Справочник педагога — психолога. 2011. №00. Рекомендации для педагогов




Скачать 56,39 Kb.
НазваниеСправочник педагога — психолога. 2011. №00. Рекомендации для педагогов
Дата публикации09.08.2013
Размер56,39 Kb.
ТипСправочник
pochit.ru > Психология > Справочник
Психологическая помощь обучающимся при подготовке к экзаменам

(Чепракова Е.А. Психологическая помощь обучающимся при подготовке к экзаменам // Справочник педагога — психолога. 2011. № 00.)
Рекомендации для педагогов



  1. Создание стабильной эмоциональной обстановки в классе


1.1. Класс должен быть чистым, ухоженным, желательно с комнатными растениями. Наличие зелени помогает человеческому глазу отдохнуть и расслабиться. Кроме того, зеленый цвет благотворно, успокаивающе влияет на психику человека.

    1. Школьные столы должны соответствовать возрасту обучающихся, удобно располагаться и хорошо освещаться.

    2. Температура воздуха в классе должна быть умеренной, но если в помещении недостаточно тепло, детей следует предупредить об этом и предложить им одеться теплее, т.к. экзамены могут длиться более 3-х часов.

    3. Хорошо, если в классе будет висеть эстамп или картина в желто-фиолетовых тонах — такое цветовое «пятно» благотворно повлияет на творческую активность школьников.




  1. Формирование позитивного психологического настроя во время экзамена




    1. Начало любого контакта — это, прежде всего, улыбка, доброжелательные интонации в голосе, внимание к каждому присутствующему.

    2. Одежда учителя — организатора экзамена не должна быть вызывающей (яркой, экстравагантной), чтобы не отвлекать обучающихся.

    1. Словесные установки учителя должны повышать уверенность учеников в себе — чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность того, что он сделает ошибку.

    2. Необходимо подбадривать обучающихся доброжелательным взглядом, прикосновением, краткой похвалой.

    1. Наблюдайте за самочувствием ребёнка, постарайтесь вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.

    2. Овладевайте сами приемами краткой и эффективной мышечной релаксации и рекомендуйте детям приемы успокаивающего дыхания.

^ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Задолго до экзаменов обсудите с ребёнком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными и почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки к экзаменам — на какие предметы придется потратить больше времени, а что-то потребует только повторения. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъёма, хорошо знакомые — в часы спада.

  2. Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.

  3. Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, примет душ и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

  4. Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счёт (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.

  5. В выходной, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена. Например, возьмите один из вариантов ЕГЭ по математике. Договоритесь, что у ребенка будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, засеките время и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали ни телефон, ни родственники. Остановите испытание, дайте ребенку отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: удалось ли ребенку сосредоточиться на задании и не отвлекаться?

  6. Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости — лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы ребенок обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором, радио и т.п. Если ребенок хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была мелодичная музыка без слов.

Педагогические мифы о подготовке к ЕГЭ.
(Корочкина Н.В. Педагогические мифы о подготовке к ЕГЭ. // Справочник классного руководителя.- 2011.- №4.)
Для подготовки учащихся к выпускному экзамену используются все ресурсы: временные — на подготовку выделяются дополнительные часы; технические — учащиеся имеют возможность проходить пробное тестирование в течение учебного года; кадровые — с выпускниками работают разные специалисты; методические — опубликовано множество разных материалов для выпускников и учителей по подготовке к экзаменам.

В результате такой работы у родителей и учащихся снижается уровень волнения, связанный с ЕГЭ. Однако у педагогов напряжение только нарастает и качественно меняется. Раньше волнение было связано со страхом неизвестности, а сейчас — с «давлением» на педагога результатов экзамена. Баллы по ЕГЭ активно обсуждаются родителями, педагогами и школьниками: чьи ученики получили наивысший и наименьший баллы, кто из учеников подтвердил свои оценки, а кто нет и т.п. Волнение педагога усиливают и его внутренние установки относительно взаимосвязи уровня сдачи ЕГЭ учениками и собственного профессионализма.

Мифы о ЕГЭ содержат в себе как правдивую информацию, так и ложные суждения педагогов. Ложные утверждения, как правило, вытесняют правдивые, усиливая состояние волнения и беспокойства у учителя.

Рассмотрим несколько таких «педагогических мифов».
«Учитель отвечает на 100% за успешность сдачи ЕГЭ»

Учитель действительно влияет на успешность сдачи ЕГЭ, но на уровне подготовки учащихся. Он должен эффективно спланировать и организовать подготовку к экзамену. Но есть факторы, влиять на которые педагог не может — физическое состояние ученика на экзамене (его самочувствие, работоспособность), эмоционально комфортная обстановка в семье и т.д. Ответственность за результат ЕГЭ справедливо делить между учеником, родителями и учителем.
«Я — учитель, и я должен делать все, чтобы каждый мой ученик сдал ЕГЭ»

В должностные обязанности учителя входит работа со всеми учениками вне зависимости от симпатий и успеваемости. Неправда в том, что учитель должен делать абсолютно все (обеспечивать явку учеников на консультации, гарантировать выполнение домашних заданий учащимися и т.п.) Если сам учитель постоянно будет брать на себя повышенную ответственность, то даже заинтересованному в результате выпускнику действительно не за что будет отвечать.

«Если дети увидят, как сильно я волнуюсь, может, тогда они начнут заниматься»

Любому человеку, в т.ч. Выпускнику, важно знать, что за него переживают и что его работа на экзамене не безразлична педагогам. Учителя должны говорить о своем волнении ученикам. Но сильные тревога и беспокойство не помогут «заставить» кого-либо что-то делать, скорее, ученик в ответ тоже начнет чрезмерно волноваться.
«Чем чаще я буду напоминать о ЕГЭ и говорить, как это сложно, тем лучше ученики будут готовиться»

Этот миф очень похож на предыдущий. Правда в том, что учитель переживает за результаты сдачи экзамена. Неправда в том, что «давление сверху» на учеников будет эффективным. Важнее установить с учеником партнерские отношения для достижения общей цели — удачной сдачи ЕГЭ.
«Если мои дети сдадут ЕГЭ плохо — значит, я работаю плохо»

Учащиеся по-разному могут сдавать ЕГЭ. Если результаты были слабыми, можно внести коррективы в план подготовки к ЕГЭ. Но итоги экзамена не должны однозначно приравниваться к эффективности работы учителя. Если сводить результаты своей работы только к баллам по ЕГЭ — стресса не избежать.
«Мой предмет выбрали самые слабые ученики, с ними мы точно провалимся»

Ученики имеют право выбирать любой предмет. И результат ЕГЭ зависит, в т.ч., от умения эффективно планировать время на выполнение заданий, регулировать эмоциональное состояние и т.д. Поэтому нельзя прогнозировать низкий результат на экзамене, исходя лишь из текущей успеваемости выпускников.

Похожие:

Справочник педагога — психолога. 2011. №00. Рекомендации для педагогов iconАнализ работы педагога психолога за 2011 2012 учебный год
...
Справочник педагога — психолога. 2011. №00. Рекомендации для педагогов iconАналитический отчет за 2011 2012год педагога психолога Мериновой Н. П
Психолого-педагогическая работа проводилась в течение года соответственно годовому плану работы школы и плана педагога-психолога
Справочник педагога — психолога. 2011. №00. Рекомендации для педагогов iconМетодические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену (советы психолога)
Данные рекомендации предназначены для всех субъектов образования, участвующих в подготовке, сопровождении и проведении единого государственного...
Справочник педагога — психолога. 2011. №00. Рекомендации для педагогов iconО введении документации деятельности педагога-психолога образовательного...
Ях упорядочения работы педагога-психолога, определения ее места в общей системе деятельности образовательного учреждения и оценки...
Справочник педагога — психолога. 2011. №00. Рекомендации для педагогов iconЭтический кодекс психолога-психолога образовательного учреждения
Профессиональная деятельность педагога-психолога в системе образования характеризуется ответственностью перед детьми
Справочник педагога — психолога. 2011. №00. Рекомендации для педагогов iconПлан воспитательной работы гбоу нпо пу №48 г. Новопавловск
Организация, координация, контроль работы: мастеров производственного обучения, классных руководителей, педагога- психолога, социального...
Справочник педагога — психолога. 2011. №00. Рекомендации для педагогов iconОтчет о проделанной работе за 2010 /2011 учебный год педагога-психолога...
Проходила по запросам педагогов, учеников, родителей. Консультаций со всеми участниками образовательного процесса было проведено...
Справочник педагога — психолога. 2011. №00. Рекомендации для педагогов iconИтоги городского конкурса молодых педагогов
Сош №3, 4 (3 педагога), 6, 8, 13, 14, 15, 16, 18 (2 педагога), 19, 23, 24, 26 (2 педагога), 27, 28 (2 педагога), 31, 25 (2 педагога),...
Справочник педагога — психолога. 2011. №00. Рекомендации для педагогов iconАналитический годовой отчёт педагога психолога старших классов Серебренниковой...
Аналитический годовой отчёт педагога – психолога старших классов Серебренниковой О. В
Справочник педагога — психолога. 2011. №00. Рекомендации для педагогов iconМетодические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница