«методология и методика психолого-педагогических исследований» II курс, 4-й семестр Тема 1




Скачать 110,99 Kb.
Название«методология и методика психолого-педагогических исследований» II курс, 4-й семестр Тема 1
Дата публикации07.10.2013
Размер110,99 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Психология > Документы

Тематика контрольных работ



«МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»
II курс, 4-й семестр

Тема 1

Наблюдение как научный метод
психолого-педагогических исследований


Вопросы теоретической части


  1. Понятие о наблюдении как научном методе, его характеристики

  2. Виды научных наблюдений

  3. Методика проведения наблюдения и специфика его применения в психолого-педагогическом исследовании в дошкольном образовании


^ Основные понятия: наблюдение как метод и как методика (техника); основные характеристики наблюдения (обусловленность идеей, познавательной целью; планомерность и систематичность; объективность, естественность); единицы и категории наблюдения; виды наблюдений: свободное и целенаправленное, сплошное и выборочное, внешнее и включенное, скрытое и открытое, эвристическое и неэвристическое, полевое, лабораторное и спровоцированное в естественных условиях, лонгитюдное, периодическое и единичное), кратковременное и долговременное, стандартизированное и нестандартизированное, непосредственное и опосредованное, монографическое и узкоспециальное, наблюдение-поиск; возможности и границы применения; формы фиксирования записей (протокол, дневник и отдельные записи) и требования к их ведению; подготовка и реализация наблюдения; особенности организации наблюдения в детском возрасте.

^ Тема 2

Общая характеристика эксперимента
как метода исследования


Вопросы теоретической части


  1. Понятие об эксперименте

  2. Модели и этапы проведения эксперимента

  3. Специфика организации психолого-педагогического эксперимента


Основные понятия: эксперимент, его преимущества, независимая и зависимая переменные; виды эксперимента: констатирующий, формирующий, естественный, лабораторный, реальный, мысленный, эксперимент с проверкой одной гипотезы, критический, демонстрационный; типы эксперимента (классический, многофакторный, poste factum); модели проведения эксперимента (с участием экспериментальной и контрольной групп, без участия контрольной группы; использование эксперимента для изучения психики ребенка.




Тема 3

Тестирование как метод исследования


Вопросы теоретической части


  1. Общая характеристика метода тестирования

  2. Классификация тестов

  3. Критерии качества тестов

  4. Особенности использования тестов как метода исследования в детском возрасте


Основные понятия: характеристики тестов – стандартизированность, объективность, модельность, сопоставимость индивидуальных данных с нормативными; критерии качества тестов – надежность, валидность, репрезентативность; виды тестов: достижений, способностей, личности, групповые, индивидуальные, вербальные, образные, практические, комбинированные, тесты скорости и результативности.

^ Тема 4

Опросные методы
в психолого-педагогическом исследовании


Вопросы теоретической части


  1. Понятие об опросных методах

  2. Виды опросных методов, их характеристика

  3. Требования к опросным методам, своеобразие их использования в психолого-педагогических исследованиях детей



^ Основные понятия: опросные методы, назначение, границы применения; виды опросов (письменный, устный, сплошной, выборочный, индивидуальный, групповой, очный, заочный, открытый, закрытый); анкетирование: понятие, виды, способы предъявления вариантов ответов, виды вопросов (открытые, полузакрытые, закрытые; прямые и косвенные; основные, вопросы-фильтры, контрольные); требования к формулированию вопросов; конструирование анкет, техника их составления; беседа как метод устного опроса, виды (введение в эксперимент, экспериментальная, интервью); виды интервью (интервью мнений и документальное; индивидуальное и групповое; нестандартизированное, стандартизированное, полустандартизированное; индивидуальное и групповое); фиксация интервью и беседы (стенография, аудио (видео) запись); специфика применения опросных методов для изучения детей дошкольного возраста.


Тема 5

Проективные методы


Вопросы теоретической части


  1. Общая характеристика проективных методов, их отличие от тестов

  2. Основные виды проективных техник

  3. Особенности применения проективных методов в исследованиях детей дошкольного возраста


^ Основные понятия: проективные методы, вербальное и визуальное стимулирование, виды проективных техник: структурирования, конструирования, ассоциирования, интерпретации, дополнения, катарсиса, импрессии, графические методики, ролевой метод, возможности применения для изучения детей.

^ Тема 6

Социометрия в психолого-педагогическом исследовании


Вопросы теоретической части


  1. Общая характеристика социометрического метода

  2. Методика составления социограмм и социоматриц

  3. Специфика использования метода для изучения межличностных отношений дошкольников


Основные понятия: социометрический метод, назначение, правила и формы проведения; социометрические процедуры: выбор, социометрический критерий, социометрический шифр, социометрическая карточка; критерий; виды социометрических критериев: коммуникативные, гностические, двойные, одинарные, параметрические, непараметрические; социограмма; социометрические индексы: социометрического статуса, эмоциональной экспансивности, взаимности выборов; процедура обработки данных, этапы: табличный (составление социоматрицы), графический (построение социограмм), индексологический (установление социометрических индексов); особенности применения социометрического метода в детской психологии и дошкольной педагогике.

^ Тема 7

Специфические методы педагогического исследования


Вопросы теоретической части


  1. Характеристика метода обобщения педагогического опыта

  2. Анализ содержания педагогических документов

  3. Устные, письменные экзамены, практические занятия как методы исследования

^ Основные понятия: передовой, прогрессивный педагогический опыт, отрицательный педагогический опыт, требования к педагогическому опыту; неофициальные и официальные педагогические документы, готовые документы и создающиеся по заданию исследователя, количественный и качественный анализ педагогических документов; устный и письменный экзамены, практические занятия как методы сбора педагогических фактов.



^ Тема 8

Теоретические и сравнительно-исторические методы исследования


Вопросы теоретической части


      1. Характеристика теоретических методов исследования

      2. Моделирование как метод исследования

      3. Сравнительно-исторические методы исследования

Основные понятия: теоретические методы исследования – анализ и синтез в научном познании; формы анализа: классификационный, анализ отношений, каузальный, диалектический; индукция и дедукция, методы формализации; моделирование, способы его осуществления (абстрагирование, идеализация); мысленный эксперимент, моделированный и немоделированный мысленный эксперимент; этапы осуществления моделирования;

сравнительно-исторические методыгенетический метод, формы метода: каузальное наблюдение, метод срезов; метод сравнения; сравнительно-исторический метод изучения педагогических явлений, его назначение; исторический метод: сферы изучения, специфика осуществляемых процедур.



^ II. Практическая часть (ко всем темам)




Задание 1. Сформулировать цель, объект, предмет, гипотезу (описательную), задачи исследования к следующей теме.
^ Формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности

Задание 2. Разграничить объект, предмет и тему исследования.
1). Психологического
а) Особенности развития познавательных интересов у детей 5 – 7 лет.

б) Индивидуально-типические и индивидуальные особенности формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

в) Познавательная деятельность дошкольника, направляемая познавательным интересом.

    • объект – это ответ …

    • предмет – это ответ …

    • тема – это ответ …


2). Педагогического
а). Совокупность дидактических условий, реализация которых в учебном процессе способствует целенаправленному формированию опыта творческой деятельности учащихся.

б). Обучение, ориентированное на формирование творческой деятельности.

в). Дидактические условия формирования опыта творческой деятельности учащихся.

    • объект – это ответ …

    • предмет – это ответ …

    • тема – это ответ …


Задание 3. Определить тип гипотезы.



Дидактическая игра способствует развитию произвольной памяти детей 6 – 7 лет при следующих условиях:

  1. проведении подготовительной работы по совершенствованию устойчивости и концентрации внимания;

  2. специальном обучении детей широкому спектру мнемических приемов;

  3. активном использовании в этом процессе материальных средств в качестве опоры для запоминания;

  4. осуществлении указанной работы путем поэтапного формирования умственного действия с последующим применением в качестве приемов запоминания.


Задание 4. Проранжировать структурные компоненты исследования (расположить в правильной последовательности, согласно логике исследования). Разместить структурные элементы исследования по этапам исследования (Приложение 2)
Структурные компоненты исследования:


  1. внедрение результатов исследования в практику

  2. определение практической значимости исследования

  3. организация и проведение констатирующего этапа эксперимента

  4. организация и проведение формирующего этапа эксперимента

  5. выбор и модификация методов

  6. количественный анализ данных

  7. обобщение результатов

  8. формулирование гипотезы

  9. проведение поисковых экспериментов

  10. формулирование задач исследования

  11. качественный анализ результатов

  12. определение теоретической значимости исследования

  13. формулирование цели исследования

  14. изучение истории вопроса

  15. нахождение и организация базы исследования

  16. выбор объекта исследования

  17. проведение контрольного этапа эксперимента

  18. подготовка инструментария для исследования

  19. определение предмета исследования

  20. определение структуры исследования


Рекомендации по оформлению задания.

Внимание!!! В образце допущены ошибки.


Ранжирование структурных элементов студентом

8, 10, 14, ...

Распределение структурных элементов по этапам исследования

постановочный этап

8, 10, 14 ...

собственно исследовательский этап

9, 17 ...

оформительско-внедренческий этап

20, 1, ...


Задание 5. Оформить в таблице и рисунке нижеприведенные цифровые данные в соответствии с правилами (Приложения 3, 4).

^ Доминирование нравственных предпочтений у детей 4 – 5 лет по результатам констатирующего и контрольного срезов



Группа

Этап

Данные

эксперимен-тальная

констатирующий

высокий уровень – 3 испытуемых

средний уровень – 12 исп.

низкий уровень – 9 исп.

самый низкий уровень – 1 исп

контрольный

высокий уровень – 7 исп.

средний уровень – 14 исп.

низкий уровень – 4 исп.

самый низкий уровень – 0 исп.

контрольная

констатирующий

высокий уровень – 4 исп.

средний уровень – 11 исп.

низкий уровень – 9 исп. самый низкий уровень – 0 исп.

контрольный

высокий уровень – 4 испытуемых

средний уровень – 12 исп.

низкий уровень – 8 исп.

самый низкий уровень – 0 исп.



Задание 6. Оформить список литературы из 10 источников (по любой проблеме на выбор студента) в соответствии с предъявляемыми требованиями (Приложение 5).



В список обязательно должны быть включены:


  1. издания одного автора

  2. издания нескольких авторов (двух, трех и более)

  3. издания под редакцией какого-либо автора

  4. глава (раздел, статья) из издания под редакцией какого-либо автора

  5. статьи из сборников научных трудов и журналов

  6. авторефераты диссертаций (если имеются в наличии по данной проблеме)

Похожие:

«методология и методика психолого-педагогических исследований» II курс, 4-й семестр Тема 1 iconВопросы к экзамену по учебной дисциплине «Методология и методы психолого-педагогических...
Характеристика принципа сущностного анализа в психолого-педагогическом исследовании
«методология и методика психолого-педагогических исследований» II курс, 4-й семестр Тема 1 iconМетодические указания к курсу «Методология и методика конкретных...
Методология и методика конкретных социологических исследований. Методические указания к изучению курса/ Сост. Н. В. Досина; Яросл...
«методология и методика психолого-педагогических исследований» II курс, 4-й семестр Тема 1 iconПсихолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений...
Сформулированы приоритет ь: е направления психолого-педагогических иссле- ъ-ваний, условия эффективной организации со- ременных наук...
«методология и методика психолого-педагогических исследований» II курс, 4-й семестр Тема 1 iconВопросы государственного экзамена по психолого-педагогической подготовке
Методика профессионального обучения (мпо) как отрасль педагогических знаний. Место мпо в системе психолого-педагогических и отраслевых...
«методология и методика психолого-педагогических исследований» II курс, 4-й семестр Тема 1 iconЗагвязинский В. И. 14 Методология и методика дидактического иссле­дования
Методология и методика дидактического иссле­дования.— М.: Педагогика, 1982.— 160 с
«методология и методика психолого-педагогических исследований» II курс, 4-й семестр Тема 1 iconМеждународное публичное право
Международного права (4 курс, 7 семестр дневное отделение, 5 курс, 9 семестр заочное отделение)
«методология и методика психолого-педагогических исследований» II курс, 4-й семестр Тема 1 iconХарактеристика на обследование пмпк
Рекомендации по составлению психолого-педагогических представлений и педагогических характеристик детей, поступающих на обследование...
«методология и методика психолого-педагогических исследований» II курс, 4-й семестр Тема 1 iconПрограмма курса методология истории д филос н., проф. Антипов Г. А. Новосибирск 2004
Методология как рефлексия предельных оснований научного познания. Философия и методология. Философия и наука. Методология науки и...
«методология и методика психолого-педагогических исследований» II курс, 4-й семестр Тема 1 iconВопросы к экзамену по дисциплине Психолого-педагогическая диагностика детей
Определение, предмет и задачи психолого-педагогической диагностики. Развитие психолого-педагогических методов диагностики детей за...
«методология и методика психолого-педагогических исследований» II курс, 4-й семестр Тема 1 iconДeтeй желательно воспитывать с
В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница