Термин "психология" образован от греческих слов psyche душа, психика и logos знание, осмысление, изучение. Он имеет несколько значений. В первом, дословном




НазваниеТермин "психология" образован от греческих слов psyche душа, психика и logos знание, осмысление, изучение. Он имеет несколько значений. В первом, дословном
страница1/14
Дата публикации10.10.2013
Размер1.78 Mb.
ТипДокументы
pochit.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
1.ЧЕЛОВЕК
1.1 ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ
Термин "психология" образован от греческих слов psyche – душа, психика и logos – знание, осмысление, изучение. Он имеет несколько значений. В первом, дословном своем значении психология – это знание о психике, наука, изучающая ее. Психика есть свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективной мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением.

Во втором, наиболее распространенном значении, слово "психология" относят и к самой психической, "душевной" жизни, выделяя тем самым особенности психологии конкретного индивида. Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера. Так, подчеркивая различия людей того или иного возраста, профессиональной, половой принадлежности, говорят, например, о психологии школьника, студента, рабочего и ученого, женской психологии и т. п. Общей задачей психологии является изучением как психики субъекта, так и его психологии.

Но далеко не всякое психологическое знание обязательно является научным. Так, в обыденной жизни психолог – это человек, "понимающий душу", разбирающийся в людях, их поступках, переживаниях. В этом смысле психологом фактически является каждый человек, независимо от профессии, хотя чаще так называют подлинных знатоков человеческих отношений – видных мыслителей, писателей, педагогов. Итак, есть две разных области психологического знания – научная и житейская, обыденная психология. Если научная психология возникла сравнительно недавно, то житейское психологическое знание всегда было включено в различные виды человеческой практики: в педагогику, медицину, художественное творчество. И все же эти области справедливо считаются "вне" или "до-научными".

Годом рождения научной психологии считают 1879 г. Отрасли психологии можно различить по нескольким критериям. Во-первых, по сферам деятельности (в частности, профессиональной), нужды которых обслуживают, т. е. по тому, что делает человек: психология труда, инженерная, педагогическая и др. Во-вторых, по тому. кто именно эту деятельность выполняет, является ее субъектом и вместе с тем объектом психологического анализа: человек определенного возраста (детская и возрастная психология), группы людей (социальная психология), представитель той или иной национальности (этнопсихология), пациент психиатра (патопсихология) и т. д. Наконец, отрасли психологии могут определяться по конкретным научным проблемам: проблема связи нарушений психики с мозговыми поражениями (нейропсихология), психических и физиологических процессов (психофизиология).

Итак, психология изучает факты, закономерности и механизмы психических явлений (образов, мыслей, чувств, желаний, ценностей и т.д.). Единственный способ получать знание о них – это исследование деятельности, поведения, речи, физиологических показателей, поскольку сами психические явления нельзя наблюдать непосредственно. Это одна из причин, по которым психология является одной из самых трудных наук. Факты описываются качественно и количественно (например, объём внимания или преобладание какого-то вида памяти). Знание закономерностей и механизмов позволяет объяснять и прогнозировать психические явления, а также управлять ими. Например, зная закономерности стрессовых состояний, мы можем снижать эмоциональную напряжённость во время экзаменов. Анатомо – физиологические , материальные основы психических явлений тоже интересуют психологов, поскольку их понимание позволяет глубже проникнуть в суть психических явлений.
^ 1.2.ЧЕЛОВЕК КАК ПРОДУКТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ, СОЦИАЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ
Человек рассматривается, в первую очередь, как биологическое существо, относящиеся к классу млекопитающих вида homo sapiens. От всех живых существ и, в частности, от высших животных человека отличают ряд особенностей, основными из которых являются: прямохождение, сложная организация мозга, совершенный речедвигательный аппарат, наличие мышления в понятиях, сознательная регуляция поведения и психики, нравственные переживания, самосознание и мировоззрение. Кроме того, только человеку доступна осознанная, конструктивная и преобразующая активность, только у людей есть культура, искусство, творчество.

Все, чем отличается человек от животных, является результатом его жизни в обществе, совместной трудовой деятельности. Возникновение и развитие труда привело к изменению и очеловечению мозга, органов чувств, органов внешней деятельности. Развитие руки как органа труда было и ее развитием как органа познания. Движения становились все более тонкими и координированными. Появляется характерная для трудовой деятельности целенаправленность действий, необходимость предвидеть результат действия. Новые функции, которые должен был принять на себя мозг человека в связи с развитием труда, обусловили изменения в его строении.

Вслед за трудом и рядом с ним в совместной трудовой деятельности возникла речь, которая стала мощным стимулом развития человеческого мозга и сознания. Она позволила закреплять и передавать общественный опыт, анализировать результаты познания, она же (точнее, языковой знак) стала средством самоуправления человека своей психикой.

Возникновение труда было подготовлено всем предшествующим ходом развития. Постепенный переход к вертикальной походке, формирование особо подвижных передних конечностей создало предпосылки для выполнения сложных трудовых операций. Появление труда было возможно, кроме того, лишь у животных, живших группами и имеющих достаточно развитые формы совместной жизни. Нужно было и весьма развитое психическое отражение действительности.

Трудовая деятельность основана на употреблении орудий и на разделении функций участников труда. В орудии труда важны его объективные свойства, позволяющие реализовать функцию , назначение орудия. Это с необходимостью требует отвлекаться от биологически важных, связанных с актуальной потребностью свойств предметов, что является шагом вперед в развитии психики человека. Разделение же функций в труде приводит к необходимости осознавать отношения между людьми, к разделению предмета деятельности и ее мотива (например, рабочий, вытачивая деталь на станке, делает это не потому, что сможет съесть ее, а для того, чтобы получить деньги и купить еду, произведённую другими). У животных же активность всегда направлена на объект, имеющий биологический смысл. Таким образом, деятельность человека является изначально общественной. Это придает его действиям смысл, причем смысл действий должен им осознаваться. Поскольку цель действия в труде не является биологически значимой, возникает необходимость волевой регуляции деятельности. Итак, труд создал человека как существо, возвысившееся над животным царством. Чтобы удовлетворить свои потребности, человек должен прямой целью своих действий сделать удовлетворение общественных потребностей. Деятельность человека становится сознательной.

Хотя есть ряд отмеченных выше особенностей психики, общих для всех людей, другие свойства психики существенно изменяются в ходе исторического развития человечества и отличают людей разных эпох. Эти изменения связаны с изменением условий и образа жизни людей, форм человеческой деятельности и ее продуктов. Наиболее подвижным и изменчивым является все то, что в чувствах, мыслях и т.д. выражает отношение человека как общественного существа к явлениям общественной жизни. С изменением общественного строя меняются чувства и взгляды людей, связанные с общественными отношениями. Развиваются, например, потребности и интересы, способности.

Развитие музыки было вместе с тем и развитием слуха, способного воспринимать ее. Общество вырабатывает гаммы, музыкальные интервалы, названия цветов, и это меняет восприятие, делает его тоньше. С развитием науки развивается научное мышление человека. Особый интерес представляют результаты многочисленных "межкультурных" исследований, выявившие, например, особенности мифологического сознания. Усвоение (по выражению А.Н.Леонтьева - присвоение) общественного опыта, культуры является важнейшим фактором становления человека, которого следует рассматривать как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.
^ 1.3. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ДУХОВНОГО И ТЕЛЕСНОГО, БИОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО НАЧАЛ В ЧЕЛОВЕКЕ
К человеку подходят с тремя разными измерениями его существования: биологическим , психическим и социальными. Биологическое выражается в морфофизиологических, генетических явлениях, а также в нервно-мозговых, электрохимических и некоторых других процессах человеческого организма. Под психическим понимается внутренний духовный мир человека - его сознательные и бессознательные процессы, воля, переживания, память, характер, темперамент и т.д. организм и личность - две неразделимые стороны человека. Как организм со всеми телесными, материальными процессами он включен в природную связь явлений и подчиняется природным закономерностям, а личностным уровнем он обращен к обществу, к культуре, истории человечества. Телесная организация человека и его духовная жизнь взаимосвязаны.

Ограниченное рассмотрение человека либо в рамках чисто культурологического подхода, либо в узких рамках биологии часто приводит к упрощенным толкованиям соотношения биологического и социального в человеке. Например, разного рода социальные неурядицы и даже уродства объясняют либо непреодолимыми природными качествами (генетически определенной агрессивностью, стремлением к смерти), либо некими идеологическими недоработками.

Евгеника, желая улучшить человека, предлагала контролировать воспроизводство человеческого рода, производя генетический отбор. Другой пример - попытки перенести на человека результаты исследования психики животных. Столь же неразумны и бессмысленны попытки быстро и необратимо изменить человеческую природу за счет внешних воспитательных воздействий.

Человек и рождается как биосоциальное существо. Он появляется на свет с неполностью сформированными анатомо-физиологическими системами, которые при жизни в обществе доформировываются, т.е. генетически они заложены именно как человеческие. Наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Но стать человеком он не сможет в изоляции от людей. Высшие психические функции формируются прижизненно; общественное начало, таким образом, проникает через психическое внутрь биологии индивида.

Духовный мир человека невозможно не осязать, ни видеть, ни слышать. Переживаемый образ внешней вещи есть нечто субъективное, идеальное; образ не сводим ни к объекту, который "я" представляю, ни к телесным, физиологическим процессам в мозгу. Вместе с тем, как телесные процессы влияют на нашу психику, нашу духовную жизнь, так и наоборот - духовные, психические явления могут влиять на наше тело, на материальные процессы в нем. Наиболее ярко это, вероятно, проявляется в медицине. Как сказал один древний врач, не может быть отдельно врача для тела и врача для души; целое не может чувствовать себя хорошо, если страдает часть его. Известно несколько десятков соматических(телесных) болезней, в возникновении и течении которых психологические факторы играют важнейшую роль. Известны также многочисленные случаи, когда при правильном психологическом воздействии больных исчезали неоперабельные опухоли или патологические процессы замедлялись. В то же время "телесные недуги" влияют на психику. Всем знакома раздражительность больных, бурная реакция на известие о тяжелой болезни, сниженная психическая активность при истощающей организм болезни.

Те признаки, свойства, которые определяют принадлежность индивида к обществу (социальные качества), фиксируются понятием "личность". Правда, существует множество и других определений данного понятия. Личность формируется в процессе деятельности и общения, это всегда общественно развитый человек. Органическими предпосылками развития личности являются индивидные свойства человека (возрастно-половые, телосложение, свойства нервных процессов, доминирование правого или левого полушария мозга).

Эти телесные, биологические свойства, однако, не предопределяют, какие личностные качества будут сформированы (альтруизм, жадность, доброта, эгоизм и т.д.) Телесный, физический недостаток может не повлиять заметно на духовный мир человека при правильном отношении самого человека к этому дефекту и щадящем отношении окружающих. С другой стороны, одинаковые социальные влияния ни личность могут дать разный результат в зависимости от различий в индивидных, биологических свойствах.
^ 1.4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЗНАНИЯ
Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом в прошлое и будущее, творческим решением практических и теоретических проблем, с воплощением замыслов и намерений. Разгадку тайны этого феномена ищут очень давно представители разных наук. Явления сознания считались раньше основным предметом изучения психологов. Сознание нельзя рассматривать как нечто. замкнутое в самом себе и не связанное с реальным миром, с поведением человека, иначе мы закрываем дорогу к научному изучению сознания и вынуждены тогда полагаться только на самонаблюдение. Сознание в деятельности и формируется, и функционирует, и проявляется. Сознание является функцией мозга и отражением действительности. Итак, сознание - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга. Она заключается в отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Сознание характеризуют как субъективный образ объективного мира. Субъективность означает принадлежность сознания человека как субъекту, а также неполную адекватность образа его оригиналу.

Лишь человек может не только отражать, познавать окружающее и самого себя, но и анализировать, рассматривать содержание своей психики - образы, мысли, переживания и т.д. Лишь у него есть это таинственное "второе зеркало", в котором отражается отражаемое.

Важнейшими психологическими характеристиками и составляющими сознания являются следующие.

1.Сознание включает совокупность знаний о мире ("со - знание"). Познание обеспечивается процессами ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения. Осознание вещей имеет разные уровни, глубину и степень ясности понимания. Внимание сосредоточивает познавательные процессы на определенных объектах и явлениях.

2. Сознание характеризуется отчетливым различением субъекта и объекта. оно включает самосознание, т.е. сознательную оценку своих поступков, себя и постоянное осознание того, что чувства, образы, мысли и т.д. принадлежат субъекту (при патологии самосознания известен феномен отчуждения, когда чувства, мысли и даже части тела кажутся чужими).

3. В состав сознания включено определенное отношение к объекту познания, т.е. эмоциональная сфера также входит в структуру сознания (чувства, аффекты, настроение, страсть и т.д.).

4. С помощью сознания обеспечивается целеполагающая деятельность человека (в отличие от импульсивных действий). Следовательно, сознание включает волю.

5. Основа сознания - выделение объективных устойчивых свойств предметов, действительности безотносительно к их биологической значимости.

Обязательное условие формирования и проявления всех указанных качеств сознания - язык, речь. А.Н.Леонтьев, анализируя понятие "сознание", говорит о различии между значением и смыслом. Именно личностный смысл создает пристрастность человеческого сознания. Например, учащиеся понимают значение экзаменационной отметки и вытекающих из нее последствий. Но для сознания каждого отметка может выступить по-разному: как шаг на пути к профессии, как способ утвердиться в глазах окружающих или как-то иначе. Таким образом, значение отметки может приобретать в сознании учащихся разный личностный смысл.
^ 1.5. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА
Будучи главным элементом психики человека, сознание однако не исчерпывает ее. Психика человека включает в себя психические явления и процессы, которые человек осознает, понимает, а также и такие явления и процессы, которые проходят мимо его сознания, о которых он не имеет никакого представления, не может дать себе какой-либо отчет. Иначе говоря, психика человека включает в себя сознание и бессознательное. Многие поступки и действия человек совершает автоматически, импульсивно, бессознательно. Они являются следствием психических процессов, неподконтрольных сознанию, находящихся за "порогом" разума. Именно такой характер часто имеют действия машинистки, танцора, шофера, представителей ряда других профессий. За пределами разумной, сознательной деятельности человека находятся инстинкты, привычки, интуиция.

Если бы разум человека вынужден был контролировать каждый психический акт, каждое движение и действие, то он бы нес непомерно тяжелый груз. Человек в таком случае не смог бы ни результативно думать, ни разумно действовать. Признавая бессознательное как фактор поведения человека, его роль все же не следует преувеличивать. Некоторые философы значение бессознательного в поведении человека сравнивают с подводной частью айсберга, у которого, как известно, большая часть его массы находится под водой. В действительности, человек в своих действиях и поступках прежде всего все же руководствуется сознанием, адекватно отражающим логику вещей, явлений, процессов и событий. Ведь человек - существо сознательное, разумное. Но и сознание не всесильно. Оно порой уступает доминирующую роль бессознательному. Понятие "сознание" шире, чем понятие "психика", поскольку существует большой пласт бессознательного, неосознаваемых психических явлений.

Не осознаются автоматизированные действия или рано сложившиеся автоматизмы (ходьба, мигание, конвергенция глаз и т.д.). Часто мы не можем понять причины того или иного настроения, хотя они всегда есть. Не осознается обычно установка, готовность к определенному действию или реакции. При действии слабых, околопороговых воздействий не осознается воспринимаемое, но оно может повлиять на чувства, образы, желания. В бессознательное ( по Фрейду) вытесняются мысли, образы, чувства, которые не одобряются обществом или противоречат положительному представлению человека о себе, очень неприятны ему. Еще один пример - интуитивные решения, "озарение" в процессе решения творческой задачи, когда оно приходит иногда неожиданно и без сознательных действий. Например, если держать в руке маятник на нитке и, не глядя на него, представить движение руки, то маятник помимо воли приходит в движение.

Есть и такая классификация проявлений бессознательного:

— неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами;

— поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности;

  • подпороговое восприятие, которое в силу большого объема информации не осознается.

Экспериментальная разработка понятия бессознательного была начата Фрейдом (1856–1939), австрийским психологом, психиатром и невропатологом, создателем психоанализа, который показал, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия инстинктов. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах, в творчестве. На основе материала, полученного при помощи толкований ассоциаций, сновидений, ошибочных действий больного, он создал трехчленную структуру личности (сознание, предсознательное и бессознательное).

Бессознательное не отделено от сознания непроходимой стеной: многое осознаваемое ранее становится бессознательным и наоборот. Падая с хрупким предметом, мы целесообразно перестраиваем автоматизированное действие. Нельзя сказать, что бессознательное - это животная психика. У человека и бессознательное в основном определяется влиянием общества. Обычно неосознанная регуляция поведения и психики полезна. Нельзя считать верными заявления некоторых психологов о том, что наше поведение управляется в основном бессознательным. У психически здорового взрослого человека сознание играет доминирующую роль в регуляции поведения.
^ 1.6. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОСОБНОСТЕЙ
Способности (наряду с темпераментом и характером) обычно относят к относительно устойчивым свойствам личности. Это индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Отсюда следует, что к способностям не относятся, например, свойства нервной системы или высокий рост, а также то особенности, по которым люди не различаются (все, например, обладают прямохождением и могут освоить речь, если не считать случаев психической патологии). Способностями являются, например, развитый музыкальный слух или хорошее цветоразличение. Слово "готовность" в определении означает, что к способностям не относятся знания, умения и навыки, хотя именно в скорости, легкости их приобретения способности и проявляются. Чтобы сравнить музыкальные способности двух одинаково хорошо играющих пианистов, надо знать, сколько времени каждый из них занимается музыкой. Сейчас считают, что существуют природные предпосылки способностей - задатки. Возможно, это некоторые свойства нервной системы, особо "тонкое" строение анализаторов и т.д. Точных сведений о задатках пока нет. Настолько оформится и проявится задаток, зависит от условий развития человека. Ясно также, что способности не "вырастают" из задатков, как колос из зерна, не предопределяются задатками, Есть мнение, согласно которому особенно важна роль задатков для формирования выдающихся способностей.

Выделяют качественные и количественные различия в способностях разных людей (к чему способен и в какой степени способен). Для успешного овладения деятельностью обычно нужен целый комплекс различных способностей, причем недостаток одних из них, как правило, может компенсироваться другими. Есть также общие и специальные способности. Первые отвечают требованиям не одной деятельности, а многих видов деятельности (например, высокая гибкость мышления, яркие образы). Специальные качества отвечают более узкому кругу требований данной деятельности (это, например, математические способности).

Сочетание способностей, позволяющее человеку успешно, самостоятельно и оригинально, творчески выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность, называют талантом. Пробуждение таланта общественно обусловлено, оно зависит от потребностей эпохи, задач, стоящих перед государством. Например, в период войн бурно развиваются полководческие таланты. Редкие случаи, самого высокого уровня развития способностей называют гениальностью.

Трудной проблемой является количественное измерение способностей. В начале XX века для ее решения были разработаны тесты умственной одаренности. После выполнения ряда заданий такого теста вычисляется коэффициент умственной одаренности. Такого рода тесты часто критикуют по нескольким причинам: 1) не учитываются возможности развития способностей; 2) не учитывается обычно процесс выполнения заданий теста, важен лишь результат - "решил - не решил"; 3) трудно разработать задания, на выполнения которых не влияли бы знания, умения, навыки. Последнее обстоятельство помогает понять, почему более высокие результаты по тестам дают обычно дети из обеспеченных семей с высоким уровнем жизни. Более верный путь определения способностей человека - выявление динамика успехов ребенка в процессе обучения, в процессе приобретения с помощью взрослых знаний и умений.
^ 1.7. РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ
Важным и сложным является вопрос о том, каково происхождение способностей: врожденны они или формируются прижизненно? музыкантом (математиком, поэтом) надо родиться или же главное - это упорный труд? В пользу каждой точки зрения есть немало фактов и доводов. Доказательствами наследственной обусловленности способностей считают, например, их раннее проявление у многих талантливых людей ( в 4 - 5-летнем возрасте), повторение способностей у потомков выдающихся людей (династии Бахов, Дарвинов), высокое соответствие между показателями умственных способностей у однояйцевых близнецов. С другой стороны, выдающиеся педагоги часто добиваются успехов в формировании способностей у больших групп учеников без их предварительного отбора. Звуковысотный слух в экспериментах А.Н.Леонтьева удавалось быстро развить. Эти и другие данные позволяют сделать вывод: факторы среды, воспитания важны не менее, чем факторы наследственности, и могут иногда полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действие последнего.

Психологи считают, что любая способность поддается развитию. При этом значение имеют три фактора:

– в каком возрасте начинают развивать ту или иную способность;

– роль семьи в создании условий для развития способностей;

– содержание программы развития способностей.

Каждая способность наиболее успешно формируется в определенном возрасте. Этот возраст называют “сензитивным”, так как ребенок становится наиболее чувствителен к определенным воздействиям. Например, в раннем возрасте демонстрируют наибольшую чувствительность и готовность к музыкальному развитию. Изучение биографий известных музыкантов показывает, что почти все, кто обладали абсолютным музыкальным слухом, начали обучение на музыкальном инструменте до 4 лет. Многие дети в период с 1 года до 2 лет легко научаются чувствовать ритм, совершать ритмические движения под музыку, различать высоту звука.

Начало проявления литературных способностей часто совпадает со “словесным экспериментированием”, которое замечательно описал К.И.Чуковский в книге “От двух до пяти”. Уже в 3-4 года дети способны подбирать простые рифмы, чувствовать размер и ритм стиха. Чаще всего речевое творчество детей проявляется в сюжетно-ролевой игре, когда дети придумывают “текст” для своих игровых персонажей, разыгрывают диалоговые ситуации.

Сензитивный возраст для развития интеллектуальных творческих способностей – с 5 до 13-14 лет. Такой большой возрастной промежуток связан с тем, что мышление проходит за это время разные стадии своего развития и каждая стадия связана с формированием отдельных мыслительных способностей. К примеру в возрасте 6-7 лет наиболее благоприятно происходит развитие наглядно-образного мышления. Дети легко обучаются находить общее и различное в предметах, картинках; обучаются действовать по представлению; узнавать объект по отдельным, наглядным признакам; собирать картинку из частей и т.п. В возрасте 8-10 лет у детей формируется причинно-следственное мышление, когда они стремятся найти причины событий, явлений, происходящих вокруг них, учитывать причинно-следственные закономерности в своей деятельности.

В возрасте 11-14 лет формируется вероятностный интеллект, когда подростки понимают, что в жизни большинство явлений связаны вероятностными закономерностями, а не жесткой причинно-следственной зависимостью. В этом возрасте они учатся оценивать уровень вероятности появления того или иного события, значение различных многообразных факторов, делать выбор из множества возможных альтернатив, понимают роль гипотез в познании.

Роль семьи и взрослых в развитии способности сводится к созданию необходимых условий, поддержке инициативы и творчества ребенка, организации развивающих заданий. Нередко даже очень одаренные дети начинают проявлять леность, когда сталкиваются с трудностями обучения. Известно, например, что известный музыкант Д.Ойстрах в детстве, пытаясь увильнуть от занятий, подрезал струны скрипки или волос на смычке. Поэтому родителям следует проявлять твердость и поддерживать высокую самооценку ребенка в выбранной области.

Поддержка семьи при этом не должна перерасти в “гиперопеку”. Важно позволять ребенку заниматься свободным творчеством, тем, что он хочет сам. Иногда ребенок, которого с большим трудом можно заставить разучивать партитуру музыкального произведения, многие часы готов проводить за инструментом, подбирая на слух или сочиняя. Оценка творчества ребенка должна содержать конструктивные элементы и быть эмоционально положительной. Например, лучше не просто похвалить ребенка за рисунок, ограничившись словом “Молодец!”, а отметить те детали рисунка, которые особенно удались в этот раз: цветовую гамму, пропорции фигуры, выражение лица и т.д. На сегодняшний день существует немало программ развития способностей. Многие из них опубликованы и представляют собой сборники заданий для занятий с детьми.

Замечено, что раннее развитие интеллектуальных способностей может порождать проблемы во взаимоотношениях ребенка со взрослыми и детьми. Интеллектуально одаренный ребенок в условиях массового обучения может невольно восприниматься сверстниками и педагогами как выскочка, желающий «выделиться, показать себя». Часто это осуждается и теми и другими. Чтобы активность и инициатива ребенка не подавлялась, взрослые должны поощрять его смелые и оригинальные идеи. Одаренный ребенок, как правило, более чувствителен к социальным воздействиям, чем его сверстники. Уже в 4-5 лет он может очень остро реагировать на иронию, сарказм, шутки окружающих. Эта ранимость может сделать его “конфликтным” ребенком, породить страх и неуверенность в своих силах. Сильная неуверенность и тревога у социально чувственных детей иногда напоминает медлительность, так как проявляется в нерешительности. Когда же ребенок на что-то решается, действия его могут быть импульсивны и необдуманны. Это сильно мешает таким детям в школе. Только доброжелательное, мягкое, безоценочное отношение взрослых может постепенно разрушить тревогу и позволит раскрыть истинные способности ребенка.

История науки богата примерами, когда талантливые люди в детстве производили впечатление посредственных учеников. А.Эйнштейн в 15 лет был исключен из гимназии по причине его недостаточного учебного рвения вообще и, в частности, к древним языкам. Исаака Ньютона до 11 лет считали откровенно тупым. В этих примерах проявляется еще одна черта одаренных детей: они часто упорно не желают заниматься тем, что им неинтересно. Поэтому очень важно заинтересовать ребенка, “разбудить” его творческий потенциал в той или ной области знания.

Еще одно качество, которое нередко портит жизнь одаренному ребенку и его близким, - это нетерпимость. Этому способствует детский эгоцентризм и способность понимать собеседника с полуслова. Едва начав что-либо говорить, собеседник рискует быть перебитым. При этом у него складывается ощущение, что его не хотят слушать, так как одаренные дети реагируют даже не на саму высказываемую мысль, а на ее развитую интерпретацию, или ассоциацию, которую она у них вызывает. Кроме того, люди, которые в чем-либо оцениваются ниже, могут вызывать у ребенка чувство презрения и пренебрежения.

В связи с этим важно обучать способных детей правилам общения, умению проявлять выдержку и терпение. Также нежелательны сравнения их с другими детьми.

^ 1.8. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ЕЁ ОТЛИЧИЯ ОТ ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ
В чем состоят особенности человеческого сознания и чем строение деятельности человека отличается от структуры поведения животных? Первое отличие заключается в том, что поведение животного всегда осуществляется внутри определенной биологической деятельности, внутри определенного биологического мотива.

Активность животного в конечном итоге мотивирована либо сохранением индивида, либо продолжением рода. Она обслуживает инстинкты питания, самосохранения или продолжения рода. Человек же 9/10 своей деятельности посвящает актам, не имеющим прямого, а, иногда, даже и косвенного биологического смысла. Животные не живут в мире постоянных вещей, имеющих постоянное значение. Вещь приобретает для них значение только в конкретной данной ситуации, в процессе активности. Третье отличие заключается в том, что животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации. оно не может, в отличие от человека, абстрагироваться от наглядной ситуации и программировать свои действия соответственно отвлеченному принципу.

Человек наряду с двумя формами поведения (запрограммированным наследственно и обусловленным личным опытом) обладает еще третьей: такой формой является передача общественного опыта от одного человека к другому. Все обучение в школе, все усвоение знаний, все усвоение методов работы есть по существу передача индивиду опыта поколений, иначе говоря, передача общественного опыта от одного человека к другому. Попытка свести поведение человека к биологическим мотивам, рассматривать это поведение как результат оборонительного или пищевого рефлекса неправомерна. В отличие от животного, человек может ставить себе цели, и эти цели или задачи могут носить очень расчлененный характер, далеко выходя за пределы непосредственно биологически обусловленных актов. Учение, труд, трудовая деятельность – все заполнено у человека такими действиями, которые человек осуществляет сознательно или имеет ввиду то значение, которое эти действия получат и которые никакого биологического биологического смысла не имеют.

Деятельность человека, определяемая целями, которые он сам ставит, задачами, которые он сам осознает, превращается в сознательную деятельность, регулируемую предвидением будущего, что у животного совершенно отсутствует. Она расчленяется на ряд сознательных действий, каждое из которых несет в самом себе известные мотивы и получает свой смысл лишь в конечном итоге, иногда в индивидуальной работе, а иногда в работе других людей. Таким образом, поведение человека, в отличие от поведения животного, может подчиняться не непосредственному впечатлению, а анализу закономерностей, которые скрываются за непосредственной ситуацией. Тот факт, что человеку не нужно самому формировать опыт, а этот опыт поступает к нему в готовом виде, в известной общественной информации, представляет следовательно, третью существенную особенность поведения человека. Под сознательным поведением мы имеем в виду такое поведение, которое подчиняется анализу ситуации и ориентируется на предвидение будущего, соотнося каждый факт поведения с другими возможными актами, приводя настоящее в связь с будущим.

С изготовлением и употреблением орудий возникают материализованнные операции, возникает и первая абстракция: человек абстрагируется, отвлекается от непосредственной пищедобывающей деятельности и все больше сосредотачивается на изготовлении орудий, которые получают свой смысл только благодаря тому, что они дальше будут применены для добывания пищи. Изготовление орудий тем самым является первым решающим фактором, позволяющим понять возникновение действия, оторванного от непосредственной цели.

Труд человека никогда не осуществляется им в одиночку, он всегда осуществляется в обществе. Человеческое общество тем и отличается от животной стаи, что люди трудятся совместно и в процессе этого общественного труда разделяют свои функции: один человек начинает выполнять данную задачу, чтобы другой мог ее закончить.Таким образом, единая биологическая деятельность расчленяется, выделяются отдельные части этой деятельности или отдельные сознательные действия, которые приобретают смысл только в работе другого человека. Эти сознательные действия можно понять лишь исходя из общественной организации деятельности человека. В этом подходе и состоит правильное решение вопроса о происхождении сознания: сознание происходит не из глубин духа и не из недр биологии – сознание происходит из общественной организации поведения человека и его деятельности. Поэтому психология есть не только биологическая, но и социальная наука, и это ни на минуту нельзя забывать, изучая психику человека.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Термин \"психология\" образован от греческих слов psyche душа, психика и logos знание, осмысление, изучение. Он имеет несколько значений. В первом, дословном icon2. Основная часть
Название науки «психология» происходит от греческих слов: «психе» (душа), «логос» (учение), то есть наука о душе, точнее, о внутреннем,...
Термин \"психология\" образован от греческих слов psyche душа, психика и logos знание, осмысление, изучение. Он имеет несколько значений. В первом, дословном iconЭто наука о политике. Сам термин образован из двух греческих слов:...
Процессы. Но существует более десятка гуманитарных и социальных наук, рассматривающих политику, например философия, социология, теория...
Термин \"психология\" образован от греческих слов psyche душа, психика и logos знание, осмысление, изучение. Он имеет несколько значений. В первом, дословном iconДемография наука о народонаселении Народонаселение
Сам термин «демография» образован из двух греческих слов: "демос" народ и "графос" пишу. Можно просто коротко сформулировать так
Термин \"психология\" образован от греческих слов psyche душа, психика и logos знание, осмысление, изучение. Он имеет несколько значений. В первом, дословном iconЛитература Основная
Различные значения термина “психология”. Общее представление о психике и сознании. Психика и психология. Научное и житейское психологическое...
Термин \"психология\" образован от греческих слов psyche душа, психика и logos знание, осмысление, изучение. Он имеет несколько значений. В первом, дословном iconОт греч zoon животное, psyche душа, logos учение наука о психике...
Зоопсихология изучает формирование психических процессов у животных в онтогенезе, происхождение психики и ее развитие в процессе...
Термин \"психология\" образован от греческих слов psyche душа, психика и logos знание, осмысление, изучение. Он имеет несколько значений. В первом, дословном iconРеферат по литературе
Праведность. Многие ли знают значение этого слова? Готова поспорить, некоторые даже не слышали его никогда. Вообще этот термин имеет...
Термин \"психология\" образован от греческих слов psyche душа, психика и logos знание, осмысление, изучение. Он имеет несколько значений. В первом, дословном iconКонтрольная работа Медиаменеджмент. Его влияние на работу редакции....
В предпринимательской деятельности термин менеджмент (англ, management – управление) имеет несколько значений
Термин \"психология\" образован от греческих слов psyche душа, психика и logos знание, осмысление, изучение. Он имеет несколько значений. В первом, дословном iconКомбинации символов
Знание значений ключевых слов необходимо для понимания программ, написанных на Паскале
Термин \"психология\" образован от греческих слов psyche душа, психика и logos знание, осмысление, изучение. Он имеет несколько значений. В первом, дословном iconЧто изучает психология?
Основные термины и понятия по теме: психика, психология, научная психология, житейская психология, психический процесс, психическое...
Термин \"психология\" образован от греческих слов psyche душа, психика и logos знание, осмысление, изучение. Он имеет несколько значений. В первом, дословном iconПлан анализ динамики демографических процессов территориальная дифференциация...
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница