Отчет по исследовательской работе на тему: «Социально-педагогические основы формирования имиджа общеобразовательного учреждения в условиях городского лицея»




Скачать 336,87 Kb.
НазваниеОтчет по исследовательской работе на тему: «Социально-педагогические основы формирования имиджа общеобразовательного учреждения в условиях городского лицея»
страница1/4
Дата публикации16.06.2013
Размер336,87 Kb.
ТипОтчет
pochit.ru > Психология > Отчет
  1   2   3   4
«Утверждаю»

директор МОУ лицей №4

____________ Н. Н. Сологубов

Промежуточный отчет

по исследовательской работе

на тему: «Социально-педагогические основы

формирования имиджа общеобразовательного

учреждения в условиях городского лицея»

за период с 06.04.2009 по 06.04.2012 гг.

Научный руководитель

к.п.н., Даванов В.Н.
Ответственная за

экспериментальную работу

Л. А. Потапова

Программа исследования на тему: «Социально–педагогические основы формирований имиджа общеобразовательного учреждения в условиях городского лицея № 4 города-курорта Кисловодска»

^ Актуальность проблемы

Сегодня складывающийся рынок образовательных услуг обязывает школы больше ориентироваться на потребителя, учитывать его запросы. Появление общеобразовательных учреждений различных типов и видов, предоставление учащимся и их родителям права выбора школы, заинтересованность школ в увеличении количества учеников из–за предстоящего перехода к финансированию на нормативной основе, ухудшение социально–экономического положения учителей и отток их в более высокооплачиваемые отрасли хозяйства втягивают

общеобразовательные учреждения в конкурентную борьбу за учащихся, родителей, способных оплачивать дополнительные образовательные услуги, учителей, фанты различных фондов и организаций, расположение вузов, окружающего социума. В разворачивающемся соперничестве общеобразовательные учреждения прибегают к неценовым и ценовым формам конкуренции – качество, перечень, комплексность, условия предоставления, цена образовательных услуг. Среди неценовых форм конкуренции значительная роль отводится имиджу.

Позитивный имидж способствует тому, чтобы конкретная школа была высоко оценена клиентом и выбрана им из ряда других. Многие коллективы общеобразовательных учреждений осознают важность целенаправленного создания имиджа. Вместе с тем они не обладают достаточным профессионализмом, чтобы успешно решить эту задачу. Таким образом, назрела необходимость исследования социально–педагогического процесса формирования позитивного имиджа общеобразовательного учреждения. Это позволит создать предпосылки для преодоления противоречия между потребностью руководителя и работников школы в формировании имиджа и недостаточным уровнем их реальных знаний и умений для осуществления этой деятельности. Решение обозначенной проблемы требует теоретического обоснования на базе междисциплинарного подхода, а акмеологический срез ее изучения является актуальным направлением для отечественной науки.

Недостаточная научная разработка вопросов структуры имиджа школы, приемов и методов психологического воздействия на ее социальное окружение в процессе создания имиджа, условий и факторов, влияющих на эффективное формирование имиджа, обусловили проблему нашего исследования. Проблема определяется необходимостью создания предпосылок для преодоления противоречия между потребностью руководителя и работников общеобразовательного учреждения в формировании позитивного имиджа школы и недостаточным уровнем их реальных знаний и умений для осуществления этой деятельности.

Сформулированная проблема требует междисциплинарного подхода.

^ Объектом исследования выступает процесс формирования позитивного имиджа общеобразовательного учреждения.

Предметом исследования являются условия и факторы формирования позитивного имиджа общеобразовательного учреждения.

^ Целью исследования является теоретико–методологическое обоснование и экспериментальное выявление социально–педагогических условий и факторов формирования позитивного имиджа общеобразовательного учреждения.

^ Гипотеза исследования. Формирование позитивного имиджа общеобразовательного учреждения обуславливается способностью педагогического коллектива выявлять потребности и ожидания конкретных социальных групп, заинтересованных в предоставлении образовательных услуг, и умением организовывать свою деятельность с учетом этих потребностей и ожиданий. Важную роль играет то, насколько педагогический коллектив и его руководитель владеют методами и приемами формирования имиджа.

^ В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1) проанализировать состояние разработки проблемы и раскрыть понятие "имидж общеобразовательного учреждения";

2) определить содержание и структуру имиджа школы, субъекты его формирования;

3) разработать теоретическую модель и алгоритм формирования позитивного имиджа общеобразовательного учреждения; выявить критерии и показатели эффективности этого процесса;

4) определить продуктивные социально–педагогические условия, внешние и внутренние факторы, влияющие на формирование позитивного имиджа школы;

5) выявить закономерности, требующие учета при обращении к методам и приемам психологического воздействия на социальное окружение школы в процессе формирования ее позитивного имиджа.

Будет выявлен главный субъект процесса формирования позитивного имиджа общеобразовательного учреждения – коллектив работников общеобразовательного учреждения в целом. Будет определено, что учащиеся школы, их родители, работники предприятий, учреждений, организаций, предприятий, органов управления образованием и муниципальных органов власти, СМИ, местные жители, взаимодействующие с коллективом школы, в конкретных ситуациях также могут являться субъектами формирования имиджа общеобразовательного учреждения.

Выявлены обобщенные критерии эффективности формирования имиджа – "привлекательность имиджа" и "ресурсообеспечение" его создания. Установлена возможность декомпозиции обобщенного критерия "привлекательность имиджа" на частные критерии социальные ' и психологические, а обобщенного критерия "ресурсообеспечение" – на организационные и экономические. В соответствии с этим в работе выделены

социальные, психологические, педагогические, организационные и экономические показатели эффективности формирования имиджа.

Разработан алгоритм, определяющий порядок и правила целенаправленной деятельности по формированию позитивного имиджа общеобразовательного учреждения. Подтверждено, что его необходимыми компонентами являются гностический, конструкторико–проектировочный, организационный, коммуникативный.

Выявлены закономерности, требующие учета при обращении к методам и приемам психологического воздействия на социальное окружение школы, и факторы, оказывающие влияние на формирование позитивного имиджа школы. Осуществлена их классификация по масштабу и типу воздействия (глобальные, внутригосударственные, внутриотраслевые и внутри школьные) и по принципу учета значимых характеристик социальных групп, заинтересованных в предоставлении образовательных услуг (демографические, социально–экономические и психологические факторы).

Выявлены и классифицированы продуктивные социально–педагогические условия, обеспечивающие оптимизацию имиджа общеобразовательного учреждения, среди которых: внешкольные, внутри школьные и личностные условия.

Практическая значимость исследования будет определяться тем, что:

– привлечено внимание работников системы образования к проблеме целенаправленного формирования позитивного имиджа общеобразовательного учреждения в условиях складывающегося рынка образовательных услуг, падения авторитета массовой общеобразовательной школы;

–предложен экспериментально обоснованный алгоритм формирования позитивного имиджа общеобразовательного учреждения, который является основой для разработки программы школы по созданию позитивного имиджа;

–подготовлены методические рекомендации по оказанию психологического воздействия на аудиторию в целях формирования позитивного имиджа школы во время проведения открытого мероприятия;

– разработана программа семинара для руководителей школ и работников органа управления образованием, базирующаяся на результатах исследования и опыте практической деятельности по формированию позитивного имиджа общеобразовательного учреждения;

–разработан примерный план деятельности школы по формированию ее позитивного имиджа;

–разработан инструментарий, позволяющий осуществлять

акмеологическое сопровождение деятельности по формированию имиджа и повышать ее эффективность с учетом воздействия реальных условий и факторов;

– получены новые экспериментальные данные о влиянии различных составляющих имиджа общеобразовательного учреждения на группы

потребителей образовательных услуг, в том числе визуальной символики, стиля школы, личного имиджа руководителя и педагога, что позволяет осуществлять достаточно точный прогноз при внедрении различных элементов имиджа и продуктивно проектировать его в целом; обобщены данные, выявляющие степень популярности различных каналов трансляции имиджа школы среди учащихся и их родителей.

^ Организация и этапы исследования. Личное участие участников состоит в теоретической и практической разработке основных идей и положений по теме, непосредственном осуществлении и руководстве опытно–экспериментальной. Избранная теоретико–методологическая основа и поставленные задачи определили ход экспериментального исследования проблемы. Оно будет проводиться в несколько этапов в период с 2009–2013 г. г.

На первом этапе (2009–2010 г.г.) осуществлялся анализ философской, психологической и педагогической литературы. В эти же сроки был разработан понятийный аппарат, построена рабочая гипотеза и проведен констатирующий эксперимент, осуществлен первичный сбор и анализ эмпирического материала.

На втором этапе (2009–2011 г.г.) уточняется гипотеза исследования, основные направления формирующего эксперимента; определяются педагогические условия его проведения; разрабатываются и внедряются в практику работы механизм формирования социального имиджа культуры школы

На третьем этапе (2011–2013 г.г.) осуществляется диагностика на заключительном этапе эксперимента, анализ и обработка результатов мониторинга и полученных эмпирических данных, корректировка комплекса социально–педагогических условий формирования имиджа учреждения общего образования, оформление результатов исследования в отчета.

^ Положения, выносимые на обсуждение краевым экспертным советом:

1. Имидж общеобразовательного учреждения есть эмоционально окрашенный образ учреждения, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социального окружения общеобразовательного учреждения.

2. Содержание имиджа общеобразовательного учреждения обусловлено совокупностью семантических характеристик его структурных компонентов. Структура имиджа включает представления социального окружения о качестве образования (обучении, развитии и воспитании учащихся), уровне комфортности школьной среды, стиле школы, цене образовательных услуг, а также образ руководителя и образ персонала школы, внешнюю атрибутику.

3. Главными субъектами формирования имиджа являются руководитель, педагоги и сотрудники школы, а также в силу обратной связи –различные социальные группы, заинтересованные в предоставлении

образовательных услуг. К этим группам относятся учащиеся и их родители; работники образовательных учреждений, предоставляющих образовательные услуги параллельно со школой; работники предприятии, организации, учреждении, принимающих выпускников школ; работники органов управления образованием и муниципальных органов власти; местные жители.

4. Теоретическая модель формирования имиджа общеобразовательного учреждения базируется на интегративном взаимодействии участников этого процесса, осуществляемом на основе социальной перцепции. Целостность модели предполагает не только организованное воздействие субъектов формирования имиджа на сознание социального окружения, но и получение обратной информации об имидже от социальных групп, заинтересованных в предоставлении образовательных услуг, в целях его улучшения.

5. Оценка эффективности формирования имиджа общеобразовательного учреждения проводится по обобщенным критериям «привлекательность имиджа» и «ресурсообеспечение» его создания.

Частными критериями привлекательности имиджа являются социальные, педагогические и психологические, "ресурсообеспечения" –организационные и экономические критерии. Частные критерии операционализируются в следующих показателях:

– совокупность социальных показателей (позитивная оценка деятельности учреждения потребителями образовательных услуг; образовательными учреждениями–партнерами; предприятиями и организациями–партнерами; конкурентоспособность; сохранение контингента учащихся и учителей);

–совокупность психологических показателей (авторитет работников школы; комплиментарность учеников и их родителей, работников органов управления образованием, муниципальных властей, местных жителей; позитивная направленность отзывов в СМИ; узнавание школы социальными группами; психологическая готовность работников школы к профессиональной деятельности, их удовлетворенность условиями и результатами деятельности, профессиональный и личностный оптимизм);

– совокупность организационных показателей (высокий уровень организации и самоорганизации коллектива, его способность продуктивно выполнять комплекс проектировочно–конструкторских, регулятивно–коммуникативных, аналитико–оценочных функций);

– совокупность экономических показателей (финансовые затраты на паблик рилсйшнз, собственную рекламную кампанию, взаимодействие со СМИ, формирование материально–технической базы школы, повышение профессионализма персонала, оплату труда профессиональных имиджмейкеров).

Алгоритм формирования позитивного имиджа

общеобразовательного учреждения включает следующие операции:

– диагностическую (осуществление всестороннего анализа ситуации по проблеме формирования имиджа общеобразовательного учреждения);

– конструкторско–проектировочную (определение стратегии построения положительного имиджа, разрабатываемой в строгом соответствии с результатами анализа данных и включающей комплекс решений, которые необходимо принять руководителю и работникам школы);

– организационную (осуществление реализации стратегии на основе программы и плана действий);

– коммуникативную (осуществление психологически грамотного общения в процессе реализации программы).

7. На формирование привлекательного имиджа общеобразовательного учреждения оказывают влияние внешние (глобальные, внутригосударственные, внутриотраслевые) и внутришкольные факторы. Школа, сознательно формирующая имидж, должна всесторонне изучить "свои" социальные группы, на которые предполагается его трансляция, и учитывать их демофафические, социально–экономические и психологические характеристики.

8. К продуктивным социально–педагогическим условиям, способствующим оптимизации формирования имиджа общеобразовательного учреждения относятся:

– внешние условия (кардинально меняющаяся социальная действительность, перемены в образе мышления и жизни населения, общественный запрос на профессионализм в формировании имиджа);

– внутришкольные условия (оптимальный подбор кадров, их профессионализм, стойкая мотивированность на деятельность по формированию имиджа, организация профессиональной среды, осознание руководителем необходимости формирования личного имиджа и имиджа учреждения в целом, его готовность эффективно работать с профессиональным школьным имиджмейкером);

– личностные характеристики участников формирования позитивного имиджа общеобразовательного учреждения (задатки, общие и специальные способности, уровень профессионального образования, предвидение, проницательность, активность, хорошее состояние здоровья, адаптивность к экстремальным условиям, устойчивый интерес к деятельности).

Обращение к методам и приемам психологического воздействия при формировании имиджа школы, предполагает учет следующих закономерностей:

– воздействуемые меньше сопротивляются воздействию, если олицетворяемые имиджем школы идеи отвечают их потребностям, ожиданиям и интересам;

– успех воздействия зависит от доверия к педагогическому коллективу школы;

– воздействие быстрее достигает цели, если направлено на визуальное восприятие;

– выбор способов психологического воздействия (убеждение или внушение) обуславливается основными характеристиками социального окружения школы.

На первом этапе, в соответствии с указанной целью необходимо решить следующие задачи:

– проанализировать роль образования в городском сообществе и состояние муниципального рынка общего образования в современных условиях;

– выявить сущность образовательных услуг общего образования и их специфические особенности;

определить понятие, структуру корпоративного имиджа образовательного учреждения и выявить факторы, влияющие на него;

– исследовать существующие подходы к формированию имиджа школы;

– разработать маркетинговые инструменты отображения имиджа ОУ в системных параметрах окружающего социума;

– разработать первичные методические рекомендации по формированию комплекса маркетинговых коммуникаций, способствующих привлечению потенциальных потребителей образовательных услуг;

– обосновать экономическую целесообразность проведения маркетинговой коммуникационной политики школы.
  1   2   3   4

Похожие:

Отчет по исследовательской работе на тему: «Социально-педагогические основы формирования имиджа общеобразовательного учреждения в условиях городского лицея» iconАналитико-прогностическое обоснование
Проект формирования привлекательного корпоративного имиджа муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №9» городского...
Отчет по исследовательской работе на тему: «Социально-педагогические основы формирования имиджа общеобразовательного учреждения в условиях городского лицея» iconПедагогические кадры муниципального автономного общеобразовательного...
Ростова-на-Дону лицея №33 «Физико-математический» имени Ростовского полка народного ополчения лицея
Отчет по исследовательской работе на тему: «Социально-педагогические основы формирования имиджа общеобразовательного учреждения в условиях городского лицея» iconОтчет о деятельности муниципального общеобразовательного учреждения...
Школа №37 образована в 1936 году; в 2002 году учреждение получило статус лицея, который был подтвержден в 2007 году в ходе государственной...
Отчет по исследовательской работе на тему: «Социально-педагогические основы формирования имиджа общеобразовательного учреждения в условиях городского лицея» iconПрограмма развития государственного общеобразовательного учреждения лицея №408
«Лицей – ресурсный центр образовательных, социально-педагогических и гражданских инициатив»
Отчет по исследовательской работе на тему: «Социально-педагогические основы формирования имиджа общеобразовательного учреждения в условиях городского лицея» icon6. Социально-педагогические идеи в пед. Наследии Макаренко, их актуальность...
Социально-педагогические идеи в пед. Наследии Макаренко, их актуальность в современных условиях
Отчет по исследовательской работе на тему: «Социально-педагогические основы формирования имиджа общеобразовательного учреждения в условиях городского лицея» iconФирменный стиль как средство формирования имиджа библиотеки
Современные библиотеки сегодня вплотную сталкиваются с необходимостью формирования и развития своего позитивного имиджа в социальной...
Отчет по исследовательской работе на тему: «Социально-педагогические основы формирования имиджа общеобразовательного учреждения в условиях городского лицея» iconПубличный отчет муниципального автономного общеобразовательного учреждения
Администрация городского округа Химки в лице управления по образованию городского округа Химки
Отчет по исследовательской работе на тему: «Социально-педагогические основы формирования имиджа общеобразовательного учреждения в условиях городского лицея» iconКомплексная программа развития асбестовского муниципального бюджетного...
Асбестовского муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицея №9
Отчет по исследовательской работе на тему: «Социально-педагогические основы формирования имиджа общеобразовательного учреждения в условиях городского лицея» iconОтчет по работе республиканской опорно-методической площадки
Детская общественная организация и ее деятельность в современных социально-экономических условиях
Отчет по исследовательской работе на тему: «Социально-педагогические основы формирования имиджа общеобразовательного учреждения в условиях городского лицея» iconРоссийской Федерации, Федеральным законом от 03. 11. 2006 №174-фз...
Фз «Об автономных учреждениях» и постановлением администрации городского округа Домодедово Московской области от 09. 11. 2010г. №3477...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница