Программа развития общеобразовательного учреждения I. Введение




Скачать 184,73 Kb.
НазваниеПрограмма развития общеобразовательного учреждения I. Введение
Дата публикации13.08.2013
Размер184,73 Kb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Психология > Программа

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 им.А.С.Пушкина» г.Моршанск

Программа развития общеобразовательного учреждения

I. Введение.
В настоящее время ведется поиск и предпринимаются попытки создания такой системы образования, которая наряду с обеспечением необходимых условий для полноценного естественного развития ребёнка, способствовала бы формированию у него потребности в здоровье, пониманию основ здорового образа жизни, обеспечивала бы практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического и психического здоровья.

Анализируя уровень здоровья первоклассников нашей школы, сделан вывод, что в 2003-2004 учебном году 91 % обучающихся 1 классов, поступивших в школу, уже имели хронические заболевания и отклонения в здоровье, тогда как в 2002-2003 учебном году количество таких детей составляло 90 %, а 2001-2002 учебном году - 76 %. В течение «школьной жизни» здоровье данной категории детей почти не улучшается. Задача школы состоит в том, чтобы сохранить здоровье своих учеников.

Усугубляет проблему «здоровьесбережение» совокупность воздействия ряда неблагоприятных факторов: ухудшение материального положения многих семей обучающихся; неправильно организованное питание; эмоционально-стрессовые и учебные перегрузки; гиподинамия; ограничение жизненного пространства в переполненных классах.

Крайне высокий уровень патологии у школьников указывает на приоритетность проблемы здоровья подрастающего поколения. Здоровье школьников социально обусловлено и зависит от таких факторов, как: окружающая среда, наследственность, от условий жизни и воспитания в семье, характера питания, режима двигательной активности и т.д.

Если учесть, что здоровье на 50 % определяется образом жизни, на 20 % - экологией, на 20 % - наследственностью (которая, в свою очередь, зависит от образа жизни и экологии) и только на 10 % медицинским обслуживанием, то можно понять, что основное внимание в политике школы и общества должны занимать те ключевые факторы, которые могут привести к сохранению, формированию и укреплению здоровья.

Именно это повлияло на выбор направления работы школы: «Работа школы в режиме модульной технологии как здоровьесбережение обучающихся» с 2001-2002 учебного года. Для нашей школы особое значение приобретает область практической деятельности учителя, направленная на активизацию резервных возможностей школьника, гармонизацию его отношений с самим собой, окружающим миром, природой. Педагогический коллектив школы считает своей задачей - растить физически и психически здоровых граждан, сформировать у обучающихся потребность в хорошем здоровье, научить ответственно относится не только к своему здоровью, но и к здоровью других людей, а также к сохранению среды обитания.

Информационная справка о школе:

Полное название школы: Муниципальное общеобразовательное

учреждение "Средняя общеобразовательная

школа №1 им. А.С.Пушкина".

Адрес: Тамбовская область, г.Моршанск, ул.Лотикова 52.

Учредитель: Администрация г.Моршанска.

Лицензия: серия-А № 045267 регистрационный № 9/33 от

27.09.2002г.

Свидетельство о государственной АА 035813 регистрационный № аккредитации 4/146 от 28.03.2003г

Сведения об обучающихся в школе 610 учащихся. Из них обучаются на I ступени 242 уч.,

на II ступени 308 уч.,

на III ступени 60 уч.

мальчиков в школе - 302 чел.,

девочек - 308 чел.

Средняя наполняемость классов: 23,5

Количество класс-комплектов:

а) по школе 26

б) по ступеням обучения: I cтупень - 11 классов

II ступень - 12 классов

III ступень - 3 класса

Сведения о кадрах: в школе работают 46 учителей, 1- совместителя, вакансий нет. 41 учитель имеет высшее образование, 5 учителей среднее специальное. Из них двое обучаются в ВУЗ. Высшую категорию имеет один учитель, I квалификационную категорию имеют 26 учителей, II квалификационную категорию - 17 учителей.

Средний возраст учителя - 37 лет.

В том числе в возрасте от 24 до 30 лет работают 6 учителей, от 30 до 40 лет 17 учителей, от 40 до 50 лет 18 учителей, от 50 до 60 лет 5 учителей, старше 60 лет 1 учитель.

Средний педагогический стаж коллектива составляет от 15 до 20 лет.

6 учителей в школе - мужчины ( два из которых офицеры в отставке), 41 учитель - женщины.

Материально-техническая база: Школа функционирует в типовом здании построенном в 1986 году как женская гимназия. На данный момент школа располагает двумя спортивными залами

( большой -220м2 и малым -75м2), столовой на 100 посадочных мест, актовым залом на 150 мест, медицинским кабинетом, мастерскими

( столярной, слесарной, швейной) - 20 мест
Технические средства обучения: компьютерный класс - 9 машин;

мультимедийный проектор -1;

сканер - 1; станок токарный - 3;

аудиотехника - 5; станок фрезерный - 1;

видеотехника - 2; станок сверлильный - 2;

телевизоры - 2; станок точильный - 2;

видеокамера - 1; станок деревообрабат. -1;

графопроектор - 1; швейные машины - 7;

диапроектор - 6;

Группа продлённого дня: 4 (I ступень обучения):

Сменность: школа работает в одну смену.

Подвоз детей в школу: имеется

Участие в поисково – обучающиеся школы принимали участие в

исследовательской и экспери- научно-практической конференции

ментальной работе: "Грани творчества". Из восьми участвовавших в конференции, четыре учащихся заняли призовые места.

Учителя школы работают по программе

" Гармония" под редакцией Истоминой Н.Б.(начальная школа - 2 человека), 8 учителей работают по блочно-модульной технологии, 2 учителя работают по методу проекта на уроках технологии,

1 учитель работает по программе Бабайцевой В.М. (русский язык).


Конкурентное преимущество: центр города; тёплое помещение;

работа в направлении преемственности "Детский сад - школа" система работы школы в режиме шести учебных четвертей;

работа школы в режиме блочно-модульной технологии как здоровьесберегающий фактор обучающихся;

введение в учебный план предмета информатики с 8-го класса;

использование информационных технологий в преподавании отдельных предметов (физика, английский язык):

введение зачётной системы обучающихся на уроках физической культуры и предметов эстетического цикла;

спортивно-массовая работа, участие в молодёжном движении "КВН";

Социальное положение: рабочие - 401 (42 %); интеллигенция (7 %);

Служащие (25 %); военнослужащие - (2 %); предприниматели - (6 %); домохозяйки - (10 %); безработные - (5 %).

Авторитет школы в микрорайоне: плановая наполняемость школы 560 чел., в школе обучается 624 чел.

  1. ^ Аналитико-прогностическое обоснование.

Третий год школа работает по теме: "Работа школы в режиме модульной технологии как здоровьесберегающий фактор обучающихся". В соответствии с этой темой была определена тематика педсоветов, заседаний методических советов, педагогических чтений, проводилось анкетирование обучающихся и их родителей.

Базовое и дополнительное образование.

1. Школа обеспечивает преемственность образования в звеньях:

1. детский сад - начальная школа

2. начальная школа - среднее звено

3. среднее звено - ВУЗ

Это позволяет сохранить количественный и качественный состав обучающихся, облегчить адаптацию ученика при вхождении на новую ступень обучения, повысить СОУ обучающихся и его компетентность (использовать знания в новых учебных ситуациях).

2. Осуществляется связь базового и дополнительного образования при работе школы и внешкольных кружков (договор со спортивной школой, экологическим центром, центром развития творчества детей и юношества).

Школа работает по традиционной программе, используются нетрадиционные курсы обучения: психология (10-11), МХК (6-10), валеология (10-11), ДХТ (1-4). В начальной школе два класса работают по программе «Гармония» под редакцией Истоминой Н.Б., учитель Картушева Л.А. работает по программе Бабайцевой В.М.

Данное направление работы обеспечивает факторы, положительно влияющие на сохранение здоровья обучающихся.

^ Факторы, влияющие на сохранение здоровья обучающихся школы.

  • СОШ №1 работает в режиме блочно-модульной технологии (5 недель - каникулы)

  • Расписание уроков для обучающихся 7-11 классов составляется с учетом уменьшения предметной недельной нагрузки на ученика (чередование предметов при пяти постоянных)

  • Количество уроков физической культуры возросло до 3-х.

  • В начальной школе на уроках проводится физкультминутки, зарядка для глаз в соответствии с нормами СанПиН, соблюдается режим зрения; на уроках информатики, математики, черчения (повышенная утомляемость глаз) проводится зарядка для глаз.

  • В кабинете проводится психологическая разгрузка обучающихся с распылением антибактериальных средств.

  • С 2003/2004 уч. года проводится витаминизация обучающихся:

добавление витамина С в чай и раздача медсестрой дражированных витаминных препаратов.

  • Ежемесячное проведение Дней здоровья.

  • Обучение первоклассников проводится с учетом психо­физиологических особенностей: шестилетние дети обучаются на базе детских садов № 4, № 6, семилетние - на базе школы.

  • Для обучающихся шестилетнего возраста введен предмет: «урок психологического развития».

  • Обучение первоклассников и второклассников проводится по программе «Гармония».

  • В системе проводится работа по адаптации обучающихся 1 и 5 классов, изучается психологическая атмосфера в классных коллективах.

  • Проводится профилактическая антинаркотическая работа с обучающимися 8-11 классов.

  • Проводится работа по изучению комфортности школьной среды. Отслеживается объем домашнего задания в соответствии с нормами СанПиН.

  • Введение безотметочной системы обучения на предметах эстетического цикла и физической культуры (кроме 9 - 11 классов) - в форме зачет, незачет.

Тенденции В связи с тем, что ежегодно наблюдается увеличение группы детей с отклонением в здоровье и хроническими заболеваниями, коллектив школы видит планирование своей работы с учётом этих данных: введение новых здоровьесберегающих технологий, определение трёхчасовой недельной нагрузки на уроках физкультуры, вывоз детей в каникулярное время в оздоровительные лагеря, введение пятидневной учебной недели обучающихся 5 - 6 классов. Режим работы общеобразовательного учреждения создает благоприятные условия для здоровья ребенка: уменьшилось на 3% количество детей, болеющих ОРЗ (с 2001 -2002 уч. года по настоящее время школа не закрывалась на карантин по заболеванию "грипп").

Выводы:

факторы, положительно влияющие на состояние здоровья обучающихся:

  • внедрение здоровьесберегающих технологий (снижение учебной нагрузки, снижение утомляемости, уменьшение объема домашнего задания);

  • режим работы школы;

  • увеличение до трех часов недельной нагрузки на уроках физкультуры;

  • введение зачётной системы оценивания с целью сохранения благоприятного морально-психологического климата урока;

  • профилактика сколиоза, миопии, витаминизация, дни здоровья;

  • организация горячего питания;

  • организация спортивно-массовой работы (режим работы спортивного зала с 800 до 2100);

  • социальная защита обучающихся осуществляется следующим образом: бесплатное питание, бесплатная вакцинация, патронирование семей детей состоящих под опекой.

Факторы, отрицательно влияющие на состояние здоровья:

  • не все обучающиеся охвачены горячим питанием, в связи с недостаточным материальным уровнем благосостояния семьи;

  • не достаточная укомплектованность спортивного зала оборудованием для реализации потенциала физического развития ребёнка.

Резервы:

1. Продолжить работу школы по здоровьесберегающим технологиям: переход на разноуровневое обучение с 2005-2006 уч. г..

2. Осуществить вывоз обучающихся в оздоровительные лагеря в каникулярное время.

3. Оснастить малый спортивный зал спортинвентарём.

4. Ввести в первой ступени обучения "Школу полного дня".
Результаты: результативность данной работы проявляется в устойчивом уровне качества знаний, социальной востребованностью личности, развития творческих, интеллектуальных, моральных качеств личности.
^ Проблемно – ориентированный анализ

Главной научно-методической целью работы школы является поиск путей и способов выполнения нового социального заказа общества к образованию за счёт создания личностно-ориентированного пространства, реализуемого в различных образовательных моделях и их сочетаниях.

^ Пожелания родителей, касающиеся направленности развития школы :

1. Создание оптимальных условий для развития личности учащегося, его обучения и воспитания с учетом уровня учебных возможностей, интересов, склонностей, здоровьесбережения.

2. Квалифицированное психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, создание условий для психологического комфорта.

3. Развитие системы воспитательной работы, направленной на организацию здорового образа жизни, профилактику асоциального поведения детей и подростков, нацеленную на самоопределение и саморазвитие личности обучающихся.

4. Создание системы взаимодействия школы и семьи для реализации единых целей обучения, воспитания и развития.

5. Расширение сети кружков и спортивных секций, укрепление связей с учреждениями культуры и учреждениями дополнительного образования.

6. Улучшение материально-технической базы школы для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и оздоровительной работы.
Задачи, которые ставит школа для достижения целей:

  1. Обеспечить овладение обучающимися содержания образования на повышенном уровне знаний на основе личностно-ориентированного подхода.

  2. Создать условия для творческой деятельности в сфере предпрофильного обучения.

  3. Переход на разноуровневое обучение с учётом здоровьесберегающего фактора.

Учёт образовательных запросов родителей и потребностей учеников позволяет педколлективу построить модель выпускника школы как интегральную характеристику результата образовательной деятельности школы.
^ Модель выпускника нашей школы

  • Личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда;

  • Личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей;

  • Личность, способная осуществлять самостоятельную продуктивную деятельность;

  • Личность, способная реализовывать в жизни «Я - концепцию», способная к саморазвитию и самоизменению;

  • Личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;

  • Личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения.


Для достижения результата реализуются следующие направления деятельности школы:

1. ^ Педагогическое направление деятельности коллектива школы связано с созданием внутри школы особого образовательного пространства, ориентированного на обучение и воспитание интеллектуальной высоконравственной личности; обеспечивающего в зависимости от интересов и образовательных запросов непрерывность среднего и высшего образования, создающего для ученика условия, в которых выпускник школы приобретает качества личности, отраженные в модели выпускника.

Существенной характеристикой педагогического пространства является создание психологического комфорта для каждого ученика; поиск способов формирования мотивов к учебной деятельности, постоянному наращиванию творческого потенциала личности, к овладению навыками самостоятельной и исследовательской деятельности; развитие познавательных интересов обучающихся с разными психолого-физиологическими данными, исходным уровнем обученности и другими особенностями.

Научно-методическая деятельность педагогического коллектива направлена на разработку, адаптацию или внедрение педагогических средств, необходимых для личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса в школе: методик, программ, разноуровневой технологии, элементов модульного обучения, отдельных педагогических приемов, сценариев внеурочных мероприятий, коллективных творческих дел, нетрадиционных уроков и других научно-методических разработок, необходимых для достижения образовательных целей.

2. Кадровое направление деятельности школы предполагает подготовку учительского коллектива к:

  • Осознанию, рефлексии, анализу имеющегося педагогического опыта, разноуровневому обучению;

  • Технологическому оформлению инновационного педагогического опыта, согласующегося с образовательной программой школы;

  • Освоению новых норм и образцов педагогической деятельности, направленных на разработку системы дифференциации обучения по уровню развития обучающихся; созданию ситуаций успеха каждого ученика в образовательном пространстве; развитию у обучающихся умения действовать в ситуации неопределенности, нестабильности, осуществлять исследовательскую деятельность, самостоятельно приобретать и усваивать новые знания;

  • Экспериментальной апробации системы мониторинга результативности учебно-воспитательного процесса.

Авторы – разработчики программы развития.

Директор школы - С.В.Сурков

Заместитель директора по УР - Старкова О.А.

Заместитель директора по УР - Москалева О.Н.


Директор СОШ № 1: С.В. Сурков

^ Описание реализации программы развития общеобразовательного учреждения

Технология разноуровневого обучения

Ведущей целью разноуровневого обучения является создание таких условий, в которых ученик будет проходить траекторию своего ближайшего развития. Для этого учитель:

  1. Определяет обучаемость

  2. Определяет обученность

  3. Определяет зону ближайшего развития и активизацию развития

  4. Определяет воспитанность личности

  5. Уметь ранжировать цель урока по уровням развития детей

  6. Составляет диагностические уровневые тесты

  7. Уметь распределять содержание учебной информации по уровням развития детей

  8. уметь конструировать целостный воспитательный процесс и разноуровневый урок


Принципы разноуровневого обучения

  1. принцип всеобщей талантливости

  2. принцип взаимного превосходства, если у кого0либо что0то хуже, чем у других, то что-то должно получаться лучше, это должен искать учитель

  3. принцип неизбежности перемен, по этому принципу ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

^ В основе разноуровневого обучения лежат две концепции:

1. концепция развивающего обучения (Ананьев, Выготский, Давыдов):

- вне деятельности нет развития

- обучение опережает развитие

- только то обучение является развивающим, которое опирается на зону ближнего развития ученика

- знание учеником собственных возможностей и результатов учения, есть обязательное условие их развития

- ученик в развивающем обучении становиться субъектом деятельности.

2. Концепция биологической обусловленности, согласно этой концепции личность развивается от биологических возможностей, они обуславливают выносливость личности, пластичность, скорость, темп обучения, темперамент, самочувствие, эмоциональную чувствительность.
^ Организация разноуровневого обучения

  1. заключение договора между школой и родителем:

- в этом договоре речь идет о добровольном выборе каждым учеником уровня усвоения учебного материала, но не ниже государственного стандарта

- полное усвоение базового компонента содержания гарантировано всем при условии коммуникации и общения (если все будут помогать друг другу)

- главный акцент в обучении – на самостоятельную работу с индивидуальным темпом обучения в сочетании с приемом взаимопроверки

- возможна добровольная посадка обучающихся класса по уровню

- приступая к изучению новой темы, обучающиеся должны ознакомиться с целями и этапами усвоения учебного материала

- текущий учет проводится по системе «зачет», «незачет», итоговый зачет по традиционной системе

- ведущие понятия, теоремы обязательно проговариваются в парах сменного и постоянного состава

- возможно обучение по индивидуальным планам с опережением даже классов.

^ Этапы реализации

1-этап 2005-2006 учебный год

Диагностико - конструирующий этап


Предполагает

Результат

  1. Изучение микросреды потребностей обучающихся и их родителей.

  2. Анализ состояния образовательного процесса в школе с целью выявления противоречий в его содержании для повышения качества образования с учетом здоровьесбережения и индивидуального подхода.

  3. Теоретическая подготовка педагогического коллектива

  4. Переход учителей, работающих в передовом направлении, на реализацию технологий разноуровневого обучения и внедрение данной технологии остальными членами педколлектива.

  5. Мониторинг образовательной среды .

  6. Формирование банка данных педагогического опыта.

  7. МТБ (пополнение)




  1. Освоение всеми учителями

теории разноуровневой технологии.

  1. выявление качественного

изменения уровня образования

3.Изучение удовлетворенности социума результатами перехода на новую технологию обучения

4. Анализ работы.

5. Коррекция деятельности.



2006-2007 учебный год

2- Этап реализации


Предполагает

Результат

1.Целостный переход педагогического коллектива на разноуровневую технологию.

2.Создание психологической службы, системы диагностики

3. Мониторинг образовательной среды

4. Пополнение банка данных ПО.

5. МБТ

1. Дифференциация обучающихся на основе определения уровня обученности.

2. Созданная психологическая служба и внедренные эффективные образовательные технологии.


2007 – 2008 учебный год

3-Этап полной реализации

Предполагает

Результат

1. Отслеживание, корректировка и обобщение результатов нововведений.

2. Оформление промежуточных результатов развития.

1. Документация

2. Методические рекомендации.



Директор школы: С.В.Сурков






Похожие:

Программа развития общеобразовательного учреждения I. Введение iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения
Программа развития Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №5 п г т. Сафоново г. Североморск...
Программа развития общеобразовательного учреждения I. Введение iconПрограмма развития муниципального казенного общеобразовательного...
Целевая комплексная программа развития  муниципального казенного общеобразовательного учреждения  «Средней общеобразовательной школы...
Программа развития общеобразовательного учреждения I. Введение iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения...
«Наша новая школа», где главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития, программа...
Программа развития общеобразовательного учреждения I. Введение iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения «гимназия №17»
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №17» городского округа Электросталь Московской области...
Программа развития общеобразовательного учреждения I. Введение iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №19»
Настоящая программа определяет концепцию развития Муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №19»и основные направления...
Программа развития общеобразовательного учреждения I. Введение iconПрограмма развития муниципального бюджетного общеобразовательного...
Целевая комплексная программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основной общеобразовательной школы...
Программа развития общеобразовательного учреждения I. Введение iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения...
Наименование программы: «Программа развития Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №11...
Программа развития общеобразовательного учреждения I. Введение iconПрограмма развития муниципального автономного общеобразовательного учреждения
Паспорт программы развития образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа...
Программа развития общеобразовательного учреждения I. Введение iconПрограмма развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5» на 2011 2016...
Программа развития общеобразовательного учреждения I. Введение iconПрограмма является организационно-правовой основой развития школы...
Полное наименование программы Программа развития Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Новоилецкой средней общеобразовательной...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница