Отчет по результатам проведения исследования особенностей адаптации учащихся 1-х классов гоу № Место проведения исследования




Скачать 147,58 Kb.
НазваниеОтчет по результатам проведения исследования особенностей адаптации учащихся 1-х классов гоу № Место проведения исследования
Дата публикации18.09.2013
Размер147,58 Kb.
ТипОтчет
pochit.ru > Психология > Отчет


ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Выборгского района

Отчет по результатам проведения исследования особенностей адаптации учащихся 1–Х классов ГОУ №


Место проведения исследования – ГОУ №

Дата проведения исследования – 2012г.

Возраст учащихся – 6-7 лет

Численность группы – учащихся:

1 «а» -

1 «б» -

1 «в» -

Цель исследования: изучение особенностей адаптации учащихся 1-х классов к школе.

Задачи исследования:

- выявить актуальное эмоциональное состояние ребенка,

- выявить ситуации вызывающие затруднения в процессе адаптации,

- выявить уровень мотивации к школе,

- выявить детей нуждающихся в помощи психолога в адаптационный период.

^ Методики, используемые в исследовании:

- методика оценки актуального психоэмоционального состояния ребенка (методика Ореховой О. А. - методика является производной от цветового теста М. Люшера),

- Цветовой тест отношений,

- анкета школьной мотивации,

- проективная методика «Рисунок школы».

2012г. педагогом-психологом была проведена диагностика особенностей адаптации учащихся 1-х классов.

Работа включала следующие этапы:

1. Организационный этап:

-согласование расписания с администрацией школы,

-получение согласия родителей на участие детей в психодиагностических

исследованиях с педагогом – психологом,

-подготовка необходимого обеспечения.

2. Диагностика:

-тестирование,

-обработка результатов диагностики,

-анализ результатов и написание отчета по результатам исследования.

3. Представление результатов в ОУ.

Критерии выявления группы педагогического риска:

1. Наличие инверсий в цветовых выборах.

2. Повышенный уровень тревожности по отношению к различным школьным ситуациям.

3. Низкий уровень школьной мотивации.

Интерпретация результатов диагностики 1 «а» класса:
1. Оценка актуального психоэмоционального состояния ребенка дала следующие результаты (Диаграмма №1):

В этом задании ребенок производит простое ранжирование цветов по степени предпочтения каждого цвета, что дает цветовую шкалу приемлемости шести цветов (цветовой градусник):

- у 88% учащихся (21 чел.) цветовой градусник не содержит инверсии – преобладают положительные эмоции, эмоциональное состояние в норме, дети находятся в состоянии психофизического благополучия, которое характеризуется оптимизмом и активностью в преодолении трудностей. Адаптация протекает нормально.

- у 12% учащихся (3 чел.) цветовой градусник содержит инверсии – преобладание отрицательных эмоций, доминирует плохое настроение и неприятные переживания, причину которых необходимо выяснить. Плохое настроение может свидетельствовать о нарушении адаптационного процесса, о наличии проблем, которые ребенок не может преодолеть самостоятельно.

Диаграмма №1


^ 2. Оценка отношения к различным ситуациям жизни школьника

В этом задании цвет служит мерой оценки, субъективной шкалой предпочтения данной категории.

Выделено два уровня эмоционального отношения к различным ситуациям в жизни школьника:

- положительное;

- тревожное.
Результаты оценки отношения к различным ситуациям в жизни школьника сведены в таблице №1 и диаграмме № 2

Таблица №1


отношение

ситуации (кол. учащихся)

в школе

дома в выходные

на перемене

у доски

разговаривая с учителем

работа на уроке

положительное

20

21

20

17

23

16

тревожное

4

3

4

7

1

8

Диаграмма №2




^ 3. Оценка уровня школьной мотивации

Анкета даёт возможность определить уровень школьной мотивации учащихся (Таблица №2):

- у 25% учащихся (6 чел.) высокий уровень школьной мотивации, высокие познавательные мотивы, стремление успешно выполнять все предъявляемые школой требования;

- у ^ 46% учащихся (11 чел.) хорошая школьная мотивация, учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью;

- у 12% учащихся (3 чел.) положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами, познавательные мотивы сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает;

- у 17% учащихся (4 чел.) низкая школьная мотивация: посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.

- у 0% учащихся (0 чел.) негативное отношение к школе, школьная дезадаптация: не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.
Таблица №2


^ Школьная мотивация

Кол-во учащихся

Высокая и хорошая школьная мотивация

71% (17 чел.)

Положительное отношение к школе

12% (3 чел.)

Низкая школьная мотивация

17% (4 чел.)

Негативное отношение к школе

0% (0 чел.)



^ 4. Оценка отношения к школе

Эмоциональное отношение к школе и учению (проективная методика «Рисунок школы») оценивается по трем показателям: цветовая гамма, линия и характер рисунка, сюжет рисунка.

Для дифференцирования детей по уровню отношения к школе было установлено 3 основных уровня.

Результаты диагностики отношения к школе, полученные в 1«а» классе, следующие:

- у 50% учащихся (12 чел.) сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, они готовы к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем;

- у 50% учащихся (12 чел.) есть некоторая тревога по поводу школьного обучения, как незнакомой для них ситуации. Необходимо расширить круг их знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение к одноклассникам;

- у 0% учащихся (0 чел.) явно выраженный страх перед школой, часто это приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.

Интерпретация результатов диагностики 1 «б» класса:
^ 1. Оценка актуального психоэмоционального состояния ребенка дала следующие результаты (Диаграмма №3):

В этом задании ребенок производит простое ранжирование цветов по степени предпочтения каждого цвета, что дает цветовую шкалу приемлемости шести цветов (цветовой градусник).

- у 76% учащихся (19 чел.) цветовой градусник не содержит инверсии – преобладают положительные эмоции, эмоциональное состояние в норме, дети находятся в состоянии психофизического благополучия, которое характеризуется оптимизмом и активностью в преодолении трудностей. Адаптация протекает нормально.

- у 24% учащихся (6 чел.) цветовой градусник содержит инверсии – преобладание отрицательных эмоций, доминирует плохое настроение и неприятные переживания, причину которых необходимо выяснить. Плохое настроение может свидетельствовать о нарушении адаптационного процесса, о наличии проблем, которые ребенок не может преодолеть самостоятельно.

Диаграмма №3



^ 2. Оценка отношения к различным ситуациям жизни школьника

В этом задании цвет служит мерой оценки, субъективной шкалой предпочтения данной категории.

Выделено два уровня эмоционального отношения к различным ситуациям в жизни школьника:

- положительное;

- тревожное.
Результаты оценки отношения к различным ситуациям в жизни школьника сведены в таблице №3 и диаграмме № 4

Таблица №3


отношение

ситуации (кол. учащихся)

в школе

дома в выходные

на перемене

у доски

разговаривая с учителем

работа на уроке

положительное

23

25

22

19

21

18

тревожное

2

0

3

6

4

7

Диаграмма №4



^ 3. Оценка уровня школьной мотивации

Анкета даёт возможность определить уровень школьной мотивации учащихся (Таблица №4):

- у 32% учащихся (8 чел.) высокий уровень школьной мотивации, высокие познавательные мотивы, стремление успешно выполнять все предъявляемые школой требования;

- у ^ 32% учащихся (8 чел.) хорошая школьная мотивация, учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью;

- у 12% учащихся (3 чел.) положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами, познавательные мотивы сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает;

- у 12% учащихся (3 чел.) низкая школьная мотивация: посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.

- у 12% учащихся (3 чел.) негативное отношение к школе, школьная дезадаптация: не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. В некоторых случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам.
Таблица №4


^ Школьная мотивация

Кол-во учащихся

Высокая и хорошая школьная мотивация

64% (16 чел.)

Положительное отношение к школе

12% (3 чел.)

Низкая школьная мотивация

12% (3 чел.)

Негативное отношение к школе

12% (3 чел.)


^ 4. Оценка отношения к школе

Эмоциональное отношение к школе и учению (проективная методика «Рисунок школы») оценивается по трем показателям: цветовая гамма, линия и характер рисунка, сюжет рисунка.

Для дифференцирования детей по уровню школьной мотивации было установлено 3 основных уровня школьной мотивации.

Результаты диагностики школьной мотивации, полученные в 1«б» классе, следующие:

- у 60% учащихся (15 чел.) сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, они готовы к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем;

- у 32% учащихся (8 чел.) есть некоторая тревога по поводу школьного обучения, как незнакомой для них ситуации. Необходимо расширить круг их знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение к одноклассникам;

- у 8% учащихся (2 чел.) явно выраженный страх перед школой, часто это приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.

Интерпретация результатов диагностики 1 «в» класса:
^ 1. Оценка актуального психоэмоционального состояния ребенка дала следующие результаты (Диаграмма №5):

В этом задании ребенок производит простое ранжирование цветов по степени предпочтения каждого цвета, что дает цветовую шкалу приемлемости шести цветов (цветовой градусник).

- у 82% учащихся (18 чел.) цветовой градусник не содержит инверсии – преобладают положительные эмоции, эмоциональное состояние в норме, дети находятся в состоянии психофизического благополучия, которое характеризуется оптимизмом и активностью в преодолении трудностей. Адаптация протекает нормально.

- у 18% учащихся (4 чел.) цветовой градусник содержит инверсии – преобладание отрицательных эмоций, доминирует плохое настроение и неприятные переживания, причину которых необходимо выяснить. Плохое настроение может свидетельствовать о нарушении адаптационного процесса, о наличии проблем, которые ребенок не может преодолеть самостоятельно.

Диаграмма №5



^ 2. Оценка отношения к различным ситуациям жизни школьника

В этом задании цвет служит мерой оценки, субъективной шкалой предпочтения данной категории.

Выделено три уровня эмоционального отношения к различным ситуациям в жизни школьника:

- положительное;

- тревожное.
Результаты оценки отношения к различным ситуациям в жизни школьника сведены в таблице №5 и диаграмме № 6

Таблица №5


отношение

ситуации (кол. учащихся)

в школе

дома в выходные

на переменке

у доски

разговаривая с учителем

работа на уроке

положительное

17

20

18

17

16

17

тревожное

5

2

4

5

6

5

Диаграмма №6



^ 3. Оценка уровня школьной мотивации

Анкета даёт возможность определить уровень школьной мотивации учащихся (Таблица №6):

- у 42% учащихся (9 чел.) высокий уровень школьной мотивации, высокие познавательные мотивы, стремление успешно выполнять все предъявляемые школой требования;

- у ^ 32% учащихся (7 чел.) хорошая школьная мотивация, учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью;

- у 4% учащихся (1 чел.) положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами, познавательные мотивы сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает;

- у 18% учащихся (4 чел.) низкая школьная мотивация: посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.

- у 4% учащихся (1 чел.) негативное отношение к школе, школьная дезадаптация: не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. В некоторых случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам.
Таблица №6


^ Школьная мотивация

Кол-во учащихся

Высокая и хорошая школьная мотивация

74% (16 чел.)

Положительное отношение к школе

4% (1 чел.)

Низкая школьная мотивация

18% (4 чел.)

Негативное отношение к школе

4% (1 чел.)


^ 4. Оценка отношения к школе

Эмоциональное отношение к школе и учению (проективная методика «Рисунок школы») оценивается по трем показателям: цветовая гамма, линия и характер рисунка, сюжет рисунка.

Для дифференцирования детей по уровню школьной мотивации было установлено 3 основных уровня школьной мотивации.

Результаты диагностики школьной мотивации, полученные в 1«в» классе, следующие:

- у ^ 27% учащихся (7 чел.) сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, они готовы к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем;

- у ^ 58% учащихся (15 чел.) есть некоторая тревога по поводу школьного обучения, как незнакомой для них ситуации. Необходимо расширить круг их знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение к одноклассникам;

- у ^ 15% учащихся (4 чел.) явно выраженный страх перед школой, часто это приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.

Выводы:

По результатам проведенного исследования, можно сделать вывод о достаточной адаптированности учащихся первых классов к обучению в школе. У большинства детей преобладает хорошая школьная мотивация. Эмоциональное состояние подавляющего числа детей находится в норме.

На основании проведенного исследования выделена группа педагогического риска (дети, имеющие низкий познавательный мотив, наличие отрицательных эмоций и наличие страха по поводу школьного обучения).

1 «а»

М., В., Д., П., Р., У.

1 «б»

Х., У., В., Г., П., А.

1 «в»

М., В., Т., С., П., К.

Рекомендации:

Учителям:

- предоставить родителям информацию о возможности получения индивидуальных консультаций с психологом в Центре психолого-медико-социального сопровождения Выборгского района (по адресу Костромской пр-т, д. 7, предварительная запись по т. 553-18-75);

- следует повышать самооценку ребенка, чаще хвалить его, но так, чтобы ему было понятно, за что;

- формировать у детей позитивное отношение к себе;

- формировать навыки сотрудничества;
Родителям детей из группы педагогического риска:

- консультация психолога для понимания причин выявленных трудностей;

- необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха ребенка;

- на период адаптации необходимо снижение нагрузок.

Педагог – психолог


Похожие:

Отчет по результатам проведения исследования особенностей адаптации учащихся 1-х классов гоу № Место проведения исследования iconДата проведения: 27. 01. 2012 Время проведения: 16. 00-18. 00 Место проведения
Место проведения: ул. Ухтомского, 30/1, мбоу дод «дэбц» Демского района го г. Уфа рб
Отчет по результатам проведения исследования особенностей адаптации учащихся 1-х классов гоу № Место проведения исследования iconНаиболее общий план проведения исследования представлен ниже: Выбор...
Любая исследовательская работа начинается с выбора темы исследования. Правильный и удачный выбор темы в большой степени определяет...
Отчет по результатам проведения исследования особенностей адаптации учащихся 1-х классов гоу № Место проведения исследования iconРегламент проведения конференции Дата проведения: 21 февраля 2011...
Приветствие участников зональной научно-практической конференции учителей математики и учителей начальных классов
Отчет по результатам проведения исследования особенностей адаптации учащихся 1-х классов гоу № Место проведения исследования iconКурсовая работа Организация исследования систем управления Екатеринбург
Так в первой части работы определено понятие организации исследования систем управления, охарактеризованы условия проведения исследований...
Отчет по результатам проведения исследования особенностей адаптации учащихся 1-х классов гоу № Место проведения исследования icon1 Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека
Одна из главных особенностей современного научного познания – подход к объектам исследования как к системам. Среди современных научных...
Отчет по результатам проведения исследования особенностей адаптации учащихся 1-х классов гоу № Место проведения исследования iconПлан Вступление. Понятие об исследовательских методах; Методы теоретического...
...
Отчет по результатам проведения исследования особенностей адаптации учащихся 1-х классов гоу № Место проведения исследования icon1. Процесс маркетингового исследования
Реализация плана исследований. Интерпретация полученных результатов. Подготовка заключительного отчета. Определение потребности в...
Отчет по результатам проведения исследования особенностей адаптации учащихся 1-х классов гоу № Место проведения исследования iconПо результатам диагностики учащихся 1 Х классов
Цель диагностики: Определения уровня адаптации учащихся первых классов. Выявление потенциальной «группы риска» детей, чье дальнейшее...
Отчет по результатам проведения исследования особенностей адаптации учащихся 1-х классов гоу № Место проведения исследования iconСправка о результатах исследования личностного роста учащихся 8-11х...
Исследовании провели: зам директор по вр синельщикова Г. И., педагог-психолог школы Чурапина М. А
Отчет по результатам проведения исследования особенностей адаптации учащихся 1-х классов гоу № Место проведения исследования iconПротокол рассмотрения и оценки котировочных заявок №89 Место проведения
Место проведения: 601010, Владимирская область, г. Киржач, ул. Серегина, 7, каб. №30
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница