Тема: «Имидж педагога условие успешной профессиональной деятельности»




Скачать 134,2 Kb.
НазваниеТема: «Имидж педагога условие успешной профессиональной деятельности»
Дата публикации11.04.2013
Размер134,2 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Психология > Документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8

Педагогический совет

Тема:

«Имидж педагога – условие успешной профессиональной деятельности»

Цели педагогического совета:

  1. Изучение и развитие основных компонентов педагогического имиджа.

  2. Мотивация педагогов к самосовершенствованию, раскрытию творческого потенциала по созданию своего имиджа.

  3. Создание обобщенного имиджа современного педагога.


2009-2010 учебный год

План подготовки педагогического совета


^ Недели цикла

Зам. директора

по УР

Психологическая служба

Руководители ШМО, учителя-предметники

1 неделя


Определяет тему методического совета, вопросы анкет.







2 неделя


Организует методический совет по теме:

«Каким вы представляете себе облик идеального педагога?»


Подбирает

диагностический материал.

Знакомятся с теоретическим и практическим материалом к педсовету,

с положением о конкурсе «Секреты педагога»

3 неделя


Проводит анкетирование

учащихся

Проводит анкетирование учащихся

Подготовка к школьному этапу конкурса

«Секреты педагога»

4 неделя


Обработка анкет, собранного материала, формулирование выводов

Обработка анкет

Подготовка к школьному этапу конкурса

«Секреты педагога»


План проведения педагогического совета


Этап

Тема выступления

Время выступ-ления

Выступающий

Деятельность педагогического коллектива

1 этап

Тема, цели педагогического совета

5 минут

ответственный за методическую работу

Слушатели

2 этап

Аналитико-диагностический модуль

15 минут

ответственный за методическую работу

Слушатели


3 этап

Понятие имиджа современного педагога

15 мин

ответственный за методическую работу

Слушатели

4 этап

Практико-ориентированный

40-50 минут

педагогический коллектив

Разрабатывают модель современного учителя

5 этап

Рефлексия

10 минут

педагогический коллектив




6 этап

Подведение итогов. Принятие решения.

5 минут

педагогический коллектив

Отзывы, мнения, предложения, выводы

^ Проведение педагогического совета

1 этап

Тема, цели педагогического совета

Сегодня профессиональные социально-гуманитарные знания, педагогические умения не обеспечивают современному педагогу достижения высокого уровня успешности в избранной сфере деятельности. Необходимо умение располагать к себе людей, а, значит, заботиться о своем имидже.

Многие думают, что имидж необходим только политикам и бизнесменам, менеджерам, общественным деятелям. Это неверно. Имиджелогия - наука о технологии личного обаяния - считает, что своим имиджем необходимо заниматься всем, чья профессиональная деятельность связана с людьми. Для педагогов, чья деятельность реализуется главным образом в общении с людьми, проблема имиджа имеет особо важное значение [3]. Но в учительской сфере далеко не все озабочены тем, какое впечатление они производят на окружающих. Учителя слишком занижают значение своего имиджа. А ведь имидж - своеобразный инструмент, помогающий выстраивать отношения с окружающими, тем более 85% людей строят свое первое впечатление на основе внешних данных собеседника [3].

«Имидж» - это слово, которое появилось в нашем языке в конце 80-х годов. В переводе с английского оно значит «образ». Причем под образом нужно понимать не только визуальный, зрительный образ (вид, облик), но и образ мышления, действий, поступков [4]. Это и умение общаться, искусство говорить и, особенно, слушать. Правильно выбранный тон разговора, тембр голоса, изящество движений во многом определяет тот образ, в котором учитель предстает перед учениками и коллегами. Вместе с тактом, образованием, деловыми качествами наша внешность является либо продолжением наших достоинств, либо становится еще одной отрицательной чертой, мешающей жизни и карьере. Иначе говоря, русское слово «образ» должно употребляться в широком смысле - как представление о человеке [4].

Большинство ученых включает в это понятие не только внешность человека, определяемую его анатомическими особенностями и стилем одежды, но практически все характеристики, доступные восприятию. Так, психолог П. Берд пишет, что имидж – это «полная картинка о вас», которую вы представляете другим. Она включает то, как вы выглядите, говорите, одеваетесь, действуете; ваши умения, вашу осанку, позу и язык тела; ваши аксессуары, ваше окружение. Отдельные специалисты, которые в своей практической деятельности специализируются именно на улучшении внешности клиента, употребляют термин «имидж» в узком значении, подразумевая под ним только собственно внешность (лицо, прическу, стиль одежды и т.д.) [5, c.11-12].

Итак, имидж – целенаправленно сформированное представление, наделяющее объект дополнительными ценностями, благодаря чему способствующее эффективному взаимопониманию и влиянию.

В связи с чем тема педагогического совета была сформулирована следующим образом: «Имидж педагога – условие успешной профессиональной деятельности».

Цели педагогического совета:

  1. Изучение и развитие основных компонентов педагогического имиджа.

  2. Мотивация педагогов к самосовершенствованию, раскрытию творческого потенциала по созданию своего имиджа.

  3. Создание обобщенного имиджа современного педагога.


^ 2 этап

Аналитико-диагностический модуль: знакомство с результатами анкетирования учащихся

При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.

Настоящий учитель не станет подчеркивать одеждой свою привлекательность, он будет демонстрировать на работе свой ум, профессиональные навыки и способности, более важные во всех отношениях, чем внешность.

Вербальные и невербальные средства общения - важные составляющие имиджа. Что и как мы говорим, умеем ли словом настроить человека на себя, какие жесты и позы при этом мы демонстрируем, что происходит с нашей мимикой, как мы сидим, стоим и ходим - все это влияет на восприятие нас другими людьми. Для улучшения своего профессионализма учителю необходимо обратить внимание и на умение представить себя окружающим наиболее выгодным образом.

Доказано, что 35% информации человек получает при словесном (вербальном) общении и 65% - при невербальном.

Внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее «Я», на наш взгляд, ведущее из составляющих педагогического имиджа, поскольку умение нравиться и располагать к себе других людей выступает необходимым качеством в профессиональных и личностных контактах.

При подготовке к педагогическому совету среди учащихся 5-11 классов была проведена анкета «Ценности личности современного учителя». Общее количество учащихся, принявших участие в анкетировании, составило 202 человек.

Анкета состояла из 18 ценностей, из которых необходимо было выбрать 10 наиболее значимых ценностей и проранжировать их по степени значимости (приложение 1.)

Так какие же ценности личности учителя наиболее значимы для учащихся нашей школы?

На 1 и 2 место учащиеся школы поставили такое важное качество личности учителя, - как любовь к детям.

Умение доходчиво объяснять материал учащиеся поставили на 3 место, доброжелательность – на 4 место, умение сочетать требовательность и уважение к ученику - на 5 место (таблица 1).


Место

Ценности личности учителя

I

Любовь к детям

II

Любовь к детям

III

Умение доходчиво объяснять материал

IV

Доброжелательность

V

Умение сочетать требовательность и уважение к ученику


Таким образом, имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании.
^ 3 этап

Понятие имиджа педагога

Имидж – целенаправленно сформированное представление, наделяющее объект дополнительными ценностями, благодаря чему способствующее эффективному взаимопониманию и влиянию.

Составляющие имиджа:

1. образ (то, что возникает с приходом человека и остается, когда человек уходит)

2. внешний аспект (манеры, походка, жесты, мимика, одежда, прическа)

3. внутренний аспект (интеллект, помыслы, эрудиция, духовность, интересы)

4. процессуальный аспект (темперамент, темп, пластичность, деятельность, эмоции)

5. ядро имиджа (позиции, установки, легенда) – должно соответствовать психологии победителя:

- высокая самооценка

- оптимизм

- вера в добро

- умение чувствовать и сопричаствовать происходящему

- умение меняться, воспринимать новое

- Какие виды имиджа известны?

Виды имиджа:

1) воспринимаемый – это то, как нас видят другие, как к нам относятся

2) требуемый

а) личностный (образ человека с его внутренними качествами)

б) профессиональный (образ человека в профессиональной характеристике)

Имидж педагога имеет определенный набор характеристик или компонентов, его формирующих.

- Какие характеристики имиджа педагога существуют в настоящее время?

Наиболее значимыми являются:

1. Профессиональная компетентность

Под профессиональной компетентностью понимают владение необходимыми знаниями, умениями, навыками, определяющих сформированность педагогической деятельности, общения и личности как носителя определенных ценностей и идеалов.

^ Психологическая структура деятельности учителя включает:

а) операционно-мотивационное направление

- Какие цели ставит учитель на своем уроке?

(обучающие, развивающие и воспитательные цели, направлены на разные стороны психического развития школьников)

б) исполнительное направление (то, что делают дети на уроке для достижения этих целей и каким образом)

в) контрольно-оценочное направление (оценка итогов работы, постановка новых задач)

^ 2. Педагогическая эрудиция – своеобразный запас знаний, который учитель применяет для решения педагогических ситуаций как совокупность внешних и внутренних условий. Педагогическая ситуация определяется самим педагогом во взаимодействии с учениками и взаимодействии школьников между собой.

^ 3. Педагогическое мышление и интуиция необходима учителю для предвидения развития ситуации без полного ее анализа.

4. Педагогическая рефлексия – это способность учителя мысленно представить себе возникшую ситуацию у ребенка и на ее основе сложить представление о себе. Педагогическая рефлексия позволяет ответить на вопросы: “Что у меня получилось? Что не удалось? Как сделать, чтобы было еще лучше?”

^ 5. Педагогическая импровизация поможет найти учителю неожиданные решения и мгновенное воплощение. Педагогической импровизации свойственна сиюминутность, единство интуитивного и логического.

^ 6. Педагогическое общение, являясь и компонентом профессиональной компетентности, и компонентом имиджа учителя, направлено на создание благоприятного психологического климата на уроке.
4 этап

Практико-ориентированный

I. Составление психологического портрета современного учителя.

Давайте посмотрим на себя глазами наших учеников. Для этого нам нужно разделиться на две подгруппы.

Первая подгруппа — это ученики начальной школы, вторая — старшеклассники. Сядьте удобнее, расслабьтесь, руки свободно лежат на коленях, почувствуйте опору под ногами, на стуле, закройте глаза, представьте себя ребенком в соответствующем возрасте. Какой бы вам хотелось видеть свою учительницу?

По окончании упражнения участники в течение 5 минут обсуждают свои мысли с коллегами. Затем каждая группа формулирует и записывает на листочке 4 качества идеального, с их точки зрения, педагога.

На следующем этапе вы уже не дети, вы снова стали собой — взрослыми людьми, опытными педагогами. Сейчас вы объединитесь в одну группу и уже с вашей позиции предложите качества совершенного педагога. Вы запишите их на предложенных листах, каждое качество будет начинаться с определенной буквы алфавита (приложение 2).

II. Самооценивание педагогов.

Теперь мы с вами попробуем оценить себя по предложенным критериям. Самооценивание проводится анонимно, вы подписываете только шкалы на бланках. Уровень развития каждого выбранного вами качества можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самую низкую степень развития, а верхняя — наивысшую.

На каждой линии чертой отметьте, как вы оцениваете у себя развитие этого качества, стороны вашей личности в настоящий момент. После этого крестиком отметьте, какой уровень развития этих качеств был бы для вас желательным.

(После выполнения этого этапа задания ведущий обращает внимание на местонахождение точек самооценки и уровня притязаний.)

Если на ваших шкалах эти две точки совпадают или находятся близко друг от друга, то я вас поздравляю! Вам удалось приблизиться к вашему идеалу. Если же между ними есть расстояние — замечательно, вам есть к чему стремиться, это ваш потенциал, руководство к действию. И чем больше расхождение, тем интереснее задача!

(Результаты остаются у участников для самоанализа.)

^ А теперь мы в буквальном смысле сделаем штрихи к портрету нашего замечательного педагога.

Участники выполняют арт-терапевтическое упражнение «Рисунок по кругу». От каждого ШМО по 2 человека подходят к листу ватмана, прикрепленного на доске, и делают несколько штрихов. И так до тех пор, пока у участников не появится ощущение завершенности портрета. Далее следует обсуждение полученного результата. Можно оценить новоявленного «педагога» по приведенным выше критериям, можно с осторожностью и юмором применить принципы оценки рисуночных тестов.

И в заключение — обмен впечатлениями и чувствами по поводу процесса и результата совместного творчества.

III. Портфолио учителя

IV. Самопрезентация ШМО учителей иностранного языка.

Имидж каждого педагога составляет имидж ШМО.

В 2008-2009 учебном году ШМО учителей иностранного языка заняли второе место в городском конкурсе «Лучшее школьное методическое объединение».

V. Имидж школы.

Каждое ШМО составляет имидж школы, таким образом, мы составили с Вами взаимосвязанную цепочку: ^ Имидж учителя → имидж ШМО →имидж школы

Учащимся старших классов был предложен вопрос: Что Вы понимаете под имиджем школы?

Ответы были следующие: (формулировки учащихся сохранены)

Имидж школы –

положение школы среди других школ города

сплоченный и профессиональный коллектив единомышленников

высокие показатели успеваемости учащихся

участие учителей и учеников в конкурсах и соревнованиях

учащиеся, поступившие после окончания школы в ВУЗы

когда у школы есть своя изюминка

когда учителя делают так, чтобы никто не скучал

это положительная оценка деятельности школы. В нее входят:

- отношение учителей к учащимся;

- коллектив;

- организация;

- столовая;

- вид школы, заслуги, достижения;

- имидж школы делают директор, учителя, ученики

- кружки, секции

- школа – 2 дом, необходимо, чтобы ученики приходили с улыбкой на уроки. Это, на мой взгляд, задача педагогов. Если педагоги смогут привлечь, заинтересовать детей, то и отношение к ним будет другое. А такие педагоги в нашей школе есть.

- достижения учеников и учителей школы

- способности учителей и учеников



^ 5 этап

Рефлексия

Итак, попробуйте начать работу над своим имиджем, используя рекомендации, полученные в ходе педагогического совета.

Помните, что учитель – это:

- свеча, которая светит другим, сгорая сама;

- человек, который может делать трудные вещи легкими;

- человек, который с добротой выводит блуждающего на его дорогу.

Референтный учитель – это учитель, ценность, нормы и стандарты поведения которого являются ориентиром для ученика, одобрение которого как бы стремится получить ребенок.

^ Упражнение «Сердце на память»

Фильм «Педагоги МОУ СОШ№8»
6 этап

Подведение итогов. Принятие решения.

Решение педагогического совета.


  1. Провести в январе месяце школьный этап конкурса «Секреты педагога».

  2. В январе провести методическую неделю «Портфолио достижений – как инструмент формирования умений самооценки учителя».

  3. В рамках методической недели педагогам школы принять участие в конкурсе педагогического мастерства «Изюминка».

  4. Психологической службе школы провести для педагогического коллектива тренинги личностного роста.


Литература

  1. Вилсон Г. Язык жестов – путь к успеху – СПб: Изд."Питер", 2000. – 224 с.

  2. Даль В. И. Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Эксмо, 2007 – 896 с.

  3. Капустина З. Имидж современного педагога //Учитель. - 2006 - №1. - С.59-61.

  4. Оводова А.Г. «Имидж современного педагога» //Начальная школа плюс до и после. - 2004 - №5. - с.80.

  5. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учеб. пособие / Е.Б. Перелыгина. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 223 с.

  6. Яковлев С. Имидж учителя: каким ему быть? О стиле педагогических отношений с учащимися.//Учитель. – 1999.-№1. – С. 64-69.

Похожие:

Тема: «Имидж педагога условие успешной профессиональной деятельности» icon«Имидж современного педагога как условие повышения профессиональной компетентности учителя»
Тема: «Имидж современного педагога как условие повышения профессиональной компетентности учителя»
Тема: «Имидж педагога условие успешной профессиональной деятельности» iconКультура педагога – условие успешной
Цель: разработать проблему формирования культуры педагога и педагогического имиджа как важнейшей ее составляющей
Тема: «Имидж педагога условие успешной профессиональной деятельности» iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения...
Проект «Формирование инновационной культуры педагога как условие  его профессиональной деятельности»
Тема: «Имидж педагога условие успешной профессиональной деятельности» iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения...
Проект «Формирование инновационной культуры педагога как условие его профессиональной деятельности»
Тема: «Имидж педагога условие успешной профессиональной деятельности» iconПрограмма развития Муниципального казенного общеобразовательного...
Проект «Формирование инновационной культуры педагога как условие его профессиональной деятельности»
Тема: «Имидж педагога условие успешной профессиональной деятельности» iconПроект «Формирование инновационной культуры педагога как условие...
Диагностическая – выявление инновационного потенциала педагогов школы, степени готовности, способности к поддержке и реализации нововведений...
Тема: «Имидж педагога условие успешной профессиональной деятельности» iconРасписание элективных курсов, 2010-2011 уч г
Речь как компонент имиджа человека и условие его успешной профессиональной карьеры
Тема: «Имидж педагога условие успешной профессиональной деятельности» iconИмидж библиотечной профессии. Имидж библиотекаря. Имидж школьного библиотекаря. Что такое имидж?
Имидж библиотечной профессии. Имидж библиотекаря. Имидж школьного библиотекаря. Что такое имидж? Образ? Но имидж не равен образу....
Тема: «Имидж педагога условие успешной профессиональной деятельности» iconУчебная программа курса «Использование Интернет технологий в деятельности...
На сегодняшний день одним из важных профессиональных качеств педагога является икт компетентность. Современные педагоги доу должны...
Тема: «Имидж педагога условие успешной профессиональной деятельности» iconОпытно-экспериментальной работы
«Формирование инновационной культуры как условие профессиональной деятельности учителя»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница