1. Социология как наука. Структура Социологического знания и его основные функции




Скачать 459,88 Kb.
Название1. Социология как наука. Структура Социологического знания и его основные функции
страница1/4
Дата публикации13.10.2013
Размер459,88 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4

1. Социология как наука. Структура Социологического знания и его основные функции.

Термин социология был введен в науку в 19 в. Огюстом Контом. Социология изучает взаимоотношения между людьми и обществом, почему изменяется общество и как общество формирует поведение людей, и как возникает представление людей о самих себе. Предмет: структурные институты, группы какие являются элитными и не элитными, как взаимодействуют и как влияют на политику государства. Этнические группы – предмет социологии. Изучает причины конфликтов, проблему напряженности в обществе и предлагает свои методы решения этих проблем. Структура социологии: Теоретические исследования - ориентирует на выявление механизмов действий законов, форм их проявления. Эмпирические социологические исследования связаны с конкретной развернутой информацией относительно тех или иных явлений и процессов, опираются в отличие от теоретических исследований, проводимых с помощью общенаучных методов, на статистический анализ, методы конкретных социологических исследований.

Теоретическая социология — совокупность многообразных концепций, разрабатывающих аспекты социального развития общества и дающие им интерпретацию.

Структура социологического знания – определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся соц. Системе. Она предстает как система взаимосвязанных представлений, понятий взглядов, теорий о соц.процессах разных уровней.

Структура:

- Знания об обществе как целостном соц.организме.

- Взаимосвязь представлений о функционировании и развитии отдельных сфер общественной жизни.

- Знания о соц.составе населения страны и соц. структуре общества.

- Научные представления, взгляды, теории, относящиеся к полит.социологии.

- Научные представления и выводы социологов о деят-ти существующих в обществе соц. институтов.

Функции:

    1. Теоретико-познавательная, критическая функция

    2. ^ Описательная функция социологии - это систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т.п. В них имеются попытки воссоздать идеальную картину социального объекта, его действие, взаимосвязи и т.п.

    3. ^ Прогностическая функция социологии - это выдача социальных прогнозов. Обычно социологические исследования завершаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза, изучаемого объекта.

    4. Суть преобразовательной функции социологии в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений.

    5. ^ Информационная функция социологии представляет сбор, систематизацию и накопление информации, полученной в результате исследований.

    6. Мировоззренческая функция социологии выражается в использовании действительно корректных выверенных количественных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного человека.


^ Социологические концепции О. Конта и Г. Спенсора


О. Конт - основоположник социалистической науки. Огюст Конт (1798-1857г.г.)- французский философ, основоположник позитивизма (от лат. положительный) и буржуазной социологии. Основная идея Конта отделение науки от метафизики ( т.е. учение о сверхчувствах, парапсихологии) и теологии (т.е. наука о боге или богословие ). По его мнению, истинная наука должна отказаться от неразрешимых вопросов, т.е. таких, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты доступные эмпирическому наблюдению. Конт настаивал на исследовании взаимосвязей фактов, их функционирования в рамках больших целостностей, больших систем. Высшим видом систем он считал общество, человечество. Социальная теория Конта состоит из 2 частей: "Социальная статика" и "Социальная динамика". Основной интерес французский мыслитель направил на динамику. Первичный фактор социальной динамики - это духовное и умственное развитие. Вторичные факторы - это климат, раса, средняя продолжительность жизни, прирост населения. Вторичные факторы обуславливают разделение труда и побуждают интеллектуальных и моральных черт человека. Позитивист О. Конт - предложил выделить социологию как отдельную науку в 1836 году.

Его методы в социологии:

- Наблюдение социальных фактов

- Эксперимент

- Сравнение

Развитие социологии шло по двум направлениям: в виде теоретической и эмпирической (практической) социологии.

Герберт Спенсер (1820-1903). Формирует свою концепцию на основе теории Дарвина. Он считает, что общество это организм, который состоит из поддерживающей, распределительной и регулирующей систем общества. Гл причиной развития общества явл разделение тружа, формирующиеся порядок, поэтому одни люди зависят от других.

^ 3.Интегральная социология Петерима Сорокина

Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего. Теоретическая социология подразделяется на: 1. социальную аналитику, изучающую строение, как простейшего социального явления, так и сложных социальных единств, образованных той или иной комбинацией простейших социальных явлений. 2. социальную механику, изучающую процессы взаимодействия лю­дей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется. 3. социальную генетику; Социология практическая изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения должного.

Классификация групп: 1.Важные односвязные группы (концентрируемые вокруг главных ценностей) А) Биосоциальные характеристики 1. Раса 2. Пол 3. Возрастные ценности Б) Социокультурные характеристики 1. Родственные связи 2. Территориальная близость

3. Язык (национальность) 4. Государство 5. Занятие 6. Экономические 7. Религиозные

8. Политические 9. Научные, философские, эстетические, образовательные, рекреационные, этнические и другие идеологические ценности. В историю социологической мысли Питирим Сорокин вошел как создатель интегрального направления в современной социологии, теории соц. стратификации и соц. мобильности, концепции флуктуации социокультурных систем. Он предложил изучать общество, его явления с позиций как объективности социокультурных систем, находящихся в сложном движении – по горизонтали, вертикале и в виде флуктуации, так и с учетом субъективности – сложной, интегральной сущности человека, его ценностного мира.

В работе «Моя философия – интегрализм» социолог рассуждает о своем видении интегральной сущности человека, которая проявляется и раскрывается в его способностях отражать и анализировать мир с помощью интегрального использования каналов познания. Вместе с тем интегральное существо человека проявляется и в том, что он является активным участником создания творческого начала во вселенной.
^ 41.ФУНКЦИИ СЕМЬИ

Функции семьи историчны и связаны с соц.-экон. условиями общества. Это обуславливает их характер и иерархию.

Функции семьи (основные):

  • репродуктивная, т.е. биологическое воспроизводство население;

  • социализация детей, воспитательная, культурное воспроизводство общества;

  • содержание детей и престарелых членов.

Функции второго плана:

  • коммуникационная в разных аспектах — внутри семьи и с внешним миром,

  • регулятивная — регулирует поведение своих членов,

  • накопление и передача собственности и статуса,

  • рекреационная — материальные и моральные условия отдыха.

Эти функции в том или ином виде и объеме имеют место в семьях, в каждой семье их соотношение различно. Исторически некоторые функции отмирают, например производственная, другие функции усиливаются. Происходит постепенный переход от патриархальной семьи с бесспорным авторитетом и властью отца к семье, эгалитарной, в которой мужчина перестает быть единственным создателем материальной базы семьи. Роль кормильца выполняет и женщина и мужчина. Рекреационная функция семьи существовала и в 19 и в 20вв лишь в зачаточном состоянии, поскольку в рамках семьи осуществлялся не столько отдых, сколько совместное производство. Сейчас производительная деятельность выведена в основном за рамки семьи, а семья становиться главным местом отдыха. В целом изменение функций, утрата одних и возникновение других называется дисфункцией. Результатом дисфункции семьи становится возникновение новых типов семьи. Этот процесс существовал всегда, но во второй половине 20в изменение функций происходит столь быстро, что изменились почти все функции, и том числе репродуктивная функция.

С точки зрения функций семьи в социологии рассматриваются проблемы — несоответствие функционирования семьи общественным потребностям: низкая рождаемость, высокое число разводов, низкий воспитательный потенциал и т.д.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях. Традиционные роли, при которых женщина рожала и воспитывала детей, вела хозяйство, а муж был хозяином, собственником имущества, экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой позитивные и негативные последствия. С одной стороны это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой стороны усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость.

^ 19. Ощущение и восприятие.

Ощущение – психич-познавательный процесс, который заключается в отражении отдельных св-в объектов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Виды:

- Интероцептивные (органические) – сигнализируют о протекании обменных процессов внутри организма.

- Экстроцептивные -возникают при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на внешней поверхности тела. (зрение, слух, осязание, обоняние)

1. Контактные-отражают кач-во объектов непосредственно воздействующих на рецепторные поверхности (осязание, вкус)

2. Дистантные-отсутствует прямой контакт рецепторов объекта (зрительный, слуховой)

- Проприоцептивные – отражают движение и относит. положение частей тела. Рецепторы расположены в мыщцах, суставах, сухожилиях.

Закономерности

- Эффект после действия – означает что прекращение действия раздражителя не вызывает мгновенного

- Адаптация – приспособление чувствит-ти постоянно действ-му раздражителю

- Взаимодействие ощущений- изм-е чувствит-ти одной анализаторной системы под влиянием другой

--Синестезия

--Сенсибилизация

-Упражнение ощущений

-Порок чувст-ти – способность к распознаванию волны и кач-ва раздражителя.

Восприятие – психич. процесс, заключается в отражении объектов, совокупности св-в непосредств. воздействии на органы чувств.

Виды:

- В зависимости от объекта: восприятие речи, музыки, предметов и соц. перцепция.

-В зависимости от органа чувств: зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое.

- В зависимости от формы сущ-я материи6 Восприятие времени, движения и пространства

Свойства:

1.Активность и историчность –

2. Предметность – отнесенность всех получ-х с помощью органов чувств сведений о внешнем мире с самими предметами.

3. Константность – относит. постоянство формы, величины, цвета предметов в разл. усл-х.

4. Избирательность – выделение их объекта по сравнению с др.

5. Апперцепция – осмысленность восприятия в соответ. с прошлым опытом субъекта.

20. Внимание

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на определ. объектах или какой-л деят-ти.

Виды:

  1. Непроизвольное – возникает стихийно. Отсутствует усилие для его сохранения и возникновения. Временной диапазон широкий.

  2. Произвольное – вызывается сознательно, это активная, целенаправленное сосредоточ-е сознания, поддержание опред. уровня кот. связано с волевыми усилиями.

  3. Послепроизвольное – сочетание целевой направленности с благоприятными внешними и внутрен. усл-ми деят-ти.

Свойства:

  1. Объем – кол-во, кот. можно одновременно удерживать в поле зрения.

  2. Устойчивость – способность поддерживать сосредот-ть внимания длит. время.

  3. Концентрация – способность усилием воли удерживать внимание на опред. объекте.

  4. Переключаемость – скорость перехода от объекта к объекту.

22. Память.

Память – псих.-познават. процесс, заключ-ся в отражении прошлого опыта путем его организации и сохранения. Включает процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.

Виды:

- По длит-ти хранения инф-ции

1. Сенсорная (мгновенная) – время хранения инф-ции 1 сек.

2.Кратковременная(оперативная, рабочая) – переработка и хранение инф-ции, поступающий от органов чувств из долговременной памяти. объем ее ограничен 7+-2 ед.

3.Долговременная-объем и время не ограничены. Ее эффект-ть определяется уровнем орг-ции и материалов памяти.


21. Воображение — способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. В воображении происходит образное предвосхищение результатов, которые могут быть достигнуты при помощи тех или иных действий. Для воображения характерна высокая степень наглядности и конкретности. Ведущим механизмом творческого воображения, в котором целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс превнесения какого–либо свойства предметов другой области. Различают произвольное воображение, проявляющееся при целенаправленном решении научных, технических и художественных задач, и непроизвольное, проявляющееся в сновидениях, в медитативных образах. Одним из источников развития воображения, в котором оно приобретает коммуникативные качества, является игра дошкольников. Виды воображения: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть. Есть другие виды воображения. Это - сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Галюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, почти никакой связи окружающей человека действительностью. Грезы - это фантазия, связанная с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Функции воображения: В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. 1. состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. 2. состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. 3. связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. 4. состоит в формировании внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами. 5. планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценки их правильности, процесса реализации. С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Существуют индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышления человека. Воображение человека выступает как отражение свойств его личности, его психологического состояния в данный момент времени.
  1   2   3   4

Похожие:

1. Социология как наука. Структура Социологического знания и его основные функции iconТемы рефератов. Возникновение социологии как науки Социологическая наука глазами О. Конта
Содержание и структура современного социологического знания К. Маркс и М. Вебер: различие взглядов на общество и закономерности его...
1. Социология как наука. Структура Социологического знания и его основные функции iconСоциология
Структура социологии, знания и уровни социологического знания, функция социологии
1. Социология как наука. Структура Социологического знания и его основные функции iconТемы рефератов по социологии Социология
Социология: проблемы и перспективы (Социология как наука. Предмет и объект социологии. Функции и уровни. Социальные общности их характерные...
1. Социология как наука. Структура Социологического знания и его основные функции iconЛекции 1 Социология как наука, история, подходы, структура, методы
В классическом понимании: социология – это научное изучение общества, социальных отношений и отдельных общностей, т е
1. Социология как наука. Структура Социологического знания и его основные функции iconV. Социология знания
В качестве теории она стремится поставить и разработать учение о так называемой «экзистенциальной обус­ловленности знания», в качестве...
1. Социология как наука. Структура Социологического знания и его основные функции icon1. Социология физической культуры как специальная социологическая теория
Определение социологии физической культуры и спорта как специальной социологической теории. Статус социологии физической культуры...
1. Социология как наука. Структура Социологического знания и его основные функции iconПедагогика как наука
Тема: Педагогика как наука. Основные понятия. Структура педагогических наук. Авторитарная и гуманистическая педагогика
1. Социология как наука. Структура Социологического знания и его основные функции iconВопросы к зачету по философии гр. 168-169
Эволюция взглядов на предмет философии. Основные философские проблемы. Структура и функции философского знания
1. Социология как наука. Структура Социологического знания и его основные функции iconВопросы к зачету по философии 2011/2012 уч. Год
Эволюция взглядов на предмет философии. Основные философские проблемы. Структура и функции философского знания
1. Социология как наука. Структура Социологического знания и его основные функции icon27. Программа социологического исследования, ее структура и функции
Понятия «социального факта», «социального фактора» и «социального закона (закономерности)»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница