Учебная программа курса «Развитие компетентности молодого учителя» (для молодых учителей, имеющих стаж педагогической работы до трех лет)




Скачать 119,63 Kb.
НазваниеУчебная программа курса «Развитие компетентности молодого учителя» (для молодых учителей, имеющих стаж педагогической работы до трех лет)
Дата публикации16.09.2013
Размер119,63 Kb.
ТипУчебная программа курса
pochit.ru > Психология > Учебная программа курса



м
Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Кафедра педагогики и психологии
Открытая школа методического мастерства «Начала» для молодых педагогов

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

курса

«Развитие компетентности молодого учителя»

(для молодых учителей, имеющих стаж педагогической работы до трех лет)


Кол - во часов:

Всего 60,

из них: лекций 20

др. видов занятий 40

Программу разработал

Загидуллин Р.Р., заведующий

кафедрой педагогики и психологии, к.п.н.

Программа утверждена за заседании
кафедры педагогики и психологии

"___" ____________________ 200 ___ г.

Протокол № ______________________

Ульяновск, 2008

^ Пояснительная записка
Программа постоянно действующего проблемного семинара "Развитие компетентности молодого учителя" предназна­чена для учителей, стаж педагогической работы которых не более 3 лет – работников общего образования, преподавателей и мастеров предметных дисциплин учреждений начального и среднего профессионального образования.

Данная программа – основа работы Открытой школы методического мастерства «Начала» для молодых педагогов при Ульяновской институте повышения квалификации и переподготовки работников образования. Руководитель школы – Загидуллин Р.Р., заведующий кафедрой педагогики и психологии, председатель областного клуба «Учитель года».

Объем программы - 60 часов по актуальным проблемам педагогики и психологии, из них 20 часов теоретического освещения вопросов образования, 40 - практической работы, в основном рефлексивно-аналитического и моделирующего характера.

Цели курса:

  • развитие системы педагогических знаний о целостном образовательном процессе; выработка умений и навыков самообразования на основе стимулирования интереса к психолого-педагогической литературе;

  • формирование концепции педагогической деятельности; содействие развитию личностной и профессиональной Я-концепции молодого учителя;

  • формирование основ профессионального педагогического общения, педагогической техники и технологии;

  • стимулирование творческого роста молодого учителя; развитие педагогического мышления и педагоги­ческой культуры.

Общие цели курса разворачиваются в систему конкретных задач:

  • сформировать представление о гуманистической сущности и роли образования в жизни общества и отдельного человека, современных тенденциях его развития;

  • обеспечить понимание и изучение молодыми педагогами сущности и специфики личностно-ориентированных теорий и технологий обучения;

  • поддержать и закрепить интерес молодого учителя к педагогической деятельности.

Программа построена по линейно-концентрическому принципу, что с одной стороны, позво­ляет рационально использовать время занятий, с другой стороны, рассматривать актуальные педагогические идеи и проблемы с различных точек зрения. Помимо общедидактических принципов в структуру и содержание программы заложен принцип вариативности, позволяющий учитывать особенности профессиональных запросов молодых учителей, уровень требований и их личные образовательные потребности.

Содержание учебного материала в программе структурировано по принципу от общего к частному, при этом вариативность содержания возрастает по мере его конкретизации. Курс включает как лекционные занятия, так и лабораторно-практические, основанные на использовании оригинальных деятельностных и обобщающих технологий.

Основными преподавателями по программе являются учителя – победители, призеры и лауреаты областного конкурса «Учитель года» разных лет. При ознакомлении слушателей с практикой использования современных инновационных технологий обучения предусматривается сотрудничество с учителями-победителями приоритетного национального проекта «Образование».

Изучение курса завершается творческим отчетом каждого педагога, который может быть подготовлен в любой форме (открытое занятие, доклад, экскурсия, презентация, фильм и др.).
^ Учебно-тематический план курса






^ Наименование темы

Количество часов

Всего

лекции

ЛПЗ

1.

Современная государственная политика в образовании

2

2

-

2.

Характеристика целостного педагогического процесса

22

10

12

2.1.

Функции и закономерности целостного педагогического процесса

2

2

-

2.2.

Учебный процесс как часть целостного педагогического процесса. Целеполагание учебного процесса

4

2

2

2.3.

Содержание целостного педагогического процесса, обеспечивающее развитие мышления и творчества детей. Развитие познавательной деятельности школьников.

4

2

2

2.4.

Средства и методы активизации учебного процесса

6

2

4

2.5.

Формы организации целостного педагогического процесса на деятельностной основе обучающихся

6

2

4

3.

Субъекты целостного педагогического процесса

16

4

12

3.1.

Ученик (студент) как объект и субъект учебно-воспитательного взаимодействия

8

2

6

3.2.

Учитель (преподаватель, мастер) и индивидуальный стиль его деятельности

8

2

6

4.

Педагогические техники и технологии

16

4

12

4.1.

Современные технологии обучения

8

2

6

4.2.

Педагогическая техника

4

-

4

4.3.

Технологии воспитательной работы

4

2

2

5.

Творческий отчет слушателей. Анализ курсов

4




4




Итого

60

20

40



Содержание программы
1. Современная государственная политика в образовании

Образование, обучение, воспитание, их взаимосвязь. Основные функции и тенденции развития образования в современном мире.

Образовательное учреждение как целостная педагогическая система, условия ее пре­образования. Гуманистические педагогические системы.
^ 2. Характеристика целостного педагогического процесса

2.1. Функции и закономерности целостного педагогического процесса. Понятие целостного педагогического процесса и его структура.

Практическое занятие: дискуссия по проблемам современного образования. Организация педагогического процесса в условиях модернизации: проблемы и перспективы.

2.2. Учебный процесс как часть целостного педагогического процесса. Учебная деятельность. Структура учебной деятельности. Сущностная характеристика современного урока. Типы и виды уроков. Типология уроков. «Нетрадиционные уроки».

Практическое занятие: Просмотр мастер-класса, его анализ и рефлексия на предмет структуры учебного занятия. Моделирование личносто-ориентированных целей образования.

2.3. Содержание целостного педагогического процесса. Государственный Стандарт образования. Современные подходы к выбору содержания учебной деятельности. Меж- и внутрипредметные связи.

Практическое занятие: Просмотр мастер-класса, его анализ и рефлексия на предмет межпредметных связей. Презентация «Мышление высокого уровня». Тренинг «Основополагающий вопрос».

2.4. Средства и методы целостного педагогического процесса. Классификация методов обучения. Специфика методов личностно-ориентированного обучения.

Практическое занятие: Просмотр мастер-класса, его анализ и рефлексия на предмет используемых методов. Моделирование проведения учебного занятия по заданной теме различными методами.

2.5. Формы организации целостного педагогического процесса.

Практическое занятие: Просмотр мастер-класса, его анализ и рефлексия на предмет используемых форм обучения. Моделирование проведения в различных формах различных видов занятий учащихся.
^ 3. Субъекты целостного педагогического процесса

3.1. Ученик (студент) как объект и субъект учебно-воспитательного взаимодействия. Специфика организации личностно ориентированного взаимодействия.

Практическое занятие: Проведение системно-комплексного анализа личностных (психо-физиологических) особенностей школьников (работа в парах, на примере партнера).

3.2. Учитель (преподаватель, мастер) и индивидуальный стиль его деятельности. Психология профессиональной деятельности учителя (преподавателя). Проблемы профессионального выгорания педагогов.

Практическое занятие: Тренинговые упражнения по развитию профессионально-личностных качеств (голоса, жестикуляции, мимики и пр.). Просмотр мастер-класса, его анализ и рефлексия на предмет организации информационно-образовательного рабочего места учителя. Тренинг по релаксации.
^ 4. Педагогические техники и технологии

Понятие о педагогической техники и технологии. Специфика педагогической технологии. Соотношение понятий "метод", "методика", "технология обучения". Классификация педагогических технологий. Обзор современных педагогических технологий обучения, специфика личностно ориентированных технологий. Условия успешного внедрения современных педагогических технологий в практику.

Практическое занятие: Просмотр мастер-класса, его анализ и рефлексия на предмет используемых педагогических технологий (в том числе воспитательных). Моделирование дискуссии или диспута, работа в группах или парах сменного состава - по выбору.
^ Требования к знаниям и умениям слушателей Школы

В результате обучения слушатели должны:

  • иметь представление об образовании как системе, процессе и результате;

  • знать основные функции и тенденции современного образования;

  • скорректировать и конкретизировать свою педагогическую концепцию;

  • владеть способами составления планов данного типа и некоторыми другими современными методами диагностики результатов процесса обучения;

  • ориентироваться в понятийном аппарате современной педагогической науки;

  • научиться использовать элементы современных технологий обучения в педагогической практике.


Задания для самостоятельной работы

  1. Охарактеризуйте особенности педагогической системы вашей школы (вашей собственной педагогической деятельности) с точки зрения системного подхода.

  2. Какие современные технологии обучения или их элементы используются в вашей школе (в вашей собственной педагогической деятельности)? Дайте анализ их эффективности.

  3. Какие технологии, приемы и способы индивидуализации и дифференциации вы используете? Оцените степень их эффективности.

  4. Дайте анализ процесса обучения в современной школе с точки зрения реализации идей личностно ориентированного обучения.


^ Творческий отчет

Отчет слушателей организуется в произвольной форме. В основе отчета - творчество молодых учителей. Основным критерием выступает – отражение изученного в творческой презентации.
Основная литература

  1. Балашов М.М., Лукьянова М.И. Личностно ориентированный подход к образованию: обоснование и сущность. - Ульяновск, 1999.

  2. Загидуллин Р.Р., Смирнова В.Ф. Технология урока./Под ред. Р.Р. Загидуллина. - Ульяновск: УлГТУ, 2007.

  3. Личностно ориентированное обучение: Теории и технологии /Под ред. Н.Н. Никитиной. - Ульяновск, 1998.

  4. Никитина Н.Н. Современные педагогические теории и технологии: Методические рекомендации. Ульяновск, 1999.


Дополнительная литература

  1. Елисеев В.В., Есенкова Т.Ф. Дидактические материалы к конструированию и анализу урока. - Ульяновск, 1997.

  2. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /Сластенин В.А., Исаев И.Д., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. - М., 1997.

  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.

  4. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М., 1991.

  5. Границкая А.С. Научить думать и действовать. - М., 1991.

  6. Борисова Н.Б., Соловьева И.А. Дискуссия в активном обучении. - М., 1992.

  7. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М., 1984.

  8. Краних Э.М. Свободные Вальдорфские школы. - М.,1993.

  9. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. - М.,1989.

  10. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.,1990.

  11. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. - М. 1991.

  12. Цетлин В.С. Предупреждение неуспеваимости учащихся. - М., 1989.

  13. Кулагина Л.А. Тестовый контроль обученности в школе. - Ульяновск, 1999.

  14. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. работников /Под ред. Е.С. Полат. - М., 1999.

  15. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М., 1994.

  16. Педагогические технологии: что такое и как их использовать в школе / Под ред. Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова. - Москва-Тюмень, 1994.



Похожие:

Учебная программа курса «Развитие компетентности молодого учителя» (для молодых учителей, имеющих стаж педагогической работы до трех лет) iconСл Тема опыта
Стаж педагогической деятельности 18 лет, в должности учителя физической культуры 15 лет. Я хочу представить вашему вниманию обобщение...
Учебная программа курса «Развитие компетентности молодого учителя» (для молодых учителей, имеющих стаж педагогической работы до трех лет) iconКунгуровой валентины фёдоровны
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва по специальности русский язык и литература. Решением Государственной экзаменационной...
Учебная программа курса «Развитие компетентности молодого учителя» (для молодых учителей, имеющих стаж педагогической работы до трех лет) iconУправление образования муниципального района «печора муниципальное...
Морозова Наталия Владимировна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе моу «сош№2» г. Печора, образование высшее, стаж...
Учебная программа курса «Развитие компетентности молодого учителя» (для молодых учителей, имеющих стаж педагогической работы до трех лет) iconПубличные слушания учителя физической мкоу “Русскожуравская сош”...
Мкоу “Русскожуравская сош” Жиляева В. П. о опыте педагогической работы на конкурсе лучших учителей образовательных учреждений для...
Учебная программа курса «Развитие компетентности молодого учителя» (для молодых учителей, имеющих стаж педагогической работы до трех лет) iconНаличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе
Та, была направлена на работу в Приморско-Ахтарский район, ст. Степная, где проработала до 1982 года. В 1982 году была принята на...
Учебная программа курса «Развитие компетентности молодого учителя» (для молодых учителей, имеющих стаж педагогической работы до трех лет) iconПрофессиональной деятельности
Год, специальность «физика», квалификация учитель физики, информатики, стаж педагогической работы 18 лет
Учебная программа курса «Развитие компетентности молодого учителя» (для молодых учителей, имеющих стаж педагогической работы до трех лет) iconОбъявление о приеме документов для участия в конкурсе на замещение...
Требования к кандидатам: наличие высшего педагогического образования; стаж муниципальной службы на старших должностях муниципальной...
Учебная программа курса «Развитие компетентности молодого учителя» (для молодых учителей, имеющих стаж педагогической работы до трех лет) iconУровень сформированности профессиональной компетентности учителя: критерии оценки и самооценки
Уважаемые коллеги! Вы согласитесь со мной, что от компетентности учителя напрямую зависит развитие компетенций учеников
Учебная программа курса «Развитие компетентности молодого учителя» (для молодых учителей, имеющих стаж педагогической работы до трех лет) iconОтчет учителя географии и экономики моу «сош №1»
Стаж работы – 30 лет, педагогический 22 лет, из них более 18 лет в моу «сош №1»
Учебная программа курса «Развитие компетентности молодого учителя» (для молодых учителей, имеющих стаж педагогической работы до трех лет) iconТип педагогической программы : учебная программа. Вид программы :...
Цель программы: оказание содействия обучающимся в освоении содержания учебного курса «Введение в краеведение Челябинского Южного...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница