Законы восприятия




Скачать 67,75 Kb.
НазваниеЗаконы восприятия
Дата публикации02.08.2013
Размер67,75 Kb.
ТипЗакон
pochit.ru > Психология > Закон
ВОПРОСЫ К ГОСЭКЗАМЕНУ (КАФЕДРА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ) - 2011

  1. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. Основные виды аддиктивных реализаций и их характерные особенности. Методы диагностики и коррекции.

  2. Виды судебной экспертизы с участием психолога. Функции и задачи в них клинического психолога. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза: предметные виды, задачи, роль психолога.

  3. Внимание: определение, виды и свойства внимания. Методы исследования внимания. Нарушения внимания.

  4. Воля: определение, общая характеристика волевых качеств личности.

  5. Воображение. Виды, механизмы и место воображения в иерархии когнитивных процессов. Воображение и творчество.

  6. Восприятие: определение, основные свойства и виды. Законы восприятия. Восприятие пространства, движения, времени. Методы исследования восприятия.

  7. Гностические нарушения при локальных поражениях мозга. Классификация агнозий.

  8. Интеллект. Концепции и модели интеллекта. Виды интеллекта. Проблема оценки интеллекта.

  9. История развития взглядов на психические явления. Основные этапы становления психологии как науки.

  10. Классификация методов клинической психологии.

  11. Клинико-психологическая характеристика задержанного психического развития. Классификация и дифференциальная диагностика видов задержанного психического развития.

  12. Клинико-психологическая характеристика психических расстройств, специфических для детского возраста.

  13. Клинико-психологическая характеристика психического недоразвития. Систематика, возрастная динамика, методы психологической диагностики.

  14. Клинико-психологический метод (клинический метод в психологии). Основные характеристики, условия и формы реализации клинико-психологического метода.

  15. Клиническая психология в экспертной практике: формы использования психологических знаний в экспертизе. Виды экспертизы с участием психолога: их цели и задачи.

  16. Концепты стресса, адаптации и гомеостазиса в науках о человеке. Учение о стрессе и его значение для клинической психологии. Психологическая адаптация и дезадаптация.

  17. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского: основные положения, значение для клинической психологии.

  18. Методология и методы психологии: методологические принципы психологии, классификации методов психологии.

  19. Методы исследования личности в психологии.

  20. Методы оценки психического развития детей и подростков в норме и при патологии.

  21. Мозг и психика. Мозговая организация высших психических функций. Структурно-функциональная модель головного мозга (А.Р. Лурия).

  22. Мышление: определение, операции, формы, виды мышления. Стилевые особенности мышления, когнитивные стили. Онтогенез мышления (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский). Методы исследования мышления.

  23. Нарушения мышления: клиническая и патопсихологическая классификации, методы диагностики. Нарушения мышления в структуре патопсихологических симптомокомплексов.

  24. Нарушения речи при локальных поражениях мозга. Классификация и клинико-психологическая характеристика афазий.

  25. Нарушения сенсорно-перцептивной сферы.

  26. Нарушения целенаправленных движений при локальных поражениях мозга. Классификация апраксий. Методы исследования двигательных функций (праксиса позы, динамического праксиса, предметных и символических действий).

  27. Нейропсихологическая реабилитация как прикладная область нейропсихологии. Пути восстановления ВПФ. Варианты направленного восстановления ВПФ. Принципы восстановительного обучения.

  28. Нейропсихология детского возраста: предмет, задачи, прикладное значение. Нейропсихологическая концепция динамической хроногенной системной локализации психических функций в головном мозге. Особенности нарушений психических функций при локальных поражениях головного мозга в детском возрасте.

  29. Олигофренический патопсихологический симптомокомплекс.

  30. Организационные и юридические аспекты деятельности клинического психолога. Принципы и формы организации медико-психологической помощи в РФ.

  31. Органический патопсихологический симптомокомплекс.

  32. Основные направления исследований проблемы личности в зарубежной психологии.

  33. Основные направления современной психотерапии: теоретические основы, модели нормы и патологии, цели, организация психотерапевтического процесса.

  34. Основные характеристики поведенческого и когнитивно-поведенческого направлений в психотерапии и психокоррекции. Механизмы научения и их использование в психокоррекции.

  35. Ощущение: определение, виды, основные свойства и характеристики.

  36. Память: определение, классификации и виды памяти. Методы исследования памяти. Нарушения памяти.

  37. Патогенетическая концепция неврозов В.Н. Мясищева. Патогенетическая психотерапия и личностно-ориентированная реконструктивная психотерапия.

  38. Поведение как предмет психологии. Бихевиоризм и необихевиоризм. Теории научения.

  39. Понятие внутренней картины болезни и отношения к болезни. Структурно-уровневые характеристики и типология отношения к болезни. Факторы, влияющие на формирование отношения к болезни.

  40. Понятие мотивации. Основные направления в изучении мотивационной сферы человека.

  41. Понятие невроза. Невротические симптомы и синдромы. Современная классификация невротических и соматоформных расстройств.

  42. Понятие о психике и ее эволюции. Происхождение и развитие психики в фило- и онтогенезе. Генетические основы поведения.

  43. Понятие патопсихологического симптомокомплекса (синдрома). Классификация патопсихологических симптомокомплексов.

  44. Понятие психического дизонтогенеза. Параметры психического дизонтогенеза. Классификация видов дизонтогенеза.

  45. Понятие психического развития. Факторы и движущие силы развития. Законы психического развития (Л.С. Выготский). Проблема периодизации психического развития человека.

  46. Понятие способностей. Классификации способностей. Общие и специальные способности. Проблема одаренности в психологии.

  47. Предмет и задачи нейропсихологии. Практические задачи и направления современной нейропсихологии. Общие принципы и методы нейропсихологической диагностики.

  48. Предмет и задачи патопсихологии. Задачи и функции патопсихолога в клинике. Методы патопсихологической диагностики.

  49. Представление: определение, виды, основные характеристики.

  50. Принципы классификации психофармацевтических препаратов. Основные группы и их характеристика.

  51. Проблема самосознания в психологии. Компоненты самосознания. Понятия Я-концепции, идентичности. Развитие самосознания в онтогенезе. Нарушения самосознания.

  52. Проблема сознания в психологии. Сознание как интегратор психической деятельности человека. Сознание и бессознательное. Нарушения сознания.

  53. Проблемы нормы и отклонения (девиаций) поведения: основные критерии, формы проявления и медико-психологические вопросы профилактики.

  54. Проективный метод в психологии.

  55. Психические состояния; определение состояния. Роль и место состояний среди других психических явлений. Классификация психических состояний.

  56. Психодинамические концепции личности. Классический психоанализ и неопсихоанализ.

  57. Психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия: показания, цели, задачи, оценка эффективности.

  58. Психология как наука. Житейское и научное психологическое знание. Место психологии в системе наук. Отрасли современной психологии.

  59. Психология как наука. Предмет психологии. Классификация психических явлений.

  60. Психометрические основы психодиагностики. Требования к построению и проверке психометрических свойств психологических методов (стандартизация, надежность, валидность).

  61. Психопатология воли. Волевые нарушения в структуре патопсихологических синдромов.

  62. Психосоматика как область междисциплинарных исследований. Психосоматические и соматопсихические соотношения. Основные направления в психосоматике.

  63. Расстройства личности: определение, критерии, формы. Клинико-психологическая характеристика основных форм личностных расстройств.

  64. Роль клинического психолога в реабилитации пожилых лиц с психическими нарушениями (в гериатрии). Психосоциальные факторы в патогенезе и проявлениях психических заболеваний позднего возраста. Клинико-психологические особенности психических расстройств в пожилом возрасте.

  65. Семья и ее функции. Стили и типы семейного воспитания, их влияние на психическое развитие ребенка.

  66. Современные классификации психических расстройств (DSM-IV, МКБ-10): основные принципы и разделы.

  67. Соотношение понятий «индивид», «субъект деятельности», «личность», «индивидуальность» в психологии. Индивидные, личностные и субъектно–деятельностные характеристики человека.

  68. Становление отечественной клинической (медицинской) психологии. Вклад отечественных физиологов, психиатров и психологов в ее развитие (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Л.С. Выготский, В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, А.Р. Лурия, Б.В. Зейгарник).

  69. Темперамент. Свойства темперамента. Исследования темперамента в отечественной психофизиологии и психологии (И.П. Павлов, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын). Конституциональные концепции темперамента (Э. Кречмер, У. Шелдон).

  70. Теории деятельности в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).

  71. Теории личности в отечественной психологии (Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов).

  72. Участие психолога в медико-психолого-педагогической экспертизе детей и подростков.

  73. Характер: определение, структура, типы. Понятие акцентуации характера. Критерии, классификация и краткая характеристика основных видов акцентуаций характера.

  74. Цели и задачи клинического психолога в составе врачебно-трудовой экспертизы.

  75. Шизофренический патопсихологический симптомокомплекс.

  76. Эмоции: определение, виды эмоциональных явлений, функции эмоций. Теории эмоций. Методы исследования эмоциональной сферы. Нарушения эмоций.

  77. Этические принципы и нормы профессиональной деятельности психолога.

  78. Язык, речь и знаковые системы как проблема общей психологии. Знаки, значения и смысл. Речь: определение, формы и функции речи.


Помимо теоретических вопросов каждый билет содержит ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (решение типовой [диагностической, коррекционной, экспертной] задачи из клинико-психологической практики). Ориентировочные требования и примеры будут представлены дополнительно.

Похожие:

Законы восприятия iconПсихолого-педагогические особенности восприятия информации
В предыдущем параграфе мы познакомились с одной из тенденций развития теории восприятия — информационно-процессуальной (когнитивной),...
Законы восприятия iconВедущий канал восприятия
Область практической психологии, исследующая особенности восприятия мира через эти ведущие каналы (у каждого из нас свой), называется...
Законы восприятия iconАпперцепция Шупейко И. Г. Зависимость восприятия от особенностей...
Зависимость восприятия от особенностей личности называется апперцепцией. Люди могут находиться в одной и той же ситуации, но воспринимать...
Законы восприятия iconКак было отмечено в главе 2, константность восприятия один из важнейших...
Изучая богатую феноме­нологию константности восприятия, мы вплотную сталкиваемся с очень важной проблемой — наше восприятие обусловлено...
Законы восприятия iconК м. н. Коёкина О. И.(E-mail:) Научный центр исследования сознания...
При этом также особую роль приобретают механизмы ассоциативных связей между системами сенсорного восприятия
Законы восприятия iconСемья и школа: грани сотрудничества
«Законы воспитания – это первые законы, которые встречает человек в своей жизни», заметил однажды Ш. Монтескье. Очень важно, чтобы...
Законы восприятия iconСинтоническая модель восприятия. Модальность (тип восприятия): типы и их определение
Для разных людей характерны различные системы получения, обработки информации и формирования образов. Стратегия работы с информацией...
Законы восприятия iconСреднеассирийские законы среднеассирийские законы (саз) в совокупности...
Очевидные по контексту дополнения для удобства читателя вставлены прямо в текст. Обработка перевода и комментарии Немировского А....
Законы восприятия iconЗаконы в самых неожиданных ситуациях. Девиз нашей игры
Роберт Фейнман. Но чтобы делать открытия, надо знать законы и взаимосвязи происходящих явлений. Сегодня мы выясним, насколько хорошо...
Законы восприятия iconБеседы о художниках и их произведениях на уроках в начальных классах...
Но эффективность этого воздействия находится в прямой зависимости от культуры художественного восприятия
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница