Педагогика как наука




Скачать 493.67 Kb.
НазваниеПедагогика как наука
страница1/5
Дата публикации20.08.2013
Размер493.67 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5
Тема: Педагогика как наука. Основные понятия. Структура педагогических наук. Авторитарная и гуманистическая педагогика.

Педагогика- это наука о воспитании подрастающего поколения. Такое определение педагогика получила много веков назад. Слово «педагогика» образовалось из 2-х греческих слов: «пайда – дети, гогос – веду», что означает детоводительство. Сначала знания как воспитывать и обучать передавались из уст в уста, затем появились письмена, где говорилось как надо приучать детей к чему то. Первые научные и обоснованные педагогические мысли возникли в трудах древнегреческих философов: Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита. В 17 веке педагогика выделилась из философии в самостоятельную науку. В ходе развития общества сфера педагогики расширилась, из науки о воспитании подрастающего поколения, она превратилась в науку изучающую вопросы воспитания и образования детей и взрослых. Большой вклад в педагогику внесли Коменский, Ушинский, Песталоцци, Макаренко, Сухомлинский и др. Цель педагогики – познать законы обучения и воспитания и на основе знаний этих законов показать педагогам эффективные пути достижения положительных результатов в обучении и воспитании детей. Предметом педагогики является личность человека и ее развитие. Объект – это ученики и процессы обучения и воспитания в разных видах деятельности. Задачи педагогики: 1. Накопить и систематизировать научные знания о воспитании и обучении человека. 2. Раскрыть закономерности обучения и воспитания в виде результатов развития личности. 3. Изучить и обобщить опыт педагогов прошлого и настоящего времени. 4. Разработать новые методы, средства, системы и технологии воспитания и обучения. 5. Прогнозировать развитие образования на ближайшее и отдаленное будущее. В структуру педнаук входят: Общая педагогика – это базовая дисциплина, которая изучает закономерности образования человека вообще, т.е. во всех учебных заведениях. История педагогики – исследует развитие воспитания с древних времен как общественное явление, изучает историю образования. Возрастная педагогика – изучает закономерности образования людей разного возраста ( дошкольная, педагогика школы и т.п.). Дидактика – изучает процесс обучения, цели, методы и средства. Специальная педагогика – разрабатывает теоретические основы обучения детей имеющих отклонения в развитии: а) сурдопедагогика – обучение глухих, б) тифлопедагогика – обучение слепых, в) олигофренопедагогика – обучение умственно отсталых детей, г) логопедия – обучение правильной разговорной речи. Семейная педагогика – изучает проблемы семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы. Социальная педагогика – рассматривает процессы развития личности под влиянием социальных условий (семьи, друзей, СМИ, общества). Лечебная педагогика – разрабатывает специальную систему обучения часто болеющих детей или имеющих физические недостатки. Народная педагогика – изучает влияние народного творчества, традиций, обрядов на формирование личности ребенка. Коррекционная педагогика – разрабатывает методы предупреждения и исправления отклонений в развитии. Авторитарная педагогика – это педагогика воздействия, традиционная, в которой ученик является объектом педагогического воздействия, где не учитываются его психологические особенности (темперамент, способности, воля и характер, взгляды и т.п.), учитель диктует ученику, что и как нужно делать, является полновластным хозяином на уроке, предъявляет жесткие требования и ставит условия. Гуманистическая педагогика – это педагогика взаимодействия, когда учитель принимает ученика таким, каков он есть, с его особенностями, способностями и интересами. Оба и учитель, и ученик выступают как партнеры в учебной деятельности, учитель является наставником, он уважает ученика, не допускает унижений, вселяет уверенность в него. Основными понятиями являются Воспитание – это целенаправленный и специально организованный процесс формирования определенных качеств личности. Обучение – это специально организованный процесс, стимулирующий познавательную активность ученика, направленный на овладение им определенной суммы знаний. Образование – это процесс развития и саморазвития личности, овладение системой знаний, умений и навыков, опытом всего человечества. Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме и личности человека. Преподавание – это специальная деятельность преподавателя по вооружению учащихся определенными знаниями и практическими умениями.

^ Тема: Сущность и социальная значимость педагогической профессии. Личностные и профессиональные качества педагога. Культура и педагогическое мастерство.

Профессия педагога древнейшая и почетная, т.к. потребность в подготовке детей к будущей взрослой жизни возникла в первобытном обществе. Сначала воспитанием и обучением детей занимались старейшины, самые мудрые и умелые люди. Основными методами обучения было подражание т.е. «делай как я». Старейшины учили трудовым навыкам и умениям, требовали четкой дисциплины, уважения к старшим, послушания. Запрещали делать то, что осуждалось первобытным обществом. Педагог в переводе с греческого- детоводитель- «пайдос»- дитя, «аго» - веду. Это название впервые возникло в Греции и первыми педагогами были образованные рабы ( богатые люди, которых захватили в плен во время войны). В их обязанности входило сопровождать детей хозяина ( мальчиков) в школу, нести за него книги и тетради, заниматься с ним дома. Девочки получали домашнее воспитание. Профессия педагога социально значимая, т.к. через детские умы проводится в жизнь политика государства и общества. Педагог не только вооружает детей знаниями и умениями, но и учит уважать законы данного общества, готовит детей к жизни и труду в данном обществе, формирует личность ученика, мировоззрение, взгляды и убеждения, развивает физические, нравственные, умственные, эстетические и трудовые качества. Современный педагог должен обладать определенными качествами. Профессиональная компетентность- это приобретенные в ходе учебной и практической деятельности способности к выполнению профессиональных функций, т.е. компетентный педагог много знает в своей профессии, и многое умеет делать очень хорошо. Хороший педагог должен иметь определенные личностные качества. Он должен быть честным, общительным, отзывчивым, ответственным, справедливым, добрым, терпимым, понимающим, обладать авторитетом и любить детей. Обладать профессиональными качествами и умениями: - профессиональная направленность- это психологическая установка на работу с детьми, эмоциональная устойчивость, желание общаться с ними, учить и воспитывать их; - педагогическая эмпатия – это способность влезть в душу ребенка, понять его эмоциональное состояние, вести себя соответственно этому состоянию, сопереживать; - педагогический такт – это чувство меры в поведении педагога, умение держать себя в руках, уважать ребенка, делая замечания не обижать и не оскорблять; - педоптимизм -это вера педагога в ребенка, умение видеть в нем хорошее, это вера в себя и свои способности; - педзоркость – это способность предвидеть результаты своей работы, перспективы развития ребенка; - педрефлексия – это самоанализ своей деятельности, оценка полученных результатов, умение изучать себя и того, как оценивают вас другие, быстро перестроиться в работе, опираясь на признаки и факты; - авторитет – это общепризнанное качество педагога, проявляющееся во влиянии его на других людей в силу своих личностных качеств и заслуг; - педагогическая культура – это совокупность социально значимых качеств личности, проявляющихся в поведении основанных на нравственности, этике, эстетической культуре ( внешний вид, поведение, общение, речь, мышление, педпозиция и педтехника) Профессиональные умения: - аналитические – это умение анализировать свою деятельность и деятельность учеников, делать выводы; -дидактические – умение понятно объяснять трудный материал; - конструктивные – умение планировать деятельность с учетом перспектив развития детей; - диагностические; - специальные умения. Педагогические способности: - организаторские – умения организовывать деятельность учеников; - дидактические; - коммуникативные – способность устанавливать контакт в общении, умение заинтересовать собой; суггестивные – это умение убеждать, внушать, влиять на детей и взрослых. Педагогическое мастерство – Это комплекс свойств личности педагога, обеспечивающий высокий уровень самореализации учащихся в учебной деятельности, а педагога в педагогической. Педмастерство складывается под влиянием знаний учебно- воспитательной деятельности, всестороннего развития педагога, практических умений и навыков.


^ Тема: Понятие педагогической техники. Компоненты педагогической техники. Имидж, культура и речь педагога.

Педагогическая техника – один из компонентов педагогического мастерства, это комплекс общепедагогических и психологических умений и навыков, обеспечивающих владение педагогом своим психофизическим и эмоциональным состоянием, вниманием, речью, общением.

^ Компоненты педагогической техники:

- умение управлять своим поведением и организмом ( вовремя успокоиться, собраться, чтобы не дрожал голос и руки когда волнуетесь, не кричали не детей и т.п.) Есть приемы аутотренинга, внушения, упражнения на расслабление мышц, нормализации дыхания, это умение управлять своими эмоциями, жестами и мимикой;

- педагогическое внимание – это умение видеть и слышать всех в классе, не отвлекаться от темы объяснения или урока, быть внимательным и наблюдательным, видеть изменения, происходящие в ученике;

- педагогическое воображение – представить, что произойдет, если что-то сказать ученику, это умение представить будущее ученика, его выступление и возможные промахи и достижения, это научное, творческое и художественное воображение педагога;

- техника речи педагога – включает в себя полетность и четкую дикцию, богатство интонаций, правильность произношения слов. Нужный темп речи, чтобы ученики усвоили и запомнили нужный материал, сила голоса учителя, лексическое богатство речи, т.е. использование пословиц, поговорок, высказываний великих композиторов, музыкантов, певцов и актеров;

- использование мимики и пантомимики, учитель должен знать, что походка, поза, движения рук, выражение глаз, улыбка, чувства о многом могут сказать ученикам (уверен в себе учитель или нет, добрый или злой, как относится к ученику и своему предмету и т.п.;

- имидж педагога, который включает в себя одежду (какая она должна быть), грим (макияж, каким он должен быть), прическу, обувь, аксессуары.

^ Педагогическая культура – это совокупность социально значимых качеств личности, проявляющихся в поведении основанных на нравственности, этике, эстетической культуре

( внешний вид, поведение, общение, речь, мышление, педагогическая позиция)

^ Педагогическое мастерство – Это комплекс свойств личности педагога, обеспечивающий высокий уровень самореализации учащихся в учебной деятельности, а педагога в педагогической. Педмастерство складывается под влиянием знаний учебно- воспитательной деятельности, всестороннего развития педагога, практических умений и навыков.


^ Тема: Понятие семьи. Типы и функции семьи. Авторитет родителей. Негативные факторы семейного воспитания.

Семья-это объединение людей, связанных кровными и родственными отношениями, характеризующееся эмоциональной близостью и ответственностью друг перед другом.

Семья создает понятие «дома», где ждут, любят, понимают, защищают, заботятся.

Функции семьи: - воспроизводство человеческого рода ( репродуктивная); - образовательная ( учит своего ребенка, дает музыкальное, художественное образование); - воспитательная (формирует определенные качества личности, воспитывает будущего отца. мать, работника, гражданина);- экономическая (материально поддерживает, содержит детей);

- восстановительная (организует отдых, развлечения, восстанавливает здоровье).

Существуют несколько типов семей: полная, неполная, благополучная, неблагополучная, малообеспеченная, многодетная, асоциальная ( где родители наркоманы, алкоголики, преступники). Задачи семьи: 1.Создать максимальные условия для роста и развития ребенка.

2.Передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и передачи отношения к старшему поколению. 3.Обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту и поддержку детям. 4. Научить детей полноценным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощи близким. 5.Воспитание чувства собственного достоинства и ценности собственного «Я». Семейное воспитание- это система воспитания и обучения детей силами родителей и родственников. Авторитет – это признанная детьми личностная значимость родителя и основанная на этом сила его воспитательного влияния. А.С.Макаренко в своей «Книге для родителей» приводит ложные виды авторитета родителей.

^ А. подавления, когда родители по любому поводу раздражаются, на каждый вопрос ребенка отвечают грубостью, любую вину сопровождают наказанием. Такой авторитет вызывает детскую ложь, трусость, одновременно воспитывает в ребенке жестокость. А. тщеславия, который строится на высокомерном стремлении к славе, почитанию и превосходству, на кичливом демонстрировании своих достоинств, в том числе и своим детям. А. педантизма, когда родители ведут себя с детьми, как бюрократы, настаивают на своем в мелочах и даже если они неправы. Такой авторитет убивает детскую инициативу и самостоятельность. А. морализирования, когда родители буквально заедают ребенка длинными нравоучительными рассуждениями, назидательными разговорами. В такой семье мало радости и оптимизма. А. сентиментальности, когда слащавые признания в любви сыплются на детей в избыточном количестве. Того же родители требуют и от детей, которые учатся подыгрывать, извлекая для себя выгоду. Так воспитываются интриганы – люди, склонные к неблаговидным, скрытным действиям против кого-либо. А. добродушия, когда детям разрешается все за счет уступчивости и мягкости родителей. Очень скоро в такой семье ребенок начинает командовать, добиваясь капризами исполнения любых своих желаний. А. панибратства, когда родители переступают необходимую дистанцию и их дружба с детьми переходит в панибратские отношения. Дети начинают потешаться над родителями и считать необязательным выполнение их требований. А. подкупа, когда послушание покупается подарками или обещаниями, что делает детей меркантильными и лицемерными. Чтобы получить плату за хорошие поступки, ребенок рассказывает о своих делах только в выгодном для него свете. Все негативное он утаивает, становясь расчетливым и неискренним. Факторы неправильного семейного воспитания.1. Отклоняющееся поведения родителей (акцентуации характера, жестокий стиль и т.п.)2. Свои личные проблемы родители решают за счет детей.3.Расширение сферы родительских чувств ( мать отказывается от повторного брака, стремится отдать ребенку всю себя) Слепая ревностная материнская любовь не дает жить спокойно ребенку.4. Предпочтение в ребенке «малыша», игнорирование его взрослости.5. Воспитательная неуверенность родителей ( не знают как надо воспитывать и идут на поводу у ребенка).6. Фобия утраты ребенка. 7. Неразвитость родительских чувств. 8. Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, т.е. эмоциональное отвержение ребенка, агрессивность родителей в борьбе с нежелательными качествами в характере ребенка.

9. Ложный авторитет родителей.

^ Тема: Понятие и требования к уроку. Структурные элементы урока. Типы уроков и их структура.

Урок- это основная форма организации обучения в школе. Урок- это законченный в смысловом (тема), временном (45 мин) и организационном (тип и структура урока) отношении отрезок учебного процесса. Общие требования к уроку:

1. Учитель должен использовать новые достижения науки и педагогической практики.

2.Реализовывать принципы и правила обучения ( наглядности, прочности, систематичности, доступности, сознательности и активности, связи теории с практикой).

3. Обеспечивать условия для продуктивной деятельности учащихся (книги, инструменты, ноты, пуанты, таблицы) и положительного результата обучения.

4. Опора на межпредметные связи, т.е. близкие темы в изучении других дисциплин.

5. Учитывать конкретную ситуацию в классе и школе (наличие оборудования и наглядности, подготовки к концерту и выступлению).

6. Эффективно использовать все средства ( дидактические – обучающие, визуальные, аудио и т.п.) методы обучения (наглядные, словесные, практические, репродуктивные и творческие).

7. Теоретические знания должны быть связаны с умениями учеников.

8. Тщательно планируются все части и этапы урока.

9. Выполнять образовательные, воспитательные и развивающие задачи.

Частные требования: дидактические, психологические, гигиенические, к технике проведения.

^ Структура урока – это совокупность элементов урока обеспечивающих целостность и результативность обучения. Структурные элементы урока:

1. Организационное начало урока ( поздороваться, определить готовность учеников к уроку, отметить отсутствующих).

^ 2. Сообщение целей и задач урока.

3. Проверка Д\З и выявление затруднений в усвоении изученного материала, выявление степени ответственности учеников.

4. Объяснение нового материала ( увлеченно, интересно, научно).

5. Закрепление материала или умений с помощью вопросов, специальных заданий, упражнений.

^ 6. Повторение, систематизация, обобщение материала по теме урока ( в разных формах, с по помощью заданий проблемного характера и т.п.).

7. Подведение итогов урока и выяснение того, чему ученики научились на уроке, что узнали нового, выставление оценок учащимся за работу с их объяснением.

^ 8. Д\З, сообщение, разъяснение основных идей и способов выполнения.

В современной школе применяются следующие типы уроков ( по целям обучения):1.Урок изучения новых знаний. 2.Урок формирования умений и навыков.3. Урок обобщения и систематизации знаний и умений. 4. Урок повторения и закрепления знаний и умений. 5. Урок контроля и проверки знаний и умений. 6. Комбинированный, который включает в себя элементы всех этих уроков ( проверки, усвоения новых знаний, закрепление и повторение, формирование новых умений и навыков).Структура урока изучения новых знаний: 1. Организация начала урока. 2.Сообщение целей и задач урока. 3. Подготовительная работа к объяснению нового материала ( проверка Д\З, воспроизведение ранее изученного и др.) 4. Объяснение. 5. Закрепление изученного. 6. Итоги урока и задание на дом. Структура урока формирования умений и навыков: 1. Организация начала урока. 2.Сообщение целей и задач урока.3. Проверка Д\З. 4.Формирование умений и навыков в разных видах упражнений и с помощью различных заданий ( тренировочные упражнения, упражнения по образцу учителя и под его контролем и т.п.). 5.Итоги урока и задание на дом. Структура урока обобщения и систематизации знаний и умений: 1. Организация начала урока. 2. Постановка целей и задач урока. 3. Обобщение и систематизация учебного материала в резных видах деятельности учеников (тестовые задания, практические, творческие, решение задач, выполнение упражнений и т.п.). 4. Итоги урока и задание на дом. Структура комбинированного урока: 1. Организация начала урока. 2. Проверка Д\З. 3. Постановка целей и задач урока. 4. Объяснение нового материала. 5. Закрепление и повторение изученного. 6. Итоги урока и задание на дом.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Педагогика как наука icon№1. 2 Педагогика как наука о воспитании
Педагогика – наука о воспитании человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни и развитии...
Педагогика как наука iconХарламов И. Ф. Педагогика
Педагогика как наука, ее выделение в особую отрасль знания и предмет исследования 13
Педагогика как наука iconВопросы для государственного экзамена по педагогике
Педагогика как наука и искусство воспитания. Взаимосвязь педагогической и художественной деятельности
Педагогика как наука iconПедагогика как наука и учебный предмет: методология, теория, практика:...
Педагогика как наука и учебный предмет: методология, теория, практика: Материалы Всерос научн практ конф. (Белгород, 18-19 февраля...
Педагогика как наука icon3. Социальная педагогика как наука. Задачи и актуальные проблемы социальной педагогики
Социальный от лат означает – общественный связь с жизнью и отношениями людей в обществе
Педагогика как наука iconТема 1 Педагогика как общественная наука. Её предмет и место в системе...
...
Педагогика как наука iconПрограмма подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену по специальности...
Педагогика как наука о воспитании. Объект, предмет, функции и задачи педагогики. Основные понятия и категории педагогики
Педагогика как наука icon1 Ребенок развивается, формируется как личность под влиянием окружающей...
Дошкольная педагогика как самостоятельная педагогическая наука. Задачи дошкольной педагогики
Педагогика как наука iconО. А. Фиофанова Рассматривается новая область педагогического знания...
Опубликовано: Образование и наука. Известия Уральского отделения рао. – 2008. №1
Педагогика как наука iconI квалификационной категории Петропавловской сош
«Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница