Рабочая программа факультатива «Твоя профессиональная карьера»




Скачать 154,19 Kb.
НазваниеРабочая программа факультатива «Твоя профессиональная карьера»
Дата публикации04.09.2013
Размер154,19 Kb.
ТипРабочая программа
pochit.ru > Психология > Рабочая программа


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2 г. Мончегорска




«УТВЕРЖДАЮ»

/Михайлова Г.С./

«____» ___________2012 г.

Рабочая программа факультатива «Твоя профессиональная карьера»

9 класса компенсирующего обучения очной формы обучения основного общего образования

2012/2013 учебный год

Разработчик:

Шаньгина Л.В.,

учитель информатики

Согласована с

руководителем МО

___________________

/Дрожжиной А.А./
заместителем директора по УВР

___________________________

/Пшеничникова М.В./

«___»_____2012 г.

Рассмотрена на заседании

методического объединения

Протокол №_____ от «___»_____2012 г.

2012 год

Оглавление

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2

поурочно-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3

Примерный перечень формируемых знаний и умений 7

источники информации: 8

Литература для учащихся: 8

Литература для учителя: 8



^

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа факультатива разработана в соответствии с требованиями следующих документов:

  • Положение о факультативах, элективных курсах, утвержденное приказом по школе №542 от 31.12.2010 г.

  • Положение о рабочих программах учебных предметов, факультативов, элективных курсов, утвержденное приказом по школе № 214 от 14.05.08;

  • Положение о классах компенсирующего обучения, утвержденное приказом по школе №285 от 05.09.2008 г.;

В соответствии с учебным графиком и учебным планом школы, утвержденными приказом по школе №162 от 16.04 2012 г., рабочая программа рассчитана на реализацию в течение одного учебного года в количестве 34 часов (1 час в неделю).

Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Все большее место занимает в обществе сфера услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью. Факультатив «Твоя профессиональная карьера» поможет учащимся сориентироваться в сложном мире труда. Это помогает им соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, в непосредственной профессиональной деятельности.

Цели курса:

  • актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда;

  • развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Задачи курса:

  • повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;

  • сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

  • ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;

  • обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.

Рабочая программа разработана с учетом специфики работы в классах компенсирующего обучения. Для большинства учащихся характерны узкий кругозор, нежелание учиться, плохо развитая память, низкий уровень сформированности общеучебных умений и навыков, пассивность на уроке, длительное включение в учебную работу, сложность переключения на другой вид деятельности, низкий уровень познавательного интереса.

Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков различными упражнениями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом.

Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений.

Теоретические сведения, сообщаемые учащимся в ходе подготовительного этапа, в сочетании с наглядной демонстрацией инструментов, материалов, оборудования, документации, плакатов, рабочих приемов излагаются в форме инструктажа. Учащиеся получают информацию о профессиях, психофизиологических и интеллектуальных качествах, необходимых для овладения той или иной профессией, знакомятся с технологией определенных работ, правилами безопасности труда, санитарии и гигиены.
^

поурочно-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Тема занятия

Содержание занятия



Внутренний мир человека и возможности его познания

Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей.тОбщее представление о психологии как науке, изучающей внутренний психологический мир человека. Методы изучения личности. Практическая работа. Составление «дерева» психологических качеств личности.



Многообразие мира профессий

Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности. Практическая работа. Составление словаря профессий.



Представление о себе и проблема выбора профессии

«Образ „Я“» как система представлений о себе. Структура «образа „Я“» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой). Диагностические процедуры. Методика «Кто я?». Развивающие процедуры. Методика «Произвольное самоописание» (с учетом модификации «я» в глазах другого); методика самооценки (соотношение «реального» и «идеального „я“»).



Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)

«Хочу» — склонности, желания, интересы личности. Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов. Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения. Диагностические процедуры. Карта интересов; опросник профессиональной готовности. Развивающие процедуры. Актуализация профессиональных интересов путем группового обсуждения соответствующей профессиональной сферы.



Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»)

«Могу» — человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Активная роль личности при выборе профессии. Диагностические процедуры. Методика самооценки индивидуальных особенностей. Практическая работа. Знакомство с описаниями профессий.



Социальные проблемы труда («надо»): разделение труда

«Надо» — потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии Общественное разделение труда. Территориальное разделение труда. Формы разделения труда на предприятии. Социальные перемещения. Содержание и характер трудовых функций. Профессионализация. Специализация. Квалификация. Развивающие процедуры. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?».



Социальные проблемы труда («надо»): Содержание и характер труда (1 ч).

Цель труда и его результаты. Умственный и физический труд. Характер труда. Культура труда. Практическая работа. Определить, в деятельности каких профессионалов преобладает труд сложный, простой, умственный, физический (предлагается перечень профессий).



Социальные проблемы труда («надо»): Процесс и условия труда (1 ч).

Современные требования к труду. Предметы и средства труда. Условия труда. Практическая работа. Письменная работа на тему «Труд в современном обществе» с последующим обсуждением.



Социально-психологический портрет современного профессионала

Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Социально-профессиональная мобильность. Психология принятия решений. Развивающие процедуры.



Анализ профессий: основные признаки профессиональной деятельности.

Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Условия труда. Формула профессии. Понятие о профессиограмме. Практическая работа. Конкурс «Угадай профессию».



Анализ профессий: классификация профессий.

Способы классификации профессий. Профессии типа «человек — человек», «человек — техника», «человек — природа», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ». Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности. Практическая работа. Составление формул профессий.



Здоровье и выбор профессии

Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий и режима работы. Практическая работа. Работа с «Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда.



Свойства нервной системы в профессиональной деятельности

Общее представление о нервной системе и ее свойствах (сила, подвижность, уравновешенность). Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы. Возможность компенсации свойств нервной системы за счет выработки индивидуального стиля деятельности. Диагностические процедуры. Теппинг-тест; проба Ланчиса.



Темперамент в профессиональном становлении личности

Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности. Психологические состояния (монотонность, утомление, психическая направленность в ситуациях аварийности и риска) в трудовом процессе. Диагностические процедуры. Опросник Айзенка. Развивающие процедуры. Сюжетно-ролевая игра «Проявление темперамента в профессиональных ситуациях». Практическая работа. Анализ особенностей поведения людей, имеющих разные типы темперамента, в конкретных ситуациях.



Ведущие отношения личности и типы профессий

Отношение к деятельности (удовлетворенность трудом, местом работы, профессией). Отношение к людям (профессиональные взаимоотношения). Отношение к самому себе. Особенности самовосприятия и самооценивания. Отношение к предметному миру. Диагностические процедуры. Опросники «Ориентировочная анкета», «Отношение к другому человеку как к ценности». Развивающие процедуры. Деловая игра «Модель идеального города».



Эмоциональные состояния личности

Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Основные формы эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния). Диагностические процедуры. Опросник «Беспокойство — тревога», методика «Незаконченные предложения». Развивающие процедуры. Ознакомление с простейшими приемами психической саморегуляции. Практическая работа. Самонаблюдение за динамикой настроения.



Волевые качества личности

Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли. Роль воли в процессе принятия профессиональных решений. Диагностические процедуры. Опросник «Какая у меня воля?». Практическая работа. Выполнение упражнений по воспитанию воли.



Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда: способность к запоминанию

Общее представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение). Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности. Условия развития памяти. Диагностические процедуры. Методики «Воспроизведение рядов цифр» (выявление объема кратковременной слуховой памяти); «Ассоциативное воспроизведение содержания понятий» (выявление объема долговременной словесной памяти). Развивающие процедуры. Сравнительный анализ эффективности механического и смыслового запоминания; психотехнические игры «Бег ассоциаций», «Домино».



Способность быть внимательным

Общее представление о внимании (объем, устойчивость, распределение, избирательность). Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания. Диагностические процедуры. Методики «Перепутанные линии», «Отыскание чисел», «Корректурная проба». Развивающие процедуры. Психотехнические игры «Муха», «Хромая обезьяна».



Способность оперировать пространственными представлениями

Роль образов в процессе переработки информации. Значение способности строить в уме пространственные представления и оперировать ими для решения определенных профессиональных задач. Диагностические процедуры. Методика «Сложение фигур». Развивающие процедуры. Выполнение задания «Магическая фигура», методика «Кубики».



Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями

Способность к выявлению и установлению связей как условие эффективности профессионального труда. Основные типы связей. Диагностические процедуры. Методики «Выявление сущностных связей между понятиями», «Сложные ассоциации». Развивающие процедуры. Методики «Способы использования предмета», «Невозможные ситуации», «Путешествие в прошлые и будущие состояния предмета».



Способность изменять способы интеллектуальной деятельности

Психологическая характеристика ригидности (гибкости) интеллектуальной деятельности. Познавательные «барьеры» в различных типах профессий, возможности их преодоления. Способность к ломке шаблонных связей как условие оригинальности интеллектуальной деятельности. Диагностические процедуры. Методика «Решение серии арифметических задач», работа с текстом, имеющим противоречие. Развивающие процедуры. Решение задачи «9 точек», методика «Разрыв привычных связей».



Индивидуальные стили кодирования информации

Соотношение трех основных форм кодирования информации: словесной, образной и чувственно-сенсорной. Роль образного и чувственно-сенсорного опыта в стимулировании творческой профессиональной активности. Диагностические процедуры. Методика «Пиктограмма». Развивающие процедуры. Психотехнические игры «Метафоры», «Живые скульптуры», «На что похоже?», «Немой художник», «Перевоплощение».



Индивидуальные стили переработки информации

Индивидуальные различия в способах восприятия и понимания происходящего. Диагностические процедуры. Методики «Свободная сортировка», «Включение фигуры».



Неисчерпаемость человеческих ресурсов

Творческое отношение к собственной жизни. Психологические механизмы компенсации. Целеустремленность в преодолении жизненных сложностей при устройстве своей профессиональной судьбы. Программа и средства самовоспитания.

Развивающие процедуры. Деловая игра «Организация совместного предприятия с представителями внеземной цивилизации». Практическая работа. Составление индивидуальной программы самовоспитания.



Человек в новых социально-экономических условиях

Структурная перестройка экономики. Новая индустриализация. Развитие производственной инфраструктуры. Сфера услуг. Конверсия. Развитие сельского хозяйства. Земельная реформа. Фермерство. Экологические проблемы и их решение. Хозяйственный механизм: экономические рычаги, управление. Разгосударствление экономики. Приватизация. Хозяйственная инициатива. Коммерческий риск. Маркетинг. Менеджмент. Контрактные связи. Малый бизнес. Иностранные инвестиции.

Развивающие процедуры. Сюжетно-ролевая игра «Пресс-конференция».



Человек среди людей

Личность и межличностные отношения в группах. Лидерство. Совместная деятельность в трудовом коллективе. Психологическая совместимость людей. Принятие групповых решений. Виды общения. Конфликты, пути разрешения конфликтных ситуаций. Диагностические процедуры. Опросники «Потребность в общении», «Диагностика межличностных отношений», «Эмпатия». Развивающие процедуры. Элементы социально-психологического тренинга (умение вести диалог, поведение в конфликтных ситуациях). Психотехническая игра «Угадай человека».



Современный рынок труда и его требования к профессионалу

Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Акционерные общества, концерны, хозяйственные ассоциации, объединения. Кооперация, аренда, индивидуальная трудовая деятельность. Новый тип организации людей в производственной деятельности в условиях рыночной экономики. Самоокупаемость. Самофинансирование. Рынок, его функции, структура. Спрос и предложение, методы их регулирования. Внутренний и внешний рынок. Конкуренция. Конъюнктура рынка. Формирование рыночной инфраструктуры. Развитие предпринимательства. Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе (спрос и предложение). Прогнозирование состояния рынков рабочей силы. Занятость населения. Безработица. Перспективы изменения мира профессий в связи с НТП. Развивающие процедуры. Деловая игра «Малое предприятие». Практическая работа. Определение изменений состава профессий на одном из предприятий за последние пять лет.



Пути получения профессии

Система профессионально-технического образования. Типы профессиональных училищ, условия приема и обучения в них. Подготовка рабочих на производстве. Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приема и обучения. Типы высших учебных заведений, условия приема и обучения студентов. Возможности квалификационного роста. Практическая работа. Письменная работа «Мой путь в профессию».



Моя профессиональная карьера

Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека. Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение. Развивающие процедуры. Деловые игры «Биржа труда» (защита профессии), «Профконсультация». Практическая работа. Анализ личного профессионального плана.



Оценка способности школьников к выбору профессии

Общие основы оценки способности личности к выбору профессии. Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности (профессиональных пробах). Показатель соответствия выбранной профессии склонностям учащегося. Практическая работа. Определение способности школьников к выбору профессии.



Профконсультационные услуги

Виды профконсультации. Возможность получения профессиональной и медицинской консультации.

33-34

Резерв времени






^

Примерный перечень формируемых знаний и умений


Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.

Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.

Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

источники информации:

Литература для учащихся:


  1. Технология. Твоя профессиональная карьера. 8 (9) класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / [П.С.Лернер, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило и др.]; под ред. С.Н. Чистяковой. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.: ил. – ISBN 978-5-09-023447-4.

Литература для учителя:


  1. http://www.prosv.ru/ebooks/Chistakova_Tvoia-prof-kariera/index.html


Похожие:

Рабочая программа факультатива «Твоя профессиональная карьера» iconПрограмма предпрофильной подготовки «Твоя профессиональная карьера»
Автор и название программы: Рабочая программа на основе программы С. Н. Чистяковой «Твоя профессиональная карьера» Москва: Просвещение,...
Рабочая программа факультатива «Твоя профессиональная карьера» iconПрограмма элективного курса «Твоя профессиональная карьера»
Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Курс «Твоя профессиональная карьера» помогает подросткам...
Рабочая программа факультатива «Твоя профессиональная карьера» iconПрограмма элективного курса «Твоя профессиональная карьера»
Соответственно профессиональная ориентация должна быть направлена на активизацию внутренних психологических ресурсов личности, с...
Рабочая программа факультатива «Твоя профессиональная карьера» iconПрограмма развития Муниципального образовательного учреждения средней...
Концептуальный проект: «Твоя профессиональная карьера»
Рабочая программа факультатива «Твоя профессиональная карьера» iconI. образ «Я» (путь к самопознанию)
Каждый старшеклассник сталкивается с проблемой выбора будущей профессиональной деятельности. Помочь ему избежать возможных ошибок,...
Рабочая программа факультатива «Твоя профессиональная карьера» iconТвоя Вселенная, 2
Рабочая программа учебного курса «Твоя Вселенная» составлена на основе авторской программы Левитана Е. П. «Твоя Вселенная, 2» изданной...
Рабочая программа факультатива «Твоя профессиональная карьера» iconРешение задач Подбор задач для пакета заданий Создание пакета заданий...
Данная работа посвящена теореме Пифагора – одной из основополагающих теорем евклидовой геометрии, устанавливающая соотношение между...
Рабочая программа факультатива «Твоя профессиональная карьера» iconРабочая программа факультатива по правам человека «Подросток и закон»...
Рабочая программа факультатива разработана на основе авторской программы по праву для общеобразовательных учреждений для 5-11 классов....
Рабочая программа факультатива «Твоя профессиональная карьера» iconТема проекта
Конкурс проектов в области профессионального самоопределения “Я и моя профессиональная карьера”
Рабочая программа факультатива «Твоя профессиональная карьера» iconТема проекта
Конкурс проектов в области профессионального самоопределения «Я и моя профессиональная карьера»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница