Роль семьи в жизни и социализации ребенка




Скачать 89,05 Kb.
НазваниеРоль семьи в жизни и социализации ребенка
Дата публикации14.09.2013
Размер89,05 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Психология > Документы
14. Семья как важнейший институт социализации ребенка. Десоциализирующее влияние неблагополучной семьи.

- роль семьи в жизни и социализации ребенка

- цели и задачи семейного воспитания, функции семьи

- «неблагополучная семья», ее виды (с позиций социальной педагогики)

- основные проблемы детей в неблагополучных семьях

Современная семья. Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Семья - важнейший институт социализации подрастающих по­колений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется ря­дом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:

Демографический - структура семьи (большая, включая дру­гих родственников, или нуклеарная, включающая лишь ро­дителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная).

Социально-культурный - образовательный уровень родите­лей, их участие в жизни общества.

Социально-экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе.

Технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

^ Социализирующие функции семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином воз­растном этапе играет семья. Поэтому ограничимся несколькими аспектами.

Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья иг­рает определяющую роль, которая не может быть компенсиро­вана другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается веду­щим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается.

Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В первые три года жизни это влияние определяющее, ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типиза­ции, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписы­ваемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенче­ские образцы, связанные с маскулинностью (мужскими свойствами) или фемининностью (женскими свойствами). Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих воз­растных этапах, помогая или мешая формированию психологиче­ского пола подростка, юноши.

В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка (американский исследователь Блум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благопо­лучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов), а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах социали­зации образовательный уровень семьи, интересы ее членов ска­зываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.

В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится карди­нальным. В частности, исследования показывают, что выбор супру­га и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, которые сами в детстве пережили недостаток внимания или которым не уда­лось успешно решить в семье свои детские конфликты или пробле­мы, связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.

В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтниче­ских отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

В-шестых, семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, усто­ять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой само­развития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты и способы того и другого.
Семья – основанная на кровном родстве или на браке группа, члены, которого связаны общностью быта имеются выработанная совокупность норм и образов поведения, регламентируемые взаимодействием м\у супругами, родными и детьми.

Семья – первичный институт соц-ии, важный фактор, т к она подставляет собой ближайшую среду жизни и развития ребенка. В семье ребенок овладевает нравственными и культурными представлениями, нормами и моделями во всех сферах челов-их отношений. В семье действует традиционный механизм с-ии, т е передача норм семейных традиции. Из псих-их механизмов действует - экзистенциональный нажим (влияние общества).

^ Цель семейного воспитания - формирование и развитие достойной личности, воспитание таких качеств, которые помогут ребенку достойно прожить свою жизнь. Воспитание правовое( уважение, доброта, справедливость, трудолюбие, порядочность, честность, доброжелательность, совестливость). Семейное воспитание. Семейное воспитание - более или менее осозна­ваемые усилия по взращиванию ребенка, пред­принимаемые старшими членами семьи, кото­рые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша.

^ Цели воспитания в семье могут быть весьма различными по спектру, содержанию и по характеру.

Так, спектр целей семейного воспитания включает в себя привитие младшим гигиенических навыков, бытовых умений, культуры общения, физическое, интеллектуальное, экспрессив­ное, личностное развитие; культивирование отдельных способ­ностей (в каких-либо видах спорта, искусства, отрасли знания); подготовку к определенной профессии или сфере деятельности.

По содержанию цели могут быть сугубо инструментальными, направленными на достижение конкретных результатов, или до­полняться определенными духовно-ценностными составляющи­ми. Характер целей семейного воспитания не обязательно соот­ветствует общественно одобряемым установкам (в семье, напри­мер, могут сознательно культивировать индивидуализм, жест­кость, нетерпимость и т.п.).

.

. Эффективность реализации функций семьи в процессе стихийной социализации человека и в его воспитании зависит во многом от того, удалось ли супру­гам, а потом им вместе с детьми создать домашний очаг.

^ Жилище семьи становится домашним очагом в том случае, если ее члены имеют возможность и стремятся удовлетворять в нем потребности в укрытии, поддержке и эмоциональной безопасности, в качественных эмоциональных отношениях, в идентификации с семейными ценностями, т.е. когда семейное жилище становится для человека своеобразной «экологической нишей», в которой он всегда может укрыться от житейских бурь, получить поддержку и где его, безусловно, признают и любят.

Естественно, что основным условием превращения жилища се­мьи в домашний очаг является доброжелательная атмосфера в семье. Но она, в свою очередь, во многом зависит от некоторых объективных обстоятельств.
Задачи семьи:

  1. создать благополучные условия для успешного развития ребенка

  2. обеспечить психо-ю и соц-экономическую защищенность

  3. передавать жизненный опыт

  4. научить полезным прикладным навыкам.

Принципы семейного воспитания:

  1. любовь к ребенку

  2. гуманность и милосердие к ребенку

  3. открытость и доверительные отношения к ребенку

  4. оптимистичность взаимоотношений в семье

  5. вовлечение детей в жизнедеятельность семьи, как ее равноправного члена.

  6. последовательность в своих требованиях

  7. оказание посильной помощи ребенку.

Воспитательный потенциал семьи – это совокупность условий и факторов семьи определяемых ее пед возможности. Может быть( высокий, средний, низкий)

Семья – важнейшая ячейка общества, несущая на себе большую долю соц ответственности за воспитание детей.

Параметры :

  1. демографический. Определяется структурой семьи

  2. соц экономический – имущественные характеристики, занятость в работе.

  3. гигиенические условия проживания

  4. соц культурный( уровень образованности и культуры семьи)

Соц функции семьи:

  1. репродуктивна, 2. первичной социализации, 3. Воспитательная, 4. соц контроль, 5. экономическая – материальное содержание несовершеннолетних в получении средств, 6. хозяйственно-бытовая – ведение хозяйства, 7. эмоционально-психоголическая защищенность каждого в семье, 8. физическое и умственное развитие, 9. формирование психологического пола ребенка, 10. Рекреативная, 11. Коммуникативная.

Благополучная семья

В категорию благополучных семей м\т входить семья различного типа. Основным признаком БС является создание подходящих условий для развития личности ребенка.

Профессор Мустаева выделяет следующие составляющие семейного благополучия – положительный эмоциональный климат, высокая оценка в семье, отсутствие конфликтов и ссор, их быстрое разрешение, все члены семьи уверены, что им рады всегда и готовы помочь, сохраняются семейные традиции, родители успешно справляются с родительскими функциями

^ Неблагополучная семья - семья, в котором нарушена структура, обесценивается и игнорируется основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются трудные дети. Главная ее особенность заключается в отрицательном и десоциальзирующим влиянием на формирование личности ребенка.

Классификация НБ С

НБ не способна в течении длительного времени противостоять воздействию внешних и внутренних факторов. К ним относятся: асоциальные, конфликтные, виктемогенные, пьющие, кризисные, невротические, педагогически слабые семьи.

Во втором ряду стоят: многодетные, неполные, дистантные, воспитывающие ребенка инвалида, детоцентрические.

Целуйко делит их на 2 группы, в зависимости от факторов неблагополучия:

  1. с явной открытой формой неблагополучия

  2. со скрытой формой неблагополучия: недоверчивая семья - настороженность, легкомысленная семья - беззаботное отношение, хитрая семья – использование в свих целях, семя ориентированная на исключительный успех ребенка, семьи известных людей, пограничные семьи- переход ил Б к НБ.

^ Десоциализирующие влияния неблагополучной семьи.

Семьи с прямым десоциализирующим влиянием демонстрируют асоциальное поведение и антиобщественные ориентации, выступая, таким образом, институтами десоциализации. К ним можно отнести криминально-аморальные семьи, в которых преобладают криминальные факторы риска, и аморально-асоциальные семьи, которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями.

^ Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием испытывают затруднения социально-психологического и психолого-педагогического характера, выражающиеся в нарушениях супружеских и детско-родительских отношений, это так называемые конфликтные и педагогически несостоятельные семьи, которые чаще в силу психологических причин утрачивают свое влияние на детей.

Наибольшую опасность по своему негативному воздействию на детей представляют криминально-аморальные семьи. Жизнь детей в таких семьях из-за жестокого обращения, пьяных дебошей, сексуальной распущенности родителей, отсутствия элементарной заботы о содержании детей зачастую находится под угрозой. Это так называемые социальные сироты (сироты при живых родителях), воспитание которых должно быть возложено на государственно-общественное попечение. В противном случае ребенка ждет раннее бродяжничество, побеги из дома, полная социальная незащищенность как от жестокого обращения в семье, так и от криминализирующего влияния преступных образований.

^ Асоциально-аморальные семьи, которые хотя и относятся к семьям с прямым десоциализирующим влиянием, тем не менее, в соответствии со своими специфическими социально-психологическими характеристиками требуют иного подхода.

На практике к асоциально-аморальным семьям чаще всего относят семьи с откровенными стяжательскими ориентациями, живущие по принципу "цель оправдывает средства", в которых отсутствуют моральные нормы и ограничения. Внешне обстановка в этих семьях может выглядеть вполне благопристойной, уровень жизни достаточно высок, но духовные ценности подменены исключительно стяжательскими ориентациями с весьма неразборчивыми средствами их достижения. Такие семьи, несмотря на свою внешнюю респектабельность, благодаря своим искаженным моральным представлениям, также оказывают на детей прямое десоциализирующее влияние, непосредственно прививая им антиобщественные взгляды и ценностные ориентации.

Иного подхода требуют семьи с косвенным десоциализирующим влиянием - конфликтные и педагогически несостоятельные.

^ Конфликтная семья, в которой по различным психологическим причинам личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликта, отчуждения.

Педагогически несостоятельные, как и конфликтные, семьи не оказывают на детей прямого десоциализирующего влияния. Формирование антиобщественных ориентации у детей в этих семьях происходит потому, что за счет педагогических ошибок, тяжелой морально-психологической атмосферы здесь утрачивается воспитательная роль семьи, и она по степени своего воздействия начинает уступать другим институтам социализации, играющим неблагоприятную роль.

Похожие:

Роль семьи в жизни и социализации ребенка icon«семья», ее роль в жизни и социализации ребенка, функции семьи
...
Роль семьи в жизни и социализации ребенка iconРоль семьи в формировании личности ребенка
Семья зачастую не выполняет своих воспитательных функций: успешной социализации детей, обеспечения психологического комфорта, эмоционального...
Роль семьи в жизни и социализации ребенка iconВзаимодействие семьи и доу
Взаимодействие доу и семьи, двух важных институтов социализации детей, выражается в их воспитательных функциях. Хотя их воспитательные...
Роль семьи в жизни и социализации ребенка iconФункции и задачи развивающей деятельности семьи. Главное назначение семьи
Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном...
Роль семьи в жизни и социализации ребенка iconВлияние семейного воспитания на формирование законопослушного гражданина
Большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям...
Роль семьи в жизни и социализации ребенка iconМетодические рекомендации метод словесно-речевого и эмоционального...
Кроме того, очень большую роль в жизни ребенка играет материнский голос и речевое общение ребенка с мамой, дающие ребенку установку...
Роль семьи в жизни и социализации ребенка iconПримерная программа воспитания и социализации обучающихся
Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации учащихся начальной школы 26
Роль семьи в жизни и социализации ребенка iconПонятие семьи, функции, структура и динамика семьи
Соловьев Н. Я., 1977. Семья играет огромную роль в жизни, как отдельной личности, так и всего общества. По данным переписи населения...
Роль семьи в жизни и социализации ребенка iconПрограмма воспитания и социализации обучающихся муниципального общеобразовательного...
Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации учащихся школы 132
Роль семьи в жизни и социализации ребенка iconРоль семьи в становлении личности ребенка
Семья российская, хранительница памяти обо всем лучшем, что сделано прадедами, не должна стоять в стороне от воспитания юного гражданина....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница