Рабочая программа «чувствовать, познавать, творить»




Скачать 108,48 Kb.
НазваниеРабочая программа «чувствовать, познавать, творить»
Дата публикации11.06.2013
Размер108,48 Kb.
ТипРабочая программа
pochit.ru > Психология > Рабочая программа
Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Управление образования Сысертского городского округа.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №16» с.Кашино

Принято на заседании Утверждаю:

Педагогического совета № Заведующая МДОУ №16

« » 2010г. М.Ю.Чадова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«ЧУВСТВОВАТЬ, ПОЗНАВАТЬ, ТВОРИТЬ»

(дети четвертого года жизни)

Разработчик:

Черноскутова Юлия Сергеевна

Должность:воспитатель

С.Кашино

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Я, Черноскутова Юлия Сергеевна в 2009году закончила Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный открытый педагогический университет имени М.А.Шолохова» по специальности педагог- психолог, социальный педагог.

В 2009году я пришла работать МДОУ№16 воспитателем. Провела методику эмоционального состояния детей 4ого года жизни, также я вела метод наблюдения. И сделала вывод, что у детей западает эмоциональное состояния, дети не умеют показывать свои эмоции. И поэтому выбрала тему рабочей программы «чувствовать, познавать, творить» (дети четвертого года жизни). Существуют различные программы, направленные на развитие эмоциональной сферы. Вот некоторые из них: Т.Грабенко, Т.Зинкевич-Евстигнеева, Д.Фролов «Волшебная страна внутри нас» программа эмоционально-волевого развития. Н.А.Кряжева «Развитие эмоционального мира детей».Каждая из программ опирается на одну из известных в психологической литературе классификацию эмоций. Появившись на свет, малыш начал свой долгий и не всегда легкий путь в нашем мире. Чтобы определить в нем, найти свое место, ребенок должен познать этот мир, научиться ориентироваться в нем. Одновременно с познанием предметного содержания окружающей малыша действительности происходит и эмоциональное освоение мира. Эмоциональные реакции трехлетних детей - это одновременно и первые проявления их отношений к окружающему миру. Отношения эти не осознаны самими детьми и строятся на основе эмоционального опыта.

^ Цель:

Повышения эмоционального состояния детей для развития личности ребенка

Задачи:

- накапливать и обогащать эмоциональный опыт детей в процессе восприятия ребенка объектов и явлений окружающей действительности;

- особое внимание уделять формированию у детей познавательного и бережного отношения к миру;

- развивать у детей познавательное отношение к окружающей действительности;

- воспитывать в детях уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность.

Для решения данных задач я предлагаю использовать следующие педагогические средства:

- познавательные занятия;

- занятия-ситуации;

- систему дидактических и развивающих игр;

- наглядные материал и технические средства обучения;

- методическую, познавательную и художественную литературу.

В своей работе я отдаю предпочтение личностно ориентированному взаимодействию с детьми и следующим заповедям:

- Не сравнивать детей друг с другом.

- Не выставлять напоказ неуспех, неумения в работе, поведенческие погрешности детей.

- Не укорять детей.

- Не оскорблять.

- Не приказывать.

- Хвалить за успех.

- Доверять.

- Договариваться находить общее мнение в решении спорных вопросов.

^ Часть 1. Вводная

Цель: настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми детьми. Основные процедуры работы

-приветствие, игры с именами.

^ Часть 2. Рабочая.

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфере ребенка. Основные процедуры:

- игры направлены на знакомство с различными чувствами.

- игры на развитие общения.

- игры на развитие восприятия памяти, внимания, воображения.

^ Часть 3. Завершающая.

Основной целью этой части занятия является создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятиях.

Каждое занятие обязательно включает в себя процедуры способствующие саморегуляции детей, а именно:

- упражнения на мышечную релаксацию(снижает уровень возбуждения, снимает напряжение).

- дыхательная гимнастика (действует на успокаивающую нервную систему).

- мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей).

Методические аспекты программы

1. Непринужденные дружеские отношения с ребенком;

2. Принять ребенка таким, какой он есть;

3. Нельзя ни торопить, ни замедлять игровой процесс;

4. В любой игре ребенку предлагается возможность импровизации;

5. Игры не комментируется взрослыми;

6. Добровольное участие детей в занятиях;

7. Каждое занятие необходимо завершать чем-то радостным, веселым, положительным;

8. Между занятиями необходимо обращать внимание детей на поступки, эмоции свои и окружающих тем самым закрепляя пройденный материал;

9. Для занятий необходимо просторное помещение с ковровым покрытием и магнитофоном.

Планируется проводить по одному занятию в месяц продолжительность занятия 15-25минут.

^ Основные показатели детей четвертого года жизни

Общая моторика

Меняет темп, направление и характер движения во время ходьбы и бега, может одновременно выполнять два разных движения (топать и хлопать);самостоятельно удерживать равновесие, спускаясь по наклонной доске; может пройти несколько шагов на цыпочках; подпрыгивает на двух ногах; может несколько мгновений удерживать равновесие, стоя на одной ноге, перепрыгивает и (или)легко перешагивает невысокие препятствия(до10-15см), хорошо бросает и «футболит»мяч.

Тонкая моторика

Рисует карандашом, держа его, как взрослый. Изображает на бумаге круговые вертикальные и горизонтальные линии, срисовывает, начинает копировать более сложные формы (круг, крест). К 4 годам рисует человека, самостоятельно раскатывает «колбаски и шарики» из пластилина, лепит примитивные фигуры по своему замыслу, ловко складывает и достает мелкие предметы из ящиков, бутылочек, собирает 4-6 формочек, выкладывая в большую, пользуется детскими ножницами.

Когнитивное развитие

Строит башенку из большого числа кубика (до10шт), строит более сложные, чем раньше, конструкции по собственному замыслу, находит 5-6парных картинок из 10,вместе со взрослыми играет с разрезными картинками из двух частей, вылавливает магнитной удочкой рыбок и т.п., может назвать некоторые из 4 основных цветов и некоторые геометрические фигуры в игре, собирает пирамидку из 8-12колец, учитывая размер, имеет представление о числе (показывает и говорит 1, 2, 3, 4, много, мало), называет около 50 изображений по темам: животные, люди, одежда, транспорт, мебель.

Навыки поведения

Использует обиходные предметы по назначению, знает их названия и многие называет самостоятельно; умеет приветствовать людей и употреблять слова «спасибо», «пожалуйста», соблюдает элементарные правила поведения на улице, в детском саду, дома; поддерживает порядок, проявляет терпение, выполняет указание «подождите», противопоставляет себя другим, начинает говорить о себе «я».

Навыки самообслуживания

Быстро одеваться и раздеваться с помощью взрослого (застегивает 1-2пуговицы, самостоятельно обувается и снимает вещи без застежек), знает, где хранится одежда и обувь, относит ее на место по просьбе взрослого; складывает свою одежду на стульчике, по просьбе убирает за собой игрушки и мусор.

Социально-эмоциональное развитие

Подражает сверстникам в игре; участвует в простых групповых играх, развивающих речевые и двигательные навыки; играет в сюжетно-ролевые игры (берет на себя роль «мамы», «врача»); проявляет инициативу в игре; возрастает роль воображения и фантазирования в игре («творческая игра»); подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта.

Игра

Знает свою положительную принадлежность; проявляет отзывчивость; управляет поведением взрослых путем «детских истерик», «вспышек гнева», испытывает яркий эмоциональные переживания в играх с детьми и при просмотре телевизора, посещений зоопарка и т.п., воспринимает через собственные эмоции понятия «больно», «холодно», «хочется»,запоминает прежние эмоциональные впечатления.

Методика эмоциональное развитие.

Методика проводится индивидуально с каждым ребенком, ребенку предлагаются 5 карточек где изображены лица (злость, удивление, обида, радость, грусть). Ребенку задаются вопрос: Как ты думаешь, какое настроение у человека с таким выражением лица?(ребенок должен ответить в течении 5-7 мин.).

^ Диагностический инструментарий

Начало диагностики:18 октября 2010года

Тематический план


Месяц


Название содержание

цель



сентябрь

Игры с детьми на накопление эмоций

(Галанов А.С. Игры которые лечат детей от1до5лет.М.2001)

Создавать положительный эмоциональный настрой для каждого ребенка в группе детей.

Игры: будем знакомы, кушаем слушаем, встреча с улыбкой и т.д.



октябрь

Игры на эмоциональное

общения ребенка со сверстниками и взрослыми (Галанов А.С.

игры, которые лечат детей от 1 до 5 лет. М. 2001).

Вызывать у детей радость от общение друг с другом и со взрослым.

Игры: муравейник, утка,

поварята, зоопарк, свободный

танец и т.д.



ноябрь

Игры на преодоление негативных эмоций (Галанов А.С.

Игры, которые лечат детей от 1 до 5 лет. М. 2001)

Снять эмоциональное и мышечное напряжение, избавиться от страха.

Игры: жмурки, прятки, мышь и

мышеловка.





Месяц


Название содержания

цель



декабрь

Игры на снятия эмоционального напряжения, релаксация

(Лютова Е.К., Монина Г.Б

тренинг общения с ребенком СПб, речь, 2005)

Снять эмоциональное и

мышечное напряжение,

расслабиться.

Игры: игра в лес, мыльные пузыри, поймай зайчика и т.д.



январь

Игры на развитие эмпатий у детей (Лютова Е.К.,

Г.Б.Монина, тренинг общения с ребенком СПб, речь, 2005)

Развивать у детей умение

понимать чувства состояния других людей,

развивать способность сопереживать.

Игры: дружба начинается с

Улыбки и т.д.



февраль

Игры на эмоциональное общения детей (О.П. Рожков, И.П. Дворова, упражнения и занятия по воспитанию детей 2-5 года

жизни) Воронеж 2004г.

Эмоциональное общения детей, чтобы дети поближе узнали друг друга.

Игры: ветер дует на……




Месяц


Название содержания

цель



март

Игры на комплементы.

(Рожков О.П., Дворова И.П. упражнения и занятия по воспитанию детей 2-5года

жизни) Воронеж.,2004г

Развивать у детей чувство вежливости друг другу и к взрослому человеку.

Игры: комплемент друг другу.



апрель

Игры тренируем эмоции

(Рожков О.П., Дворова И.П.

Упражнения и занятия по Воспитанию детей 2-5года

жизни) Воронеж.,2004г.

Дать представление детям об эмоциях. (какие они бывают).

Игры:

-нахмурится, как туча.

-улыбнуться, как кот.

-позлиться, как собака и т.д.



май

Игры на накопления эмоций, релаксация.

Вызвать у детей эмоции.


Литература

  1. Айрих О.А. Эмоциоеальное развитие детей., - Волгоград2010г.

  2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. - М.: ТЦ Сфера,2003г.

  3. Акимова Г.Е.Как помочь своему ребенку? - Екатеринбург, 2003 г.

  4. Балакирев В.П.Отрицательные переживания у детей. - М., 1996 г.

  5. Безруких М. Я и другие «я», или правила поведения. - М., 1991 г.

  6. Белов В.Мир семьи. Лад. семья. - М., 1996 г.

  7. Берн Э.Игры которые играют люди.-М.,1995г.

  8. Вердербер Р.Психология общения. - СПб.,2003.

  9. Галанов А.С. Игры которые лечат детей от 1до 5лет. - М., 2001 г.

  10. Гарднер Р.Психотерапия детских проблем. - СПб., 2002г.

  11. Карибанова О.А.Игры в коррекции психического развития ребенка. - М., 1997г.

  12. Клюева Н.В.Учим детей общению. - Ярославль,1996.

  13. Крайг Г. Психология развития. - СПб., Питер,2001г.

  14. Кон И.С.Ребенок и общество. - М., 1998г.

  15. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996г.

  16. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развития ребенка от рождения до 17лет.-М.,1997.

  17. Лютова Е.К. Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком. - СПб: Речь 2005г.

  18. Рожков О.П. Дворова И.П. Упражнения и занятия по воспитанию детей 2-5года жизни. - Воронеж,2004г.

Похожие:

Рабочая программа «чувствовать, познавать, творить» iconВ серебрянном царстве зимы
Цель: с помощью путешествия в мир образа воспитывать у ребенка желание познавать прекрасное; чувствовать красоте и по-новому открывать...
Рабочая программа «чувствовать, познавать, творить» iconПрограмма благоустройства моу л опаевской оош на 2009-2013 годы «Школьный дворик»
Ребят необходимо учить ее чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту. Нужно делать все, чтобы само помещение...
Рабочая программа «чувствовать, познавать, творить» iconПоложение о проекте
Ребят надо учить чувствовать, понимать, ценить и самое главное творить красоту. Преобразив территорию школы вы можете вызвать много...
Рабочая программа «чувствовать, познавать, творить» iconРабочая программа по музыке (5-9 классы) пояснительная записка
Музыкальное воспитание является неотъемлемой частью эстетического воспитания, это определяющий фактор формирования музыкальной культуры...
Рабочая программа «чувствовать, познавать, творить» iconРабочая программа по предметам природоведение, биология (основное общее образование)
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по биологии,федерального компонента государственного стандарта основного...
Рабочая программа «чувствовать, познавать, творить» iconРабочая программа по физике в 9 классе Автор-составитель: Попов В....
Рабочая программа учебного курса физики для 9 класса (далее Рабочая программа) составлена на основе авторской программы Е. М. Гутник,...
Рабочая программа «чувствовать, познавать, творить» iconРабочая программа музыкальная палитра вокально-драматический кружок...
Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы «Детский музыкальный театр: программы, разработки занятий, рекомендации»...
Рабочая программа «чувствовать, познавать, творить» iconРабочая программа по элективному курсу «Стереометрия» Прокопенко Тамары Кирилловны
Рабочая программа элективного курса «Стереометрия» составлена на основе учебного пособия «Стереометрия» для учащихся 7-9 классов...
Рабочая программа «чувствовать, познавать, творить» iconРабочая программа по музыке 3 класс
Рабочая программа курса «Музыка» разработана на основе программы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина (Школа России. Концепция...
Рабочая программа «чувствовать, познавать, творить» iconРабочая программа учебного курса «Этика и психология»
Рабочая программа учебного курса «Этика и психология» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница