ВОПРОСЫ К ГОСЭКЗАМЕНУ (КАФЕДРА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ) - 2011
Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. Основные виды аддиктивных реализаций и их характерные особенности. Методы диагностики и коррекции.
Виды судебной экспертизы с участием психолога. Функции и задачи в них клинического психолога. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза: предметные виды, задачи, роль психолога.
Внимание: определение, виды и свойства внимания. Методы исследования внимания. Нарушения внимания.
Воля: определение, общая характеристика волевых качеств личности.
Воображение. Виды, механизмы и место воображения в иерархии когнитивных процессов. Воображение и творчество.
Восприятие: определение, основные свойства и виды. Законы восприятия. Восприятие пространства, движения, времени. Методы исследования восприятия.
Гностические нарушения при локальных поражениях мозга. Классификация агнозий.
Интеллект. Концепции и модели интеллекта. Виды интеллекта. Проблема оценки интеллекта.
История развития взглядов на психические явления. Основные этапы становления психологии как науки.
Классификация методов клинической психологии.
Клинико-психологическая характеристика задержанного психического развития. Классификация и дифференциальная диагностика видов задержанного психического развития.
Клинико-психологическая характеристика психических расстройств, специфических для детского возраста.
Клинико-психологическая характеристика психического недоразвития. Систематика, возрастная динамика, методы психологической диагностики.
Клинико-психологический метод (клинический метод в психологии). Основные характеристики, условия и формы реализации клинико-психологического метода.
Клиническая психология в экспертной практике: формы использования психологических знаний в экспертизе. Виды экспертизы с участием психолога: их цели и задачи.
Концепты стресса, адаптации и гомеостазиса в науках о человеке. Учение о стрессе и его значение для клинической психологии. Психологическая адаптация и дезадаптация.
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского: основные положения, значение для клинической психологии.
Методология и методы психологии: методологические принципы психологии, классификации методов психологии.
Методы исследования личности в психологии.
Методы оценки психического развития детей и подростков в норме и при патологии.
Мозг и психика. Мозговая организация высших психических функций. Структурно-функциональная модель головного мозга (А.Р. Лурия).
Мышление: определение, операции, формы, виды мышления. Стилевые особенности мышления, когнитивные стили. Онтогенез мышления (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский). Методы исследования мышления.
Нарушения мышления: клиническая и патопсихологическая классификации, методы диагностики. Нарушения мышления в структуре патопсихологических симптомокомплексов.
Нарушения речи при локальных поражениях мозга. Классификация и клинико-психологическая характеристика афазий.
Нарушения сенсорно-перцептивной сферы.
Нарушения целенаправленных движений при локальных поражениях мозга. Классификация апраксий. Методы исследования двигательных функций (праксиса позы, динамического праксиса, предметных и символических действий).
Нейропсихологическая реабилитация как прикладная область нейропсихологии. Пути восстановления ВПФ. Варианты направленного восстановления ВПФ. Принципы восстановительного обучения.
Нейропсихология детского возраста: предмет, задачи, прикладное значение. Нейропсихологическая концепция динамической хроногенной системной локализации психических функций в головном мозге. Особенности нарушений психических функций при локальных поражениях головного мозга в детском возрасте.
Олигофренический патопсихологический симптомокомплекс.
Организационные и юридические аспекты деятельности клинического психолога. Принципы и формы организации медико-психологической помощи в РФ.
Органический патопсихологический симптомокомплекс.
Основные направления исследований проблемы личности в зарубежной психологии.
Основные направления современной психотерапии: теоретические основы, модели нормы и патологии, цели, организация психотерапевтического процесса.
Основные характеристики поведенческого и когнитивно-поведенческого направлений в психотерапии и психокоррекции. Механизмы научения и их использование в психокоррекции.
Ощущение: определение, виды, основные свойства и характеристики.
Память: определение, классификации и виды памяти. Методы исследования памяти. Нарушения памяти.
Патогенетическая концепция неврозов В.Н. Мясищева. Патогенетическая психотерапия и личностно-ориентированная реконструктивная психотерапия.
Поведение как предмет психологии. Бихевиоризм и необихевиоризм. Теории научения.
Понятие внутренней картины болезни и отношения к болезни. Структурно-уровневые характеристики и типология отношения к болезни. Факторы, влияющие на формирование отношения к болезни.
Понятие мотивации. Основные направления в изучении мотивационной сферы человека.
Понятие невроза. Невротические симптомы и синдромы. Современная классификация невротических и соматоформных расстройств.
Понятие о психике и ее эволюции. Происхождение и развитие психики в фило- и онтогенезе. Генетические основы поведения.
Понятие патопсихологического симптомокомплекса (синдрома). Классификация патопсихологических симптомокомплексов.
Понятие психического дизонтогенеза. Параметры психического дизонтогенеза. Классификация видов дизонтогенеза.
Понятие психического развития. Факторы и движущие силы развития. Законы психического развития (Л.С. Выготский). Проблема периодизации психического развития человека.
Понятие способностей. Классификации способностей. Общие и специальные способности. Проблема одаренности в психологии.
Предмет и задачи нейропсихологии. Практические задачи и направления современной нейропсихологии. Общие принципы и методы нейропсихологической диагностики.
Предмет и задачи патопсихологии. Задачи и функции патопсихолога в клинике. Методы патопсихологической диагностики.
Представление: определение, виды, основные характеристики.
Принципы классификации психофармацевтических препаратов. Основные группы и их характеристика.
Проблема самосознания в психологии. Компоненты самосознания. Понятия Я-концепции, идентичности. Развитие самосознания в онтогенезе. Нарушения самосознания.
Проблема сознания в психологии. Сознание как интегратор психической деятельности человека. Сознание и бессознательное. Нарушения сознания.
Проблемы нормы и отклонения (девиаций) поведения: основные критерии, формы проявления и медико-психологические вопросы профилактики.
Проективный метод в психологии.
Психические состояния; определение состояния. Роль и место состояний среди других психических явлений. Классификация психических состояний.
Психодинамические концепции личности. Классический психоанализ и неопсихоанализ.
Психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия: показания, цели, задачи, оценка эффективности.
Психология как наука. Житейское и научное психологическое знание. Место психологии в системе наук. Отрасли современной психологии.
Психология как наука. Предмет психологии. Классификация психических явлений.
Психометрические основы психодиагностики. Требования к построению и проверке психометрических свойств психологических методов (стандартизация, надежность, валидность).
Психопатология воли. Волевые нарушения в структуре патопсихологических синдромов.
Психосоматика как область междисциплинарных исследований. Психосоматические и соматопсихические соотношения. Основные направления в психосоматике.
Расстройства личности: определение, критерии, формы. Клинико-психологическая характеристика основных форм личностных расстройств.
Роль клинического психолога в реабилитации пожилых лиц с психическими нарушениями (в гериатрии). Психосоциальные факторы в патогенезе и проявлениях психических заболеваний позднего возраста. Клинико-психологические особенности психических расстройств в пожилом возрасте.
Семья и ее функции. Стили и типы семейного воспитания, их влияние на психическое развитие ребенка.
Современные классификации психических расстройств (DSM-IV, МКБ-10): основные принципы и разделы.
Соотношение понятий «индивид», «субъект деятельности», «личность», «индивидуальность» в психологии. Индивидные, личностные и субъектно–деятельностные характеристики человека.
Становление отечественной клинической (медицинской) психологии. Вклад отечественных физиологов, психиатров и психологов в ее развитие (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Л.С. Выготский, В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, А.Р. Лурия, Б.В. Зейгарник).
Темперамент. Свойства темперамента. Исследования темперамента в отечественной психофизиологии и психологии (И.П. Павлов, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын). Конституциональные концепции темперамента (Э. Кречмер, У. Шелдон).
Теории деятельности в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).
Теории личности в отечественной психологии (Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов).
Участие психолога в медико-психолого-педагогической экспертизе детей и подростков.
Характер: определение, структура, типы. Понятие акцентуации характера. Критерии, классификация и краткая характеристика основных видов акцентуаций характера.
Цели и задачи клинического психолога в составе врачебно-трудовой экспертизы.
Шизофренический патопсихологический симптомокомплекс.
Эмоции: определение, виды эмоциональных явлений, функции эмоций. Теории эмоций. Методы исследования эмоциональной сферы. Нарушения эмоций.
Этические принципы и нормы профессиональной деятельности психолога.
Язык, речь и знаковые системы как проблема общей психологии. Знаки, значения и смысл. Речь: определение, формы и функции речи.
Помимо теоретических вопросов каждый билет содержит ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (решение типовой [диагностической, коррекционной, экспертной] задачи из клинико-психологической практики). Ориентировочные требования и примеры будут представлены дополнительно. |