Статья «Сказка как средство коррекции личностного развития дошкольников»




Скачать 120,01 Kb.
НазваниеСтатья «Сказка как средство коррекции личностного развития дошкольников»
Дата публикации02.06.2013
Размер120,01 Kb.
ТипСтатья
pochit.ru > Психология > Статья
Научно – методическая статья

«Сказка как средство коррекции личностного

развития дошкольников»





Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей. Дошкольник начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, объективно себя оценивает, предвидит результат и контролирует выполнение. Именно в дошкольном возрасте ребенок приобретает не только общие для всех детей черты личности, но и свои индивидуальные особенности психики и поведения, позволяющие ему быть неповторимой личностью с собственными интересами, стремлениями, способностями.

На современном этапе развития системы дошкольного образования одной из актуальных проблем является вопрос коррекции эмоционально - личностного развития дошкольников. Актуальность проблемы обусловлена ростом большого количества детей (от 60% до 80%) неблагоприятных в психофизическом развитии, которые нуждается в своевременной коррекционной психолого-педагогической поддержке и помощи. Преимущественно это дети с неярко или частично выраженными функциональными отклонениями в развитии. Своевременная коррекционная психолого-педагогическая помощь этим детям, оказанная в сенситивный период их развития и в рамках индивидуально-педагогического подхода, может оказаться наиболее полезной и результативной. Радикальные изменения, происходящие в нашем обществе, предъявляют новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Необходимо обогащение практических психологов образования новыми средствами эффективной коррекционной работы с дошкольниками.

Интерес психологов к сказке существует давно. Исследование сказки связано с именами таких известных ученых и современных психологов: как Э. Фромм, К.Г. Юнг, Э. Берн, М.-Л. Франц., М.Л., В.В. Пропп, Д.Ю. Соколов, А.В. Гнездилов, Р. Кроули, Т.Д. Зинкевич – Евстегнеева, И.В. Вачко.

Первые научные теории, посвященные проблеме сказок, относятся к XVIII веку. Речь идет не только о собирательстве фольклорных сказок, предпринятом братьями Гримм, но и о попытках интерпретаций их содержания (И.И. Винкельман, И.Г. Гаман, И.Г. Гердер).

О языке символов и понимании их значения писал Эрих Фром [7]. Он говорил, что это единственный универсальный язык, изобретенный человечеством, единый для всех культур во всей истории, который нужно понимать, если хочешь понять смысл сказок.

В своей работе «Психология сказки», Луиза Фон Франц говорит о том, что «изучение сказок важно для детей потому, что в них представлена общечеловеческая основа жизни». Действительно в сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы решения. Если у ребенка какая – то серьезная проблема, рана в душе, сказка для него – это «лекарство» заживляющее эту рану. И пока рана не заживет, до тех пор психотерапевтическое воздействие сказки является достаточно сильным. Она объясняет это, прежде всего тем, что сказка - это своеобразный отголосок древней первобытной ментальности, это отзвук тех времен, когда психическое было полностью спроецировано на природу. Порой достаточно перечитать всего лишь одну любимую сказку своего детства, чтобы уяснить, насколько полезным может быть совет бессознательного голоса.

Опираясь на мнение исследователей, которые считают, что сказки являются психологическим средством, оказывающим психотерапевтическое воздействие на ребенка. Можно смело сделать вывод о том, что сказка может оказывать влияние, как на сознательные, так и на бессознательные стороны личности, формируя определённые образцы поведения. Следует отметить, что, несмотря на большое количество исследований, посвященных проблеме сказки, методические вопросы, связанные с коррекционными механизмами ее влияния на личность дошкольника в настоящее время разработаны недостаточно. Данный опыт, представляет немалый интерес, что говорит об актуальности использования сказки как средство арттерапии.

Нами представлен опыт по изучению метода сказкотерапии как средства коррекции личностного развития дошкольников, основанный на реализации Программы «Коррекционная психолого-педагогическая работа в дошкольном учреждении, как обязательный компонент «Образовательной программы МБДОУ», апробированной на базе МБДОУ ЦРР – детский сад №10 «Росинка» » городского округа Стрежевой.

Основными задачами данной Программы являются:

- Способствовать созданию условий для полноценного психического и личностного развития ребенка.

- Формировать эмоционально-доверительный контакт психолога с воспитанниками образовательного процесса.

- Обучать владению адекватными способами выражения своего внутреннего состояния.

- Обучать игровому проигрыванию переживаний психологического содержания, формируя позитивное отношение к своему «Я».

- Формировать позитивное самовосприятие на основе личностных достижений.

Данная Программа была апробирована на 50 воспитанниках старшей группы №1 и №2. В ходе её апробации был проведен ряд диагностических исследований, таких как первичная и промежуточная диагностика уровня личностного развития детей старшего дошкольного возраста. Так, в сентябре 2012 года была проведена первичная диагностика, которая позволила с помощью диагностических методик выявить детей с эмоционально - личностными нарушениями. Для проведения диагностического исследования были использованы следующие методики:

1.Методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности детей 3 – 7 лет М.И.Лисиной. Цель: определение уровня развития коммуникативных навыков

2.Методика «Рассказывание ребенку сказки» Цель: выявить какой именно страх испытывает ребенок

3. Тест на тревожность детей 3,5 - 7 лет. (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) Цель: определение тревожности у детей в возрасте 3,5 – 7 лет.

4. Графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой. Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

5. Тест «Лесенка» Цель: исследование самооценки ребенка.

6. Анкета для родителей и воспитателей «Признаки импульсивности» Цель: выявление степени импульсивности ребенка

7. Наблюдение, опрос

Из 50 обследованных воспитанников было выявлено 40 воспитанников (80%) с нарушениями в эмоционально – личностном развитии (Таблица 1).

Таким образом, результаты экспериментальной работы подтвердили эффективность определенных нами педагогических условий изучения сказкотерапии как средства коррекции личностного развития детей старшего дошкольного возраста.

Далее на основе разработанной программы была проведена экспериментальная работа, направленная на изучение метода сказкотерапии как средства коррекции личностного развития дошкольников.

Экспериментальная работа проводилась: в групповой форме с участием по 10 детей в коррекционной группе. Групповые занятия проходили 1 раз в неделю. Программа коррекционно-развивающей работы была разработана с учетом того, что сказкотерапия использовалась как эффективный метод коррекции. Для групповой работы с воспитанниками за основу нами была взята модифицированная программа «Путешествие в мир эмоций». Программа составлена с учетом: целей дошкольного воспитания; ведущей деятельности дошкольников; возрастных и индивидуальных особенностей; уровня развития воспитанников; психических возможностей воспитанников; степени выраженности эмоционально-личностных нарушений у воспитанников.

Программа «Путешествие в мир эмоций» реализовалась посредством проигрывания сказок, создания комфортного психологического климата и благоприятной предметно-развивающей среды.

^ В качестве принципов работы со сказкой выделяют следующие:

- Осознанность. Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях.

Общие вопросы: что происходит? Почему это происходит? Кто хотел, чтобы это произошло? Зачем это было ему нужно?

- Множественность. Понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.

- Связь с реальностью. Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами как некий жизненный урок.

Сказки являются связующим звеном между игровыми упражнениями; подвижными играми; этюдами на выражение и проявление различных эмоций; разыгрыванием ролей или изображением событий; расслабляющими упражнениями; упражнениями на развитие произвольного внимания [1].

^ Структура групповой организованной коррекционно-развивающей деятельности:

1. Вводная часть. Ритуал «входа» в сказку. Цель - Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку. Используются коллективные упражнения для воспитанников: сидя в кругу, все смотрят на свечу или передают друг другу волшебную свечу, волшебный клубочек, мячик, прослушивают аудиозапись звуков природы или звуков музыкальных инструментов.

2.Основная часть. На этапе основной части используются разнообразные формы коррекционно-педагогической работы с детьми: игры – путешествия, игры – превращения, игровые упражнения, направленные на высокую двигательную активность в сочетании с упражнениями на дыхание, подвижные игры или танцы с последующим расслаблением на дыхание.

3. Заключительная часть. Рефлексия. Ритуал «выхода» из сказки и прощание. На этапе заключительной части используются: спокойные, расслабляющие игровые упражнения; малоподвижные игры; беседы с детьми. Ритуал «выхода» из сказки может быть таким же, что и ритуал «входа» в сказку, а может быть другим. Так как энергия, потраченная на действия, осознание и переживания во время путешествия по сказке, как бы иссякает, и воспитанники автоматически возвращаются, в привычный реальный мир. Все зависит от героев сказки их «волшебной силы»

Особенность предлагаемого нами метода заключается в том, что сказкотерапия представляет дошкольникам, возможность переживать, осознавать, проигрывать какую – либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Позволяет погружаться в проблему настолько, насколько ребенок готов к ее переживанию. Особую значимость сказкотерапия приобретает в коррекции эмоционально – личностных нарушений, в том, что действует на подсознание детей просто, ненавязчиво, но очень эффективно. [2].

Данная Программа реализуется в настоящее время и имеет ряд промежуточных результатов, позволяющих оценить её эффективность. Так в декабре 2012 г. были произведены контрольные замеры по выявлению воспитанников с эмоционально – личностными нарушениями. Полученные данные показали, что в результате реализации данной Программы произошли значительные изменения, а именно: количество детей и уровни проявления у дошкольников эмоционально – личностных нарушений изменились (Таблица 2):

Таким образом, результаты экспериментальной работы подтвердили. что сказкотерапия – это удивительное по силе психологического воздействия средство коррекционной работы с внутренним миром дошкольника, мощный инструмент личностного развития.

Констатирующий эксперимент показал, что для обследуемых дошкольников характерны следующие неблагоприятные эмоциональные состояния: повышенная тревожность, страхи, высокая агрессивность; высокий уровень импульсивности, низкая самооценка.

Коррекционно-развивающее воздействие с использованием метода сказкотерапии способствует проявлению потенциальных возможностей личности: появляется чувство защищенности; изменяется восприятие мира вокруг; понижается тревожность; исчезают страхи; понижается агрессия и импульсивность дошкольников, повышается самооценка.

Анализ показал преимущества метода сказкотерапии:

- сказкотерапия одновременно делает возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизнь дошкольника, с учетом которой сознательное поведение становится понятным и доступным для воздействия;

- дает возможность проанализировать, как дошкольник усвоил и преломил в своем сознании определенную, нормативную систему, заданную социально культурным воспитанием.

Метод сказкотерапии может быть рекомендован для использования в работе педагогов – психологов, педагогов дошкольных учреждений, учителей-логопедов, как эффективный метод коррекции и личностного развития дошкольников.

Таблица 1

Параметры

Нарушения

^ Общее количество детей %


Количество детей и уровень

проявления эмоционально – личностных нарушений %

Высокий

7(18%)

Средний

Низкий

^ Эмоциональная сфера

Тревожность

12 (30%)

5(12%)




Страхи

10 (25%)

6 (15%)

4(10%)




Агрессивность

1(2,5%)

1 (2,5%)







^ Социальная импульсивность

10 (25%)

5 (12,5%)

5(12,5%)




Трудности в общении

Необщительные

5 (12,5%)

4 (10%)

1(2,5%)







^ Застенчивые дети

1(2,5%)

1(2,5%)







Самооценка




1(2,5%)







1(2,5%)

Таблица 2

Параметры

Нарушения

^ Общее количество детей %


Количество детей и уровень

проявления эмоционально – личностных нарушений %

Высокий

Средний

Низкий

Эмоциональная сфера

Тревожность

12 (30%)

5 (12%)

7 (18%)




Страхи

10 (25%)

4 (10%)

6(15%)




Агрессивность

1(2,5%)







1(2,5%)

^ Социальная импульсивность

10 (25%)

4 (10%)

6(15%)




Трудности в общении

Необщительные

5(12,5%)

1 (2,5%)

4 (10%)







^ Застенчивые дети

1(2,5%)




1(2,5%)




Самооценка




-

-

-

-


Список используемой литературы

1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку / И.В. Вачков - М.: Просвещение, 1997. - 178 с.

2. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия / Под ред. Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой. - СПб.:Речь, 2006. – 168с

3. Маралов В. Г., Фролова Л.П. Коррекция личностного развития дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008. -128с

4. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. - М., 2002.- 204c

5. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - М., 2000, - 375с

6. Соколов Д. Сказки и Сказкотерапия. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 248с

7.Фром Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: АСТ, 2004. - 635 с

8. [http://www.rusarticles.com/vospitanie-statya/znachenie-skazki-v-vospitanii-rebenka-2050615.html] Павел Орехов // Значение сказки в воспитании ребенка.

9. [http://www.portal-slovo.ru/ ] Фесюкова Л.Б. // Воспитание сказкой

Педагог – психолог МБДОУ ЦРР – детский сад №10 «Росинка»

Макалова И.И.

Похожие:

Статья «Сказка как средство коррекции личностного развития дошкольников» iconВлияние русской народной сказки на воспитание дошкольников
Сказка – это одно из основных произведений народного фольклора, который включает в себя разные по жанру произведения. Почти такая...
Статья «Сказка как средство коррекции личностного развития дошкольников» iconСтатья «Проектная деятельность как средство развития конструкторских способностей обучающихся»
Статья «Проектная деятельность как средство развития конструкторских способностей обучающихся» из опыта
Статья «Сказка как средство коррекции личностного развития дошкольников» iconТема выпускной квалификационной работы
Фильм-сказка на уроках русского языка как средство развития связной речи учащихся начальных классов
Статья «Сказка как средство коррекции личностного развития дошкольников» iconБурменская Г. В. Хрестоматия по детской психологии: учебное пособие для студентов
Система методов и приемов развития и коррекции эмоциональной сферы дошкольников
Статья «Сказка как средство коррекции личностного развития дошкольников» iconРабочая программа по английскому языку (углублённое изучение) для 7
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство...
Статья «Сказка как средство коррекции личностного развития дошкольников» iconРабочая программа по немецкому языку 8 класс на 2010 2011 учебный год
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и как важное средство для развития...
Статья «Сказка как средство коррекции личностного развития дошкольников» iconХудожественный труд как средство развития творческих способностей...
Чем раньше будет начата коррекционная работа с нашими детьми, так больше вероятность, что по окончанию школы подростки будут иметь...
Статья «Сказка как средство коррекции личностного развития дошкольников» iconРазвитие речи ребенка раннего возраста
Передать опыт, накопленный человечеством, знания, культурные особенности возможно не иначе, как с помощью языка. Язык — важнейшее...
Статья «Сказка как средство коррекции личностного развития дошкольников» iconСказка ложь. Но, как всякая сказка, эта сказка тоже бывает местами...
Читайте. Радуйтесь. Негодуйте. Делайте, что хотите. Хотите – верьте, хотите – нет. Дело ваше. Право и слово – моё
Статья «Сказка как средство коррекции личностного развития дошкольников» iconТема: "игра  как средство гендерной социализации дошкольников"
Али-Заде А. А. Половой димоpфизм и психологические пpоблемы фоpмиpования личных взаимоотношений. Баку, 1974
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница