Это может помочь предотвратить




Скачать 72,31 Kb.
НазваниеЭто может помочь предотвратить
Дата публикации05.09.2013
Размер72,31 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Психология > Документы
КОММЕНТАРИИ К СТАТЬЕ

"ЭТО МОЖЕТ ПОМОЧЬ ПРЕДОТВРАТИТЬ

СТОЛКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ"
РАЗДЕЛ "О РЕЛИГИИ ВООБЩЕ".
По обыкновению, автор вначале занимается анализом слов \о важности этого см. раздел "О знании вообще"\ Дело в том, что слово "религия" - латинского происхождения. Но ведь в русском языке \и во многих других языках\ есть ещё слово "вера". Многие противопоставляют вообще религию и веру. Но это очевидно не может быть верным. Ведь, например, в России массовое знакомство с латинским языком началось относительно недавно. И до этого слово "вера" полностью заменяла слово "религия"\ некоторые этимологи считают, что слово"вера" также родственно слову "связь"\ Автор только потому употребил в комментируемой статье слово "религия", а не слово "вера", потому что последнее слово ещё более многозначно. Между тем форма статьи требовала кратости. Здесь же необходимо заметить следующее: По-видимому религия №1 соответствует, является синонимом веры №1. В свою очередь религия №2 соответствует вере №2. А религия №3 - вере№3. Кроме того есть ещё вера №4. Вера №4 обычно употребляется в смысле некоторой связи одного человека с другим. То есть понятие о вере №4 связано с таким явлением как внушение. Часто можно слышать: "Я верю этому человеку. "Очевидно понятие о вере №4 более позднего происхождения.

Замечательна здесь аналогия. Раз есть вера, связь с Богом, значит должна быть и вера, связь с человеком \принцип единства см. об этом там же\. Разве путаница, царящая ныне в вопросах веры, не яркое свидетельство того, что парадигма эпистемологического монизма, учение о единственности пути знания отжило своё! \см. об этом там же\ Вера №1 - есть результат неожиданного прорыва некоторых, эмоционально ярко окрашенных, элементов неосознаваемой внутренней среды в сознание данного человека. Причём прорыва таких вышеупомянутых элементов, которые сходны у многих людей. Другой пример таких элементов - летание во сне. \согласно терминологии К. Юнга "коллективное бессознательное".\ Как, например, лошадь – есть предмет изучения науки зоология, так вера №1 - есть предмет изучения науки психология. И, следовательно, какой-либо иррационализм в данном случае не уместен \см. раздел" О философии и науке"\. Конечно происхождение веры №1 теряется в загодочных глубинах неосознаваемой внутренней среды. Но, во-первых, ведь неосознаваемая внутренняя среда уже есть предмет изучения современной психологии. И, во-вторых, ведь и гены, изучение которых необходимо для познания лошади, тоже в настоящее время весьма таинственны. И всё же, имея в виду последнее, лошадь уже давно не служит обычно предметом публичных иррациональных рассуждений!

В настоящее время одни лишь психологические рассуждения \см. также раздел "О знании вообще."\ выглядят неубедительно. Очевидно не может быть иначе и вопросе о вере №1. Нужны соответствующие коррелятивные, физиологические исследования. И такие исследования уже ведутся! Можно, например, упоминуть об исследованиях задней, верхней теменной доли мозга у людей, испытывающих чувство единства с внешней средой. Оказывается у данной категории людей \по сравнению с другими людьми\ наблюдалась обычно относительно низкая активность вышеупомянутой части мозга. А известно, что именно эта часть мозга связана с пространственной ориентацией человека.

Возникает вопрос. Этот внутренний опыт, на котором основывается вера №1, есть нечто простое, монолитное? Или это есть нечто сложное, что можно расчленить на отдельные подопыты? По-мнению автора верно последнее. Эти подопыты суть: 1. Внутренний свет; 2. Мудрость от переживания бытия; 3. Отсутствие страха смерти, чувство бессмертия; 4. Чувство единства с внешней средой; 5. Любовь ко всему живому, всеобщая любовь. Важно отметить, что эти внутренние опыты могут быть двух видов. Первый вид - это внутренние опыты, которые происходят за относительно короткий промежуток времени. Второй вид - это опыты, которые происходят за относительно продолжительный промежуток времени, иногда десятки лет. Причём каждый из вышеперечисленных подопытов может переживаться при этом отдельно. Не почти сразу как в первом случае. Не удивительно, что поэтому многие люди, неспособные объединить все эти отдельные подопыты в одно целое, могут пребывать даже в убеждении, что с ними ничего особенного и не произошло. То есть не имеют никакого понятия о вере №1.

Естественно допустить что, каждый из вышеперечисленных пяти внутренних подопытов может выступать в качестве отдельной веры №2. Оказывается, что достаточно длительное сосредоточение \т. е. исполнение соответствующих внутренних ритуалов\ на подопытах 4 или 5, может вызывать непроизвольное проявление остальных подопытов, являющихся основанием веры №1, в целом!

Кроме этого оказавыется, что люди, перенявшие в качестве веры №3 вышеупомянутые подопыты 4 или 5, \в качестве внутренних ритуалов\ также после достаточно длительного сосредоточения на них, могут вызвать в себе веру №1!

Выдающийся интуитивист О. Шпеглер высказал мнение, что г. к. есть результат "окостенения" культуры предшествующей. Что это как не туманная догадка о том, что все г. к. основываются на соответствующих внешних ритуалах. А последние есть результатом, "окостенением" внутренних опытов соответствующих людей.

Очевидно вера №4 - есть понятие иногда чисто психологическое, иногда психосоциологическое. Вера №4 может быть: индивидуальной, коллективной, социальной. Когда один человек поверил в чём-то другому человеку, то это будет индивидуальной верой №4 данного человека. Но, когда ещё кто-то поверил в это же самое, то это будет уже коллективной верой №4 данных людей. Когда же данный человек осознаёт, что данная вера №4, выражает преданность обществу, в котором он живёт, то это есть социальная вера №4.

Таким образом, согласно Р. Т. Ц., не религия возникла из понятия о Боге, как у Ф. Гегеля и ему подобных мыслителей-"чистых рационалистов".\ конечно данные мыслители при этом не осознают, что они на самом деле, первоначально чистые иррационалисты. см. об этом раздел "О философии и науке."\ А, наоборот, понятие о Боге возникло когда-то возникло у некоторых людей из их религии №1. И лишь потом остальные люди заимствовали это понятие у них. Данные рассуждения совсем не отрицают иррационализма. \см. об этом раздел "О философии и науке"\. Просто автор здесь хотел подчеркнуть, что все рассуждения "чистых рационалистов", подобных Ф. Гегелю, о религии, по-видимому, ошибочны.

По-мнению автора человеческое понятие о Боге эволюционирует: 1. Политеизм; 2. Монотеизм; 3. Понятие о Боге, как о всеобщем, тотальном единстве.

Многие здесь вероятно возмутятся: "Как?! У вас Бог развивается?! Как может Совершенство куда-то развиваться?!" Ответ: Так в данной схеме не сам Бог развивается, а человеческое понятие о Боге! Ведь очевидно. Всё человеческое несовершенно. В том числе и человеческое понятие о Боге. Как в биологии с одной стороны крыса, например, ничуть не лучше, ценнее ежа \многие, наоборот, убеждены, что ёж лучше крысы\ но, с другой стороны в эволюционном отношении, крыса явно выше ежа. Так и в психологии. С одной стороны понятие о Боге, как о всеобщем, тотальном единстве ничуть не ценнее монотеизма и политеизма. \лучше, ценнее здесь означает то, что внутренние переживания, например, последователей политеизма тоже могут быть очень глубокомысленными, сопровождаться сильными положительными эмоциями.\ Но с другой стороны системное понятие о Боге выше в эволюционном плане двух других. \Проблема здесь в том, что, например, политеисты рассматривают монотеизм как уничтожение веры вообще и т. п.\ Основатель общей теории эволюции Г. Спенсер разделял эволюции на: неорганическую, органическую и надорганическую \то есть социальную\. Таким образом он не включил почему-то в данную классификацию психическую эволюцию! Это тем более странно, что у него, по-видимому, имелось, судя по его труду "Основание психологии", понятие о психологии, как совершенно отдельной науке. По-видимому поэтому в настоящее время понятие о психической эволюции обычно игнорируется \частично говорится о психической эволюции только у детей\. По-видимому основными этапами психической эволюции можно считать: политеизм, монотеизм, тотальное единство. А как же атеизм? Он, по-видимому, закономерное следствие перехода от одного этапа к другому, следующему. Так, например, когда человек по уровню своего образования не может принять политеизма \а в обществе, в котором он живёт распространён преимущественно именно политеизм\, то данный человек предпочитает принять атеизм \думая, что вера в Бога - это вера №4 в политеизм\.

В отличии от мудрости и науки \см. раздел "О философии и науке"\ можно и нужно говорить о лжевере или суеверии. По-видимому, исходя из вышеупомянутого разделения, нужно различать отдельно: 1. Лжевера №1; 2. Лжевера №2; Лжевера №3; Лжевера №4. Что следует понимать под лжеверой №1? Как было подмечено ранее у человека, кроме внутренних опытов, на котором основывается вера №1, бывают и другие вторжения неосознаваемой внутренней среды в сознание, другие внутренние опыты. Если человек жаждет вновь испытать эти иные внутренние опыты, отдавая предпочтение им перед верой №1, то это и будет для него лжеверой №1.

Очевидно, что ни один человек не может быть вполне свободен от лжеверы №1. Но одни люди относительно более свободны от лжевер №1, не внушают другим людям лжеверу №1 в замен истинной веры №1, другие относительно менее, вплоть до того, что некоторые люди могут из-за этого совсем отодвинуть веру №1 на задний план, забыть о ней. Очевидно, последнее очень плохо, поэтому надо опасаться лжевер №1. Что такое лжевера №2? По-видимому не один человек, имеющий веру №1, не бывает вполне свободен от веры №2. Но иногда человек настолько привязывается к внутренним и внешним ритуалам веры №2, что забывает про веру №1. Тогда это уже лжевера №2. По-этому надо быть осторожным с верой №2. Что такое лжевера №3? По-видимому ни один человек \если только он не отшельник, живущий одиноко\ не бывает вполне свободен от веры №3. Но, если человек, выросший и воспитанный в определённом обществе, где распространена определённая вера №3, настолько привязывается к последней, что исполняет соответствующие ритуалы в ущерб вере №1, то это уже лжевера №3. Поэтому, нужно быть осторожным с верой №3. Что такое лжевера №4? По-видимому ни один человек не может быть вполне свободен от веры №4. Но иногда вера №4 вступает в противоречие с верой №1. И, если при этом, данный человек отдаёт предпочтение вере №4 перед верой №1, то это уже лжевера №4. Поэтому нужно быть осторожным с верой №4. По-видимому злоупотребление лжеверой №1, а также злоупотребление верой №2, верой №3, верой №4 каким-то образом негативно действует на психику окружающих людей. Более того. По-видимому плохое влияние будет иметь место и на психику потомства, данного злоупотребляющего человека, нескольких поколений!

Похожие:

Это может помочь предотвратить iconЭто может помочь предотвратить
...
Это может помочь предотвратить iconЭто может помочь предотвратить
Кратко, суть этой статьи С. Хантингтона в том, что если в двадцатом веке Земля была ареной для столкновения в основном наций, то...
Это может помочь предотвратить iconСоветы родителям, которые хотят помочь своим детям в выполнении домашних заданий
Ниже приведен список приемов, призванных помочь школьникам в процессе выполнения домашних заданий, предотвратить гнев и разочарование...
Это может помочь предотвратить iconСпасибо за замеченную опечатку: "терапися" вместо "терапии". Эта...
Спасибо за космическую ссылку, там интересное опубликовано, это может помочь отправить дебилов или шизофреников в космос (не важно...
Это может помочь предотвратить iconСпасибо за замеченную опечатку: "терапися" вместо "терапии". Эта...
Спасибо за космическую ссылку, там интересное опубликовано, это может помочь отправить дебилов или шизофреников в космос (не важно...
Это может помочь предотвратить iconСпасибо за замеченную опечатку: "терапися" вместо "терапии". Эта...
Спасибо за космическую ссылку, там интересное опубликовано, это может помочь отправить дебилов или шизофреников в космос (не важно...
Это может помочь предотвратить iconУчеба- это труд. Как помочь первокласснику учиться?
...
Это может помочь предотвратить iconУчеба- это труд. Как помочь первокласснику учиться?
...
Это может помочь предотвратить iconОрганизация групповой работы
Понятно, что в науке это недопустимо. Посколь­ку, однако, понятия метод и форма организации обуче­ния смешиваются, их сопоставление...
Это может помочь предотвратить iconУниверситет
Она может в, конце кон­цов, помочь отличить важное от неважного. В мире должно быть место юмору, поэтому надо понять его механизм...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница