«Профилактическая работа с семьями, отягощенными алкогольной зависимостью. Психологическая помощь жертвам насилия и психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении»




Скачать 301.57 Kb.
Название«Профилактическая работа с семьями, отягощенными алкогольной зависимостью. Психологическая помощь жертвам насилия и психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении»
страница1/3
Дата публикации06.10.2013
Размер301.57 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Психология > Документы
  1   2   3
Министерство социальной политики Красноярского краяописание: семья 0009

КГБУ СО Центр семьи «Минусинский»
«Профилактическая работа с семьями, отягощенными алкогольной зависимостью. Психологическая помощь жертвам насилия и психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении».

Педагог-психолог Елгина А.Н.

город Минусинск, 2012

Содержание


  1. Дефекты воспитания детей со стороны родителей, отягощенных алкогольной зависимостью.

  2. Особенности психоэмоционального формирования личности ребенка, находящегося в социально опасном положении.

  3. Мероприятия, направленные на осуществление профилактики насилия над несовершеннолетними.

  4. Психологическая помощь несовершеннолетним жертвам насилия.

  5. Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.



Давно известно, что злоупотребление алкоголем и особенно хронический алкоголизм родителей не проходит бесследно для детей. Учёные, наблюдая у детей тяжёлые последствия пьянства родителей, приходят к выводу, что, вырастая, такие дети не смогут выполнять полностью общественные функции, которые на них возложит общество в будущем.

Основу воспитания дети получают в семье. Семья формирует личность человека. Детские дошкольные учреждения, школа, которую посещает ребёнок, дают только дополнительные штрихи к основному - семейному воспитанию.

^ Проблема семейного алкоголизма в настоящее время вызывает особую тревогу. В первую очередь от злоупотребления спиртными напитками страдают дети. Негативные последствия имеет зачатие в состоянии опьянения, прием алкоголя матерью во время беременности - все это описание: 1214761340_semja_alkogolikov[1]

приводит к разнообразным дефектам развития многих органов и систем организма ребенка. Особенно часто отмечаются нарушения центральной нервной системы. Кроме того, при семейном алкоголизме умственная отсталость нередко сочетается с тяжелыми нарушениями внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы.

Неблагоприятное влияние алкоголизма родителей на детей не исчерпывается отклонениями на биологическом уровне. Семейный алкоголизм формирует комплекс отрицательных макросоциальных влияний на ребенка. Поэтому даже в случае, когда созревание организма происходит относительно благополучно, со всей остротой встает проблема социальной дезадаптации таких детей. Эмоционально-поведенческие и личностные отклонения у детей, приобретенные в результате неправильного воспитания, затрудняют формирование нормальных межличностных отношений и социальной адаптации в целом.

В свою очередь, социальная дезадаптация является мощным неблагоприятным фактором, утяжеляющим личные и поведенческие нарушения. Она способствует формированию стойких психопатических состояний, асоциальных форм поведения. В связи с этим особую важность приобретает своевременная и целенаправленная работа с такими детьми.
^ Дефекты воспитания детей со стороны родителей,

отягощенных алкогольной зависимостью

Со стороны родителей, отягощенных алкогольной зависимостью, наблюдается недостойное обращение с детьми. Под недостойным обращением понимается либо притеснение детей, либо пренебрежение. Притеснение детей выражается в намеренном нанесении им телесных повреждений и оскорблений, сексуальных злоупотреблениях и/или нанесении им эмоциональных травм. Детей могут подвергать жестокому физическому наказанию, избивать ремнём или кулаками, бросать на пол, бить головой о стену, что приводит к появлению переломов, кровотечений, гематом. Нанесение эмоциональной травмы происходит в результате постоянной ругани, криков, оскорблений, использования в отношении ребёнка непристойных кличек, жестокой критики, насмешек, невыгодных сравнений с другими братьями и сёстрами или постоянного игнорирования. Пренебрежение означает неспособность обеспечить ребёнку хотя бы самый минимальный уход: предоставить необходимое для поддержания жизни питание, одежду, жильё и медицинское обслуживание, а также неспособность удовлетворить его эмоциональные, социальные и интеллектуальные потребности.

Родители, применяющие против своих детей физическую силу, оказывают разрушительное воздействие на них как эмоционально, так и физически. Некоторые дети погибают от жестокого обращения; другие на всю жизнь остаются искалеченными. описание: c0908a8fb70b[1]
Ненависть, направленная на ребёнка, мучает и страшит его, оставляя в душе глубокие, незаживающие раны. В результате развиваются патологическая трусость, робость, пассивность, затаённая враждебность, тупость и холодная, индифферентная неспособность любить других. Подростки, которые подвергались насилию со стороны родителей, с большой степенью вероятности в своё время применят насилие по отношению к родителям.

Пренебрежение является наиболее распространённым видом жестокого обращения с детьми и подростками. Оно может принимать различные формы. Под физическим пренебрежением понимается неспособность обеспечить ребёнку достаточное питание или правильную диету, соответствующую условиям жизни одежду, необходимую медицинскую помощь, достойное жилище, выполнение элементарных требований личной гигиены. описание: f23[1]

Эмоциональное пренебрежение - это недостаточное внимание, отсутствие любви, заботы и нежности, неспособность удовлетворить потребности ребёнка в одобрении его действий, признании его заслуг и дружбе. Интеллектуальное пренебрежение может проявляться в дозволении детям систематически без причины пропускать занятия, в неспособности обеспечить их учёбу и предоставить условия для выполнения домашних заданий, в отсутствии необходимых материалов, стимулирующих их интеллектуальное развитие. Социальное пренебрежение может включать в себя недостаточное внимание к социальной активности ребёнка, к кругу его общения и товарищам по играм, нежелание занять ребёнка полезными видами деятельности или неспособность приучить ребёнка к жизни в обществе других людей. Под термином моральное пренебрежение подразумеваются такие явления, как неспособность подать ребёнку положительный пример, осуществить какое-либо нравственное воспитание.
^ Особенности психоэмоционального формирования личности ребенка, находящегося в социально опасном положении

Влияние алкоголизма на семью в целом заключается в искажении и неправильном использовании 3-х элементов, необходимых для здорового функционирования семьи: создание семейных правил, ролей и границ. Правила в семьях, злоупотребляющих алкоголем, искажаются в 2-х направлениях: слишком свободны или слишком строги. Это приводит к хаотической ситуации, в которой теряется чувство надежности, безопасности. Дети могут брать на себя несвойственные им ролевые функции, например роль родителя, а в таком случае они не могут обнаружить никаких признаков слабости, уязвимости или сочувствия. Члены семьи недоступны друг для друга, выражения чувств запрещено.

Можно отметить, что каких-то универсальных правил поведения в семьях, злоупотребляющих алкоголем, не существует: что хорошо, а что плохо определяется от случая к случаю. Все зависит от физического и эмоционального самочувствия родителей, а не от какой-то философии домашнего воспитания. Подчас ребенок получает «взбучку» за то, что недавно разрешалось делать, и, может быть, считалось похвальным. Отношения между взрослыми и детьми также носят весьма неопределенный характер. То они могут быть непринужденными и открытыми, так что ребенок чувствует себя очень хорошо в семье, с ним играют, его балуют. То с ребенком начинают говорить на повышенных тонах, и тогда превалирует авторитарный стиль общения.

Часто родители не могут сойтись во мнениях относительно какого-либо решения, сделанного или сказанного. Ссоры, сопутствующие расхождению во мнениях, делают ситуацию еще хуже. Эмоциональная неразвитость, присущая человеку, злоупотребляющему алкоголем, может причинить непоправимый вред психике ребенка, его заставляют сидеть на коленях нетрезвого и пахнущего спиртным отца и выслушивать разглагольствования о том, как сильно он любит своего ребенка и как трудно ему от того, что его не понимают и ему не доверяют. Часто настроение родителей подобно маятнику колеблется от выражения жалости к самому себе до преувеличенной агрессивности к кому-то или чему-то. Потребность захмелевшего взрослого в нежности и близости с ребенком не всегда оказывается в ладах с рассудком. Ласка может перерасти в сексуальное заигрывание, тем более, что допустимая грань общения в алкогольных парах видится совсем по-иному.

Психика ребенка, естественно, в подобной ситуации оказывается надломленной, он испытывает чувство стыда и вины. Изнасилованию могут подвергнуться и друзья ребенка, оказавшиеся у него дома. Они также могут стать объектом неприличных шуток или других неприятных для них действий. Или же родитель может выставить себя на посмешище в глазах детей, если ведет себя глупо и недостойно. Ребенок постепенно прекращает приглашать к себе друзей, предпочитая находиться у них дома, а поскольку и там зачастую имеется аналогичная ситуация, то подобные встречи все чаще проходят в подъездах или ближайшей подворотне.

^ Отрицательный пример отца-алкоголика, часто неработающего, грубого и несдержанного, пагубно отражается и на формировании личности ребенка. Дети обычно стыдятся таких родителей. Для них это всегда остро переживаемое глубоко личное "потаенное горе" бесследно не проходящее для здоровья.описание: alkogolik-photobymedianet[1]
Так как дети алкоголиков привыкают к постоянным разочарованиям, они приучаются не полагаться на обещания. Они учатся прятать свои истинные чувства, рационализируя их. Поведение ребенка может определяться тем, какую стратегию выживания он избрал. Это может быть роль юного бунтаря, который своим вызывающим поведением заставил обращать на себя внимание. Подобная тактика преследует также цель отвлечь родителей от семейной проблемы, подменить ее своей собственной, дать выход агрессии. Другой способ для ребенка из семьи, злоупотребляющей алкоголем, приспособиться к действительности - это высмеивать и вышучивать все окружающее, чтобы таким путем снять стрессовые нагрузки. Они зациклены на шалостях и все время поясничают, чтобы переключить внимание с серьезного (убогое и невыносимое окружение) на смешное. Они шутят и говорят глупости по всякому поводу, так, что с ними становится трудно общаться. Со временем такое поведение надоедает окружающим, и ребенка перестают воспринимать всерьез, в силу чего он испытывает трудности как в отношениях с другими, так и по отношению к самому себе.

Ребенок из семьи, злоупотребляющей алкоголем, часто сталкивается с серьезными трудностями в учебе и отношениях с другими детьми. Недостаточно развитое чувство собственного достоинства, заниженная самооценка, робость приводят к тому, что в глазах окружающих такой ребенок становится чем-то вроде шута, которого либо пинают, либо выталкивают из игр, компаний и т.д. Вместе с тем у такого ребенка может появиться потребность доминировать в коллективе и властвовать над другими людьми. В последнем случае ребенок становится тем задирой, который пинает. Он также становится хвастуном, придумывающим о себе разные небылицы, и, в результате никто из детей не хочет с ним дружить.

Развивающееся с годами неверие в себя, низкая самооценка делают таких детей очень уязвимыми и податливыми в разного рода компаниях. В своем рвении оказаться среди "избранных" они подчиняют свою волю более сильного лидера и рискуют быть вовлеченными в сомнительные занятия, в том числе недостойного и просто преступного характера. описание: 44249164_120[1]
^ Они также могут оказаться в группах с отклоняющимся поведением и иметь различные физические и социальные последствия.
Мероприятия, направленные на осуществление

профилактики насилия над несовершеннолетними
В краевом государственном бюджетном учреждении социального обслуживания «Центр социальной помощи семье и детям «Минусинский» в отделении психолого-педагогической помощи ежедневно специалисты, педагоги-психологи отвечают на разные вопросы, вникают в проблемы и ситуации.

Среди всех обращений в отделение психолого-педагогической помощи большую часть составляют обращения семей с несовершеннолетними детьми и подростками – 87%. Среди них проблемы взаимоотношений детей и подростков с родителями занимают основное место в обращениях – 32 %. Многие дети, подростки не находят понимания и поддержки со стороны взрослых. Потребность в признании, в самоутверждении и самосовершенствовании, в приобщении к взрослой жизни остается не удовлетворенной. В этой ситуации обращение к педагогу-психологу для многих ребят оказывается едва ли не единственной возможностью быть понятыми, принятыми, иметь возможность почувствовать свою значимость и разговаривать со взрослым без страха быть осмеянным и отвергнутым.

Основная тематика обращений: кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе); профориентация; интимные взаимоотношения с противоположным полом; принятие себя и т.д. Возрастает и количество обращений по причине насилия над детьми и женщинами, переживанию состояния горя, одиночества, нехватки общения, самовольного ухода несовершеннолетних детей из дома. Очень часто подростки начинают диалог со слов: «Я не могу так больше жить, меня избивает отчим…», «Я хочу покончить с собой…», «Меня не понимают родители…», а потом уже в процессе беседы выясняется, что случилось на самом деле.

Насилие над детьми и женщинами - это самая распространенная тема в работе психологической помощи отделения.
^ Формы профилактики (М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова «Психологическая помощь подросткам в кризисных ситуациях»):

Большой объем информации по профилактике насилия в семье Центр семьи доносит до жителей города через средства массовой информации, опубликовывая статьи в газетах города, размещая информацию в видео точках города, а также на сайте Центра семьи «Минусинский». В буклетах указываются номера телефонов и адресов, по которым можно обратиться в случае выявления жестокого обращения с детьми.

^ Формы профилактики насилия, реализуемые в Центре семьи «Минусинский»описание: d:\фото книга\s7300756.jpg


  • обследование жилищных условий детей в семье;

  • патронирование семей;

  • вечерние рейды в неблагополучные семьи совместно с инспекторами ОДН МУВД, специалистами ОДНиЗП, опеки и попечительства, социальными педагогами школ города;

  • профилактические беседы, консультирование родителей и других

членов семьи;

  • социально-правовые и социально-педагогические, социально-психологические консультации;

  • выступления на родительских собраниях в детских садах, школах, средних специальных учебных заведениях;

  • с детьми проводятся беседы о том, как вести себя в опасных ситуациях, с привлечением специалистов системы профилактики.

  • для подростков школ города и района разработано и активно реализуется занятие «Насилие и подросток», «Урок осторожности» (начальные классы), «Я - гражданин России» (правовое воспитание для детей и подростков)

  • на специалистов учреждений культуры

и воспитателей студенческих общежитий ориентир-описание: dsc06229

овано занятие «Индивидуальная работа с детьми,

пережившими насилие»


  • для родителей детей с ограниченными возможностями и ослабленным здоровьем разработано занятие на тему «Агрессивный» с целью повышения психологической культуры мам в области родительства.




  • с молодыми родителями проводится занятие на тему «Детская агрессивность», на котором педагог-психолог рекомендует способы и приемы, стратегии и варианты поведения родителей в ситуациях, когда ребенок проявляет агрессивное поведение, реакции гнева, ярости.описание: совместное занятие родителей с детьми сказака терапия



  • проходят консультации педагога-психолога с будущими родителями о гуманных методах воспитания детей.




  • для семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, систематически ведутся занятия на темы: описание: день здоровья хороши крепыши


«Нравственные законы жизни»,

«Эффективное общение с ребенком»,

«Взаимодействие людей друг с другом»,

«Учим ли мы наших детей любить?».
Ведётся распространение буклетов среди семей, которые приходят в Центр: описание: dscn4063

«Наказание: польза и вред»,

«Как выжить, если Вы в опасности»,

«Дети и насилие»,

«Детская агрессивность» и т.д.

Вся эта информация направлена на профилактику детского насилия и насилия в семье в целом, на формирование сознательного и ответственного отношения к родительству.
Очень эффективным методом являются социально-профилактические акции, организованные специалистами Центра. Акция «Инфопалатка» проводится с привлечением специалистов учреждений системы профилактики и волонтерами учебных заведений города. Ее цель: привлечение внимания подростков и родителей к проблеме употребления психоактивных веществ среди молодежи, а также насилия по отношению к детям, информирование о последствиях в результате употребления психоактивных веществ, возможные последствия абортов, правильных взаимоотношениях детей и взрослых в семье, для родителей информация о ненасильственных эффективных методах воспитания детей.

Для подростков разработаны карточки с вопросами. Подростки выбирают вопросы и дают ответы. Привлеченные специалисты комментируют и помогают ответить на вопросы при затруднении.

В ходе акции взрослым вручались буклеты профилактического, психолого-педагогического, социально-профилактического содержания: «ПАВ иллюзия счастья», «Свободный от курения», «Насилие над детьми».

Акция «Не надобен и клад, коли в семье лад» проводится с привлечением студентов учебных заведений, которые раздают буклеты о семейных ценностях и традициях жителям на центральных площадях города.

В рамках краевой межведомственной акции «Остановим насилие против детей» специалисты Центра провели акцию «Мы за детство без насилия», охватившую более 100 семей города. Ее цель: привлечение внимания родителей к проблеме насилия по отношению к детям, информирование о правильных взаимоотношениях детей и взрослых в семье, пользе и вреде наказания, ненасильственных эффективных методах воспитания детей. описание: sdc10543

В ходе акции взрослым вручались буклеты

психолого-педагогического, социально-профилактического содержания: «Наказание: польза и вред», «Насилие над детьми», а детям – воздушные шары. описание: sdc10501
  1   2   3

Похожие:

«Профилактическая работа с семьями, отягощенными алкогольной зависимостью. Психологическая помощь жертвам насилия и психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении» iconМаркеры беды Сопровождение учащихся, находящихся в социально опасном положении
...
«Профилактическая работа с семьями, отягощенными алкогольной зависимостью. Психологическая помощь жертвам насилия и психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении» iconПубличный доклад
Профилактическая работа с учащимися и семьями, находящимися в социально-опасном положении. 27
«Профилактическая работа с семьями, отягощенными алкогольной зависимостью. Психологическая помощь жертвам насилия и психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении» iconК схема раннего выявления семей, находящихся в социально опасном положении
Выявление и дифференцированный учет семей, находящихся в социально опасном положении
«Профилактическая работа с семьями, отягощенными алкогольной зависимостью. Психологическая помощь жертвам насилия и психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении» iconМетодические рекомендации Документационное сопровождение индивидуальных программ
Методические рекомендации предназначены для специалистов, работающих в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних и реабилитации...
«Профилактическая работа с семьями, отягощенными алкогольной зависимостью. Психологическая помощь жертвам насилия и психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении» iconФормы и методы работы с детьми, находящимися в социально опасном положении
Проблема психолого-педагогической поддержки обучающихся оказавшихся в социально опасном положении остается на сегодняшний день достаточно...
«Профилактическая работа с семьями, отягощенными алкогольной зависимостью. Психологическая помощь жертвам насилия и психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении» icon«Технологии командной работы специалистов по сопровождению семей,...
Работу выполнила педагог-психолог отделения психолого-педагогической помощи семье и детям Хлопкова Наталья Владимировна
«Профилактическая работа с семьями, отягощенными алкогольной зависимостью. Психологическая помощь жертвам насилия и психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении» iconТеоретическая часть
«Организация индивидуальной работы с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в социально опасном положении»
«Профилактическая работа с семьями, отягощенными алкогольной зависимостью. Психологическая помощь жертвам насилия и психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении» iconПоложение
Главной целью деятельности школы по работе с детьми и семьями, находящимися в социально-опасном положении является
«Профилактическая работа с семьями, отягощенными алкогольной зависимостью. Психологическая помощь жертвам насилия и психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении» iconПрограмма
Воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении
«Профилактическая работа с семьями, отягощенными алкогольной зависимостью. Психологическая помощь жертвам насилия и психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении» iconПрограмма «психолого-педагогическое сопровождение введения фгос ноо...
Отдел образования управления по социально-культурному развитию администрации ивнянского района
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница