Функции социальных конфликтов (конструктивные)




Скачать 46,93 Kb.
НазваниеФункции социальных конфликтов (конструктивные)
Дата публикации13.10.2013
Размер46,93 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Психология > Документы
№ 23. Функции социальных конфликтов (конструктивные)

Основные функции социальных конфликтов – это:

- конструктивные

- диструктивные.

Функции социальных конфликтов – те конкретные последствия, которые производят (оказывают) возникающий, развивающийся или завершающийся конфликт на его участников и/или на ближайшее его социальное окружение.

Большинство людей видят в конфликтах вещь неприятную, часть проклятия

рода человеческого. Но можно отнестись к конфликтам по-другому - увидеть в

них потенциальный прогресс. То есть, конфликты как неотъемлемый момент

социального бытия могут выполнять две функции: позитивную (конструктивную)

и негативную (деструктивную). Поэтому, как считают многие исследователи,

задача состоит не в том, чтобы устранить или предотвратить конфликт, а в

том, чтобы найти способ сделать его продуктивным.

В общем плане возможность конфликта выполнять конструктивную роль

связывается с тем, что конфликт предотвращает «застой» и «омертвение»

индивидуальной или групповой жизнедеятельности и стимулирует их движение

вперед. Кроме того, поскольку основой возникновения всякого конфликта

является отрицание предшествующих отношений между сторонами, способствуя

созданию новых условий, конфликт одновременно выполняет и адаптивную

функцию. Положительные последствия конфликта для отдельного человека могут

также состоять и в том, что посредством него будет изжита внутренняя

напряженность.

Позитивная функция конфликтов состоит в том, что они часто служат

выражению неудовлетворенности или протеста, информированию конфликтующих

сторон об их интересах и потребностях.

В определенных ситуациях, когда негативные взаимоотношения между

людьми контролируемые, и, по крайней мере, одна из сторон отстаивает не

только личные, но и организационные интересы в целом, конфликты помогают

сплотиться окружающим, мобилизовать волю, ум на решение принципиально

важных вопросов, улучшить психологический климат в коллективе.

Более того, бывают ситуации, когда конфликт между членами

коллектива, открытый и принципиальный спор желательней: лучше вовремя

предупредить, осудить и не допустить неправильное поведение коллеги по

работе, чем попустительствовать ему, не реагировать, опасаясь испортить

отношения. Как выразился М. Вебер, "конфликт очищает". Такой конфликт

позитивно влияет на структуру, динамику и результативность социально-

психологических процессов и служащих источником самоусовершенствования и

саморазвития личности.

Итак, конструктивные функции социального конфликта выражаются в следующих последствиях:

-наличие конфликтов в организации является фактором развития, фактором преодоления застоя.

-конфликт может порождать новые более эффективные и благоприятные условия работы и индивидуальной жизнедеятельности субъектов при его конструктивном развитии.

-конфликты являются фактором сплочения коллектива, а также мобилизации внутренних человеческих ресурсов: воли, интеллекта, знаний для решения важных вопросов, которые могли быть так и не решены в отстуствии конфликта

-конфликты, а особенно в трудовой среде позволяют полностью или частично устранить различные противоречия, возникшие из-за несовершенства организации и управления деятельностью людей, ошибок руководства и организации или нерадимости отдельных работников.

-конфликт позволяет более глубоко и правильно оценить индивидуальные и психологические особенности участников (сильные и слабые стороны).

-конфликт позволяет проверить ценностные ориентации людей.

-конфликты позволяют ослабить психологическую напряженность между оппонентами.

-несомненно, конфликты служат источниками развития личности.

-конфликты улучшают качество индивидуальной, трудовой, семейной и всех сфер жизнедеятельности.

-также, при защите справедливых целей в конфликте субъекты конфликта повышают свой авторитет и статус.

Таким образом, участие в конструктивном конфликте-фактор как внутреннего развития самих субъектов конфликта, так и его ближайшего социального окружения, к примеру организации, где протекает трудовая деятельность субъектов или отдельного подразделения (к примеру улучшение условий труда в подр.). И естественно конструктивный конфликт является очень эффективным способом решения проблем, так как максимальная мобилизация ресурсов как личностных отдельных индивидов, так и организации в целом подтверждает, что на решение проблемы направлена максимум усилий, а при обычной не конфликтной ситуации могло не быть таких условий «конструктивной напряженности» при которых бы эти ресурсы были максимально конструктивно мобилизованы.

№ 36.^ Анализ личностных и деловых характеристик участников конфликта.

Роль субъекта управления сводится к сбору и анализу необходимой информации.

Деловые характеристки- здесь субъекту управления необходимо собрать и проанализировать следующую информацию:

-работниками каких подразделений являются субъекты конфликта.,

-какая специальность

-какой непрерывный стаж работы в организации.

-технологические функции.

-роль с точки зрения субординации.

-каково отношение к проффессиональным качествам работника со стороны других субъектов (к примеру могут обратиться за советом, как к не только знающему, но и идущему на встречу, то есть на сотрудничество специалисту или такой тенденции нет)

Каков профессионльный опыт решения сложных неординарных задач, при которых возможно возникновение конфликта (возможен учет прошлого опыта работы в других организациях).

^ Личностные характеристики:субъект управления конфликтом определяет:

-нравственно-этические характеристики оппонентов.

-психологические;

-культурологические;

- есть ли у оппонентов зафиксированный лидер ( насколько оппоненты сплочены вокруг себя или это разрозненная группа).

-каковы цели и интересы первичной первичной группы участников конфликта (инициаторы процесса).

-каковы мотивы субъектов.

-каковы ожидания от результатов завершения конфликта, что оппоненты видят приемлимой выгодной формой завершения конфликта, то есть субъект управление должен иметь конфликтное пространство в представлении каждой стороны конфликта.

-необходимо учесть в анализе наличие конфликтных личностей (не менее 6% любого общества составляют конфликтные личности;

- есть игроки, любители острых ощущений, которые поддерживают субъектов конфликта ради азарта, игры, интереса;

-в конечном счете необходимо выявить людей, которые не заинтересованы в данном конфликте.

Таким образом, глубокий анализ данных характеристик необходим, так как без него субъект управления конфликтом не сможет получить полноценный, системный образ конфликтной ситуации. Только проанализировав данные характеристики участников конфликта субъект управления получает представление о конфликтном пространстве каждой стороны, о возможных реакциях и стратегиях поведения оппонентов, а следовательно о наиболее приемлемых по отношению к конкретной конфликтной ситуации способах управления конфликтом.

Похожие:

Функции социальных конфликтов (конструктивные) iconКонфликты и конфликтные ситуации в профессионально-педагогической деятельности учителя
Понятие «конфликт», «конфликтная ситуация». Деструктивные и конструктивные функции конфликтов
Функции социальных конфликтов (конструктивные) iconВозникновение и развитие социологии.
Непонимание социальных закономерностей и специфики развития общества нередко служит причиной возникновения и обострения социальных...
Функции социальных конфликтов (конструктивные) icon4 Определение и классификации этнических конфликтов Межгрупповые...
Русско-американский социолог П. Сорокин подсчитал, что за 24 века в истории человечества на четыре мирных года приходится один год,...
Функции социальных конфликтов (конструктивные) icon«Семейные конфликты», «Конструктивные способы решения конфликтов» и т д
В целях профилактики суицидальных проявлений у учащихся, оказания своевременной помощи детям в кризисные моменты в социально – психологической...
Функции социальных конфликтов (конструктивные) icon364 семиотика кино и проблемы киноэстетики
А острота социальных конфликтов, возникно­вение средств массовой информации (и дезинформации), выдвижение про
Функции социальных конфликтов (конструктивные) iconПроцессы, служащие для разрешения конфликтов: переговоры, медиация, арбитраж
Принципиальная возможность достижения исхода выигрыш-выигрыш, наряду с некоторыми другими факторами, заставляет искать альтернативу...
Функции социальных конфликтов (конструктивные) iconА. Я. Психология >> Тренинги >> Ролевая игра "Cглаживание конфликтов"...
Ведущий рассказывает о важности такого умения как умение быстро и эффективно сглаживать конфликты; объявляет о том, что сейчас опытным...
Функции социальных конфликтов (конструктивные) iconПринципы и тенденции миротворческого контроля внутригосударственных конфликтов
К миротворцам относятся структуры и органы, не являющиеся участниками внутри- и межгосударственных конфликтов
Функции социальных конфликтов (конструктивные) iconОсновные подходы в разрешении конфликтов в детском коллективе
Конфликт – столкновение противоположных интересов, взглядов, целей, позиций, ролей. В настоящее время конфликты понимаются как сложное...
Функции социальных конфликтов (конструктивные) iconПрирода и разрешение конфликтов в молодой семье
По меньшей мере три зоны конфликтов присутствуют на данной стадии жизни семьи: функционально-ролевая, потребностно- мотивационная,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница