5. Литература стр. 58




Скачать 496.72 Kb.
Название5. Литература стр. 58
страница1/6
Дата публикации23.08.2013
Размер496.72 Kb.
ТипЛитература
pochit.ru > Психология > Литература
  1   2   3   4   5   6


Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и

переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра общественных дисциплин

Адаптационные занятия в первом классе

(творческий отчет)
Исполнитель:

Печерина Надежда Константиновна

педагог-психолог МОУ КСОШ


Кемерово 2009

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Введение стр. 2.

  2. Адаптационные занятия стр. 7.

2.1. Знакомство. стр. 7.

2.2. Правила школьной жизни. стр. 11.

2.3. Школьник и дошкольник. стр. 22.

2.4. Для чего ходят в школу. стр. 26.

2.5 Оценка. стр. 30.

2.6. Учимся работать дружно стр. 36.

2.7. Первоклассное путешествие. стр. 45.

3. Заключение. стр. 49.

4. Приложения. стр. 50.

5. Литература. стр. 58.

ВВЕДЕНИЕ
Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной на сегодняшний день. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по - разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью, другие, наоборот, как будто замирают, с трудом вступают в контакт с другими учениками и учителем. При всем многообразии различных проявлений поведения детей в период адаптации, все первоклассники нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых – учителя и родителей.

Что же является наиболее сложным для первоклассников?

Прежде всего, им очень непросто сориентироваться в пространстве школы, оно незнакомо для них.

Первоклассникам неизвестны многие правила поведения ученика в школе, на уроках, и необходимо какое – то время, чтобы самые элементарные правила (например, о том, что нельзя кричать с места, а надо поднять руку и ждать, пока, учитель спросит) стали привычными. Что касается правил поведения в школе, то их предъявление может вызвать у детей некоторое сопротивление. Это связано с тем, что им далеко не всегда понятно, зачем они нужны, а потому первоклассникам сложно принять эти правила и контролировать с их помощью свое поведение. Часто учителю достается роль внешнего контролера, регулярно напоминающего о правилах и вынужденного применять санкции к нарушителям. В этом случае большая часть первоклассников подчиняется правилам под давлением внешнего контроля и с удовольствием нарушает их, как только внешний контроль ослабевает.

Так – же, первоклассникам предстоит познакомиться друг с другом и построить свои отношения с одноклассниками. Часто и через полгода учебы дети не знают имен большей части одноклассников. Все это замедляет процесс адаптации, так как, прежде всего адаптация заключается в появлении ощущения знакомого и привычного в прежде незнакомых условиях, незнакомой обстановке.

Невозможно стать школьником в один момент. Должно пройти время, прежде чем наш малыш станет настоящим школьником. Адаптация ребенка к школе занимает не один день и не одну неделю, это процесс длительный и сложный. Первое время ребенок находится как бы на границе школьного и дошкольного возраста, и переступит он эту границу не сразу. Ребенку необходимо понять, в каких ситуациях он должен быть школьником (например, на уроке, во время приготовления домашнего задания), а когда имеет право вести себя как дошкольник. Мы же должны предъявить ему разумные ограничения в том, что касается учебы (понятно, что школа и домашние задания требуют все – таки школьных форм поведения и более серьезного отношения), и терпимо относиться к проявлению «дошкольничества».

Обучение в школе – это совершенно новая деятельность для ребенка. Для того чтобы у ребенка сформировалось положительное отношение к школе, важно, чтобы он понимал: учиться ему по силам, он может справиться с учебными заданиями. На первых порах ребенку необходимо ощущение собственной адаптации и способствует повышению учебной мотивации. Вот почему в первое время ему важно поощрение.

Но хвалить первоклассника – это не просто называть молодцом или умницей. Здесь есть несколько тонкостей.

Поощрение должно быть конкретным: мы хвалим не ребенка самого по себе, а какую – то черту поведения, результат его деятельности. Когда мы говорим ребенку: «Ты сегодня очень аккуратно написал буквы!», или: «Мне очень нравится хвостик у этой цифры!», он получает информацию о том, что нужно делать, чтобы быть хорошим школьником, и понимает – для него это возможно. Если же мы говорим: «Умница, отлично!», - то не очень понятно, за что ребенка хвалят, и ему трудно сориентироваться в том, какое поведение является одобряемым.

Бывает и так, что порой не знаешь, за что ребенка похвалить. В этом случае нужно найти что – то такое, что у него получается хорошо, пусть это один крючок из прописей. И в этом случае, когда у ребенка что – то не получается, обращаться к этому, чтобы помочь ребенку поверить в свои силы.

Конечно, и учитель, и родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень внутренней напряженности уступил место ощущению эмоционального комфорта.

Нужно постараться в значительной степени смягчить и ускорить процесс адаптации первоклассников к школе. Для этого важно дать первоклассникам возможность осознать, каким правилам поведения в школе они должны следовать, почему это важно, кого называют школьниками. С этой целью были разработаны и проведены 9 занятий с первоклассниками, которые может проводить учитель начальных классов (если в школе нет психолога). Кроме того, была проведена подготовительная работа с родителями в виде родительского лектория, который помог учителю, с одной стороны, снизить тревогу самих родителей, а с другой стороны, дать практические рекомендации родителям о том, как они могут поддержать своих детей в период адаптации к школе.

Задачи адаптационных занятий:

  1. Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь.

  2. Создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.

  3. Помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.

  4. Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом и организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества.

  5. Создание условий для освоения первоклассниками пространства своего класса как предпосылки для освоения пространства школы.

  6. Знакомство с особенностями детей данного класса.



^

Рекомендации по проведению занятий


  1. Занятия проводятся в начале учебного года.

  2. Занятия проводятся с периодичностью один раз в неделю (или два раза в неделю)

  3. Занятия проводятся одновременно со всем классом.

  4. В разделе «Ход занятия» подробно описано содержание каждого занятия. В то же время психолог или учитель, полагаясь на свою инициативу, может творчески подходить к занятию, учитывая специфику своего класса.

  5. При проведении занятий важно опираться на несколько правил, которые будут способствовать адаптации первоклассников к школьной жизни. Важно поддерживать желание детей принимать участие в обсуждении, их попытке отвечать на вопросы. Даже если ответ ученика не вполне соответствует содержанию вопроса, стоит поддержать его, сказав: «Какое интересное мнение», и спросить ребят: «А кто думает по-другому?». На этих занятиях нет неправильных ответов, важно, чтобы каждый ребенок почувствовал, что его мнением интересуются, с тем, чтобы повысить его включенность в учебный процесс. В высказываниях в адрес детей надо избегать отрицательной оценки, так как многие неверные ответы или поведение могут быть связаны с напряженным состоянием детей. Очень важно не скупиться на поддержку детей, находить в каждом что–то, за что можно похвалить, о чем можно сказать: «Мне понравилось…»

Формы работы:

На занятиях используются различные формы работы с учащимися: игровые задания и упражнения психологического характера, творческие задания, обсуждение с детьми выполненных заданий, обобщение результатов некоторых заданий в виде общих выставок и композиций, помогающих осваивать пространство класса.

Темы занятий:


№ занятия

Тема

Кол-во часов

1

Знакомство.

1

2-3

Правила школьной жизни.

2

4

Школьник и дошкольник. Осознание детьми своего нового статуса.

1

5

Для чего ходят в школу.

1

6

Оценка. Формирование реалистичного восприятия первоклассниками школьной оценки.

1

7-8

Учимся работать дружно. Знакомство учащихся с навыками учебного сотрудничества.

2

9

Первоклассное путешествие.

1


Занятие №1

Тема: Знакомство.

Цель: знакомство первоклассников с психологом и друг с другом.

Задачи: 1.Предоставление детям возможности назвать свои имена и создание условий для запоминания имен других детей.

2. Формирование у детей отношения друг к другу.

3.Знакомство учащихся со школьным правилом: «Говорить по очереди».

Материалы к занятию:

1.Цветы, вырезанные из цветной плотной бумаги. На них печатными буквами написано имя учителя и имена всех учеников.

2. Запись спокойной, светлой музыки без слов.

3. Листы белой плотной бумаги для «солнышек», размер 15см/15см (по количеству детей в классе).

4. Скотч.

Ход занятия:

Психолог: «Я очень рада встрече с вами. Вы пришли в первый класс, и наша школа станет местом, где вы узнаете много интересного, получите ответы на разные сложные вопросы. А для того, чтобы мы все лучше познакомились, для того, чтобы вы лучше узнали своих одноклассников и свою школу, мы будем встречаться на уроках знакомства. На этих уроках можно вместе и поработать, и поиграть.

Ребята, сигналом к началу урока знакомства будут такие слова, послушайте:

- Раз, два, три - слушай и смотри!

- Три, два, раз - мы начнем сейчас!

Ребята, для того, чтобы наше занятие началось, давайте скажем эти слова вместе. Встаньте, пожайлуста, возле своих столов. Смотрите на меня и повторяйте движения, которые я буду показывать. Старайтесь повторять за мной слова, чтобы лучше их запомнить».

Психолог еще раз произносит слова, служившие сигналом к началу занятия, сопровождая следующими движениями:

Раз, два, три (хлопает в ладоши 3 раза) – слушай (показывает руками на уши) и смотри (показывает руками на глаза)!

Три, два, раз (хлопает в ладоши 3 раза) – мы начнем сейчас! (протягивает навстречу классу руки ладонями вверх).

Психолог: «Спасибо! Садитесь, пожайлуста, на свои места и посмотрите на меня»

Знакомство.

«Я ваш психолог. Меня зовут (называет имя и прикрепляет на доску цветок, вырезанный из цветной бумаги, на котором печатными буквами написано имя учителя).

Посмотрите вокруг, как много ребят в классе. Может быть, вы еще не все друг друга знаете, не со всеми знакомы. Конечно, у каждого свое имя, и сразу бывает трудно запомнить, кого как зовут. Но ведь сложно разговаривать с человеком, если не знаешь его имени. А мы будем вместе учиться, и поэтому надо знать всех ребят своего класса.

Давайте познакомимся. Когда я скажу: «Три – четыре!» - каждый по команде выкрикнет свое имя. Ну-ка, попробуем! (Учитель громко командует, дети выкрикивают свои имена). Ой-ой-ой!… Вроде бы громко кричали, а я ни одного имени не расслышала!

А вы все имена расслышали? Вот и я не расслышала.

Давайте попробуем по-другому. Если не получилось громко, давайте скажем свои имена тихим шепотом. (Тихо командует, дети шепчут). Опять что-то не то… Никто не кричал, а все равно ничего не понятно. А вы много имен услышали? Тоже нет?

Наверное, ребята, дело в том, что все говорят одновременно. Вместе работать хорошо, играть весело, петь здорово, а вот отвечать плохо: когда все сразу говорят разные слова, то ничего не понять. Давайте попробуем говорить по очереди, по одному и послушаем, как зовут мальчиков и девочек нашего класса. Я буду подходить по очереди к каждому из вас, и тот, до чьего плеча я дотронусь, громко и четко назовет свое имя. У меня в руке цветы с вашими именами, каждому я дам один из цветов. (Психолог идет по классу, дотрагиваясь по очереди до каждого ребенка, и, когда услышит имя, кладет на парту цветок с именем этого ребенка). Спасибо! Теперь все имена были слышны.

Перед вами лежат цветы с вашими именами. Слушайте внимательно задание. Цветы помогут вам их выполнить».

Психолог просит поднимать цветы тех, кого он назовет. Примеры заданий: «Мальчики, поднимите вверх цветы», «Девочки, поднимите цветы», «Поднимите цветы те, чьи имена начинаются на букву…» (Называет по очереди несколько букв).

«Давайте вырастим на нашей доске большую цветочную поляну. Сделаем это так. Я буду звать к доске некоторых ребят, они выйдут сюда и прикрепят свои цветы на доску. Вам надо слушать внимательно: не вас ли я назову. Я прошу выйти к доске всех, кого зовут… (называется имя, одинаковое для нескольких ребят, например, Дима)» Таким образом, к доске выходят небольшие(2-5 человек) группы, с помощью учителя крепят свои цветы к доске и садятся на место.

Психолог достает табличку с надписью «Наш класс» «Ребята, посмотрите, как много цветов у нас получилось, также много, как и нас. И мы все один класс (помещает табличку над цветами). Вот он какой – наш класс».

Психолог обращает внимание детей на помещение, в котором они находятся. «Ребята, наш класс – это все мы, а еще наш класс – это комната, где мы находимся. Посмотрите, какой он замечательный: светлый, уютный! Но вы здесь совсем недавно и еще не совсем к нему привыкли, правда? И он к нам тоже еще не привык: ждет, присматривается – будем ли мы его любить, заботиться, не обидим ли его? Давайте сделаем нашему классу подарок: украсим его золотистыми солнышками! Пусть каждый нарисует солнышко, которое может согреть, развеселить и поднять настроение! Тогда наш класс станет самым светлым и самым уютным».

Психолог раздает детям листы плотной белой бумаги, ученики берут карандаши.
Пальцевое упражнение: «Карандаш»

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.
Дети рисуют под тихую, веселую музыку без слов.

Психолог: «Кто закончил рисовать, положите карандаши на место, а рисунок перед собой. Я подойду, и вы мне тихонечко скажите, какое место в нашем классе понравилось вашему солнышку. У каждого будет свое солнышко в нашем классе, а так как нас много, то всем нам будет тепло и уютно» (прикрепляем солнышки с помощью скотча).

«Слышите, музыка затихает. Наш первый урок знакомства подходит к концу. Если кто-то еще не успел выбрать место для солнышка, подойдите ко мне на переменке, и мы устроим его поуютнее.

Сегодня мы замечательно поработали и даже немного поиграли. А теперь мы закончим наше занятие, поблагодарив за него друг друга. Встретьтесь глазами с тем, кому вы хотите сказать: «Спасибо», и молча кивните головой, поблагодарите глазами и кивком головы. (Психолог по очереди встречается глазами с несколькими первоклассниками и благодарит кивком головы.)
^
Ребята, всем спасибо за работу. До следующего занятия»

Занятие № 2

Тема: Правила школьной жизни

Цель: знакомство первоклассников друг с другом и правилами поведения в школе.

Задачи: 1. Создание условий для дальнейшего знакомства детей друг с другом и взаимодействия между собой.

2. Знакомство первоклассников с такими правилами поведения в школе, как «не разговаривать на уроках друг с другом, если это не связано с выполнением задания», «не кричать с места, даже если знаешь правильный ответ», «не подсказывать», «поднимать руку, если хочешь ответить на вопрос или хочешь о чем-то спросить».

3. Создание доброжелательной атмосферы в классе.
Материалы к занятию:

  1. Знаки, напоминающие ученикам о правилах поведения во время урока (см. Приложения 1,2,3,4).

  2. Листы бумаги круглой формы (диаметр около 10-12см).

Музыкальная мелодия без слов, звучанием 7-10 минут.
Ход занятия:
Психолог: «Здравствуйте, ребята! Наши уроки знакомства продолжаются. Сегодня мы постараемся получше узнать друг друга, и познакомится с несколькими школьными правилами. Итак, начнем».

Психолог просит детей встать возле парт и вместе с ним произнести строки стихотворения:

Раз, два, три – слушай и смотри!

Три, два, раз – мы начнем сейчас!

При этом стихотворение сопровождается движениями (см. Занятие 1).

Психолог: «Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем-всем, каждому из вас. Доброе утро, ребята! И давайте поиграем с вами в игру «Доброе утро».

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

5. Литература стр. 58 iconЛитература читать и пересказывать "Шинель", "Певцы", "Хорь и калиныч"
Антон Викторович упр. 3 стр95 урок5 упр. 1 стр. 68 Рт упр. 1(1 )стр. 69Рт упр стр. 70-71 рабочая тетрадь
5. Литература стр. 58 iconПредисловие стр. 2 4 Глава 1 стр. 4 -29 Глава 2 стр. 29 49 Глава...
Лангштейн М. С. Экономические автоматы / ан усср. Отделение экономики. — Киев: Наук, думка, 1991 — 176с. — 15вы 5-1-2-002175-1
5. Литература стр. 58 iconК читателю 2 стр. Заповедными тропами 4 стр. Подземные дворцы Башкортостана...
Один мудрец сказал: «Чтобы долго жить — надо смотреть на горящий костер, бегущую воду и красивых женщин»
5. Литература стр. 58 iconЛитература стр. 39 Приложение стр. 40- 46 Пояснительная записка направленность...
Тамбовское областное государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей
5. Литература стр. 58 iconПояснительная записка 3 стр. Общие положения 3 стр. Общая характеристика...
Организация учебно-воспитательного процесса (особенности методики преподавания предмета) – 6 стр
5. Литература стр. 58 iconЛитература: Биология в школе 4 /1999. Журнал в журнале стр. 2-6,...
...
5. Литература стр. 58 iconПредмет Задание
Упр. 29 стр. 50 заполнить карточку с личной информацией в тетради. Упр. 30 стр. 51 устно. Знать наизусть перевод слов и словосочетаний...
5. Литература стр. 58 iconИсследовательская работа по теме: «летопись родного поселка»
Страницы истории стр. 4- березовская трудовая колония стр. Подсобное хозяйство красноярского алюминиевого завода стр. Верхняя Базаиха...
5. Литература стр. 58 iconЛитература 6 стр. Приложение 1 7 9 стр. Фамилия Маркова Имя, отчество...
Применение отдельных технологий адаптивной системы обучения на уроках математики с целью
5. Литература стр. 58 iconЛитература стр. 149-152

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница