«Модель коррекционно-развивающей среды образовательного учреждения»




Название«Модель коррекционно-развивающей среды образовательного учреждения»
страница1/3
Дата публикации04.08.2013
Размер0,54 Mb.
ТипДокументы
pochit.ru > Психология > Документы
  1   2   3

«Модель коррекционно-развивающей среды образовательного учреждения».


1. Постановка проблемы.

Недостаточность знаний об особенностях организации коррекционной направленности образовательного процесса коррекционно-развивающей среды образовательного учреждения,
2. Причины:

  • отсутствие четкого представления об особенностях организации

коррекционной направленности образовательного процесса коррекционно-развивающей среды образовательного учреждения,

  • отсутствие в общеобразовательном учреждении особой образовательной среды

(совокупность условий и средств целесообразной жизнедеятельности системы), которая соответствовала бы различным образовательным потребностям детей.

  • противоречие между поставленной целью создания условий для успешного

обучения любого ребёнка и недостаточной методической разработанностью вопросов организации коррекционно-развивающей среды образовательного учреждения.

На основании имеющейся нормативно-правовой документации образовательного учреждения предусматривается четкая организация всего коррекционного процесса. Программа коррекционной работы основного общего образования должна обеспечивать:

  • создание в общеобразовательном учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;

  • дальнейшую социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в образовательном учреждении.


3. Цели программы:

  • оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и

поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям в освоении основной образовательной программы начального общего образования;

  • осуществление коррекции недостатков в физическом и психическом развитии

обучающихся при освоении основных и дополнительных общеобразовательных программ основного общего образования, их социальную адаптацию.

  • формирование социальной компетентности обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.

  • повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов

предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию
4. Задачи программы:

  • своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными

ограниченными возможностями здоровья;

  • определение особенностей организации образовательного процесса для

рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности ( в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

  • создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными

возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;

  • осуществление педагогической, психологической, логопедической помощи

детям с ограниченными возможностями здоровья;

  • разработка и реализация индивидуальных и групповых занятий для детей с

выраженным нарушением физического и психического развития;

  • обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным

образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

  • реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с

ограниченными возможностями здоровья;

  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным

представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по психологическим, логопедическим, социальным, правовым и другим вопросам.
5. Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

  • Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного

пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию, способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых обучающимся с ограниченными возможностями здоровья для продолжения образования. Принцип обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами программы основного общего образования: программой развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования, программой профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования.

  • ^ Соблюдение интересов ребёнка. Принцип обеспечивает единство позиций

специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и

развития ребёнка. Взаимодействие специалистов различного профиля и согласованность их действий в решении проблем ребёнка.

  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям

непрерывность помощи до полного решения проблемы или определение подхода к её решению.

  • Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для

получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом или психическом развитии.

  • ^ Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает

соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, формы обучения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, классы (группы).
6. Направления работы.

Диагностическая работа включает:

  • своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья при

освоении основной образовательной программы основного общего образования;

  • проведение комплексной психолого-медико-педагогической диагностики

нарушений в психическом и физиологическом развитии;

  • изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и

личностных особенностей учащегося;

  • изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания

ребёнка;

  • системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребёнка

с ограниченными возможностями здоровья (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ основного общего образования)

^ Коррекционно-развивающая работа включает:

  • своевременную специализированную помощь в освоении содержания

образования и коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения;

  • выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями

здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

  • организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-

развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

  • коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой,

познавательной и речевой сфер;

  • формирование универсальных учебных действий обучающихся

(личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) в соответствии с требованиями основного общего образования;

  • формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;

  • развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников,

коммуникативной компетентности;

  • развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и

профессионального самоопределения;

  • формирование навыков получения и использования информации,

способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальной жизни;

  • социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при

психотравмирующих обстоятельствах.

^ Консультативная работа включает:

  • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным

направлениям работы с учащимися с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса;

  • консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально

ориентированных методов и приёмов работы с учащимися с ОВЗ;

  • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и

приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОВЗ;

  • консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие

свободному и осознанному выбору учащимися с ОВЗ профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.

^ Информационно-просветительская работа направлена:

  • информационную поддержку образовательной деятельности учащихся с

особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;

  • различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы,

информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями

образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;

  • проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных

представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ.
7. Механизмы реализации программы

А. Механизм взаимодействия – психолого-педагогический консилиум, психологическое, логопедическое и педагогическое сопровождение.

В. Механизм реализации:

  • Школа будущего первоклассника

  • Коррекционные группы

  • Индивидуальный и дифференцированный подход

  • Индивидуальное обучение (обучение на дому)

С. Социальное партнерство:

  • Районная медико-педагогическая комиссия

  • ЦПМСС

  • Родительская общественность.


8. Этапы реализации программы

Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

  • I этап (октябрь – май 2012). Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.

  • II этап (сентябрь - май) Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

  • III этап (апрель-май) Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

  • IV этап (май– сентябрь) Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.


9. Требования к условиям реализации программы

А. ^ Психолого-педагогическое обеспечение:

  • обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных

нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

  • обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная

направленность учебно-воспитательного процесса;

  • учёт индивидуальных особенностей ребёнка;

  • соблюдение комфортного психоэмоционального режима;

  • использование современных педагогических технологий, в том числе

информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

  • специализированные условия (комплексное воздействие на учащегося,

осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифферинцированное и индивидуальное обучение с учётом специфики нарушения здоровья ребёнка).

  • обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и

охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

  • обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья,

независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;

  • развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения

психического и физического развития.
Б. ^ Программно - методическое обеспечение

В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы рабочие коррекционно   развивающие программы социально-педагогической направленности (психолога, логопеда, педагога), диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя—логопеда, учителя- дефектолога.

В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является использование специальных (коррекционных) образовательных программ, учебников и учебных пособий для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида).
В. ^ Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно - развивающую среды образовательного учреждения.

Г. ^ Информационное обеспечение

  • Необходимым условием реализации программы является создание

информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно   коммуникационных технологий.

  • Создание системы широкого доступа детей ОВЗ, родителей, педагогов к

сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.

Д. ^ Кадровое обеспечение

Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую подготовку (учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-дефектолог).

Педагогические работники должны иметь чёткое представление об особенностях психического и физического развития детей с ОВЗ, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процессов.

  1   2   3

Похожие:

«Модель коррекционно-развивающей среды образовательного учреждения» iconМоу специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа- интернат...
Краткие сведения о составе и структуре образовательного учреждения, его основных достижениях и проблемах
«Модель коррекционно-развивающей среды образовательного учреждения» iconПрограмма развития
«Создание обогащенной коррекционно-развивающей образовательной среды школы, обеспечивающей доступность качественного образования...
«Модель коррекционно-развивающей среды образовательного учреждения» iconЗадача «Оптимизировать механизмы взаимодействия с семьями дошкольников,...
Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида на 2012-2013 учебный год
«Модель коррекционно-развивающей среды образовательного учреждения» iconДоклад за 2010-2011 учебный год Публичный отчётный доклад о деятельности...
Характеристика предметно-развивающей среды и методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса по
«Модель коррекционно-развивающей среды образовательного учреждения» iconСоздание коррекционно–развивающей среды в процессе учебно–воспитательной...
А для этого необходимо создать среду, условия, способствующие развитию личности и эффективному усвоению учебного материала. Создание...
«Модель коррекционно-развивающей среды образовательного учреждения» iconУчебный план муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой, С. А. Мироновой, А. В. Лагутиной «Коррекция нарушений речи» и «Программой коррекционно-развивающей...
«Модель коррекционно-развивающей среды образовательного учреждения» iconКонспект коррекционно-развивающей деятельности для детей старшего...
Коррекционно-развивающие – развивать слуховую память, слуховое внимание «Тихо-громко»
«Модель коррекционно-развивающей среды образовательного учреждения» iconСоздание и обновление предметно-развивающей среды
Мбдоу является правильная организация предметно-развивающей среды. Развивающая среда рассматривается  педагогами мбдоу как  комплекс...
«Модель коррекционно-развивающей среды образовательного учреждения» iconПояснительная записка основной общеобразовательной программы начального...
Обобщенная модель выпускника образовательного учреждения мбоу «Чернухинская сош» как «Школы социокультурных практик»
«Модель коррекционно-развивающей среды образовательного учреждения» iconМетодические рекомендации по организации коррекционно-развивающего...
«Подготовка к школе детей с задержкой психического развития», разработанных авторским коллективом под руководством С. Г. Шевченко;...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница