От кого зависит «погода в классе»




Скачать 146,55 Kb.
НазваниеОт кого зависит «погода в классе»
Дата публикации12.06.2013
Размер146,55 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Психология > Документы
МОУ «Краснознаменская средняя
общеобразовательная школа»



«Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса»

(психология крика, каналы восприятия и переработки информации)
Педсовет
(из опыта работы директора

школы Раэ Е.Н.)
Девиз: Поставь над собой 100 учителей, - они окажутся бессильными, если ты не сможешь сам заставлять себя и сам требовать от себя?
Л.Н. Толстой


Цель педсовета:

1. Помочь учителям в преодолении трудности при общении с аудиторией.

2. Восполнить пробел и дать некоторые рекомендации по овладению собственным голосом.

Этапы подготовки:


  1. Анкетирование учащихся: «У кого бы ты хотел учиться?»

  2. Анкетирование учителей: « Речевое взаимодействие на уроке».

  3. Создание творческих групп.

Проведение педсовета:


  1. Вступительное слово директора школы.

  2. Сообщение творческой группы под руководством педагога-психолога.

  3. Рефлексия.

  4. Принятие решения.



Выступление директора школы


Создание комфортных условий пребывания ребенка в школе наряду с адекватными средовыми факторами, рациональной организацией учебной деятельности весьма значимая роль принадлежит личности учителя, стилю взаимоотношений с учащимися. Это особенно важно на начальном этапе обучения, который психологи характеризуют как особо сложный в плане эмоционально-личностного развития. Именно тогда «погода в классе» зависит, прежде всего, от учителя, во многом определяя степень адаптации детей к школе. И оттого, что зачастую эта «погода» бывает не благоприятной, мы имеем уменьшение числа эмоционально-длагополучных детей.


^

От кого зависит «погода в классе»



Практика школьной жизни, профессиональный и родительский опыт убеждают нас в том, что учеба должна давать детям радость и протекать на фоне положительных эмоций и исключать психотравмирующие ситуации. Уклад школьной жизни, организация учебного процесса должны быть подчинены созданию психологического комфорта. Когда школьнику приятно и комфортно на уроке, да и вообще в школе, тогда результаты учения лучше, а личность развивается более гармонично.

Проблема нервно-психического благополучия школьников, а вернее его отсутствия, видна невооруженным глазом, точнее говоря, даже неспециалисту-медику. Ее актуальность подтверждается данными о состоянии нервно-психического здоровья детей. Один пример. Так, уже на начальной ступени школьного обучения в структуре морфо-функциональных отклонений и хронических заболеваний современных младших школьников высокое – второе ранговое место принадлежит нарушениям в нервно-психической сфере. Их причину, по мнению многих исследователей, следует искать и в школьном образовании.

Ущербность психологического дискомфорта в школе проявляется и в ухудшении успеваемости детей. В.А. Сухомлинский указывал на то, что у 85% всех неуспевающих детей главная причина отставания в учебе – плохое состояние здоровья и неуверенность, порождаемая частыми упреками в школе и дома. Педагогика, построенная на принуждении, порождает у всех участников педагогического процесса тревожность, страх, боязнь оказаться несостоятельными, подвергнуться публичным санкциям или осмеянию. Последствиями принудительной педагогики можно считать тот факт, что по данным Министерства образования РФ, 40% детей не хотят ходить в школу, 50% учащихся не удовлетворены своими знаниями и только 10% радуются встрече с учителями. Такие характеристики, как тревожность, подавленность, агрессивность все чаще присутствуют в психологическом портрете детей школьного возраста. Причина прогрессирующей невротизации школьников заключается в том, что значительную часть своей жизни ребенок проживает в стрессогенной среде. Болезненные переживания ребенка в связи с унизительными эпитетами, тревогой оказаться несостоятельными на фоне сниженных функциональных возможностей, школьной дезадаптации, большой учебной нагрузки способствуют формированию болезненных нарушений психики.

^

То, «что тычет, талдычет, жучит»…




Несмотря на накопленный отечественной педагогической наукой потенциал разнообразных технологий и методов преподавания, в большинстве школ все еще доминирует стиль, для которого характерна стрессовая воспитательная стратегия формирования личности, деспотизм и подавление естественной активности ребенка. Напряженность, эмоциональный дискомфорт, снижение активности приводят к снижению работоспособности, гасят интерес к учебе и искажают формирование личности ребенка. Имеются данные о том, что в классах с крикливым, недоброжелательным педагогом выше заболеваемость и число вновь возникающих неврологических расстройств, чем в классах со спокойным, внимательным учителем. Проводился опрос детей на предмет того, у какого учителя они больше всего хотели бы учиться. Одно из первых мест занял ответ учащихся разных возрастов: «У такого, который бы не кричал». Подробно анализируя последствия столь распространенного в наших школах явления, замечаем, что помимо чувства страха, обиды, недоумения, злости, устрашающий крик «вызывает у ребенка сильное торможение в коре головного мозга, в результате чего сознание ребенка оказывается неспособным к формированию точных понятий». У поэта Бориса Слуцкого на этот счет есть точные строчки: «Ничему меня не научит то, что тычет, талдычит, жучит …». Для иного педагога командный и громкий голос один из основных способов показать свое превосходство над подопечными, повысить свой социальный статус. Между тем самый комфортный для человека уровень шума – 10 дБ. Так журчит ручей и шумит листва. Обычный разговор «в спокойных тонах» - это 40 дБ. 70 дБ – это предельно допустимое давление звука, которое не оказывает на организм человека вредного действия. Для справки: в СанПине, нормируемый уровень шума составляет не более 60 дБ. Следует сказать о том, что у людей, регулярно подвергающихся воздействию шума, чаще возникает не только тугоухость, но и такие серьезные недуги, как язвенная болезнь, гипертония, неврозы. А у тех, кто уже обзавелся этими хроническими заболеваниями, сильный шум может вызвать их обострение. Это касается не только детей, но и самого крикуна. Замечено, что у кричащего педагога чаще и больше кричат ученики, вольно или невольно перенимая стиль общения.

Нелегкая профессия педагога относится к числу наиболее эмоционально напряженных, лидируя среди других, чья деятельность непосредственно связана с людьми. Доля непосредственного контакта с детьми занимает до 77% рабочего времени и требует здоровья, выдержки, самообладания, эмоциональной устойчивости. От педагога, особенно начальных классов, во многом зависит отношение школьника к учебе, к школе.

Профессия учителя имеет много общего с профессией актера. Каждый урок учитель стоит перед классом, как на сцене, и на него смотрят и его слушают ежедневно десятки зрителей. Нередко заслужить внимание зрителей (учащихся) бывает довольно трудно, особенно начинающим педагогам. Поэтому овладение некоторыми актерскими приемами может оказаться не только существенную помощь в педагогической деятельности, но и позволит педагогу избегать нервных срывов.

Монотонная невыразительная речь актера не способствует тому, чтобы зрители внимательно вслушивались в каждое слово. Актеру, а также учителю необходимо работать над выразительностью речи. Как это сделать? Существует много хороших методик для развития силы голоса, четкости речи, интонационной гибкости, и если есть такая возможность, то очень хорошо и полезно делать подобные упражнения. Например, чтобы «разбудить» свой голос очень полезно «мычать» так, чтобы защекотало в носу, и расслабленные губы завибрировали. Тот же эффект возникает при упражнении «бим-м-м, бом-м-м», когда изменяется высота звучания голоса, подобно тому, как звучат колокола различного размера, от самых больших до самых маленьких. Эти упражнения «пробуждают» резонаторы, которые находятся в груди и в голосе, и голос становится более насыщенным и звучным без крика. Замечательное упражнение, заставляющее работать диафрагму, особую мышцу, расположенную под легкими, это «собачий лай».

Попробуйте полаять: «ав, ав!» так, чтобы голос шел как бы из живота, и при этом сокращалась диафрагма. Это упражнение тренирует силу и звучность голоса. Очень полезно проговаривать разнообразные скороговорки, добиваясь не скорости, а четкости и чистоты произношения.

Но я считаю, что для успешной работы на уроке в первую очередь нужно разнообразить задачи, с которыми учитель обращается к детям. Чаще всего педагог объясняет и спрашивает, это, можно сказать, основные его рабочие инструменты. Но мир словесных действий огромен и разнообразен. Как в музыке все музыкальное разнообразие можно, в конце концов, привести к семи звукам, так весь огромный мир речевых воздействий складывается из одиннадцати простых словесных действий. Такую структуру впервые предложил замечательный ученый П.М. Ершов. Он создал оригинальную классификацию действий, в том числе и словесных. Мне кажется, что знание этой классификации окажет большую практическую пользу учителю. Ведь не только, что сказано, но и как, зачем, когда и кому, определяет воспитательный успех.
Я очень кратко остановлюсь на словесных действиях.
Итак, воздействие на внимание человека – словесного действия «звать». На мышление – объяснять и отделываться. На память – узнавать, утверждать. На чувства – упрекать, ободрять. На воображение – удивлять, предупреждать. На волю – просить, приказывать.

Словесное действие «звать» служит только для привлечения внимания. «Слава, открой окно!», «Дети, послушайте объявление!» - тон голоса при этом действии неизбежно повышается. Но многие, особенно неопытные учителя, постоянно говорят на повышенной громкости, как бы стараясь перекричать учеников. Внимание учеников быстро утомляется, и информация, поданная на крике, практически не доходит до сознания. Если этим действием пользоваться постоянно, то возникает эффект невежливой, базарной речи. Если вас непрестанно «зовут» обратить на что-то внимание, обращаются как к глухому, становится обидно и неприятно.

Действия «объяснять» и «отделываться» адресованы мышлению собеседника. Когда учитель хочет быть понятным для своего ученика, он объясняет, а когда появляется подтекст – «ну что же тут непонятного!» или даже «пойти и отстань», то это в чистом виде словесное действие «отделываться». Для работы учителя оно совершено неэффективно, так как вызывает протест и ответное «отделывание» со стороны учеников.

Действие «узнавать» возникает, когда учитель как бы пытается вытащить из копилки памяти ученика интересующие его сведения, а «утверждать», наоборот, в нее укладывает. Важно понять, что когда учитель задает вопрос, допустим, «Всем понятно это задание?», не всегда значит, что он действительно спрашивает. Он может отделываться («Ну что же ткут непонятного!»), предупреждать («попробуйте только сказать, что не поняли!») и даже утверждать (как бы подсказывая интонацией ответ). Чем больше чистых вопросов на уроке, тем меньше обид, ссор, обвинений в невнимательности. Искренний интерес к другим людям заразителен, заинтересуйтесь учеником, и он в ответ будет интересоваться вами.

Воздействия на чувства: «ободрять» и «упрекать». Чтобы вызвать в человеке положительные чувства, мы его будем ободрять (утешать, поддерживать), чтобы испортить ему настроение – упрекать. Учителю вредно (в том числе и для собственного здоровья) постоянно корить и одергивать учеников, ведь подтекст действия «упрекать» всегда: «я хороший, ты плохой». Такой подтекст может указывать на то, что учитель потерял контакт с детьми. Это вовсе не означает, что учитель не может

выразить недовольство учениками на уроке, не может кого-то отругать. Но только не в словесном действии «упрекать». Можно искренне поинтересоваться, то есть «узнавать»: «Вы хотите меня расстроить?». Можно утверждать: «Вы не готовы к уроку, и я очень огорчен». Можно даже приказать: «Откройте тетради и запишите правильный ответ». Но если за этими словами приказа появляется подтекст «ничего другого я от вас и не ожидал», то это уже упрек. Разбираться в том, что вы говорите, и что на самом деле хотите сказать, это умение очень важно для учителя.

Воздействия «удивлять» и «предупреждать» рассчитаны на догадливость собеседника. Воздействующий как бы интригует слушателя. Действие «удивлять» часто пользует учитель, считающий, что сообщаемая им информация для учеников приятна и долгожданна. «Сегодня на уроке мы изучаем интереснейшую тему, итак …» И класс заворожено слушает. «Предупреждают» же учителя в своей работе виртуозно, как правило, прищуренный, слегка искоса взгляд и специфическая, предупреждающая интонация: «Ну, я не сомневаюсь, что вы все хорошо знаете», а подтекст: «Я не сомневаюсь, что вы ничего не знаете». Ехидный голос, возникающий при этом действии способен отравить любое общение, которое превращается в обмен намеками и колкостями.

Действия «простить» и «приказывать» - это два противоположных действия на волю. У них одна задача: заставить сделать нечто желаемое для просящего и приказывающего, но способы воздействия совершенно разные, причем слово «пожалуйста» вовсе не означает, что излагается действительно просьба. Если же к приказательным словам учителя добавляется хотя бы немного, но подлинного действия «просить», ученикам бывает гораздо легче огласиться на выполнение приказа. Уметь приказывать педагогу совершенно необходимо, но приказывать уместно, когда ученику предписывается совершить простое действие: встать, сесть, открыть, взять. Смешно приказывать, когда речь идет о чем-то отдаленном или даже возвышенном, еще смешнее высказывать свое мнение в словесном действии «приказа». «Я думаю, что вам необходимо всерьез заняться математикой», - приказывает учитель, а ученик чувствует, что его ругают. Такая фраза будет уместна, если учитель ею ободряет ученика, удивляет или утверждает.
Если вас заинтересовал этот материал, то об этом вы можете прочитать в книге Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. «Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя».

Рефлексия

  1. Какова цель была у нашего педагогического совета?

  2. Считаете ли вы достаточным тот объем информации, который вы получили сегодня по данной теме?

  3. Какие мысли возникли у вас в процессе услышанного?

  4. Как вы оцениваете свою деятельность на уроке, прослушав данную информацию?

  5. Что нового и ценного вы услышали сегодня для себя? Что из этого пригодится вам в жизни?

  6. Какие советы вы внесете при принятии решения нашего педсовета?


Выступления в прениях



  • Безусловно, профессия учителя связана с голосом педагога. Как научиться правильно использовать свой голосовой аппарат?



  • Как показывает опыт работы, практически все голосовые проблемы можно решать с помощью системы упражнений. Но яркость речи можно усилить не только за счет силы самого голоса. Существуют так называемые экстралингвистические средства речи – жест, мимика, ритм, интонации, взгляд, улыбка, пауза. Очень важно использовать все эти возможности. Не надо бояться живого поведения и страшиться показаться смешным и непосредственным. Любая аудитория, а особенно детская, ценит в учителе не только его профессиональные качества, но и эмоциональные проявления, которые являются существенным элементом для точного воздействия на слушателей.



  • ^ Что вы имеете в виду под живым поведением?



  • Раскрепощение, освобождение от напряжений и зажимов. Можно порекомендовать метод «игры»: человек как бы играет в педагога, контролируя свое поведение со стороны. В этом случае исчезают неуверенность, боязнь быть неверно понятым. Обостряется внимание, возникают верные «настройки» для общения с каждым из учеников. Очень важно независимо от темы урока и самого предмета создать атмосферу взаимного интереса. Как результат отсутствия подлинного интереса у педагога к общению с учениками является неозвученность, вялость речи. Он не договаривает фразы, излишне криклив или, наоборот, говорит так, что его не слышно.



  • ^ Как можно определить качество разговорной речи?



  • Речь – это средство воздействия и организации деятельности людей. И ее качество можно определить следующими параметрами – дикция, дыхание, голос, правильность произношения слов, логико-интонационная структура речи.


  • ^ Каким образом можно достичь наибольшего эффекта воздействия на аудиторию?



  • Еще в прошлом веке эти приемы были апробированы не только известными артистами, но и политиками, которые пользовались приемами актерского мастерства, сценической речи, занимались созданием собственного имиджа. Именно это и определило их колоссальное воздействие на многотысячные аудитории. Неслучайно методики по этим предметам, созданные еще К.С. Станиславским и М.А. Чеховым, использовались даже для обучения кадров спецслужб. Итак, лучший способ внушить свои мысли слушателю и мотивировать его к действиям – это высокая эмоциональность речи (так называемая аффективная речь).

Для выразительности речи можно порекомендовать следующие приемы, которые доступны каждому: растяжка и удлинение звучания гласных (протяженность звучания); резкие перепады – то громче, то тише – общего тона речи; возрастание темпа артикуляции; изменение длительности реакции на реплику собеседника (пауза); ярко выраженные колебания частоты, выше - ниже, основного тона; усиление логического ударения; возрастание количества слов, выделяемых логическим ударением.

Искусство речевого воздействия подразумевает способность, во что бы то ни стало заставить увидеть то, что видите вы сами, заразить своим внутренним видением, создать средствами речи образное представление о предмете. Поэтому хотелось бы обратить внимание людей «говорящих» профессий, в том числе и педагогов, на необходимость цельного восприятия у слушателя той темы или идеи, которую вы хотите донести до ученика. Перед предстоящим выступлением расскажите своими словами тему урока. Составьте конспект выступления. Помните, что выступление перед аудиторией – это всегда стресс, даже для опытного оратора. И сем лучше вы будете готовы, тем убедительнее будет звучать ваш голос. Многие начинающие актеры, ленясь хорошо выучить роль, считают, что на спектакле они «выплывут» на экспромте, и, как правило, их ожидает провал. Экспромт хорош лишь тогда, когда он хорошо подготовлен!



  • ^ Насколько важна интонация?



  • Интонация появится сама по себе, если существует то, что она должна выражать. Но надо работать над голосом и дикцией. И начиная эту работу, очень важно научиться правильно дышать. Дышать надо животом, освоив такой способ, вы сразу почувствуете, как меняются ваши голосовые возможности. Еще можно заметно улучшить звучание голоса, выполняя систематически определенные упражнения.


Вот несколько простых рекомендаций, которые наверняка вам помогут.


  • Проснувшись, сделайте зевок с закрытым ртом. Потянитесь руками вверх, в стороны, выдохните. Опуститесь в положение наклона. Шея и плечи расслаблены. Помычите. Повторите все несколько раз.

  • Вращайте языком по часовой стрелке по внешней стороне десен, потом в обратном направлении с максимальной амплитудой. Рот при этом закрыт. Итак 10 раз.

  • «Пинг-понг». Кончиком языка коснитесь внутренней стороны каждой щеки с убыстрением, выполняйте до состояния усталости.

  • «Коняшки». Щелчки языком с убыстрением.

  • «Фырканье». Губы имитируют звук пропеллера, сначала беззвучно, потом со звуком «пр-ррр».

  • «Ковш». Сделайте язык «чашечкой», подержите за верхними зубами, затем выдвиньте 10 – 15 раз вперед и обратно.

  • «Жало». Язык сделайте в форме жала (узким). Выдвиньте его вперед, вправо, влево, за зубы. И так 10 – 15 раз.

  • «Поцелуй-улыбка». Губы вытяните вперед в форме поцелуя, растяните в стороны, не показывая зубы. Повторите 10 –15 раз.

  • «Осел». Ребро ладони положите на грудную клетку. Большой палец упирается в подбородок. Широко, как на приеме у стоматолога, откройте рот. Издайте звук «И-а». Три коротких позывных, последний, финальный «И-а-а-а» издаем на протяженном звучании максимально громко. Повторить 10 – 15 раз.

  • Челюсть расслаблено отпадает вниз, рот закрыт. Почувствуйте свободу артикуляционного аппарата.


Проделывая систематически эти упражнения, вы тренируете мышцы, которые участвуют в звукообразовании. И чем более тренированы они, тем лучше звучит ваш голос.
^ Решение педсовета

Я предлагаю сформулировать решение педсовета в виде педагогических заповедей, представленных вашему вниманию.

Кричавший в гневе – смешон.

Так бойся быть смешным!

К.Л. Ушинский

Кто не отвечает криком на крик, спасает обоих – и себя и другого.

К.Л. Ушинский

Гнев – кратковременное безумие.

Гораций

Если даже тебе случится рассердиться на кого бы то ни было, рассердись в тоже время и на себя самого, хотя бы за то, что сумел рассердиться на другого.

Н.В. Гоголь.

Крик – показатель того, что человек не владеет другими, более убедительными способами воздействия на человека.

Гораций

Гневно нападая на кого-нибудь, мы вызываем еще больший гнев.

Плутарх

Похожие:

От кого зависит «погода в классе» iconУрок английского языка в 6 классе по теме: «Всякая погода благодать»
Цель урока: совершенствовать умения устной речи (с элементами аргументации и рассуждения) по теме: «Времена года. Погода»
От кого зависит «погода в классе» iconС. А. Есенин. Образ зимы в стихотворении «Поет зима аукает…»
Здравствуйте! Посмотрите, какая погода за окном, какой день! Я думаю, каждый из вас согласится с тем, что любая погода по-своему...
От кого зависит «погода в классе» icon«организация внеурочной деятельности младших школьников»
Ни для кого не секрет, что от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие любого общества
От кого зависит «погода в классе» iconУрок литературы в 11 классе «Сие есть самая великая исповедь, которой исповедуется хулиган…»
Сергея Есенина, мне бы хотелось поставить перед вами не столько учебные цели, сколько нравственные. Очень важно, чтобы после нашего...
От кого зависит «погода в классе» iconЮ. В. Бурлаченко Встречу назначили у легендарного паровоза. Сокрушительное...
Погода радовала. Усталое лето передавало свои полномочия осени, а осень без энтузиазма их принимала. Поэтому солнце грело умеренно,...
От кого зависит «погода в классе» iconТри ступени до благодати
Эра поголовного атеизма прошла, успев кого-то из священнослужителей смять, уничтожить, кого-то лишь слегка задеть, кого-то не коснулась...
От кого зависит «погода в классе» iconВ короткую песню не верьте
Ты очень молода. Ты слишком не похожа на тех, кого любил, на ту, в кого влюблен
От кого зависит «погода в классе» iconЖизнь человека! От чего или от кого она зависит? Почему одни становятся...
Бытует мнение, что каждому уже с рождения предначертана его судьба. Если это так, то человек — всего лишь малозначимый винтик в системе...
От кого зависит «погода в классе» icon27. Об опытной проверке зависимости скорости света от скорости источника
Естественно, мы не первые, кого заинтересовала эта проблема. В истории науки известна дискуссия, состоявшаяся в журнале Physikalische...
От кого зависит «погода в классе» iconКого можно считать трудным подростком
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница