Научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности «Социально педагогическая деятельность по профилактике наркомании среди подростков в школе»




НазваниеНаучных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности «Социально педагогическая деятельность по профилактике наркомании среди подростков в школе»
страница1/6
Дата публикации08.08.2013
Размер0,75 Mb.
ТипРеферат
pochit.ru > Психология > Реферат
  1   2   3   4   5   6


К О Н К У Р С Н А Я Р А Б О Т А № _________________

(заполняется при регистрации работы)

ЕЖЕГОДНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА

НАУЧНЫХ И СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ В СФЕРЕ

ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И НАРКОПРЕСТУПНОСТИ
«Социально – педагогическая деятельность по профилактике наркомании среди подростков в школе »

(полное название работы)
АВТОР Кутейкина Людмила Николаевна

(фамилия, имя, отчество – полностью)

_____ГБОУ СО СПО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова»

(название школы или вуза – полностью)

курс __3__

Специальность: 040401 «Социальная работа»

(название будущей специальности по диплому)

Адрес АВТОРА: ____г. Вольск Саратовской обл. ул. Саратовская д.3/13 кв.13.

(указывается адрес, по которому будет осуществляться обратная связь с автором)

телефоны: (84593_) _7-20-10_

код города

e-mail: ___gnv@san.ru________ http://volskvpk.narod.ru

Научный Руководитель: __________Кожара Ирина Викторовна_______

(фамилия, имя, отчество – полностью)

____________педагог – психолог, преподаватель психологии_____________

(ученая степень, ученое звание научного руководителя – полностью)

_____ГБОУ СО СПО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова»

(место постоянной работы)

Контактные координаты: ____89050330593_г. Вольск Саратовской области___

(просим указать контактные координаты, удобные для общения)

(название населенного пункта, где подготовлена работа)
2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы наркомании в подростковой среде…………………………………………………………………………………..6

    1. Наркомания как социально – педагогическая проблема……...……………..6

1.2. Основные факторы риска употребления наркотиков у подростков………..10

    1. Содержание работы по профилактике подростковой наркомании в школе………………………………………………………………………………..17

Глава 2. Основные подходы и направления работы педагогов и психологов по профилактике наркомании у подростков………………………………….29

2.1. Выбор эффективных направлений работы по профилактике наркомании в подростковой среде ……………………………………………………………….29

    1. Подбор комплекса внеклассных мероприятий по профилактике наркомании среди подростков в школе………………………………..………….33

Заключение………………………………………………………………………...39

Глоссарий…………………………………………………………………….…….41

Список литературных источников………………………………………..……45

Список периодических источников………………………………………….....49

Список нормативно-правовых актов…………………………………………..50

Приложение....……………………………………………………………………..51

Отчет по результатам социологического исследования…………………….65

Рецензия научного руководителя………………………………………………75

Отзыв……………………………………………………………………………….76

ВВЕДЕНИЕ
Употребление наркотических веществ является одной из основных социальных опасностей нашего общества. По данным социологических исследований в России регулярно употребляются наркотики более 2 млн человек, периодически – около 4 млн человек. Число больных наркоманией достигает 400 тыс. человек. Проблема наркомании в современной России вызывает особую озабоченность не только из – за катастрофического числа наркоманов, но и из – за темпов, которыми наркомания охватывает все большее и большее количество людей.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), представленным в сентябре 2011 года, в который раз подтвердилась опасность для всего мира, связанная с проблемами наркомании. Последние сведения показывают, что 210 миллионов из всего населения планеты, которое составляет 7 миллиардов, употребляют наркотики, то есть 3% населения планеты являются наркоманами.

Главная опасность наркомании состоит в том, что ей, в основном, подвержены подростки и молодежь. По статистики, основными потребителями наркотиков являются люди от 14 до 30 лет. В последнее время в обществе нарастает тенденция к омолаживанию наркомании. В России был зафиксирован случай, когда диагноз «наркомания» был поставлен девятилетнему ребенку.

Современная социальная ситуация неизбежно привела детей и подростков к необходимости брать ответственность за свое будущее на себя, самостоятельно выбирать и контролировать свое поведение. В то же время совершенно очевидно, что подростки, находясь под воздействием кризисных, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Прогрессивно нарастающие
требования трудной социальной ситуации вызывают появление массовых состояний психоэмоционального напряжения. Наркотизация несовершеннолетних стоит на первом месте по увеличению форм саморазрушающего поведения.

Очевидно, что молодое поколение в России переживает трудную, кризисную ситуацию. Значительная часть подростков и детей утрачивает ощущение смысла происходящего, и не имеет определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность, сформировать здоровый, эффективный жизненный стиль. Разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработка новых форм поведения происходит хаотично, бессистемно лавинообразно и не всегда является позитивно направленной, часто отклоняясь от нормы возрастного развития.

На современном этапе активно разрабатываются вариативные программы по борьбе с зависимостью и со злоупотреблением наркотиков и других психоактивных веществ среди подростков и молодежи. Вместе с тем к настоящему времени отсутствует обучающие пособия и рекомендации, в которых были бы систематизированы для широкого круга специалистов технологии и методики социально – психологической профилактики несовершеннолетних, склонных к употреблению наркотических и психоактивных веществ.

Таким образом, вышеуказанные проблемы и позволили определить тему нашего исследования «Социально – педагогическая деятельность по профилактике наркомании среди подростков в школе».
^ Цель исследования: теоретически обосновать и подобрать комплекс внеклассных мероприятий для педагогов, социальных педагогов, психологов по профилактике подростковой наркомании в школе.
Для достижения цели исследования были выдвинуты следующие задачи:

  • на основе изучения психолого – педагогической и специальной литературы проанализировать теоретические подходы к вопросу наркомании как социальной патологии детства;

  • изучить практический опыт работы социального педагога по профилактике наркотизации у подростков в школе;

  • раскрыть разнообразие форм и методов эффективной работы социального педагога по профилактике наркомании;

  • подобрать комплекс внеклассных мероприятий по профилактике наркомании среди подростков и практически значимые рекомендации по данному направлению.

^ Методологической основой исследования является:

- взгляды на сущность наркомании как социально – педагогической проблемы (Н. С. Акатова, Д. Д. Еникеева, А. Е. Личко, А. Г. Макеева, Ю.А. Строганов и другие);

- идеи отечественных и зарубежных ученых на роль социально – педагогической деятельности по профилактике наркомании у подростков в условиях школы (А.В. Родионов, Н. Хаан, И.П, Крохин, Е.Г. Новиков, Р. Мертон, М. А. Шилова).

^ Структура работы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка литературы. В приложении содержатся: анкета, сценарий деловой игры, тренинг, конспект беседы. К работе прилагаются: рецензия научного руководителя, отзыв о работе. Результаты представлены в отчете по итогам социологического исследования среди студентов педагогического колледжа с целью выявления предрасположенности молодежи к употреблению наркотических веществ.

^ Глава 1. Теоретические аспекты исследования социально – педагогической деятельности по профилактики наркомании в подростковой среде


    1. Наркомания как социально – педагогическая проблема


В России, вплоть до 1986 года, злоупотребление наркотиками и заболеваемость наркоманией не была сколько – нибудь серьезной проблемой. Употребление наркотиков в немедицинских целях было локализовано, главным образом в уголовной среде. Ряд препаратов, которые в настоящее время входят в список наркотиков, находились тогда в свободной аптечной продаже (такие как, кодеин, барбамил, ноксирон и др.), причем небыли дефицитными. До середины 80-х годов на российских полях для пищевых целей традиционно и легально возделывался масличный мак, и не было никаких причин для его охраны или для запрета его выращивания в деревенских огородах [8].

Ситуация стала принципиально меняться в 1986 году, когда среди подростков, в том числе учащихся, начало распространяться употребление одурманивающих веществ. Это явление совпало с развернувшейся государственной антиалкогольной компанией. Наиболее часто употребляемыми с целью одурманивания веществами стали кустарно приготовленные препараты конопли и мака, а также летучие вещества (клеи, растворители и т. п.). При этом резко ужесточились государственные меры борьбы с источниками производства наркотиков и их нелегальным оборотом. В частных хозяйственных угодьях было запрещено выращивание любых видов мака, включая пищевой и декоративный.

В интервале с 1988 по 1992 г. рост наркомании в России замедлился, однако после 1992 г. он вновь принял высокие темпы. Наркоситуация приобретает принципиально новые черты. Делаются попытки профилактики наркомании в России на государственном уровне. В 1993 г. Верховным Советом РСФСР была принята «Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации», в которой признавалось необходимым как на федеральном, так и на региональном уровне последовательно осуществлять мероприятия по административному и финансовому содействию психопрофилактической работе с населением. Однако Концепция не была реализована.

Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту», разработанная на 1995 -1997 гг. и пролонгированная до 2001 г., была в основном рассчитана на мероприятия, которые находятся в сфере компетенции правоохранительных органов. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» (1998г.) посвящен в основном вопросам контроля за производством и оборотом наркотических препаратов. Вопросы профилактической работы затронуты в ней недостаточно [20].

Таким образом, можно констатировать, что на государственном уровне проблема наркомании разрабатывается в основном контексте борьбы с незаконным оборотом наркотиков, организации просвещения населения с точки зрения юридической ответственности и медицинского аспекта заболеваний. Приоритеты в работе по профилактике наркомании с населением должны найти отражение в поправках к Закону РФ «Об образовании» или в самостоятельном законе «О государственной политике в области наркологического образования и просвещения».

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), представленным в сентябре 2011 года, в который раз подтвердилась опасность для всего мира, связанная с проблемами наркомании. Последние сведения показывают, что 210 миллионов из всего населения планеты, которое составляет 7 миллиардов, употребляют наркотики, то есть 3% людей планеты являются наркоманами. Большинство из них, а именно 47 миллионов являются жителями стран Латинской Америки. Так в Мексике уже насчитывается 1,2 миллиона человек, страдающих от наркотической зависимости.
Отмечено также, что в 2011 году распространение наркотиков увеличилось через Интернет. В некоторых европейских странах зарегистрировано около шестисот сайтов, продающих наркотические вещества через Интернет. В рейтинге наркотиков, пользующихся наибольшей популярностью, второе место после алкоголя занимает марихуана.

Сегодня в России регулярно употребляют наркотики 5, 99 млн. Официальная статистика по наркомании приводит цифру - 500 тыс. наркоманов, однако это те, кто добровольно встали на медицинский учет. Медицинские учреждения могут стационарно пролечить за год не более 50 тыс. человек.

От общего числа наркоманов в России по статистике:

- 20% - это школьники;

- 60% – молодежь в возрасте 16-30 лет;

- 20% - люди более старшего возраста

Теперь можно утверждать, что употребление наркотиков стало массовым, развился мощный нелегальный наркобизнес, увеличился рост связанной с ним преступности. Как уже отмечалось, точная оценка масштабов проблемы затруднена по ряду причин, в частности, из-за расплывчатости самого диагноза. По мнению ряда экспертов, чтобы получить представление, сколько человек из числа потребителей уже больны наркоманией, нужно число лиц, зарегистрированных в наркослужбе с диагнозом «наркомания», увеличить в 5-10 раз [16].

Дети и подростки являются наиболее уязвимой, с точки зрения приобщения к наркомании группой, поскольку они, на ряду с пенсионерами, составляют часть населения, наиболее дезадаптированную в условиях происходящих в стране реформ. По данным Министерства здравоохранения РФ, уровень заболеваемости наркоманией среди детей и подростков в два раза выше, чем среди населения в целом, а токсикоманией - в 8 раз. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза чаще, чем население других возрастов. Приобщаются к пробам от 20 до 30% школьников в возрасте 12 -15 лет, что объясняется доступностью и низкой стоимостью наркотических веществ. Зонами риска их распространения являются учебные заведения, места проведения массового досуга, общежития, дворы, определённые места на улицах городов, цыганские посёлки. Следует отметить, что проблема наркомании остро стоит не только в городе, но и в сельской местности [10].

Таким образом, потребление наркотиков начинается в период обучения в средней школе, когда человек еще не сформировался физически, психологически, а тем более, социально.

Большое значение имеет тут индивидуальная потребность в искусственном позитивном изменении психического состояния, настроение, биотонуса с помощью наркотических веществ. Недостаточность действий психофизиологических механизмов, ответственных за переживание душевного и физического комфорта, удовольствия, успешной адаптации и самоактуализации в рамках нормативного поведения, может обуславливаться рядом причин: личностной дефицитарностью (с точки зрения активности, целенаправленных волевых усилий, адаптированных, творческих интеллектуальных возможностей), средовой дефицитарностью, ограничивающей развитие личности и удовлетворение ее потребностей, чрезмерно высокой эмоциональной нагрузкой, обусловленной наличием стрессогенных ситуаций [27].

Таким образом, наркомания рассматривается в первую очередь как социально – педагогическая проблема, так как ей, в основном, подвержены подростки и молодежь. По статистики, основными потребителями наркотиков являются люди от 14 до 30 лет. В последнее время в обществе нарастает тенденция к омолаживанию наркомании. Зонами риска их распространения являются не только места проведения массового досуга, дворы, определённые места на улицах городов, но и учебные заведения, общежития.


    1. ^ Основные факторы риска употребления наркотиков

у подростков
Рассмотрим основные факторы риска употребления наркотиков у подростков.

В семье.

Родители испытывают трудности по управлению семьей:

• испытывают воспитательную неуверенность (не могут пояснить свое поведение);

• не контролируют поведение детей;

• ведут себя непоследовательно, порой слишком сурово;

• отсутствует привязанность и любовь к другим членам семьи;

• мать и отец конфликтуют между собой.

Родители попустительствуют потреблению алкоголя и наркотических веществ. Взрослые злоупотребляют алкоголем, табакокурением или потребляют другие наркотические вещества. Родители не ждут больших достижений от своих детей. Имеются генетические особенности предрасположенности данной семьи к алкоголю и наркотическим веществам. Родители склонны к сексуальным извращениям и (или) насилию.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности «Социально педагогическая деятельность по профилактике наркомании среди подростков в школе» icon1. цели проведения олимпиады. Выработка практических рекомендаций...
...
Научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности «Социально педагогическая деятельность по профилактике наркомании среди подростков в школе» iconПоложение о Ежегодной всероссийской олимпиаде научных и студенческих...
Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения Ежегодной всероссийской олимпиады научных и студенческих работ в...
Научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности «Социально педагогическая деятельность по профилактике наркомании среди подростков в школе» iconПриказ
На основании письма Министерства образования Саратовской области №1423 от 02. 03. 2011 года, в целях выработки практических рекомендаций...
Научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности «Социально педагогическая деятельность по профилактике наркомании среди подростков в школе» iconЗакон московской области о профилактике наркомании и токсикомании...
Московской области, и направлен на предупреждение распространения наркомании и токсикомании, создание организационных и правовых...
Научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности «Социально педагогическая деятельность по профилактике наркомании среди подростков в школе» iconПрограмма по правовому воспитанию «Право и закон», Программа «Путь...
Работа общеобразовательных учреждений по профилактике распространения наркомании в подростковой среде в 2012 году
Научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности «Социально педагогическая деятельность по профилактике наркомании среди подростков в школе» iconСоциально-психологическое исследование отношения молодежи к наркомании Анкета
Сейчас Вы держите в руках анкету, которую составили психологи с целью понять, что современная молодежь думает о наркотиках, наркомании...
Научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности «Социально педагогическая деятельность по профилактике наркомании среди подростков в школе» iconНа участие в районном смотре конкурсе на лучшую организацию работы по профилактике
Наркомании и формированию здорового образа жизни несовершеннолетних среди учреждений и организаций органов системы профилактики
Научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности «Социально педагогическая деятельность по профилактике наркомании среди подростков в школе» iconРегиональная научно-школьная конференция Средняя общеобразовательная школа №2
Комплексное тестирование уровней функционального состояния физической подготовленности в профилактике наркомании среди детей и подростков...
Научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности «Социально педагогическая деятельность по профилактике наркомании среди подростков в школе» iconДеятельность мкоу «Платинской оош» в 2011-2012 учебном году основывалась...
Оу на период до 2015 года, программе реализации прав учащихся в сфере образования, программе «Образование и здоровье», программе...
Научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности «Социально педагогическая деятельность по профилактике наркомании среди подростков в школе» iconЗакон Воронежской области «О профилактике алкоголизма, наркомании...
Основополагающие документы, определяющие стратегию профилактики асоциальных явлений среди детей
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница