Скачать 119,63 Kb.
|
м Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Кафедра педагогики и психологии Открытая школа методического мастерства «Начала» для молодых педагогов УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА курса «Развитие компетентности молодого учителя» (для молодых учителей, имеющих стаж педагогической работы до трех лет) Кол - во часов: Всего 60, из них: лекций 20 др. видов занятий 40 Программу разработал Загидуллин Р.Р., заведующий кафедрой педагогики и психологии, к.п.н. Программа утверждена за заседании кафедры педагогики и психологии "___" ____________________ 200 ___ г. Протокол № ______________________ Ульяновск, 2008 ^ Программа постоянно действующего проблемного семинара "Развитие компетентности молодого учителя" предназначена для учителей, стаж педагогической работы которых не более 3 лет – работников общего образования, преподавателей и мастеров предметных дисциплин учреждений начального и среднего профессионального образования. Данная программа – основа работы Открытой школы методического мастерства «Начала» для молодых педагогов при Ульяновской институте повышения квалификации и переподготовки работников образования. Руководитель школы – Загидуллин Р.Р., заведующий кафедрой педагогики и психологии, председатель областного клуба «Учитель года». Объем программы - 60 часов по актуальным проблемам педагогики и психологии, из них 20 часов теоретического освещения вопросов образования, 40 - практической работы, в основном рефлексивно-аналитического и моделирующего характера. Цели курса:
Общие цели курса разворачиваются в систему конкретных задач:
Программа построена по линейно-концентрическому принципу, что с одной стороны, позволяет рационально использовать время занятий, с другой стороны, рассматривать актуальные педагогические идеи и проблемы с различных точек зрения. Помимо общедидактических принципов в структуру и содержание программы заложен принцип вариативности, позволяющий учитывать особенности профессиональных запросов молодых учителей, уровень требований и их личные образовательные потребности. Содержание учебного материала в программе структурировано по принципу от общего к частному, при этом вариативность содержания возрастает по мере его конкретизации. Курс включает как лекционные занятия, так и лабораторно-практические, основанные на использовании оригинальных деятельностных и обобщающих технологий. Основными преподавателями по программе являются учителя – победители, призеры и лауреаты областного конкурса «Учитель года» разных лет. При ознакомлении слушателей с практикой использования современных инновационных технологий обучения предусматривается сотрудничество с учителями-победителями приоритетного национального проекта «Образование». Изучение курса завершается творческим отчетом каждого педагога, который может быть подготовлен в любой форме (открытое занятие, доклад, экскурсия, презентация, фильм и др.). ^
Содержание программы 1. Современная государственная политика в образовании Образование, обучение, воспитание, их взаимосвязь. Основные функции и тенденции развития образования в современном мире. Образовательное учреждение как целостная педагогическая система, условия ее преобразования. Гуманистические педагогические системы. ^ 2.1. Функции и закономерности целостного педагогического процесса. Понятие целостного педагогического процесса и его структура. Практическое занятие: дискуссия по проблемам современного образования. Организация педагогического процесса в условиях модернизации: проблемы и перспективы. 2.2. Учебный процесс как часть целостного педагогического процесса. Учебная деятельность. Структура учебной деятельности. Сущностная характеристика современного урока. Типы и виды уроков. Типология уроков. «Нетрадиционные уроки». Практическое занятие: Просмотр мастер-класса, его анализ и рефлексия на предмет структуры учебного занятия. Моделирование личносто-ориентированных целей образования. 2.3. Содержание целостного педагогического процесса. Государственный Стандарт образования. Современные подходы к выбору содержания учебной деятельности. Меж- и внутрипредметные связи. Практическое занятие: Просмотр мастер-класса, его анализ и рефлексия на предмет межпредметных связей. Презентация «Мышление высокого уровня». Тренинг «Основополагающий вопрос». 2.4. Средства и методы целостного педагогического процесса. Классификация методов обучения. Специфика методов личностно-ориентированного обучения. Практическое занятие: Просмотр мастер-класса, его анализ и рефлексия на предмет используемых методов. Моделирование проведения учебного занятия по заданной теме различными методами. 2.5. Формы организации целостного педагогического процесса. Практическое занятие: Просмотр мастер-класса, его анализ и рефлексия на предмет используемых форм обучения. Моделирование проведения в различных формах различных видов занятий учащихся. ^ 3.1. Ученик (студент) как объект и субъект учебно-воспитательного взаимодействия. Специфика организации личностно ориентированного взаимодействия. Практическое занятие: Проведение системно-комплексного анализа личностных (психо-физиологических) особенностей школьников (работа в парах, на примере партнера). 3.2. Учитель (преподаватель, мастер) и индивидуальный стиль его деятельности. Психология профессиональной деятельности учителя (преподавателя). Проблемы профессионального выгорания педагогов. Практическое занятие: Тренинговые упражнения по развитию профессионально-личностных качеств (голоса, жестикуляции, мимики и пр.). Просмотр мастер-класса, его анализ и рефлексия на предмет организации информационно-образовательного рабочего места учителя. Тренинг по релаксации. ^ Понятие о педагогической техники и технологии. Специфика педагогической технологии. Соотношение понятий "метод", "методика", "технология обучения". Классификация педагогических технологий. Обзор современных педагогических технологий обучения, специфика личностно ориентированных технологий. Условия успешного внедрения современных педагогических технологий в практику. Практическое занятие: Просмотр мастер-класса, его анализ и рефлексия на предмет используемых педагогических технологий (в том числе воспитательных). Моделирование дискуссии или диспута, работа в группах или парах сменного состава - по выбору. ^ В результате обучения слушатели должны:
Задания для самостоятельной работы
^ Отчет слушателей организуется в произвольной форме. В основе отчета - творчество молодых учителей. Основным критерием выступает – отражение изученного в творческой презентации. Основная литература
Дополнительная литература
|
![]() | Сл Тема опыта Стаж педагогической деятельности 18 лет, в должности учителя физической культуры 15 лет. Я хочу представить вашему вниманию обобщение... | ![]() | Кунгуровой валентины фёдоровны Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва по специальности русский язык и литература. Решением Государственной экзаменационной... |
![]() | Управление образования муниципального района «печора муниципальное... Морозова Наталия Владимировна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе моу «сош№2» г. Печора, образование высшее, стаж... | ![]() | Публичные слушания учителя физической мкоу “Русскожуравская сош”... Мкоу “Русскожуравская сош” Жиляева В. П. о опыте педагогической работы на конкурсе лучших учителей образовательных учреждений для... |
![]() | Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе Та, была направлена на работу в Приморско-Ахтарский район, ст. Степная, где проработала до 1982 года. В 1982 году была принята на... | ![]() | Профессиональной деятельности Год, специальность «физика», квалификация учитель физики, информатики, стаж педагогической работы 18 лет |
![]() | Объявление о приеме документов для участия в конкурсе на замещение... Требования к кандидатам: наличие высшего педагогического образования; стаж муниципальной службы на старших должностях муниципальной... | ![]() | Уровень сформированности профессиональной компетентности учителя: критерии оценки и самооценки Уважаемые коллеги! Вы согласитесь со мной, что от компетентности учителя напрямую зависит развитие компетенций учеников |
![]() | Отчет учителя географии и экономики моу «сош №1» Стаж работы – 30 лет, педагогический 22 лет, из них более 18 лет в моу «сош №1» | ![]() | Тип педагогической программы : учебная программа. Вид программы :... Цель программы: оказание содействия обучающимся в освоении содержания учебного курса «Введение в краеведение Челябинского Южного... |