«Девиантное поведение подростков как разновидность проявления деформации их личностного развития»




Скачать 52,97 Kb.
Название«Девиантное поведение подростков как разновидность проявления деформации их личностного развития»
Дата публикации13.06.2013
Размер52,97 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Психология > Документы
Государственное образовательное учреждение
Тверской областной институт усовершенствования учителей

Эссе
«Девиантное поведение подростков как разновидность проявления деформации их личностного развития»

Выполнила: учитель немецкого языка

высшей категории

МОУ СОШ №9

им. В.Т. Степанченко г.Ржева

Семёнова Людмила Михайловна

группа № 82
Тверь, 2010

Современная социально-психологическая деформация, происходящая в нашем обществе, ведет к росту числа подростков с девиантным поведением. В сознании многих подростков стирается грань между нормой и отклонением, усиливается смещение ценностных ориентаций в сторону асоциальной деятельности.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что девиантное поведение, понимаемое как устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания педагогов, социологов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

Девиантное поведение в подростковом возрасте представляет собой сложное явление, поэтому изучение этой проблемы имеет междисциплинарный и разноплановый характер.

Учёные западных стран давно исследуют причины возникновения девиантного поведения, в результате чего сформировалось несколько концепций.

Родоначальником социологии девиантного поведения по праву считается французский социолог Эмиль Дюркгейм. Для объяснения социальных девиаций он предложил концепцию аномии «отсутствие закона, организации». Все, что разрушает стабильность, приводит к неоднородности, неустойчивости социальных связей, разрушению коллегиального сознания, порождает нарушение общественного порядка, дезорганизует людей и в результате появляются различные виды девиации.

Р. Мертон, один из наиболее ярких последователей Э.Дюркгейма, рассматривает девиантное поведение как результат несогласованности между определяемыми культурой устремлениями и социальной структурой, задающей средства их удовлетворения.

Современный отечественный исследователь Ю.А.Клейберг на примере подростковой девиантности раскрывает девиантное поведение через отношение личности к культурным нормам. Отклоняющееся поведение – это «специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к ним». Для этого используются особые приемы: сленг, символика, мода, манера, поступок и т.д. Девиантные действия подростков выступают как средства достижения значимой цели, самоутверждения и разрядки.

Каковы же причины такого поведения подростков? Эмоциональная возбудимость, неумение сдерживаться, отсутствие навыков в разрешении даже несложных конфликтных ситуаций, все это может привести их к совершению девиации.

Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; безработица, инфляция, коррупция и т.д.

Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, «продажной любви», взрыве насилия и правонарушениях.

Окружающая среда, которая нейтрально-благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей.

Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.

Так как я являюсь классным руководителем в 9 классе, меня также волнует рост учащихся с девиантным поведением в моем классе, которое, я считаю, ведет к деформации их личностного развития. Социальные отклонения в поведении подростков очень разнообразны. Интересно то, что ряд форм отклоняющегося поведения, такие, как курение, ненормативная лекси­ка, драки, подростки считают почти нор­мой, обычным явлением в жизни.

Я попыталась выявить порог девиа­ции в моем классе. Провела опрос, в котором приняли участие 28 человек (количество учащихся в моем классе). Опрос показал следующее: отклоняю­щееся от нормы поведение в различных его формах отмечено у 50% учащихся. Так, 35% опрошенных к десяти годам уже знали вкус спиртно­го. Важно отме­тить, что первые пробы спиртного подростки получили в семье. Око­ло 46% ребят пробовали курить, употребляют ненормативную лексику более 40% (между собой вне школы).

В своем исследовании я выявила не только формы отклоняющегося поведе­ния, но и основные причины, по которым они возникают.

Одной из главных, считаю я, является безразли­чие родителей к жизни своих детей. Из 28 опрошенных учащихся только некоторые написали, что их родители интересуются их успехами в школе и встречаются с учителями - предметниками. Во многих семьях родители во­обще не находят общего языка с детьми, занимаются рукоприкладством.

В некоторых семьях родители не стес­няются выяснять свои отношения при де­тях, при этом употребляя нецензурные слова. Именно поэтому, наверное, многие из них считают, что употребление нецензурных слов в разговоре — это норма в общении между людьми, а не ее отклонение.

Другим фактором, способствующим развитию отклоняющегося поведения, являются школьные проблемы. Многие подростки робеют перед учителями. Так почти 25% опрошенных признались, что боятся громко задать вопрос на уроке, а это ве­дет к тому, что обучающийся не всегда пони­мает материал, но переспросить боится, поэтому в школе ему становится неинте­ресно.

Всем известно, что многое в школе зависит от учителя, от его отношения к ученику. Естественно, что все подростки разные, однако все они должны быть уверены в доброжелательном отно­шении к себе учителя.

И еще один важный, на мой взгляд, мо­мент. Как бы не было порой трудно и тя­жело учителю, он должен постоянно по­мнить о своем предназначении. Нельзя кричать на детей, рвать тетради, обзывать их.

Таким образом, мое исследование еще раз подтвердило тот факт, что семья и школа играют главную роль в жизни подростка, и от того, как он себя в них чувст­вует, зависит его поведение, его развитие как личности.

Делая вывод, я считаю, что девиантное поведение подростков зависит от многих факторов, но трудности поведения и характера наших детей не возникают сами по себе. Они всегда порождаются нашими собственными проблемами. Мы должны заботиться о детях. Стараться, как можно чаще заниматься не только собой, но и подростком и его интересами, не отмахиваться от него.

Список используемой литературы

  1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И. Социология молодежи: Учебное пособие.– Ростов-н/Д.: Феникс, 2001г.

  2. Знамовская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). – М.: Академия, 2003г.

  3. Психология подростка /под ред. члена – корр. РАО А.А.Реана. – СПб.: прайм – ЕВРО - ЗНАК, 2003г.

  4. Социология молодежи /под ред. д-ра социол.наук, проф., член – корр. РАН Р.Н. Кузнецова. – М.: Гардарики, 2007г.


Похожие:

«Девиантное поведение подростков как разновидность проявления деформации их личностного развития» iconI. Социальное действие и социальное поведение глава II. Массовое поведение
Iii. Отклоняющееся (девиантное) поведение: его виды и проявления
«Девиантное поведение подростков как разновидность проявления деформации их личностного развития» iconПравовое воспитание подростков как средство коррекции девиантного поведения
При этом наибольшую обеспокоенность вызывает девиантное поведение подростков как наименее защищенной социальной группы в кризисных...
«Девиантное поведение подростков как разновидность проявления деформации их личностного развития» iconТест к чертам индустриальной цивилизации не относятся А. развитие рынка и рыночных отношений
А. аддиктивное поведение; Б. конформное поведение; В. девиантное поведение; Г. аффективное поведение
«Девиантное поведение подростков как разновидность проявления деформации их личностного развития» iconПрограмма «Профилактика правонарушений и безнадзорности среди подростков»
Закон РФ об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних от 24. 06. 99, №120 как девиантное поведение...
«Девиантное поведение подростков как разновидность проявления деформации их личностного развития» iconТема: Социальные нормы и отклоняющееся поведение
Образовательная: ввести понятия социальные нормы, отклоняющееся поведение, социальный контроль, девиантное поведение, формальные,...
«Девиантное поведение подростков как разновидность проявления деформации их личностного развития» iconПроверочная работа по обществознанию. Тема «Социальная сфера»
Дайте определения терминам: социальная стратификация, сословие, закрытое общество, социальная мобильность, девиантное поведение,...
«Девиантное поведение подростков как разновидность проявления деформации их личностного развития» iconСуицидальное поведение у детей и подростков
При переходе к подростковому возрасту возникает повышенная склонность к самоанализу, пессимистической оценке окружающего и своей...
«Девиантное поведение подростков как разновидность проявления деформации их личностного развития» iconПсихология как наука. Основоположники науки. Значение психологии...
Закономерности возникновения, развития и проявления психики и сознания человека. Психика – это особое свойство головного мозга человека,...
«Девиантное поведение подростков как разновидность проявления деформации их личностного развития» iconСпецифика психического развития подростков ю-14 лет
Центральное событие, "запускающее" цепь качественных изменений в поведении подростков, открытие собственного "Я" как хозяина, творца...
«Девиантное поведение подростков как разновидность проявления деформации их личностного развития» iconИсследование особенностей личностного самоопределения подростков, воспитывающихся в детском доме

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница