Методическое пособие для работы с семьей "Мы рядом с вами, но не вместо вас!"




Скачать 299,57 Kb.
НазваниеМетодическое пособие для работы с семьей "Мы рядом с вами, но не вместо вас!"
страница1/3
Дата публикации05.10.2013
Размер299,57 Kb.
ТипМетодическое пособие
pochit.ru > Психология > Методическое пособие
  1   2   3
Методическое пособие для работы с семьей "Мы рядом с вами, но не вместо вас!"

Злыгостева Людмила Михайловна, зам. директора по социальной работе
Терехов Виктор Васильевич, директор

Статья отнесена к разделу: Социальная педагогика
Введение

В нашей стране растет количество детей, ставшими сиротами при живых родителях. Дети – будущее страны и поэтому важно, чтобы они росли и развивались в условиях, максимально приемлемых, позволяющих вырасти полноценными гражданами нашего общества. Одна из главных целей государственной политики по улучшению положения детей в РФ – Создание условий, позволяющих вернуть по возможности детей в кровную семью. Именно в условиях семьи наиболее адекватно удовлетворяются потребности в развитии. Причин, по которым семья попала в трудную ситуацию много, это и экономический кризис в стране, произошедший в период 90-х годов, когда во многих семьях родители были вынуждены заниматься не воспитанием своих детей, а поиском путей решения материального устройства семьи. Многие семьи не смогли справиться с трудностями, обрушившимися на них, выросло количество неблагополучных семей, количество преступлений. Это и недостаток воспитания подрастающего поколения, который привел к тому, что многие были не готовы к созданию семьи, к той ответственности, какую должен нести родитель по отношению к ребёнку, отсутствию осознания материнства и отцовства. Не уделялось должного внимания социальными учреждениями - отделами милиции, школами, дошкольными учреждениями, по работе с неблагополучными детьми, по выявлению неблагополучных семей. Жизнь семей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию, тщательно укрывалась членами семьи от посторонних глаз, этим нарушился социальный контакт. Так семьи отдалились от общества. Кризис стал более тяжелым, они еще менее контактировали с обществом и быстрее разрушались. Так называемый период перестройки привел к тому, что количество детей, находящихся в учреждениях, превысило количество по положению на период послереволюционного кризиса. http://festival.1september.ru/articles/559483/img1.jpg

Политика правительства в настоящее время направлена на увеличение рождаемости и уменьшение количества детей-сирот и детей, являющихся воспитанниками Детских домов, интернатных и других воспитательных учреждений. К сожалению, с такими родителями не работают никакие службы города, но бывает, что жизненные ситуации меняются, и появляется шанс восстановления семьи.

Работа по восстановлению родственных связей и возвращению ребёнка в “биологическую семью” определила как приоритетное, в детском доме №3 эта работа ведется с 2005 г.

В этом методическом пособии раскрыты проблемы современной семьи, её состав и взаимоотношения, существование семьи в сложных современных условиях, потребности и самореализацию семьи, как социальной ячейки общества, и, самое важное, виды, способы и организацию помощи семье.

Актуальность этой темы состоит в том, что семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный педагог. Но социальная помощь сегодня не соответствует масштабу и глубине проблем и трудностей, которые испытывают не только взрослые, но и дети.

^ Основные функции
социального педагога в работе с семьёй


диагностическая: изучение особенностей семей и степени влияния микросреды;

прогностическая: моделирование воспитывающей ситуации с учетом диагностики семьи;

организационно-коммуникативная: психолого-педагогическое просвещение родителей, организация общения;

правозащитная: (поддержка семей в защите прав, свобод, социальных гарантий);

предупредительно-профилактическая: профилактика девиантного поведения;

сouuально-бытовая: оказание нуждающимся семьям материальной помощи;

социально-психологическая: осуществление неотложной психологической помощи;

организаторская: обеспечение культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной деятельности, технического и художественного творчества для семей;

аниматор: организация совместной деятельности детей и родителей.

Роли социального педагога

http://festival.1september.ru/articles/559483/img2.jpg

Профессиональные качества социального педагога

  1. Понимание роли родной семьи в жизни и развитии ребенка.

  2. Понимание семьи как системы.

  3. Владение методикой обследования семьи.

  4. Знание био-психо-социо-духовной модели химической зависимости.

  5. Знание основ патопсихологии.

  6. Знание возрастной психологии.

  7. Умение работать с посттравматическими состояниями.

  8. Знание законодательства, защищающего права ребенка.

  9. Более интенсивные усилия со стороны социального педагога, чес со стороны семьи.

Личные качества социального педагога

Для создания партнерских отношений необходимы:

  • открытость;

  • доступность;

  • надежность;

  • доверительность;

  • честность, где есть место и твердости, и сопереживанию;

  • отзывчивость.

В своей индивидуально-профилактической работе с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями педагог должен руководствоваться следующими “Заповедями”.

  1. Не навреди.

  2. Не оценивай.

  3. Принимай человека таким, как он есть.

  4. Соблюдай конфиденциальность.

  5. Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом, но сохраняй некоторую дистанцию.

  6. Не отнимай у клиента право отвечать за свои поступки.

  7. Минимум специальных терминов.

  8. Соблюдай принцип добровольности.

Исследование функционирования семьи -
это инструмент для проведения комплексного
анализа жизнедеятельности семьи


Термины, которыми полезно пользоваться в процессе исследования:

  • Гомеостаз: семья поддерживает неизменность, уравновешенность семейной системы. Для любой хорошо функционирующей семьи характерен определенный стереотип поведения, поддерживающий гомеостаз. При изменениях происходит выход из равновесия, что сопровождается стрессом.

  • ^ Правила и нормы - система внутрисемейных правил, касающихся прав и обязанностей, поведения членов семьи. При нарушении этих правил возникает стресс, напряженность отношений.

  • Гибкость характеризуется тем, насколько семья способна принимать изменения. Гибкая семья хорошо принимает изменения, у ригидной семьи изменения сопровождаются стрессом (например, потеря работы).

  • Динамика семейных отношений характеризуется тем, как члены семьи ежедневно общаются между собой.

  • Внешние границы семьи. Система взаимоотношений семьи с окружением (друзья, родственники и т.д.).

  • Внутренние границы семьи. Особенности функционирования подсистем семьи (например, отец-сын, дети между собой, отец - мать, муж - жена и т.д.).

  • Структура власти семьи. В чьих руках власть в семье? Особенности власти (открытая - скрытая и т.д.).

  • Эмоциональность семьи. Какова эмоциональная шкала семьи? Как выражаются эмоции в семье (бурно, сдержанно, преобладает равнодушие, сочувствие и т.д.)?

  • Ценности и убеждения семьи. В чем заключаются ценности семьи, какие убеждения семья разделяет?

  • Роли в семье. Какие роли существуют в семье (например, примиритель, защитник, авторитет и т.д.)?

  • Стиль общения семьи. Открытость общения. Как происходит общение семьи?

  • Сильные стороны семьи. Какие сильные стороны существуют у семьи? Кто является их носителем?

  • Для социального педагога исследование семьи - это, с одной стороны, обязательный процесс, необходимый для дальнейшей работы, с другой - процесс профессиональных открытий.

^ Формы работы социального педагога с семьей

Условно формы работы социального педагога с семьей можно разделить на:

индивидуальные - беседы, консультирование, посещение семьи;

групповые - групповые консультации, тренинги для группы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка, создание групп взаимопомощи;

коллективные - различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, родительские конференции, встречи с представителями медицинских, социальных, юридических служб, проведение Дней открытых дверей для родителей в образовательном учреждении, организация досуговых мероприятий;

наглядно-информационные - выставки творческих работ детей и родителей, выпуск газет, школьных журналов, создание видеоматериалов, выставки книг по вопросам семейного воспитания.

Рассмотрим конкретные примеры форм работы с семьей:

индивидуальная работа с родителями начинается, как правило, с обстоятельной беседы по поводу истории развития ребенка. На всех этапах беседы, консультирования следует создать особую атмосферу доверительности отношений. В их основе лежит понимание социальным педагогом того беспокойства, тревоги, которое испытывают родители.

Во время первой встречи важно понять мотивы обращения за консультацией.

А.С. Спиваковская выделяет несколько типов не вполне осознанной мотивации обращения родителей к специалисту:

  • “У нас неблагополучный ребенок, потому что мы неумелые родители; мы часто повышаем голос, хочется быть спокойными, но не получается; мы упустили ребенка” - в запросе на помощь родители сетуют на свою педагогическую несостоятельность;

  • “наш ребенок так же неблагополучен, как и наши супружеские отношения” - во время встречи с педагогом родители незаметно для себя с проблем ребенка переходят к рассказу о супружеских отношениях: “в нашем доме постоянное напряжение; мы часто не находим общего языка”;

  • “наш ребенок неблагополучен, потому что у него плохая (ой) мать (отец), а у меня плохая (ой) жена (муж)” - во время консультации один из родителей как бы подчеркивает: “Вы же понимаете, дело совсем не в ребенке...”

Многие родители недооценивают сложность процесса консультирования, временных затрат, ориентированы на получение быстрого результата, переоценивают возможности социального педагога. Важно избегать неоправданных ожиданий, которые могут привести к чувству неудовлетворенности от общения со специалистом.

Беседа, проводимая по итогам изучения ситуации, направлена на:

  • обсуждение общего состояния ребенка, особенностей его характера, степени и причин выявленных трудностей;

  • обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям ребенка;

  • совместную разработку системы конкретных мер помощи или специальной работы совместно с другими специалистами;

  • планирование следующих встреч.

посещение семьи на дому начинается с налаживания контакта. Семья намного лучше воспринимает человека, который готов выслушать, понять: “Извините, если я пришел в неудобное время, без предупреждения, надеюсь, что у нас будут встречи и в дальнейшем; у вас замечательные дети, но им необходима помощь...”

Задачи первого визита в семью: показать, что вы как специалист настроены на результативное сотрудничество; снять напряженность, которая может возникнуть при посещении социальным педагогом их дома.

Основные элементы первого визита специалиста в семью:

знакомство. Представьтесь, будьте при этом доброжелательным, спокойным и, если получится, уверенным в себе.

социально-психологическая беседа. Если волнуетесь, чувствуете, что сами или семья не готовы к содержательной части диалога, - не спешите (иногда первый визит может этой фазой и завершиться). В этом случае договоритесь о времени следующего визита и распрощайтесь.

^ Содержательная часть.

  • Объясните, что хорошего может получить семья от общения с вами как с профессионалом. Семья может принять ваши объяснения, а может - нет.

  • Спросите, в какой помощи семья нуждается, согласна ли она сотрудничать. Помните, что отказ семьи от сотрудничества не является окончательным.

  • Обязательно проверьте, как члены семьи вас поняли и как восприняли.

  • Узнайте, каким семья видит ваше сотрудничество.

  • Оцените качество контакта с семьей.

Спокойно выслушайте ответы членов семьи, примите их за основу вашего будущего диалога. Ответы семьи могут вам и не понравиться, но они являются той первоначальной базой, на которой придется налаживать отношения.

Во время первого визита:

  • не сосредоточивайте особое внимание на проблемах семьи, если семья не готова сама о них говорить;

  • не чувствуйте себя скованно;

  • не “включайте негативное самопрограммирование”;

  • не говорите, что правильно, а что неправильно, прежде чем не узнаете мнение семьи по этому поводу;

  • не противопоставляйте себя семье;

  • не форсируйте события: семья, может оказаться неготовой, и будет защищаться;

  • не сомневайтесь в собственной профессиональности.

Для установления хорошего контакта во время первого визита в семью необходимо:

  • обрести состояние комфортности;

  • настроить себя на сотрудничество;

  • “встать на одну сторону с семьей”, активизировать профессиональную установку на оказание социально-педагогической помощи;

  • быть уверенным, что совместно возможно улучшить ситуацию в семье.

Принципы работы социально-педагогической
службы с семьей


  • Предметом внимания должна быть семья как целостная социальная единица.

  • Каждая семья может и имеет право нуждаться в необходимой ей помощи.

  • Всегда искать в семье позитивные стороны и ресурсы.

  • Контролировать получение семьей помощи.

  • Методическая помощь семье: обучение членов семьи различным навыкам, семейное консультирование.

  • Время, отпущенное на оказание помощи, должно быть ограничено.

  • Составление индивидуального плана, МЕТОДИКИ каждой семьи.

Направления помощи семьям

  • Деятельность – помощь в оформлении пособий, услуги, реабилитация, транспорт, тренинги.

  • Эмоциональная, духовная – эмпатия, вера, философия.

Принципы созидания и поддержки
партнерских отношений


  1. Нужно самому хотеть быть вовлеченным в дела семьи, чтобы образовались определенные отношения.

  2. Степень глубины взаимоотношений прямо пропорциональна затрачиваемому времени, усилиям, умению, эмоциям, а также зависит от позиции.

  3. Отношения профессионально строятся по программе, которая начинается с вежливости и уважения, формирует взаимопонимание, устраняет безразличие, создает взаимосвязи и, наконец, кристаллизует партнерство.

  4. Совместная работа еще не является неоспоримым доказательством установления искомых отношений. Часто она просто является средством манипуляции.

  5. Способность нравится, чувство взаимной предрасположенности очень важны для создания необходимых отношений между социальным педагогом и семьей.

  6. Самые лучшие партнерские отношения между социальным педагогом и семьей – это отношения на личностном уровне.
  1   2   3

Похожие:

Методическое пособие для работы с семьей \"Мы рядом с вами, но не вместо вас!\" iconМетодическое пособие по дисциплине «Фармакология»
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическим занятиям по фармакологии....
Методическое пособие для работы с семьей \"Мы рядом с вами, но не вместо вас!\" iconМетодическое пособие к курсу "психология управления"
Методическое пособие предназначено для систематизации и организации аудиторной и самостоятельной работы по курсу "Психология управления",...
Методическое пособие для работы с семьей \"Мы рядом с вами, но не вместо вас!\" iconМетодическое пособие для практических занятий красноярск 2002
...
Методическое пособие для работы с семьей \"Мы рядом с вами, но не вместо вас!\" iconПодготовка, написание, оформление, защита Учебно-методическое пособие...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов выпускников юридического факультета мггу имени М. А. Шолохова, готовящих...
Методическое пособие для работы с семьей \"Мы рядом с вами, но не вместо вас!\" iconМетодическое пособие
Методическое пособие для государственных экзаменов по специальности «Государственное и Муниципальное управление» — 061000; гуу.,...
Методическое пособие для работы с семьей \"Мы рядом с вами, но не вместо вас!\" iconМетодическое пособие для комитетов профсоюза, первичных, районных...
С ними, в значительной степени зависит оперативность и эффективность работы профсоюзных организаций по осуществлению ими своих полномочий...
Методическое пособие для работы с семьей \"Мы рядом с вами, но не вместо вас!\" iconУчебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения
Методическое пособие для работы с семьей \"Мы рядом с вами, но не вместо вас!\" iconУчебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения
Методическое пособие для работы с семьей \"Мы рядом с вами, но не вместо вас!\" iconУчебно-методическое пособие для студентов факультета истории и международных...
Уголовное право: Учебно-методическое пособие / Сост. Малаев С. С. – Брянск: Изд-во бгу, 2010. 52 с
Методическое пособие для работы с семьей \"Мы рядом с вами, но не вместо вас!\" iconУчебно-методическое пособие для студентов IV курса факультета истории...
Уголовный процесс: Учебно-методическое пособие / Сост. Малаев С. С. – Брянск: Изд-во бгу,2009. 33 с
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница