Программа наблюдения за «жизненными проявлениями»




НазваниеПрограмма наблюдения за «жизненными проявлениями»
страница1/5
Дата публикации07.10.2013
Размер0,66 Mb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Психология > Программа
  1   2   3   4   5



ОГЛАВЛЕНИЕ




Панфилова Л. Ф. КОРОТКИЕ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИКИ ШКОЛЬНИКОВ


3


Методики для изучения личности ученика


3


Методики для изучения отношения ученика к учебной деятельности


15


Методики для изучения познавательных процессов


20


Внимание


20


Память


23


Мышление


26


Воображение


31


Вяткина Л. А. ТЕМПЕРАМЕНТ ШКОЛЬНИКА И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ


33


Педагогические рекомендации по индивидуализации учебно-тренировочного процесса и подготовки к соревнованиям гимнасток с различными свойствами темперамента (по В. А. Вяткину)


33


Опросник для определения экстра-интроверсии


35


Программа наблюдения за «жизненными проявлениями» свойств нервной системы в спортивной деятельности (по Б. А. Вяткину)


39


Литература


43


Вяткина Л. А. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА


44


Методика 1. Оценка организованности ученического коллектива методом обобщения независимых характеристик


48


Методика 2. Экспериментальное изучение организованности класса


52


Методика 3. Изучение настроений в классе с помощью цветописей (методика А. Н. Лутошкина)


55


Методика 4. Методика полярных профилей для изучения психологического климата класса (по А. В. Лутошкину)


57


Методика 5. Анкета для изучения психологического климата в классе


59


Литература


63



^ Диагностика развития психики школьников

Под редакцией И. А. Чурикова

Чебоксары - Йошкар-Ола, 1998

ББК 88.8

Д44

Научный редактор - И. А. Чуриков, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный деятель науки Республики Марий Эл.

Рецензент - А. Г. Смирнов, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и психологии Марийского государственного университета.

Диагностика развития психики школьников. / Под ред. И. А. Чурикова. - Чебоксары - Йошкар-Ола: "Клио" - "Марий Эл учитель", 1998.

Пособие подготовлено авторским коллективом Марийского пединститута, включает короткие методики диагностики развития психики, специальных способностей детей, уровней физического развития детей, а также методики изучения ученического коллектива.

Рекомендуется практическим работникам учебно-воспитатель­ных учреждений - учителям, классным руководителям, воспитателям, педагогам-организаторам, школьным психологам, родителям, студентам педагогических учебных заведений.

ББК 88.8 © Марийский пединститут

Издательство "КЛИО", "Марий-Эл учитель"

Панфилова Л. Ф.

^ КОРОТКИЕ МЕТОДИКИ

ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИКИ ШКОЛЬНИКОВ

Преимущество методик очевидно: они позволяют собрать ин­формацию в относительно короткое время, причем не о человеке во­обще, а прицельно, например, об особенностях мотивации, памяти, мышления и т.п. Информация, полученная в результате применения методики, может быть обработана количественно и качественно, по­этому ее можно сопоставить с данными о других людях. Полученная информация позволяет не только определить уровень особенностей изучаемого качества, но и сделать прогноз развития изучаемого явле­ния.

Нами совместно со студентами пединститута в течение ряда лет апробированы методики, при помощи которых за короткое время, без особых затрат на стимульный материал, несложно изучить конкретно­го ученика начальных или средних классов. Как показал опыт, уча­щимся интересны эти методики, они охотно их выполняют.

^ МЕТОДИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА

1. Три желания. (Методика мотивацнонных предпочтений Ж.Нюттеиа.)

Инструкция: Перед тобой три лепестка. Напиши на них свои самые заветные желания.

3

Каждому ученику раздаются три бумажных лепестка разных цветов.

^ Обработка результатов: подсчитываются желания, направлен­ные на себя (личная направленность), на других людей (общественная направленность), надело (деловая направленность).

2. Самый - самый. (Исследование самооценки.)

Инструкция: Перед тобой три (четыре, пять) вертикальные ли­нии, каждая из них обозначает какое-либо свойство личности. На ка­ждой линии найди себя, обозначь точкой, а затем соедини точки од­ной линией.



Обработка результатов: линия посередине или выше ее гово­рит о нормальной самооценке, слишком высокая линия - завышенная самооценка, слитком низкая - заниженная.

4

^ 3. Методика самооценки Т.В. Дембо - С.Л. Рубинштейна (модифицированный вариант).

Испытуемому предлагается лист со шкалами:



1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


100 50






















0























Инструкция: Представьте, что каждая из шкал означает.

1 - доброту,

2 - смелость,

3 - принципиальность,

4 - честность,

5 - скромность,

6 - решительность,

7 - дисциплинированность,

8 - настойчивость,

9 - аккуратность,

10 - заботливость.

Верхняя линия означает наивысший уровень выраженности ка­честв, нижняя - очень низкий. Отметьте на каждой из линий уровень выраженности в вас каждого из качеств и соедините полученные точ­ки.

^ Обработка результатов: если линия проходит по середине шкал или близко к середине, то самооценка адекватна, ближе к верх­ней линии - завышена, а к нижней - занижена.

5

4. Методика Де-Греефэ до определению самооценки (для младших школьников).

Инструкция: Перед тобой три кружка. Первый кружок обозна­чает твоего учителя, второй - тебя самого, третий - твоего товарища. От каждого кружка надо опустить вниз линию. От того, кто из вас са­мый умный, надо опустить самую длинную линию; от того, кто самый глупый - самую короткую; от того, кто средний - среднюю.

Затем спросите ученика, как зовут его учительницу (например, Нина Павловна), его друга (например, Саша) и попросите вписать их имена в кружки. Ребенок рисует линии от кружков вниз.



^ Интерпретация данных: если ученик нарисовал равные линии или самую длинную линию опустил от себя - это свидетельствует о его умственной неполноценности; ученик с нормальной психикой са­мую длинную линию проводит от учителя. Если он среднюю линию отдает себе, а короткую - своему другу или наоборот, это нормально. Следует сравнить полученные данные с результатами других методик или провести беседу с учеником, почему он так оценил себя и своего товарища.

5. Анкета самооценки (для подростков).

1. За что тебя хвалят учителя?

6

2. За что - родители?

3. Что нравится в людях тебе и твоим товарищам?

4. Какие положительные качества присущи тебе?

5. Какие недостатки отмечают у тебя товарищи?

6. На какие недостатки указывают учителя?

7. На какие недостатки обращают внимание родители?

8. Какие недостатки, на твой взгляд, у тебя есть?

6. Тест "Кто вы?" (исследование характера).

Инструкция. Отвечай, "да" или "нет" на следующие вопросы.

1. Уважаешь ли ты дружбу?

2. Привлекает ли тебя что-то новое?

3. Предпочитаешь ли ты старую одежду новой?

4. Менял ли ты в детстве более трех раз профессию, которую собираешься выбрать?

5. Теряешь ли уверенность в себе, когда тебе предстоит решить трудную задачу?

6. Коллекционируешь ли что-нибудь?

7. Часто ли бывает так, что ты притворяешься довольным безо всякой причины?

8. Часто ли меняешь свои планы в последний момент? Запиши себе по 1 очку за ответ "да" на вопросы 1, 2, 6. Столько же - за ответ "нет" на вопросы 2, 4, 5, 7, 8. Теперь подсчитай набран­ные очки и смотри результаты теста.

7

Свыше 6 очков: Ты уравновешенный человек. У тебя легкий, хороший характер.

^ От 3 до б очков: Твой .характер не назовешь легким. Твое хо­рошее настроение может легко превратиться в плохое. А это отража­ется на твоих отношениях с друзьями. Решительность в своих делах тебе бы не помешала.

^ Менее 3 очков: Почему не веришь в свои силы? Надо больше доверять людям, искать друзей среди тех, кто тебя окружает.

7. Тест на исследование личности.

Инструкция: Дорисуй прямоугольники. Рисовать можно что угодно, не выходя за приделы фигуры.

^ Стимульный материал. Дается пять таких прямоугольников.



Интерпретация результатов.

1 прямоугольник: ЭКСЦЕНТРИЧНОСТЬ'. Если рисующий сосредотачивает эту точку в центре своего рисунка, то он эксцентри­чен, в другом случае - нет.

2 прямоугольник: КОММУНИКАТИВНОСТЬ. Если рисующий соединяет эти линии, то он является коммуникативным человеком, если нет, то у него имеются трудности в общении.

3 прямоугольник: СЕМЬЯ И КАРЬЕРА. Если рисунок сосре­доточен в маленьком квадратике, то этот человек - настоящий семья­нин.

Эксцентричный - странный, с причудами, чудаковатый. 8

4 прямоугольник: СКЛАД УМА. Если рисунок состоит из замкнутых линий, то у человека математический склад ума.

5 прямоугольник: ВЛИЯНИЕ НА ДРУГИХ. Если рисунок в центре, то человек может очень сильно влиять на людей.

8. Тест "Поставь себе оценку за вежливость".

Инструкция: Ребята! Вам следует ответить на пять вопросов. Отвечайте «да» или «нет», затем подсчитайте свои «да».

1. Всегда ли ты уступаешь место старшим в автобусе?

2. Всегда ли ты стоишь в очереди?

3. Говоришь ли маме «спасибо», когда встаешь из-за стола или надеваешь выглаженную ею рубашку?

4. Всегда ли ты тактично ведешь себя с одноклассниками, про­являешь внимание и чуткость к ним?

5. Называешь ли ты по имени и отчеству людей, когда здороваешься с ними?

А теперь подсчитай количество своих "да". Это и будет твоя оценка за вежливость.

9. Рисуночный тест "Кто вы?"

Инструкция: Из этих фигур выберите ту, которая вам больше по­нравилась.

^ Стимульный материал: пять геометрических фигур.

9


Интерпретация результатов.

КВАДРАТ - трудолюбивый, упорный, педантичный. ПРЯМОУГОДЬНИК - любознательный, интересующийся всем новым.

ТРЕУГОЛЬНИК - целеустремленная сильная личность, лидер. КРУГ - доброжелательный, сочувствующий другим людям.

ЗИГЗАГ - творческий.

|

10. Исследование уровня притязаний личности.

Инструкция: Перед тобой карточки, на которых задания разной трудности (1 степень трудности - самые легкие, 2 степень -средние, 3 степень - самые трудные). В предложенных словах надо вставить про­пущенные буквы. Возьми любое задание. Если оно окажется слишком легким или слишком трудным, то возьми другое, какое хочешь.

^ Стимульный материал: карточки с заданиями. Ученик видит обратную сторону карточек со значками, обозначающими различную степень трудности (1,2, 3).

/ степень трудности

р - са


п - от


б- ак


ш - аф


м - ло


у-ар



10

2 степень трудности

к—м-нь


т-ч-а


ОК——Н


п - а — ок


б-р-н


п-т-о



^ 3 степень трудности

ч—л—в-к


б-р-б-н


р-с-к-з


в-ш—л-а


б-д-л-н-к


к-п-т-н-



^ Обработка результатов. Фиксируются все выборы того или иного задания, сделанные испытуемым, и результаты работы с каж­дым из них. На основании полученных данных строится график, где по оси ординат отмечена степень трудности задания, по оси абсцисс -номера попыток. Если школьник выполняет задание, то на месте пе­ресечения координат ставится белый кружок, если нет - то черный кружок. Делаются выводы об изменении уровня притязаний в услови­ях успеха и неуспеха. Если испытуемый после неудачи берет задание той же или более высокой трудности, а после успеха - более низкой трудности, то его поведение является неадекватным. Проанализируй­те, чем обусловлено неадекватное поведение. В заключение сделайте вывод об уровне притязаний ученика (высокий, средний, низкий) и об адекватности этого уровня притязаний.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Программа наблюдения за «жизненными проявлениями» iconРеферат по теме Анализ рынка телевизионных систем наблюдения
Системы телевизионного наблюдения предназначены для обеспечения безопасности на охраняемом объекте. Они позволяют одному или нескольким...
Программа наблюдения за «жизненными проявлениями» iconУказания по заполнению формы федерального статистического наблюдения
Форма федерального статистического наблюдения заполняется всеми детскими музыкальными, художественными, хореографическими школами...
Программа наблюдения за «жизненными проявлениями» iconПрограмма “Экологического нравственного воспитания школьников”
Вопросы развития осознанного, ответственного личного поведения учащихся в соответствии с жизненными ситуациями, решение задач в процессе...
Программа наблюдения за «жизненными проявлениями» iconПрограмма нравственно-экологического воспитания школьников Концепция программы
Вопросы развития осознанного, ответственного личного поведения учащихся в соответствии с жизненными ситуациями, решение задач в процессе...
Программа наблюдения за «жизненными проявлениями» iconПрограмма статистического наблюдения
Относительные величины интенсивности. Коэффициента преступности. Коэффициент преступной пораженности
Программа наблюдения за «жизненными проявлениями» iconВ чем заключается сущность статистического наблюдения?
Значение этого этапа исследования определяется тем, что использование лишь вполне объективной и достаточно полной, полученной в результате...
Программа наблюдения за «жизненными проявлениями» iconНазвание Применение
Программа средней школы и младших курсов вузов. Содержит самые популярные в мире программы для наблюдения за небесными телами
Программа наблюдения за «жизненными проявлениями» iconПриказ от 14 ноября 2011 г. N 828 об организации работ по осуществлению...
Российской Федерации, 2008, n 34, ст. 3929, Приказом Федеральной службы государственной статистики от 28 января 2011 г. N 17 "Об...
Программа наблюдения за «жизненными проявлениями» iconПрограмма курса по выбору «Избирательное право» для 9 класса на 2009-2010 учебный год
И от того, каким оно вырастит, как будет воспринимать ценности, что сделает своими основными жизненными ориентирами, многое зависит...
Программа наблюдения за «жизненными проявлениями» iconУрока: Урок-лекция (Слайд №1)
Образовательная: формирование представления об электрическом токе в газах; ознакомление учащихся с проявлениями в природе, связанными...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница