№
| Тема занятия
| Содержание занятия
|
| Внутренний мир человека и возможности его познания
| Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей.тОбщее представление о психологии как науке, изучающей внутренний психологический мир человека. Методы изучения личности. Практическая работа. Составление «дерева» психологических качеств личности.
|
| Многообразие мира профессий
| Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности. Практическая работа. Составление словаря профессий.
|
| Представление о себе и проблема выбора профессии
| «Образ „Я“» как система представлений о себе. Структура «образа „Я“» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой). Диагностические процедуры. Методика «Кто я?». Развивающие процедуры. Методика «Произвольное самоописание» (с учетом модификации «я» в глазах другого); методика самооценки (соотношение «реального» и «идеального „я“»).
|
| Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)
| «Хочу» — склонности, желания, интересы личности. Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов. Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения. Диагностические процедуры. Карта интересов; опросник профессиональной готовности. Развивающие процедуры. Актуализация профессиональных интересов путем группового обсуждения соответствующей профессиональной сферы.
|
| Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»)
| «Могу» — человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Активная роль личности при выборе профессии. Диагностические процедуры. Методика самооценки индивидуальных особенностей. Практическая работа. Знакомство с описаниями профессий.
|
| Социальные проблемы труда («надо»): разделение труда
| «Надо» — потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии Общественное разделение труда. Территориальное разделение труда. Формы разделения труда на предприятии. Социальные перемещения. Содержание и характер трудовых функций. Профессионализация. Специализация. Квалификация. Развивающие процедуры. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?».
|
| Социальные проблемы труда («надо»): Содержание и характер труда (1 ч).
| Цель труда и его результаты. Умственный и физический труд. Характер труда. Культура труда. Практическая работа. Определить, в деятельности каких профессионалов преобладает труд сложный, простой, умственный, физический (предлагается перечень профессий).
|
| Социальные проблемы труда («надо»): Процесс и условия труда (1 ч).
| Современные требования к труду. Предметы и средства труда. Условия труда. Практическая работа. Письменная работа на тему «Труд в современном обществе» с последующим обсуждением.
|
| Социально-психологический портрет современного профессионала
| Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Социально-профессиональная мобильность. Психология принятия решений. Развивающие процедуры.
|
| Анализ профессий: основные признаки профессиональной деятельности.
| Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Условия труда. Формула профессии. Понятие о профессиограмме. Практическая работа. Конкурс «Угадай профессию».
|
| Анализ профессий: классификация профессий.
| Способы классификации профессий. Профессии типа «человек — человек», «человек — техника», «человек — природа», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ». Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности. Практическая работа. Составление формул профессий.
|
| Здоровье и выбор профессии
| Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий и режима работы. Практическая работа. Работа с «Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда.
|
| Свойства нервной системы в профессиональной деятельности
| Общее представление о нервной системе и ее свойствах (сила, подвижность, уравновешенность). Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы. Возможность компенсации свойств нервной системы за счет выработки индивидуального стиля деятельности. Диагностические процедуры. Теппинг-тест; проба Ланчиса.
|
| Темперамент в профессиональном становлении личности
| Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности. Психологические состояния (монотонность, утомление, психическая направленность в ситуациях аварийности и риска) в трудовом процессе. Диагностические процедуры. Опросник Айзенка. Развивающие процедуры. Сюжетно-ролевая игра «Проявление темперамента в профессиональных ситуациях». Практическая работа. Анализ особенностей поведения людей, имеющих разные типы темперамента, в конкретных ситуациях.
|
| Ведущие отношения личности и типы профессий
| Отношение к деятельности (удовлетворенность трудом, местом работы, профессией). Отношение к людям (профессиональные взаимоотношения). Отношение к самому себе. Особенности самовосприятия и самооценивания. Отношение к предметному миру. Диагностические процедуры. Опросники «Ориентировочная анкета», «Отношение к другому человеку как к ценности». Развивающие процедуры. Деловая игра «Модель идеального города».
|
| Эмоциональные состояния личности
| Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Основные формы эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния). Диагностические процедуры. Опросник «Беспокойство — тревога», методика «Незаконченные предложения». Развивающие процедуры. Ознакомление с простейшими приемами психической саморегуляции. Практическая работа. Самонаблюдение за динамикой настроения.
|
| Волевые качества личности
| Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли. Роль воли в процессе принятия профессиональных решений. Диагностические процедуры. Опросник «Какая у меня воля?». Практическая работа. Выполнение упражнений по воспитанию воли.
|
| Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда: способность к запоминанию
| Общее представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение). Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности. Условия развития памяти. Диагностические процедуры. Методики «Воспроизведение рядов цифр» (выявление объема кратковременной слуховой памяти); «Ассоциативное воспроизведение содержания понятий» (выявление объема долговременной словесной памяти). Развивающие процедуры. Сравнительный анализ эффективности механического и смыслового запоминания; психотехнические игры «Бег ассоциаций», «Домино».
|
| Способность быть внимательным
| Общее представление о внимании (объем, устойчивость, распределение, избирательность). Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания. Диагностические процедуры. Методики «Перепутанные линии», «Отыскание чисел», «Корректурная проба». Развивающие процедуры. Психотехнические игры «Муха», «Хромая обезьяна».
|
| Способность оперировать пространственными представлениями
| Роль образов в процессе переработки информации. Значение способности строить в уме пространственные представления и оперировать ими для решения определенных профессиональных задач. Диагностические процедуры. Методика «Сложение фигур». Развивающие процедуры. Выполнение задания «Магическая фигура», методика «Кубики».
|
| Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями
| Способность к выявлению и установлению связей как условие эффективности профессионального труда. Основные типы связей. Диагностические процедуры. Методики «Выявление сущностных связей между понятиями», «Сложные ассоциации». Развивающие процедуры. Методики «Способы использования предмета», «Невозможные ситуации», «Путешествие в прошлые и будущие состояния предмета».
|
| Способность изменять способы интеллектуальной деятельности
| Психологическая характеристика ригидности (гибкости) интеллектуальной деятельности. Познавательные «барьеры» в различных типах профессий, возможности их преодоления. Способность к ломке шаблонных связей как условие оригинальности интеллектуальной деятельности. Диагностические процедуры. Методика «Решение серии арифметических задач», работа с текстом, имеющим противоречие. Развивающие процедуры. Решение задачи «9 точек», методика «Разрыв привычных связей».
|
| Индивидуальные стили кодирования информации
| Соотношение трех основных форм кодирования информации: словесной, образной и чувственно-сенсорной. Роль образного и чувственно-сенсорного опыта в стимулировании творческой профессиональной активности. Диагностические процедуры. Методика «Пиктограмма». Развивающие процедуры. Психотехнические игры «Метафоры», «Живые скульптуры», «На что похоже?», «Немой художник», «Перевоплощение».
|
| Индивидуальные стили переработки информации
| Индивидуальные различия в способах восприятия и понимания происходящего. Диагностические процедуры. Методики «Свободная сортировка», «Включение фигуры».
|
| Неисчерпаемость человеческих ресурсов
| Творческое отношение к собственной жизни. Психологические механизмы компенсации. Целеустремленность в преодолении жизненных сложностей при устройстве своей профессиональной судьбы. Программа и средства самовоспитания.
Развивающие процедуры. Деловая игра «Организация совместного предприятия с представителями внеземной цивилизации». Практическая работа. Составление индивидуальной программы самовоспитания.
|
| Человек в новых социально-экономических условиях
| Структурная перестройка экономики. Новая индустриализация. Развитие производственной инфраструктуры. Сфера услуг. Конверсия. Развитие сельского хозяйства. Земельная реформа. Фермерство. Экологические проблемы и их решение. Хозяйственный механизм: экономические рычаги, управление. Разгосударствление экономики. Приватизация. Хозяйственная инициатива. Коммерческий риск. Маркетинг. Менеджмент. Контрактные связи. Малый бизнес. Иностранные инвестиции.
Развивающие процедуры. Сюжетно-ролевая игра «Пресс-конференция».
|
| Человек среди людей
| Личность и межличностные отношения в группах. Лидерство. Совместная деятельность в трудовом коллективе. Психологическая совместимость людей. Принятие групповых решений. Виды общения. Конфликты, пути разрешения конфликтных ситуаций. Диагностические процедуры. Опросники «Потребность в общении», «Диагностика межличностных отношений», «Эмпатия». Развивающие процедуры. Элементы социально-психологического тренинга (умение вести диалог, поведение в конфликтных ситуациях). Психотехническая игра «Угадай человека».
|
| Современный рынок труда и его требования к профессионалу
| Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Акционерные общества, концерны, хозяйственные ассоциации, объединения. Кооперация, аренда, индивидуальная трудовая деятельность. Новый тип организации людей в производственной деятельности в условиях рыночной экономики. Самоокупаемость. Самофинансирование. Рынок, его функции, структура. Спрос и предложение, методы их регулирования. Внутренний и внешний рынок. Конкуренция. Конъюнктура рынка. Формирование рыночной инфраструктуры. Развитие предпринимательства. Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе (спрос и предложение). Прогнозирование состояния рынков рабочей силы. Занятость населения. Безработица. Перспективы изменения мира профессий в связи с НТП. Развивающие процедуры. Деловая игра «Малое предприятие». Практическая работа. Определение изменений состава профессий на одном из предприятий за последние пять лет.
|
| Пути получения профессии
| Система профессионально-технического образования. Типы профессиональных училищ, условия приема и обучения в них. Подготовка рабочих на производстве. Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приема и обучения. Типы высших учебных заведений, условия приема и обучения студентов. Возможности квалификационного роста. Практическая работа. Письменная работа «Мой путь в профессию».
|
| Моя профессиональная карьера
| Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека. Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение. Развивающие процедуры. Деловые игры «Биржа труда» (защита профессии), «Профконсультация». Практическая работа. Анализ личного профессионального плана.
|
| Оценка способности школьников к выбору профессии
| Общие основы оценки способности личности к выбору профессии. Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности (профессиональных пробах). Показатель соответствия выбранной профессии склонностям учащегося. Практическая работа. Определение способности школьников к выбору профессии.
|
| Профконсультационные услуги
| Виды профконсультации. Возможность получения профессиональной и медицинской консультации.
|
33-34
| Резерв времени
|
|