Модуль 5 социально – педагогическая деятельность с семьей вопросы для обсуждения




Скачать 60,27 Kb.
НазваниеМодуль 5 социально – педагогическая деятельность с семьей вопросы для обсуждения
Дата публикации05.10.2013
Размер60,27 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Психология > Документы
МОДУЛЬ 5
СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С СЕМЬЕЙ
Вопросы для обсуждения:

1. Основные функции семьи

2. Социальный статус семьи.

3. Деятельность социального педагога по работе с семьей.
Литература:

1. Социальная педагогика. Под ред. М.А.Галагузовой. М., 2000. С. 146 – 166.

2. Н.И.Никитина, М.Ф.Глухова. Методика и технология работы социального педагога. М., 2005. С. 213 – 220.
1. Функции семьи. В семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. В семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья стимулирует социальную, творческую активность ребенка, раскрывает его индивидуальность.

Современная ситуация, в которой оказалось наше общество, потребовало поиска новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде, которое осуществляют сегодня не только родители, но и их помощники – социальные педагоги.

Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием, ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу Функции семьи: репродуктивная, экономическая и хозяйственно-бытовая, функция первичной социализации, воспитательная функция, рекреационная и психотерапевтическая.

^ 2. Социальный статус семьи. В качестве основной характеристики процесса адаптации семьи в общество выступает социальный статус, т.е. состояние семьи в процессе адаптации ее в обществе. Рассмотрение семьи как целостного системного образования в процессе социальной адаптации предусматривает анализ целого ряда ее структурных и функциональных характеристик, а также анализ индивидуальных особенностей членов семьи. Для социального педагога важны следующие структурные характеристики семьи: наличие брачных партнеров, стадия жизненного цикла семьи, порядок заключения брака, количество поколений в семье, количество детей. Помимо структурных и функциональных характеристик семьи, важны также индивидуальные особенности ее членов ( социально-демографические, физиологические, психологические, патологические привычки взрослых, характеристика ребенка: возраст, уровень физического, психического, речевого развития, интересы, способности, успешность общения и облучения, патологические привычки, поведенческие отклонения).

Статус семьи – это сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами.
У семьи может быть 4 статуса: социально-экономический, социально-психологический, социокультурный и ситуационно – ролевой.

Перечисленные статусы характеризуют состояние семьи, ее положение в определенной сфере жизнедеятельности в конкретный момент времени, т.е. представляют собой срез некоего состояния семьи в непрерывном процессе ее адаптации в обществе.

Типы семей: благополучная, семья группы риска, неблагополучная, асоциальная.

^ 3. Деятельность социального педагога по работе с семьей.

Деятельность с\п по работе с семьей включает три основных составляющих с\п помощи: образовательную, психологическую и посредническую. Образовательная включает в себя 2 направления: помощь в облучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. Деятельность социального педагога предусматривает проведение широкого просвещения родителей по кругу вопросов. Помощь в воспитании проводится с\п путем консультирования родителей, а также с ребенком посредством создания специальных воспитывающих ситуаций. Социальному педагогу при оказании помощи семье необходимо разобрать применяемые в семье методы воспитания. Методы семейного воспитания можно разделить на 2 группы: методы повседневного общения, доверительного взаимодействия и методы педагогического и психологического воздействия на ребенка в целях коррекции его сознания и поведения.

Психологическая составляющая с\п помощи включает в себя 2 компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса. Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния ( запугивание, оскорбление, унижение).

Посреднический компонент с\п помощи включает 3 составляющих: помощь в организации, координации и информирование.

Формы с\п помощи семье: кризисинтервентная и проблемно – ориентированная.
Задания для самостоятельной работы:
Задание 1.1.

1. Дайте определение понятию «семья», раскройте ее основные функции.

2. Что такое социальный статус семьи? Покажите взаимосвязь всех компонентов, его составляющих. Раскройте типологию семей с точки зрения их социального статуса.

3. Охарактеризуйте социальный статус семьи группы риска. Назовите основные проблемы детей в семьях группы риска.

4. Назовите основные виды социально-педагогической помощи семье.

5. Каковы основные модели работы с семьей?
1.2. Определите, к каким вопросам, выделенным для обсуждения, относятся данные тексты. Уточните, о чем идет в них речь.

А) «В одной или нескольких сферах семейных взаимоотношений существуют хронические трудности и конфликты; члены семьи испытывают постоянную тревожность, эмоциональный дискомфорт; в отношениях господствует отчуждение.»

Б) «Этими методами могут пользоваться родители, если у ребенка возникают какие-либо проблемы. Данная группа методов включает в себя: метод обращения к сознанию, метод обращения к чувству, метод обращения к воле. Обращаться к сознанию ребенка можно через пример, разъяснение, возбуждение психического состояния радости, актуализацию мечты, снятия напряжения в отношениях».

В) «Активизация различных ведомств и служб по совместному разрешению проблем конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней: передача ребенка на воспитание в приемную семью, усыновление ребенка, помещение детей в приюты».

Г) «Консультирование по проблемам жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов.»

Д) «Помощь считается успешной, если удается добиться снижения тревожности, зависимости, психического дискомфорта и других проявлений кризисного состояния, а также формируется новое понимание возникшей проблемы, развиваются адаптивные реакции, которые могут быть полезны и в будущем».
^ 1.3. Озаглавьте тексты:

А) «Установление контактов с семьей, выявление проблем и трудностей в семье, стимулирование семьи и отдельных ее членов к участию в совместной деятельности, оказание посреднических услуг в установлении связей со специалистами, использование индивидуальных методик работы с семьями, нуждающимися особой помощи, содействие развитию форм семейной кооперации и взаимопомощи».

Б) «Семья характеризуется наличием некоторого отклонения от норм (например, неполная семья, малообеспеченная семья). Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому с\п необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, в случае необходимости предложить своевременную помощь».
^ 1.4. Составьте схему «Социально-педагогическая помощь семье».
2.1. Представьте себе, что вы работаете социальным педагогом в школе, где учится восьмиклассница Лариса Румянцева. Какой способ взаимодействия с ее семьей вы бы выбрали? Почему?

Мать: «Мне 40 лет, врач. Дочь Лариса (14 лет) учится в 8 классе. Жизнь сложилась так, что я разошлась с мужем после рождения дочери, а через некоторое время сразу похоронила и отца, и мать. С дочкой осталась одна. До 6 класса я была спокойна за учебу. Она не была отличницей, но училась неплохо. Дополнительно занималась спортом, в театральном, художественном кружках, увлекалась фотографией. Участвовала с большим интересом во всех мероприятиях школы и класса, пользовалась авторитетом среди товарищей. В выходные дни мы с ней ходили в театры, на выставки. У дочери была подруга Ира Виноградова, которая очень хорошо училась и занималась в музыкальной школе. Лариса тоже потянулась за ней, поступила в музыкальную школу. Я была счастлива, но недолго. В этом году к дружбе Ларисы и Иры присоединилась Марина Кузина. Внешне спокойная и тихая, даже флегматичная девочка, без увлечений и интересов, она постепенно разладила дружбу девочек. Лариса стала меняться в худшую сторону: сначала прогуливала с Мариной уроки, потом стала пропускать занятия в музыкальной школе. Появились двойки и бесконечные замечания. В первой четверти получила 2 по алгебре. Я и ссорилась, и разговаривала по-хорошему. Ничего не помогало. Беседовала с классным руководителем, Мариной, ее мамой. Их пересаживают - они вновь садятся вместе, разговаривают, мешают всем. Вторая четверть прошла еле-еле. Теперь Лариса говорит, что учиться в школе не хочет. Что мне делать? Как помочь дочери?»
2.2. Представьте себе, что вам как социальному педагогу надо составить «паспорт семьи». Каким, по вашему мнению, должно быть его содержание? Запишите, используя всю информацию по изученной теме.




Похожие:

Модуль 5 социально – педагогическая деятельность с семьей вопросы для обсуждения iconСоциально-педагогическая деятельность с семьей
Основные функции семьи. Социальный статус семьи и ее типология. Деятельность социального педагога по работе с семьей. Формы социально-педагогической...
Модуль 5 социально – педагогическая деятельность с семьей вопросы для обсуждения iconНаучных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности...
«Социально – педагогическая деятельность по профилактике наркомании среди подростков в школе»
Модуль 5 социально – педагогическая деятельность с семьей вопросы для обсуждения icon«семья», ее роль в жизни и социализации ребенка, функции семьи
...
Модуль 5 социально – педагогическая деятельность с семьей вопросы для обсуждения iconПедагогическая деятельность а. С. Макаренко
В сентябре 1920 года создал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей. С 1927 года его деятельность проходит в детской...
Модуль 5 социально – педагогическая деятельность с семьей вопросы для обсуждения icon1. Вопросы для обсуждения: а социально-экономическая сущность и функции...
А общая сумма денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с уче­том стоимости бесплатных или льготных услуг...
Модуль 5 социально – педагогическая деятельность с семьей вопросы для обсуждения icon2. Психолого – педагогическая грамотность и социально- педагогическая ориентация
Знает современные цели и задачи образования по предмету, федеральные и региональные требования
Модуль 5 социально – педагогическая деятельность с семьей вопросы для обсуждения iconПрограмма «Выявление и социально-педагогическая поддержка семей,...
Я помощь семье по разрешению ее проблем, восстановлению ее активного функционирования и развитию способности самостоятельно предупреждать...
Модуль 5 социально – педагогическая деятельность с семьей вопросы для обсуждения iconРабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика»
Данная программа реализует содержание одного из 6 модулей – модуль «Основы светской этики». В ходе реализации программы предполагается...
Модуль 5 социально – педагогическая деятельность с семьей вопросы для обсуждения iconПедагогическая деятельность учителя
В данный момент преподаю математику: 7, 8,9,10,11 кл., информатику 8, 9,10, 11 кл., факультатив по математике 10,11 кл,, элективный...
Модуль 5 социально – педагогическая деятельность с семьей вопросы для обсуждения iconРубежные тесты Абдоминальный модуль 2 стр. Сосудистый модуль 23 стр....
Признаки инкреторной недостаточности поджелудочной железы при хроническом панкреатите
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница