1 Аналитические умения воспитателей 11 Тема Проектировочные умения воспитателей 11 Тема Конструктивные умения воспитателей 11




Название1 Аналитические умения воспитателей 11 Тема Проектировочные умения воспитателей 11 Тема Конструктивные умения воспитателей 11
страница1/23
Дата публикации08.10.2013
Размер3,31 Mb.
ТипТематический план
pochit.ru > Психология > Тематический план
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


ii-Ufu num.- ' ).K. I In кити на, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики МГПИ

к М 100 ь

ШЛШШКОВА Е.Л., ЩЕРБАКОВА Т.Н. Ь Психолого-педагогический практикум: Учебно-методическое по- c-ooiH- / Анторы-состав. Е. А. Шашенкова, Т.Н. Щербакова/ Под иЫцсп редакцией Е.А. Шашенковой — М.: УЦ Перспектива, 2010—176

ISDN 978 3-98594-204-0

V'K-OIk) методическое пособие «Психолого-педагогический практи­кум» Предназначено для реализации государственных требований к мини­муму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности и .о/о/ «Педагогика и методика дошкольного образования» высшего про­фессионального образования и является единой для всех специальностей м< /MI ol н чес кого профиля и форм обучения.

^ Содержание учебно-методического пособия «Психолого- RI Щ 01 ммеский практикум» направленно на формирование системы знаний, IHI/lHTH4eCKHXf проектировочных, конструктивных умений воспитателя, умения оценивать уровень развития, обученности и воспитанности детей, УМ0НИЯ анализировать педагогическую деятельность.

Пособие адресовано студентам и преподавателям вузов, а также ли­цам, интересующимся проблемами практической подготовки специалистов п обла< m дошкольного образования.

ISIIN07H S <)KVM-204-0

^ О ШАШЕНКОВА Е.А., 2010 О ЩЕРБАКОВ А Т.Н., 2 010

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ 3

ВВЕДЕНИЕ 6

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА 9

^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 9

Введение 9

иметь представление: 9

Раздел 1. Решение психолого-педагогических задач, направленных на формирование аналитических, проектировочных, конструктивных умений воспитателей 10

Тема 1.1. Аналитические умения воспитателей 11

Тема 1.2. Проектировочные умения воспитателей 11

Тема 1.3. Конструктивные умения воспитателей 11

Виды самостоятельной работы: 11

Раздел 2. Анализ и оценка уровня развития, обученности и воспитанно- С ш детей дошкольного возраста 11

Тема 2.1. Изучение педагогом личностных и познавательных особенно­стей детей дошкольного возраста. 12

Виды самостоятельной работы: 12

Раздел 3. Анализ педагогической деятельности 12

ю 13

Тема 3.1. Анализ педагогического процесса 14

Тема 3.2. Самоанализ деятельности воспитателей 14

Виды самостоятельной работы: 14

Анализ документации учебного заведения. Раздел 4. Проектирование педагогического процесса 14

^ СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 15

Введение 15

Раздел 1. Решение психолого-педагогических задач, направлен­ных на формирование аналитических, проектировочных, конст­руктивных умений воспитателей 16

Раздел 2. Анализ и оценка уровня развития, обученности и воспитанности детей дошкольного возраста 18

Раздел 3. Анализ педагогического процесса 19

^ РАЗДЕЛ 4. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 21

Из теории вопроса 22

Материалы к занятию 2 24

Из теории вопроса 24

Диагностика общих педагогических качеств и умений студентов 24

Методика 1 24

Тест-опросник «Коммуникативные и организаторские способности» (КОС-2) 24

ОПРОСНИК 24

Методика 2 28

Самооценка профессиональной пригодности и способностей к педагоги­ческой деятельности 28

^ Примерный набор качеств 28

Методика оценки профессиональной направленности личности педагога 29

Код опроса. 31

Примерные вопросы для анализа материалов видеофильма, показывающе­го педагогический процесс в ДОУ 32

Из теории вопроса 33

Из теории вопроса 37

Из теории вопроса 41

Организация гибкости и управляемости среды. 43

Организация связанности различных функциональных зон. 44

^ Организация индивидуализированности (персонализации) пространст­ве нн о-пуедметпой среды. 44

Организация аутентичности (сообразности жизненным проявлениям) пространственно-предметной среды. 44

Анализ состояния предметно-развивающей среды группы ДОУ\ 47

куклы; 48

машины; 48

резиновые игрушки. 48

+2 +1 0 -1 -2 49

Заключение по состоянию предметно-развивающей среды группы ДОУ 51

Тренинг по конструированию развивающей среды в ДОУ 51

^ Организация пространства 52

Материалы и оборудование 52

Первичный анализ 52

Проектирование 52

Презентация и защита проектов 53

Материалы к занятию 6 53

Из теории вопроса 53

Критерии 54

Умпирические (практические) методы исследования. 56

Характеристика методов исследования 56

^ Основные признаки наблюдения: 56

Классификация метода наблюдения. 56

Методика!. Иизучениеразвития творческого воображения детей 60

Методика Е. Торренса «Неполные фигуры». 60

^ Методика 2. Методика «Да» и «Нет». 62

Методика 3. Назови слова. 62

вми. 63

Список литературы по диагностике познавательной сферы: 63

Материалы к занятию 7 63

Методики для изучения эмоциональной сферы дошкольников 63

Методика 1. 63

Методика 2. 64

Психологические характеристики личности и ее цветовые предпочтения. Цветовая диагностика. 75

Анализ детских рассказов, сказок 91

ш 111

^ АНКЕТА 2 129

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта 136

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ 162

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 163

ЛИТЕРАТУРА 176

ПСИХОЛОГО- 177

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ 177

ПРАКТИКУМ 177

ВВЕДЕНИЕ

Высокие требования к качеству дошкольного образования требуют от совре­менных специалистов умения обоснованно выбирать содержание образования, педагогические технологии, при этом ориентироваться на потребности обучаю­щихся, родителей как социальных заказчиков, разрабатывать комплексные и пар­циальные программы для детей дошкольного возраста, методические рекоменда­ции и пособия, проводить диагностику эффективности образовательного процесса и многое другое.

Сегодня много говориться о необходимости практической подготовки спе­циалистов в области дошкольного образования. Это означает, что необходимо так простроить процесс обучения в вузе, чтобы при подготовке таких специалистов много времени отводилось анализу и разрешению педагогических ситуаций, про­ектированию педагогического процесса, разработке и обоснованию планов прове­дения занятий, моделированию различных видов деятельности детей дошкольно­го возраста.

Таким образом, основной целью психолого-педагогического практикума яв­ляется углубление теоретических знаний, формирование и развитие у студентов профессиональных умений и навыков решения конкретных практических задач по организации и управлению педагогическим процессом в дошкольных образо­вательных учреждениях, и поисковых (исследовательских) умений.

Задачи курса:

  1. Формирование у студентов системы знаний о сущности педагогической деятельности, ее практических аспектах;

  2. Формирование у студентов системы знаний о психологических особен­ностях дошкольников, их учете и применении знаний по психологии в практиче­ской деятельности педагога; *

  3. Формирование профессиональной направленности студентов на педаго­гическую профессию, потребности в творческом поиске;

  4. Приобщение студентов к самопознанию, саморазвитию, пониманию сво­боды и ответственности, собственного предназначения и способности к самоак­туализации;

  5. Развитие самостоятельного психолого-педагогического мышления сту­дентов ВУЗа.

Пособие включает:

  • программу «Психолого-педагогического практикума», с указанием требо­ваний к знаниям и умениям студентов по изучению разделов и тем, дидактиче­ских единиц, основных понятий, что показывает логику построения системы и содержания семинарско-практических занятий;

  • содержание семинарско-практических занятий, с указанием темы, цели, формы проведения, перечня вопросов для обсуждения, заданий для самостоятель­ной работы студентов, ориентированных на каждое последующее занятие, номера вспомогательного материала в помощь студентам при подготовке к семинарско- практическим занятиям;

  • вспомогательный материал, включающий теоретическую и диагностиче­скую информацию для студентов и преподавателей, необходимую для организа­ции и проведения семинарско-практических занятий;

  • примерный перечень курсовых работ;

  • терминологический словарь;

  • список литературы.

Следует отметить, что каждое семинарско - практическое занятие поводится на основе предварительной подготовки студентов, выполнении ими заданий со­гласно теме.

В материалах к темам 2, 7, 8,12, 13 представлено достаточно большое коли­чество анкет, опросников. Преподаватели и студенты могут выбрать наиболее це­лесообразные (на их взгляд) и провести.

При разработке учебно-методического пособия авторы опирались на при­мерную программу учебной дисциплины «Психолого-педагогический практи­кум»

Примерная программа учебной дисциплины «Психолого-педагогический практикум* - М.: Издательский отдел МИР СПО, 2003г.-20с.

^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА

Примерный тематический план


Наименование разделов и тем

^ Кол-во часов при очной форме обучения

Всего

Лекдий

Семинарско- практических

1 Введение

2




-1

(Раздел 1. Решение психолого- педагогических задач, направленных на формирование аналитических, проекти­ровочных, конструктивных умений вос­питателей.










1ема 1.1. Аналитические умения воспитате­лей

4




4

|Тема 1.2. Проективные умения воспитателей

2




?

1ема 1.3. Конструктивные умения воспита­телей

4




4

1 Раздел 2. Анализ и оценка уровня разви­тия, обученности и воспитанности детей дошкольного возраста.










1ема 2.1. Изучение воспитателем личност­ных и познавательных особенностей детей дошкольного возраста

8




8

Раздел 3. Анализ педагогической деятель­ности.










1ема 3.1. Анализ реального педагогического процесса

4




4

1ема 3.2. Самоанализ деятельности восг телей

4




4

1 Раздел 4. Проектирование педагогическо­го процесса










Тема 4.1. Планирование развития личности воспитанника

8




8

Итого

36




36



^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение

Студент ВУЗа должен:

иметь представление:

  • о месте психолого-педагогического практикума в профессиональной подго­товке;

знать (на этой основе формируется предметная и психолого-педагогическая компетентности):

структурные компоненты педагогической деятельности; особенности профессиональных умений воспитателей.

Цель, задачи и структура психолого-педагогического практикума. Место психолого-педагогического практикума в системе профессиональной подготовки студентов ВУЗа. Значение психолого-педагогических знаний в профессиональной подготовке

Основные категории психолого-педагогического практикума: педагогическая деятельность, педагогический процесс, развитие, обучение, воспитание.

^ Основные понятия: педагогика, психология, педагогическая деятельность, диагностика, критерии, уровни, профессиограмма, профессиональные умения.

Раздел 1. Решение психолого-педагогических задач, направленных на формирование аналитических, проектировочных, конструктивных умений воспитателей

Студент ВУЗа должен:

знать (на этой основе формируется предметная и психолого-педагогическая компетентности):

•критерии уровня сформированности профессионально-значимых качеств, умений воспитателей;

  • формы, методы и средства педагогического процесса;

владеть умениями и навыками, развивающими предметную, проектную, коммуникационную, методическую, организаторскую, психолого-педагогическую, информационно-технологическую компетентность:

  • определять и формулировать цели и задачи педагогического процесса;

  • отбирать формы, методы и средства, обеспечивающие реализацию постав­ленных целей;

  • предвидеть возможные затруднения и ошибки в собственной деятельности и в деятельности детей;

•конструировать педагогический процесс.

быть способным:

  • профессионально анализировать педагогическую деятельность, делать вы­воды, формулировать предложения по повышению качества и эффективности;

  • планировать педагогическую деятельность, определять цели и задачи с уче том современных требований, предъявляемых к дошкольному образованию;

  • гибко и динамично решать педагогические задачи, ситуации:

  • создавать обзор современной литературы по вопросам практики обучения / воспитания детей дошкольного возраста;

  • аннотировать и конспектировать работы отечественных и зарубежных пси­хологов и педагогов.

В результате изучения раздела будут сформированы компетентности по: -конструированию содержания обучения в рамках Базисной образователь­ной программы;

- анализу и отбору методического инструментария для повышения эффектив­ности образовательного процесса;

-критической оценке организации педагогической деятельности.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Похожие:

1 Аналитические умения воспитателей 11 Тема Проектировочные умения воспитателей 11 Тема Конструктивные умения воспитателей 11 iconКонсультации для воспитателей Материал подготовлен: Зам зав по вмр
При обучении грамматике родного языка закладываются основы умения свободно оперировать с синтаксическими единицами, что обеспечивает...
1 Аналитические умения воспитателей 11 Тема Проектировочные умения воспитателей 11 Тема Конструктивные умения воспитателей 11 iconТема: «Электростатика»
Формировать умения анализировать, сравнивать, доказывать, развивать речевые умения
1 Аналитические умения воспитателей 11 Тема Проектировочные умения воспитателей 11 Тема Конструктивные умения воспитателей 11 iconУрок-диспут. Тема урока. Чацкий и Молчалин. Жизненные позиции
Цель: развитие умения излагать свои мысли, развитие умения составлять свои собственные суждения о предмете беседы; развитие мышления,...
1 Аналитические умения воспитателей 11 Тема Проектировочные умения воспитателей 11 Тема Конструктивные умения воспитателей 11 iconЗаконы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность
Гпд) его обязанности могут быть возложены на классных воспитателей, других воспитателей (гпд) или учителей. Временное исполнение...
1 Аналитические умения воспитателей 11 Тема Проектировочные умения воспитателей 11 Тема Конструктивные умения воспитателей 11 iconТема: десять
Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей?
1 Аналитические умения воспитателей 11 Тема Проектировочные умения воспитателей 11 Тема Конструктивные умения воспитателей 11 iconТема: «Совместная работа логопеда и специалистов доу»
Консультация для воспитателей логопедической группы, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре
1 Аналитические умения воспитателей 11 Тема Проектировочные умения воспитателей 11 Тема Конструктивные умения воспитателей 11 iconТема: Формирование социально-значимых навыков младших школьников через внеклассную деятельность
План работы методобъединения воспитателей младших классов на 2011-2012 учебный год
1 Аналитические умения воспитателей 11 Тема Проектировочные умения воспитателей 11 Тема Конструктивные умения воспитателей 11 iconКубань в конце 18-19 в в
Развивать умения поиска информации по заданной теме, владения навыками публичного выступления, умения логически мыслить, выявлять...
1 Аналитические умения воспитателей 11 Тема Проектировочные умения воспитателей 11 Тема Конструктивные умения воспитателей 11 iconИспользуя полученные знания, умения и навыки в курсе, показать творческие...
Цель: используя полученные знания, умения и навыки в курсе, показать творческие и конструктивные способности в решении биологических...
1 Аналитические умения воспитателей 11 Тема Проектировочные умения воспитателей 11 Тема Конструктивные умения воспитателей 11 iconПрограмма дополнительного образования
От него требуются как хорошо развитые специализированные функции, так и умения проектировать, принимать самостоятельные решения и...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница