН ГРО ПЛЮС », 2010 – 208 с.

Цукерман Г.А., Мастеров Б.М.Психология саморазвития., М.: Интерпракс, 1995. -200с.

Чистякова М.И. Психогимнастика под ред. М.И. Буянова. М.: Просвещение, 1990.-145с

Шипицина Л. М. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «Детство – Пресс», 1998. – 384 с.

Похожие:

Выступление на муниципальных педагогических чтениях Маслова Лилия Ивановна, воспитатель мбдоу детский сад комбинированного вида №52 «Ласточка». Выбор данной темы iconТелефоны: 28-62-33. К мбдоу можно проехать на следующем транспорте:...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №29 «Детский сад комбинированного вида» (сокращённо – мбдоу №29 «Детский...
Выступление на муниципальных педагогических чтениях Маслова Лилия Ивановна, воспитатель мбдоу детский сад комбинированного вида №52 «Ласточка». Выбор данной темы icon«Оздоровление детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата»
Я, Сергеева Нина Алексеевна, воспитатель структурного подразделения «Детский сад №18 комбинированного вида» мбдоу «Детский сад «Радуга»...
Выступление на муниципальных педагогических чтениях Маслова Лилия Ивановна, воспитатель мбдоу детский сад комбинированного вида №52 «Ласточка». Выбор данной темы iconПрактическая работа по приобщению детей старшего дошкольного возраста...
Воспитатель мбдоу №18 «Детский сад комбинированного вида «Полянка»: Твердова Л. Г
Выступление на муниципальных педагогических чтениях Маслова Лилия Ивановна, воспитатель мбдоу детский сад комбинированного вида №52 «Ласточка». Выбор данной темы iconДоклад мбдоу детского сада комбинированного вида №24 «Сказка»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №24 «Сказка»
Выступление на муниципальных педагогических чтениях Маслова Лилия Ивановна, воспитатель мбдоу детский сад комбинированного вида №52 «Ласточка». Выбор данной темы iconДиректоренко Татьяна Ивановна, воспитатель мбдоу детский сад №1 «Росинка»...
Программное содержание: Разобрать причины конкретных возгораний. Популярно и доходчиво рассказать о роли леса на земле, разнообразии...
Выступление на муниципальных педагогических чтениях Маслова Лилия Ивановна, воспитатель мбдоу детский сад комбинированного вида №52 «Ласточка». Выбор данной темы iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский...
Принято на общем собрании родителей (родительский комитет) мбдоу детский сад кв №8 «Рябинка»
Выступление на муниципальных педагогических чтениях Маслова Лилия Ивановна, воспитатель мбдоу детский сад комбинированного вида №52 «Ласточка». Выбор данной темы iconДоговор № между муниципальным автономным дошкольным образовательным...
...
Выступление на муниципальных педагогических чтениях Маслова Лилия Ивановна, воспитатель мбдоу детский сад комбинированного вида №52 «Ласточка». Выбор данной темы iconАнализ деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Мбдоу «Детский сад №72» имеет статус дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида. Возраст детей, посещающих доу...
Выступление на муниципальных педагогических чтениях Маслова Лилия Ивановна, воспитатель мбдоу детский сад комбинированного вида №52 «Ласточка». Выбор данной темы iconМбдоу «Детский сад «Росинка» мбдоу «Детский сад «Ласточка»

Выступление на муниципальных педагогических чтениях Маслова Лилия Ивановна, воспитатель мбдоу детский сад комбинированного вида №52 «Ласточка». Выбор данной темы iconМкдоу «Детский сад комбинированного вида «Золотой ключик» Заведующий...
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Золотой ключик» введено в эксплуатацию...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница