Ч искусство быть другим Что значит «быть другим»?




Скачать 163,96 Kb.
НазваниеЧ искусство быть другим Что значит «быть другим»?
Дата публикации03.09.2013
Размер163,96 Kb.
ТипВопрос
pochit.ru > Психология > Вопрос
Ч.1. Искусство быть другим

Что значит «быть другим»?

Мы с вами только что говорили о том, как порой трудно быть самим собой. Сообщество, группа окружающих нас близких людей, а то и просто знакомых незримо присутству­ют в нашем «Я», составляют, пусть и в преобразованном виде, значительную часть содержания нашего внутреннего
мира. Быть самим собой — проблема каждого человека. Но суть человеческого общения состоит не только в том, чтобы быть самим собой, но и в том, чтобы в определенной обста­новке и уметь «быть другим». Это обстоятельство — непре­менное условие становления человека как личности. Размыш­ляя над этим, К. Маркс писал, что «человек сначала смотрит­ся, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу

себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку».

Понятно, что «быть другим» буквально мы не можем, но поставить себя на место другого человека силой своего вообра­жения, попытаться «как бы» стать им — вполне возможно, и, как мы увидим далее, очень даже необходимо.

Способность «быть другим» формируется у нас очень рано. Для этого в системе общения между людьми существует универсальный механизм, который называется подражанием. Подражание принято понимать как следование примеру, об­разцу. Причем обычно такое следование не осознается челове­ком, он не замечает копирования. Подражание заложено в нас природой, даже простая игра — уже есть подражание. Не случайно человека иногда называют homo ludens — «чело­век играющий». Вы, наверное, обращали внимание на играю­щих маленьких детей. Кем только они не бывают в игре: и продавцом, и врачом, и папой, и старшим братом. Играя в кого-то другого, ребенок тем самым учится, сам того не зная, «быть другим». Исполняя чужую роль, мы усваиваем правила человеческого поведения, способы мышления и дея­тельности. Кстати сказать, в случаях конформизма, описан­ных нами выше, также имеет место явление подражания. Подрастая, мы подражаем авторитетным сверстникам, моло­дежным кумирам, потом начальству, политическим лидерам. Главное, что здесь следует подчеркнуть, это то, что посредст­вом механизма подражания у человека есть возможность «быть другим».

Впрочем, есть и другие возможности побывать в «чьей-то роли». Мы можем произвольным усилием отождествлять себя с другим человеком, или точнее с его образом, в своем созна­нии. Это действие осуществляется двояко: за счет «почувство­вать себя другим» и за счет «помыслить себя другим». В ре­зультате такого «пересечения» мы воспроизводим в своем внутреннем мире мысли и чувства другого человека, его состояние, прогнозируем его возможные поступки. Одновре­менно возникает и возможность посмотреть на самого себя «как бы» его глазами, то есть посмотреть на себя со стороны. Способность видеть себя со стороны — важнейший регулятор нашего поведения в мире людей. Если мы встретили человека, ведущего себя конфликтно по отношению к окружающим, то это значит, что у него есть сложности с умением видеть себя со стороны, со способностью «быть другим».

^ Социальные роли человека

Так уж устроен человек, что возникновение и развитие тех или иных его свойств происходит во взаимоотношении с дру­гими людьми, в прямом или косвенном общении с ними. Для объяснения этого взаимодействия используем уже знакомое нам слово «роль».

Под социальной ролью психологи понимают определенный способ поведения человека. Он зависит прежде всего от того места, которое занимает человек в обществе (группе), а также от ожиданий, предъявляемых ему другими людьми. Если теперь обратиться к тем записям, в которых мы характеризо­вали себя, то будет нетрудно заметить, что все наши «Я» (настоящее, прошлое, желаемое, идеальное, фантастическое) есть не что иное, как определенная последовательность раз­ных ролей: ученик, девочка, спортсмен, сын, отличник и т. д. Любая принятая в данном случае вами роль диктует вполне конкретное поведение. Конечно, разные люди исполня­ют свои роли по-разному. Один ученик прилежен, другой необязателен, одна дочь заботлива и внимательна к своим родителям, другая — равнодушна. Но здесь важно отметить, что иначе как через роль наш внутренний мир проявиться не может. Более того, социальная роль всегда задает достаточно жесткие рамки поведения человека. Попробуйте, мальчики, вести себя «по-девчоночьи», и вы почувствуете сразу же на себе всю силу общественного воздействия.

Способ социального регулирования исполнения людьми ролей часто называют «санкциями». Санкции бывают положитель­ными (одобрение, поощрение) и отрицательными (осуждение, наказание). Правда, справедливости ради следует сказать, что разные социальные роли имеют неодинаковую жесткость. Роль солдата достаточно определенна, она жестко ограничена уставом и приказами командира, в то же время роль прохоже­го обладает большой степенью свободы.

Что же касается исполнения роли, то многое здесь зависит от того, какое отношение выбрал к ней человек. Это отноше­ние обычно обозначают словом «позиция». Роль может или приниматься, или отвергаться ее носителем. Очень часто в школьном классе кто-то играет роль шута. Одни чувствуют себя в ней органично, другие смиряются, третьи бунтуют и стремятся передать такую роль другому исполнителю. Образ человека как актера, играющего заданные ему роли и меняющего их в зависимости от возраста и социального положения,— один из самых распространенных образов в ми­ровой литературе. Достаточно вспомнить Шекспира:

Весь мир — театр.

В нем женщины, мужчины — все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Игра — это исполнение роли

Как мы уже отметили выше, ребенок, играя то врача, то продавца и т. д., испоняет роль, которая учит его «быть другим». Игра — это всегда исполнение роли. На сегодня со­зданы десятки, если не сотни, игр, обучающих искусству «быть другим». Так, на некоторых предприятиях игровым способом проводятся совещания: работники разных специаль­ностей и рангов играют друг друга, начальники и подчи­ненные ненадолго меняются местами, разыгрывают различ­ные служебные ситуации. Эффект — улучшение само- и взаи­мопонимания, а отсюда — и производственных показателей.

Давно замечено, что, когда возникают сложности в обще­нии, когда нужны сложные и гибкие умения человека, он обращается к игре. Психологами также замечено, что не умеющие играть дети, вырастая, становятся невезучими взрослыми. Таким образом, игра — есть исполнение социаль­ной роли через понимание другого человека, через имитацию (подражание) его поведения, которая учит «быть другим». Вместе с тем следует сказать, что вовсе необязательно всегда «играть» буквально. Положительное качество человека состо­ит в том, что он может проделывать эту работу «внутри себя», мысленно, то есть он может, так сказать, «побыть другим», «не выходя из себя».

Думается, каждый человек в состоянии представить себе, что, оставаясь самим собой, испытывает другой человек в той или иной ситуации, при тех или иных обстоятельствах, какие у него при этом мысли, чувства, намерения. Поэтому совер­шенно необязательно, а иногда и просто невозможно «поста­вить себя на место другого». В таких случаях достаточно знать «этого другого» и те условия, в которых он находится, то есть знать характер социальной роли данного человека. Насколько больше вы его знаете — настолько больше вы его представляете.

Какой же способ «быть другим» лучше? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Многое зависит от конкретных обстоятельств.

Выводы:

1. В общении с людьми человеку необходимо уметь «быть другим», уметь отождествлять себя с иным человеком. 2. Внутренний мир человека проявляется через его социальные роли. 3. В игре мы имитируем поведение другого человека, становимся «другим».

Словарь

Игра — способ вживаться в образ другого человека.

Имитация — подражание кому-либо, чему-либо.

Подражание — осознанное или неосознанное воспроизведение че­ловеком поведения другого человека.

Позиция — отношение человека к чему-либо, положение человека в обществе (группе).

Роль социальная — общепринятая форма поведения человека в обществе (группе).

Санкция — способ воздействия общества (группы) на личность.
^ Искусство быть собой

Что значит «быть собой»?

Наше сознание динамично, оно изменяется под влиянием внешних и внутренних факто­ров. Другие люди, разные обстоятельства, тот или иной случай, событие могут повлиять на содержание нашего «Я» самым неожиданным, порой непредсказуемым образом. По­этому от человека требуется постоянно прилагать определен­ные усилия для поддержания желаемого качества «Я». В дан­ном случае важно противопоставить самым разнообразным воздействиям на наш внутренний мир его особое состояние, которое характеризуют как устойчивое и подвижное, самоор­ганизованное и гибкое. Данное состояние достигается посто­янной работой над собой, или, лучше сказать, самовоспита­нием.

Самовоспитание — это определенный тип отношения, по­ступков, действий, направленных на самого себя и собственное будущее с точки зрения соответствия некоторому идеалу. «Я-будущее» — вот то средство самовоспитания, которое по­зволяет нам совершенствовать наш «мир». Самовоспитание — процесс, осуществляемый постоянно. В жизни человека слу­чаются разные события, которые могут принести ему радость или страдание, стать для него как испытанием. И, переживая их, он может стать хуже или лучше.

Самовоспитание часто выступает в форме самосовершенст­вования. Тогда человек осуществляет внутреннее движение к «Я-будущему», сообразуя его с «Я-идеальным». В данном случае «быть собой» означает не статическое сохранение привычного «Я», а постоянное приложение усилий по совер­шенствованию своего внутреннего мира. Это становится осо­бенно актуальным в динамических обстоятельствах нынеш­ней нашей общественной жизни. «Быть собой» — это значит быть готовым к изменению своего «Я-образа», одновременно это и умение человека изменяться.

^ Как можно совершенствовать себя?

Любое дело может быть успешно завершено только тогда, когда точно определены его цели, когда ясно представляются его результаты, а также имеются необходимые для этого средства и знания. Знания же имеют смысл, когда точно знаешь, как они будут использованы.

Итак, каковы же могут быть цели самосовершенствования в многотрудном деле самовоспитания? К сожалению, простого ответа на этот вопрос нет. Постановка целей самосовершенст­вования — задача не из легких. Многие люди в качестве таких целей часто определяют хорошую специальность или заработок, выбор красивой жены или доброго мужа, облада­ние престижными вещами или собственный высокий статус. Все это, конечно, цели, но вот имеют ли они отношение к са­мосовершенствованию? Ведь мы ведем разговор о психологии человека, о выработке им личных качеств (характеристик «Я»), необходимых для достижения тех или иных целей.

Поэтому, прежде чем ответить на вопрос о качествах человека, необходимых ему для самовоспитания, нужно вы­яснить, для чего они нужны. Тем самым выработка целей самовоспитания начинается с вопроса самому себе: «Чего я хочу?», а если еще более точно: «А зачем мне это?». Если мы ставим своей целью овладение определенной профессией, то, «покопавшись» в самом себе, мы можем довольно четко определить, что в нас для нее уже есть, а что предстоит еще выработать.

При самосовершенствовании желательно определять свои цели так, чтобы выработанные качества в любом случае, при любых обстоятельствах обеспечили нам успех.

Самый простой вариант самосовершенствования — это устранение плохих привычек, развитие своих способностей.

Плохие привычки, безусловно, есть у всех. Но плохие привычки разнятся по своему содержанию и своему влиянию на человека. С некоторыми из них он может прожить всю жизнь, и они не помешают быть ему достойным граждани­ном. Однако есть такие привычки, как курение, наркотики, алкоголь, неаккуратность, необязательность, неряшливость, недоверие к товарищам, коллегам и т. д., которые сильно мешают человеку в его общении с другими людьми, являются преградой для профессионального роста и т. д. Одни люди, осознавая пагубность многих плохих привычек, начинают бороться с ними. Но не каждому удается их искоренить. Кое-кто тратит на эту борьбу всю свою жизнь.

Теперь несколько слов о развитии способностей как об одном из путей самосовершенствования.

Принято различать способности общие (необходимые для всех видов деятельности) и частные (специфические). Они во многом зависят от тех целей, которые ставит перед собой человек. В школе обычно развиваются общие способности, которые становятся впоследствии основой, на которой разви­ваются частные способности. Крайне важны в деле самосовер­шенствования умение мыслить (нужно в любой сфере деятель­ности), сдержанность, дисциплинированность. Не на послед­нем месте здесь также уровень здоровья, выносливость, нервно-психологическая устойчивость.

Самосовершенствование лучше всего осуществлять с опо­рой на программу самовоспитания, в которой будут определе­ны перспективные и промежуточные цели, средства их дости­жения. Вместе с тем программа самовоспитания является желательным, но вовсе не обязательным средством самосовер­шенствования. Можно привести множество фактов, свидетель­ствующих об успешном самовоспитании тех, кто никогда никаких планов и программ не писал. Одним словом, у каж­дого человека в процессе жизни складываются свои индивиду­альные, порой оригинальные, методы.

^ Волевые усилия

Наверное, те из вас, кто уже пробовал заниматься самовос­питанием, заметили, что даже при самой совершенной про­грамме и очень сильном желании осуществлять самосовер­шенствование оказывается непросто. Причиной тому, прежде всего, наши привычки. Они устроены так, что «не желают меняться». И даже если некоторое время мы и живем в режи­ме программы самосовершенствования, то после определенно­го периода все возвращается «на круги своя». Это происходит потому, что отказ от привычек всегда труден.

Поэтому в самовоспитании человеку нередко приходится прибегать к волевому усилию, когда ему приходится заставлять, принуждать себя заниматься самосовершенствованием. Воля тут понимается как побуждение к действиям, не отвеча­ющим желаниям человека, как преодоление им себя. Конечно, некоторое внутреннее усилие необходимо всегда при становле­нии нового для себя поведения, однако оно не должно быть чрезмерным. Чрезмерное усилие способствует возникновению страха перед ним, боязни усилий вообще. В связи с этим мы должны приучать себя к дозированному усилию, которое исполнялось бы и завершалось с удовольствием. В таком случае происходит развитие способности производить волевое усилие. Отсюда вытекает правило постепенности процесса самосовершенствования.

Но главное, что движет нами в процессе самовоспита­ния,— это желательность, привлекательность цели. Вот поче­му принципиальным условием самовоспитания выступает его добровольность.

Выбор цели и самопознание — связанные между собой процессы нашей внутренней жизни. Познать себя вообще, безотносительно к цели, невозможно. Путь самопознания бес­конечен. Наше сознание столь же неисчерпаемо, как и Вселен­ная. Поэтому важно то, в каком отношении мы себя познаем, для чего. Отсюда необходимо чаще думать о своем будущем, строить его, стремиться к достойным человека целям.

Выводы. 1. В процессе самовоспитания человек сохраняет и развивает свое собственное «Я», свойство быть самим собой. 2. Самосовершенствование требует устранения плохих привы­чек, развития способностей. 3. Самовоспитание нуждается в волевом усилии.

Словарь

Воля — способность человека действовать согласно сознательно поставленной цели, производя при этом внутреннее усилие.

Конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, взглядов людей.

Самовоспитание — сознательное воздействие человека на самого себя в соответствии с избранным в качестве примера «Я-образом».
Вот правила, которые сформулировал для себя в юности известный русский педагог К. Д. Ушинский:

  1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.

  2. Прямота в словах и поступках.

  3. Обдуманность действия.

  4. Решительность.

  5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

  6. Не проводить времени бессознательно, делать то, что хочешь, а не то, что случится.

  7. Каждый вечер добросовестно давать отчет о своих по­ступках.

  8. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

  9. Никому не показывать этого журнала.


В мысли есть воля, в во­ображении ее нет.

В. Гюго

Никто не может наси­ловать твою волю, на нее нет ни вора, ни разбой­ника; не желай неразумного, желай общего блага, а не личного, как большая часть людей.

М. Аврелий

Самое дорогое у челове­ка — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было му­чительно больно за бесцель­но прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в ми­ре — борьбе за освобождение человечества.

Н. Островский

Ум, не имеющий никакой определенной цели, теряется: быть везде — значит не быть нигде.

М. Монтень

Самый медлительный человек, не теряющий из виду своей цели, все же проворнее того, кто блуждает без цели.

Г. Лессинг

Каждый из нас, от императора до простолюдина, прежде всего должен заботиться о нравственном со­вершенствовании, так как это есть источник всеобще­го блага. Ибо, если начало не совершенно, то как же мо­жет быть конец совершенен?

Конфуций

^ Ч.2 Особенности межличностных отношений

Трудности и противоречия межличностных отношений. Коллективизм и индивидуализм. Конфликт как психоло­гически переживаемое столкновение интересов людей. Структура и динамика конфликта. Деловые и личные конф­ликты. Условия регулирования и контроля межличностных конфликтов. Внутриличностный конфликт. Многоликость собственного «Я». Проблема самопонимания. Противоречия ролевого выбора. Способы разрешения внутриличностного конфликта.

Межличностные отношения возникают между людьми в ре­зультате совместной деятельности. Наиболее распростра­ненной формой деятельности является групповая. Группой принято называть реально существующее образование, в котором люди объединяются по каким-либо признакам. Обычный состав малой группы 3—5 человек. Группа из двух человек неустойчивая, так как конфликт между ее членами ведет к развалу, если же есть третий член группы, он пре­вращается в уравновешивающую сторону. Важной особен­ностью человеческого внимания является то, что оно спо­собно воспринимать в среднем 5—7 внешних объектов одновременно. Именно поэтому максимальный состав ма­лой группы обычно не превышает этот показатель. Призна­ком, отличающим группу, можно считать какую-либо со­вместную деятельность, подчиненную общей цели. При этом главным средством объединения является межличностное вза­имодействие.

Малые группы можно классифицировать по разным при­знакам. Это могут быть виды деятельности. Например, про­изводственная группа — бригада, школьная группа — класс, спортивная группа — команда. Однако они не вполне соот­ветствуют характеристике малой группы. Это связано с тем, что малые группы могут быть формальными и неформаль­ными. Количество членов формальных групп определяется не показателями человеческого внимания, а какими-то пра­вилами и нормами. Взаимодействие людей в формальных группах не всегда строится на основе взаимовосприятия, так как их общность носит формальный характер, преследуя кон­кретную цель, лежащую в основе деятельности. Неформаль­ная группа наоборот строится на основе общности интере­сов и деятельности. Также группы могут быть временными, созданными для достижения ближайшей единичной цели, и постоянными, связанными с осуществлением долговремен­ной деятельности в какой-либо сфере.

Положение человека в малой группе определяется его статусом — определенной позицией в структуре группы, связанной с другими позициями через систему прав и обя­занностей. В случае формальной группы статус чаще всего определяется должностным положением. В неформальной — личными качествами, авторитетом. Кроме того, каждый член группы играет определенную роль, следует некоторому об­разцу поведения, связанному с групповым статусом челове­ка. Поскольку человек одновременно является членом не­скольких групп, постольку он одновременно может иметь несколько статусов и играть множество групповых ролей.

Отношения в группе строятся на основе групповых норм, ценностей и санкций (поощрительных либо запретительных). Если эти нормы носят конструктивный характер, они спо­собствуют формированию чувства коллективизма, что воп­лощается во взаимопомощи, сотрудничестве и сознательном подчинении своих интересов общим потребностям. Но при этом человек остается самостоятельной и свободной личнос­тью. То есть он может спорить, отстаивать свое мнение либо поддерживать чужое, если считает его обоснованным. Коллективизм является, наверное, древнейшей ценностью человеческого общества, так как по своей сущности человек общественное, т. е. коллективное, существо. Такие формы человеческого общежития, как род, община, семья, строи­лись именно на чувстве коллективизма.

В отличие от коллективизма, конформизм проявляется в приспособлении членов группы к господствующему мне­нию, что зачастую ведет к принятию неверного решения, так как истина, как гласит пословица, рождается лишь в споре. Конформист в группе теряет свое лицо, превращаясь в «массу». Его опасность заключается также в том, что он не хочет нести ответственность за свои действия, объясняя это тем, что делал «как все».

Также противоположен коллективизму и индивидуализм. Он связан с таким типом поведения, когда человек рассматривает свои желания как самоцель. Умеренное проявле­ние индивидуализма присуще почти всем людям, однако его крайняя форма — эгоизм, Проявляющийся в предпочте­нии собственной выгоды и своих интересов интересам дру­гих людей и общества, ведет к разрушению социальных свя­зей. Эгоизм может быть также групповым, когда цели группы достигаются за счет ущемления интересов как отдельных членов, так и интересов других групп.

В группе неизбежно возникает столкновение разнона­правленных интересов, или, иными словами, конфликт. По-другому его можно определить как крайний случай обостре­ния противоречий. Типы конфликтов различны: это может быть борьба различных точек зрения, межличностный кон­фликт, конфликт между личностью и группой или меж­групповой, социальный конфликт. Конфликты могут быть конструктивными, способствующими разрешению противо­речий и движению вперед, и деструктивными, нарушающи­ми эффективное взаимодействие и приносящими вред обе­им сторонам. Однако при всем многообразии конфликты имеют примерно сходный механизм развития.

Для развертывания конфликта необходима конфликтная ситуация. В нее обычно включают участников столкновения и объект конфликта — то, на что направлен интерес конф­ликтующих сторон. Важной характеристикой объекта конф­ликта является его неделимость (т. е. стороны не могут ни­коим образом «поделить» предмет, вокруг которого разгора­ются страсти).

Динамика конфликта связана с действием сторон, на­правленным на овладение объектом или на установление преобладания над противником. Такое действие обычно на­зывают инцидентом. Затем следуют кульминация, высшая точка в развитии конфликта и, наконец, развязка.

Поскольку в основе развития общества также лежит конф­ликт, в современной психологии оформилось направление, которое называют конфликтологией. Задачей этой дисцип­лины является выработка рекомендаций по управлению конфликтом с тем, чтобы направить его по конструктивному пути или минимизировать деструктивные действия.

Прежде всего, еще до стадии инцидента, важно объектив­но оценить конфликтную ситуацию и свое место в ней. Иногда можно воспользоваться услугами третьего, незаинтересован­ного лица. Посвящая его в суть конфликта, субъект ситуации рационализирует (выражает в словах) свою эмоцию и тем самым осознает ее и, возможно, овладевает ею. Такие дей­ствия могут снять конфликт еще до его развертывания. Если же разгорелся инцидент, то лучшим способом управления эмоцией будет отсрочка развязки. Если же нет — необходимо попытаться минимизировать результаты конфликта.

Конфликт может быть не только межличностным, но и внутренним, с самим собой. Внутренний конфликт может быть внутриличностным (внутриролевым, связанным с не­согласием человеческого «Я» с собственным поведением) и межролевым, который обусловлен тем, что разные люди по-разному представляют обязанности, связанные с одной и той же ролью.

Существует два основных способа разрешения внутри-личностного конфликта. Один состоит в волевом усилии и преодолении нежелательных тенденций в собственном внут­реннем мире, другой — на основе личных ценностных пред­почтений в осуществлении выбора. Основой волевого вы­бора при внутриличностном конфликте являются вина, переживание человеком несоответствия тому, что он избрал для себя в качестве обязательного, и страх, эмоциональная реакция человека на определенную угрозу. Названные чув­ства пробуждают совесть — способность личности осуще­ствить нравственный самоконтроль, самостоятельно форму­лировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершае­мых поступков. Немалую роль в разрешении конфликта может сыграть ценностный выбор, который совершается исходя из значимых для человека ценностей. Таким образом, осмыс­ление конфликтной ситуации и самоопределение в ней на базе собственных целей и ценностей помогают преодолеть конфликтное противоречие не только путем исключения одной из альтернатив, но и нахождением нового видения сложившихся условий.




Похожие:

Ч искусство быть другим Что значит «быть другим»? iconМониторинг учебных достижений обучающихся 8 классов русский язык
Умение сохранять достоинство, не навязываться другим со своими огорчениями, не портить другим настроение, быть всегда ровным в обращении...
Ч искусство быть другим Что значит «быть другим»? iconВладимир Леви Искусство быть другим
Автор писатель и врач-психотерапевт известен и научными трудами в области психиатрии и психологии, и книгами для массового читателя:...
Ч искусство быть другим Что значит «быть другим»? iconБертран Рассел Искусство философствования
Управляется ли мир механическими законами или развивается согласно заданной космической цели, или же он характеризуется и тем и другим?...
Ч искусство быть другим Что значит «быть другим»? iconУрок развития речи "Искусство быть другим" (7-й класс)
Правило первое: научись ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его так же, как они
Ч искусство быть другим Что значит «быть другим»? iconТема: «Искусство быть другим»
Е. Ауэрбах «Я поздно понял», репродукция с картины Рафаэля «Сикстинская мадонна» (эуи «Художественная энциклопедия зарубежного классического...
Ч искусство быть другим Что значит «быть другим»? iconУрок диспут «Что значит быть патриотом сегодня?»
«Быть патриотом – это значит любить – да и не только любить землю свою, но и обязательно, что – то конкретное для нее делать.»
Ч искусство быть другим Что значит «быть другим»? iconБорис Стругацкий Трудно быть богом
То были дни, когда я познал, что значит: страдать; что значит: стыдиться; что значит: отчаяться
Ч искусство быть другим Что значит «быть другим»? iconКлассный час Тема: «Что значит быть счастливым человеком?»
Цель: познакомить учащихся с понятием «счастье» и узнать, что значит быть счастливым человеком; помочь осмыслить каждому ученику...
Ч искусство быть другим Что значит «быть другим»? iconТема 10. Стационарные линейные системы такова взаимосвязь: раз существует...
Геология, наряду с медициной и богословием, относится к точным наукам. Есть геологический объект должен быть сигнал. Есть сигнал...
Ч искусство быть другим Что значит «быть другим»? iconОбъем реферата не менее 15-20 страниц реферат должен быть правильно...
Объем реферата не менее 15-20 страниц. Реферат должен быть правильно оформлен. Это значит, что в реферате должно быть введение, заключение...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница