Программа тренинга для учащихся старших классов мбоу школы №170 педагога-психолога Дайнеко И. А. «Развитие навыков самооценки и понимания других». Цель тренинга




Скачать 90,26 Kb.
НазваниеПрограмма тренинга для учащихся старших классов мбоу школы №170 педагога-психолога Дайнеко И. А. «Развитие навыков самооценки и понимания других». Цель тренинга
Дата публикации20.08.2013
Размер90,26 Kb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Психология > Программа
Программа тренинга для учащихся старших классов МБОУ школы №170 педагога-психолога Дайнеко И.А. «Развитие навыков самооценки и понимания других».
Цель тренинга: способствовать развитию адекватной самооценки учащихся, навыков успешного взаимодействия с окружающими с помощью их понимания.
Задачи: в процессе работы учатся:

  • анализировать свои поступки, чувства, переживания;

  • наблюдать и анализировать поступки, чувства, переживания других людей;

  • ясно и конкретно выражать свои мысли;

  • слушать, воспринимать и обдумывать высказывания партнера о его чувствах, эмоциях.

Адресат: учащиеся старших классов.

^

Тренинг состоит из 6 занятий по 2 часа.


Занятие I. «Что я знаю о себе».

Формирование понятия самооценки. Анализ своих возможностей, достоинств и недостатков. 2часа.

^ Занятие II. «Я таков как есть и не жалуюсь!».

Развитие позитивного самовосприятия. 2 часа. Занятие III. «Я такой же, как ты».

Наблюдение и анализ поступков, чувств и переживаний других людей. Тренировка навыков партнерского общения. 2 часа.

^ Занятие IV. «Если бы я был тобой».

Продолжение расширения представления о внутреннем мире других людей. Развитие навыков понимания других. 2 часа.

Занятие V. «Умею слушать и слышать».

Развитие навыков ясно и конкретно выражать свои мысли, а так же слушать, воспринимать и обдумывать высказывания партнера. 2 часа.

^ Занятие VI. «Успешно взаимодействуем!».

Отработка навыков работы в команде. 2 часа.

Тематический план занятий по курсу «Развитие навыков самооценки и понимания других».

Тема занятия

Цели и задачи

Формы работы


1.

«Что я знаю о себе».


Формирование понятия самооценка. Анализ своих возможностей, достоинств и недостатков.


Тест для исследования самооценки (модификация Л.П.Пономаренко, 1999 г.). Упражнения: «Самокритика», «Что я знаю о себе», «Проективный рисунок», «Сколько во мне людей?». Задание «Перевоплощение».

2.

«Я таков как есть и не жалуюсь!»

Развитие позитивного самовосприятия.

Упражнения: «Контраргументы», «Представьте себя ребенком», «Кто я?», «Кинопроба», «Зеркальное отражение суждений». Задание «Письмо себе».

3.

«Я такой же, как ты».


Наблюдение и анализ поступков, чувств и переживаний других людей. Тренировка навыков партнерского общения.


Задание «Психологический портрет», упражнения

«Я такой же как ты», «Все равно ты молодец, потому что …», «Похвала».

4.

«Если бы я был тобой».


Продолжение расширения представления о внутреннем мире других людей. Развитие навыков понимания других.


Упражнения: «Пойми другого», «Отражение чувств», «Вчувствование», «Сыщик», «Если б я был тобой».

5.

«Умею слушать и слышать».

Развитие навыков ясно и конкретно выражать свои мысли, а так же слушать, воспринимать и обдумывать высказывания партнера.


Тест «Умеете ли вы слушать?». Упражнения: «Испорченный телефон», «Конкурс ораторов», «Запрещенные вопросы».

6.

«Успешно взаимодействуем!».

Отработка навыков работы в команде.


Задание «Знакомые незнакомцы», упражнения «Живая картина», «Фокусировка», «Прохожий».
^

Познание себя — познание других.


В процессе развития ребенок не просто подвергается различным внешним воздействиям, он взаимодействует со всем, что его окружает. Таким образом, он не только объект для воздействия, но и сам субъект, действующий на окружающий мир. Научение взаимодействию с окружением требует длительного времени, но социальные связи ребенка возникают практически с момента его рождения. До определенной степени социализация ускоряется посредством освоения опыта конструктивного общения, путем принятия определенных норм и правил, но этого недостаточно, так как, не обладая социальным опытом, ребенок не всегда может сориентироваться, насколько верно он следует тем или иным правилам, правильно ли пользуется освоенными приемами общения, не может оценить, насколько он адекватен той или иной жизненной ситуации.

«Золотое» правило общения гласит: «Относись к окружающим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе». Очень простое правило, но следовать ему может только тот, кто знает, почему он хочет того или иного отношения, тот, кто имеет опыт самопознания.

Самооценка — ценность... которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения... Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми.

Защитная функция самооценки, с одной стороны, обеспечивает достаточную стабильность и целостность личности, с другой — ведет к отрицанию и искажению объективных данных, не совпадающих с параметрами самооценки. Такое отрицание может существенно тормозить развитие личности.

Самооценка — один из факторов регуляции поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, к событиям жизни.

Самооценка может характеризоваться по следующим параметрам:



^

По уровню






высокая

Низкая

По соотношению

С реальной успешностью

адекватная

Неадекватная

(завышенная,

заниженная)


Самооценка включает в себя как целостное приятие или неприятие себя (уровень самоуважения), так и частные оценки, включающие отношение к отдельным сторонам своей личности, чертам характера, поступкам, достижениям.

Наиболее конструктивным является такой характер самооценки, когда достаточно высокая общая самооценка человека сочетается с адекватной оценкой им своих качеств, возможностей (ресурсов), поступков, достижений.

Для нормального развития самооценки необходимо при безусловной поддержке высокого уровня общей самооценки создавать условия для продуктивных изменений самооценки частных характеристик, которые модифицируются под влиянием новой информации, опыта, оценок окружающих, объективного анализа достижений.

Самооценка является результатом сложного процесса социализации, при этом весьма существенной частью осознанной самооценки становится самопознание. «Самопознание начинается в очень раннем детстве, но тогда имеет совершенно особые формы и содержание. Сперва ребенок учится отделять себя от физического мира: он пока не знает, что относится к его телу, а что нет. Позднее он начинает осознавать себя уже в другом смысле — как члена социальной микро группы. Но и здесь поначалу наблюдается сходное явление: он еще плохо отделяет себя от других, что выражается в известном детском эгоцентризме: в сознании ребенка он сам — как бы центр социального микромира, а другие существуют, чтобы «обслуживать» его. Наконец в под- ростковом возрасте начинается осознание «духовного Я» — своих психических способностей, характера, нравственных качеств... В жизни подростка этот процесс начинается с вопросов: «каков я?», «что во мне не так?», «каким я должен быть?». Именно в этом возрасте начинает формироваться «идеальное Я» — осознанный личный идеал, сопоставление с коим часто вызывает недовольство собой и стремление себя изменить».

Одним из факторов успешной коммуникации и взаимодействия является взаимопонимание партнеров.

Понимание — осознание смысла и значения чего-либо. Без понимания невозможно продолжение общения, координация действий для достижения

результата. В основе понимания человека человеком лежит межличностное восприятие.

Мы редко воспринимаем людей объективно. Часто наше восприятие других людей основывается на впечатлениях, истолковании и оценке мотивов поведения человека. Причем это истолкование, в свою очередь, зависит от того, какие качества мы предполагаем в этом конкретном человеке и в какой ситуации этот человек находится.

Таким образом, адекватному межличностному восприятию препятствуют всякого рода «помехи». Перечислим некоторые из них.

Эффект ореола — распространение общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и личностных качеств (в условиях дефицита информации). В том случае, если нового ученика, пришедшего в класс, представили учителю как разгильдяя и лодыря, то даже его случайное опоздание на урок будет, скорее всего, истолковано педагогом как «удачное» подтверждение данной характеристики.

^ Эффект первичности выражается в том, что при оценке действий, поступков, черт характера человека придается наибольшее значение первому впечатлению. Часто все последующие сведения о человеке, противоречащие созданному первичному образу, просто игнорируются или расцениваются как случайные и нехарактерные. Например, учитель скорее сохранит хорошее расположение к тому ученику, который всегда успешно учился, но вдруг перестал работать.

Стереотипы — относительно устойчивый и упрощенный образ человека, группы, событий, явлений, складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта и представлений, принятых в обществе (часто предвзятых). Воспринимая людей, мы часто проводим некую «классификацию» по их принадлежности к той или иной группе или социально-экономическому классу, по физическим характеристикам, по другим параметрам. Так создаются стереотипы, которые приводят к слишком упрощенному и условному представлению о конкретном человеке. Например, мы всегда или почти всегда, знакомясь с новым человеком, мысленно сопоставляем его с известными нам группами, отвечая на вопросы: «Кто он?», «Какой он?». Проще говоря, мы отвечаем на вопрос: «Он как кто?». Получив ответ на этот вопрос, «включив» арсенал наших стереотипов, мы «заранее знаем», чего можно ждать от того или иного человека. Такая стерео- типизация может привести к некоторым затруднениям и даже серьезным ошибкам в понимании и взаимодействии, особенно на первом этапе формирования взаимоотношений.

Вот один из примеров, иллюстрирующий коварство стереотипов. Учительница пригласила в школу отца Игоря Д. для того, чтобы серьезно поговорить о поведении и успеваемости мальчика. Педагог знает, что отец Игоря — профессор математики, преподает в университете. По ее представлениям, профессор университета должен быть человеком серьезным, строгих правил. По крайней мере, она готова к обстоятельному разговору с солидным человеком «в очках и галстуке». Вместо этого в класс вваливается здоровенный «детина» с мотоциклетным шлемом в руке, одетый в спортивный комбинезон, и заявляет, что он и есть отец Игоря. Учительница растеряна, ей достаточно сложно перестроиться и найти верный тон для разговора с «таким профессором». Кроме того, что, как мы видим, стереотипы тормозят продуктивное содержательное общение, они еще являются одной из составляющих предубеждений.

^ Предубеждения (предрассудки) — установки, препятствующие адекватному пониманию. Предубеждение отличается от стереотипа. Если стереотип — это упрощенное обобщение, то предубеждение — это обобщение, связанное с жестко закрепленной оценкой: «плохо», «хорошо», «можно», «нельзя». Такие оценочные суждения на основе предубеждений высказываются, как правило, огульно и не предполагают действительного понимания конкретного человека, его характера или мотивов его поступков. Человек с раннего детства сталкивается с суровой силой предубеждений. Вот некоторые из них: «ребенку нельзя потакать, иначе он сядет на шею родителям» — или противоположное по смыслу: «ребенка нельзя наказывать, ему ничего не надо запрещать, пока он маленький, иначе он вырастет безвольным и запуганным». Практически любая область человеческой деятельности и взаимоотношений связана с теми или иными предубеждениями. Причем предубеждения могут быть как относительно недолговечны, например, бытовавшее в свое время предубеждение против использования шариковых ручек в начальной школе, так и практически бессмертны, как предубеждение старшего поколения против «современной» молодежи. В любом случае предубеждения серьезно мешают человеку адекватно воспринимать других людей, а также события жизни вообще, и собственной жизни в частности.

Список литературы:

Н.П. Майорова, Е. Е. Чепурных, С. М. Шурухт, «Обучение жизненно важным навыкам в школе». – СПб.: Издательство «Образование – Культура», 2002.

О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто, «Справочник психолога средней школы». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.


Ведущий Дайнеко И.А., педагог-психолог.

Похожие:

Программа тренинга для учащихся старших классов мбоу школы №170 педагога-психолога Дайнеко И. А. «Развитие навыков самооценки и понимания других». Цель тренинга iconПрограмма семинара тренинга «Исследовательский проект: от теории к практике»
В брошюре представлены материалы семинара-тренинга, проведенного научно-исследовательской лабораторией нмс моу «Гимназии №33» и бнц...
Программа тренинга для учащихся старших классов мбоу школы №170 педагога-психолога Дайнеко И. А. «Развитие навыков самооценки и понимания других». Цель тренинга iconПрограмма направленный на снижение агрессивности подростков Цель...
Цели: знакомство участников друг с другом, осознание цели участия в тренинге, снятие напряжения, знакомство с основными правилами...
Программа тренинга для учащихся старших классов мбоу школы №170 педагога-психолога Дайнеко И. А. «Развитие навыков самооценки и понимания других». Цель тренинга iconТренинг с педагогическим коллективом по отработке действий педагога...
Цель тренинга: Предоставление возможности педагогам, участникам занятий получить теоретические знания и практический опыт конструктивного...
Программа тренинга для учащихся старших классов мбоу школы №170 педагога-психолога Дайнеко И. А. «Развитие навыков самооценки и понимания других». Цель тренинга iconАналитический годовой отчёт педагога психолога старших классов Серебренниковой...
Аналитический годовой отчёт педагога – психолога старших классов Серебренниковой О. В
Программа тренинга для учащихся старших классов мбоу школы №170 педагога-психолога Дайнеко И. А. «Развитие навыков самооценки и понимания других». Цель тренинга iconПрограмма занятий с элементами психологического тренинга для учащихся...
Цель занятий: отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение их уверенности в себе, в своих силах...
Программа тренинга для учащихся старших классов мбоу школы №170 педагога-психолога Дайнеко И. А. «Развитие навыков самооценки и понимания других». Цель тренинга iconМастер – класс по воспитательной работе
Цель тренинга: выявление уровня сформированности коллектива и личностных качеств членов коллектива. Целесообразно также использование...
Программа тренинга для учащихся старших классов мбоу школы №170 педагога-психолога Дайнеко И. А. «Развитие навыков самооценки и понимания других». Цель тренинга iconИнструкция по заполнению листа самооценки профессиональной компетентности...
Таблица критериев оценки профессиональной компетентности педагога-психолога образовательного учреждения Кировской области (далее...
Программа тренинга для учащихся старших классов мбоу школы №170 педагога-психолога Дайнеко И. А. «Развитие навыков самооценки и понимания других». Цель тренинга iconРазвитие навыков и умений монологического высказывания (говорения) учащихся 10-11 классов
Целью данной работы является решение проблемы формирования навыков и умений монологического высказывания учащихся старших классов...
Программа тренинга для учащихся старших классов мбоу школы №170 педагога-психолога Дайнеко И. А. «Развитие навыков самооценки и понимания других». Цель тренинга iconПрограмма тренинга, основанная на практическом опыте
Вебер в. Важные шаги к помогающему диалогу программа тренинга, основанная на практическом опыте/ Перевод с англ. С. М. Адамовой....
Программа тренинга для учащихся старших классов мбоу школы №170 педагога-психолога Дайнеко И. А. «Развитие навыков самооценки и понимания других». Цель тренинга iconСценарий психологического тренинга «Эмоциональное благополучие педагога»
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница