Лекция №1 18. 02. 08 г. Преподаватель




Скачать 295,34 Kb.
НазваниеЛекция №1 18. 02. 08 г. Преподаватель
страница1/3
Дата публикации02.06.2013
Размер295,34 Kb.
ТипЛекция
pochit.ru > Психология > Лекция
  1   2   3




Глубинная психология
Лекция №1 18.02.08 г.
Преподаватель: Абдурахманов Ринат Абдулакимович.
Глубинная психология понимается в 2-ух значениях:

  1. Как учебная дисциплина, изучающая основные направления психологии и концепции, объясняющие бессознательную активность человека.

  2. Глубинная психология – это совокупность бессознательных явлений, влияющих на поведение человека.


2-а подхода к пониманию бессознательного:

  1. Бессознательное – это совокупность психических явлений, во влиянии которых на жизнедеятельность человека он не отдаёт себе отчёта.

  2. Бессознательное – это форма психического отражения, при котором воспринимаемая действительность не подлежит произвольному контролю. (Эриксоновский гипноз основан на 2-ом понимании).


Формы бессознательного:

  1. Установки.

  2. Сновидения (это ворота бессознательного).

  3. Автоматизированные действия.

  4. Механизмы навыков и привычек.

  5. Безусловные (врождённые) и условные (приобретённые) рефлексы.

  6. Ошибочные действия (это описки, опечатки, очитки, оговорки, ослышки).

  7. Защитные механизмы личности.

  8. Забывание необходимых данных (напр., номеров телефонов, дат и т.д.).

  9. Механизмы неврозов, психозов и других психических расстройств.


Классификация бессознательных явлений по Юлии Борисовне Гиппенрейтер:

  1. Неосознавательные механизмы сознательных действий (Н.М.С.Д.).

Включают:

    1. Неосознаваемые автоматизмы – это действия или акты, которые совершаются сами собой без участия сознания. Их делят на:

      • Первичные. Носят врождённый характер (напр., хватательный рефлекс у ребёнка, моргание, отдёргивание руки от горячего и т.п.).

      • Вторичные. Сформировались в процессе жизни. Первоначально они осознавались, а потом перестали (напр., навык игры на фортепиано, навыки печатания на компьютере).

    2. ^ Неосознаваемые установки – это неосознаваемая готовность человека к совершению определённых действий (интеллектуальных, перцептивных, моторных) в определённой ситуации при определённом воздействии стимула.

Виды установок:

      • Моторная установка – это готовность к определённым физическим действиям и реакциям в определённой ситуации.

      • Перцептивная установка – это готовность к определённому восприятию определённых явлений в определённой ситуации.

      • Интеллектуальная установка – проявляется в неосознавательной готовности к определённому способу мышления в определённой ситуации.

    1. Неознавательные сопровождения сознательных действий. Включают 3-и элемента:

      • Механизмы, подготавливающие сознательные действия (напр., идеомоторная подготовка у спортсменов).

      • Механизмы, реализующие сознательные действия (напр., пользование ручкой во время лекции – слушаем сознательно, а пишем подсознательно, автоматически).

      • Механизмы, сопровождающие сознательные действия (напр., почёсывание затылка, носа).




  1. Неосознавательные побудители сознательных действий (Н.П.С.Д.):

  1. Инстинкты.

  2. Потребности.

  3. Вытесненные желания.

  4. Последствия стрессов и психических травм.

  5. Интересы.

  6. Влечения.

  7. Защитные механизмы личности.




  1. «Надсознательный» процесс («над.п.») – это класс бессознательных явлений, которые обеспечивают такие процессы как интуиция, творческое озарение, высшее чувство.


Психоанализ и глубинная психология
З. Фрейд (1856 – 1938 г.г).
Основные положения психоанализа:

  1. Топографическая модель психики:








Сознание – это всё то, в чём человек отдаёт себе отчёт.
Предсознание – мост между сознанием и бессознательным. Там находится информация, которую мы не осознаём в данный момент, но можем извлечь при необходимости.
Бессознательное – включает инстинктивные побуждения, следы эмоциональных переживаний, энергию подавленных и вытесненных бессознательных желаний, следы стрессов и психических травм.


  1. Динамическая модель психики:











Superego формируется преимущественно в детстве и представляет собой совокупность, усвоенных человеком, норм и стандартов поведения. Superego формируется в процессе взаимодействия ребёнка с родителями и, прежде всего, матери. В дальнейшем, Superego обогащается социальными нормами.

^ Фрейд выделял 2-е подсистемы в Superego:

  • Совесть. Содержит моральные запреты и вызывает чувство вины человека.

  • Ego-идеал. Содержит требования, которым нужно соответствовать и к которым нужно стремиться.


Считается, что Superego сформировалось, когда родительский контроль заменяется самоконтролем (т.е. локус ответственность переходит извне внутрь).
Id тесно связана с биологическими побуждениями и наиболее энергетическая часть нашей личности. Но одновременно, Id характеризуется хаотичностью и подчиняется принципу удовольствия. Id нередко придаёт человеческому поведению импульсивную и иррациональную форму.

Фрейд был сторонником принципа гомеостаза (гомеостаз – стремление всех живых систем к сохранению равновесного состояния).

Неудовлетворение тех или иных потребностей человека или побуждений Id приводит к повышению внутреннего психологического напряжения системы.
Ego (Я) – компонент личности, ответственный за принятие решения и адаптацию личности в реальных социальных и физических условиях. Обеспечивает безопасность и самосохранение индивида и подчиняется принципу реальности.

Лекция №2.


  1. Экономическая модель организации психики. Психоанализ основывается на представлении, согласно которому люди являются сложными энергетическими системами. При этом у каждого человека имеется определённое количество энергии, питающее его психическую активность.

Фрейд был сторонником концепции гомеостаза, согласно которой количество энергии живого организма отличается относительным постоянством, поэтому цель любой формы поведения индивида состоит в уменьшении напряжения, вызванного излишним скоплением энергии в организме. По Фрейду, телесные потребности, вызванные в форме желаний называются инстинктами (некорректное использование термина).
Инстинкт – врождённая программа поведения, запускаемая в определённой ситуации ключевым раздражителем.
^ Фрейд выделял 2-е группы основных потребностей:

  1. Инстинкты жизни – эрос. Включают все системы, служащие цели поддержания жизненно-важных последствий и обеспечивающие размножение вида. При этом наибольшую значимость имеет энергия сексуальных инстинктов или либидо. Сексуальные инстинкты связаны с определённым участком тела или эрогенной зоной. Эрогенные зоны являются источниками напряжения, а манипуляции в области этих зон ведут к снижению напряжения (напр., у шахтёра чешется рука – в данный момент она является эрогенной зоной).

  2. Инстинкты смерти – танатос. Инстинкты смерти лежат в основе жестокости, убийств, самоубийств. Инстинкты смерти подчиняются принципу энтропии, т.е. стремлению живых организмов как сложных систем вернуться к состоянию неупорядоченности, из которого они вышли или упростить своё состояние (существование).


Энергия инстинктов может направляться как на объект, способный удовлетворить потребность, так и на объект, замещающий его. В последующем случае, Фрейд говорит о смещённой активности и многие социально-психологические феномены являются продуктом смещения сексуальной агрессивной энергии (культура, искусство, государство).
Основные психотехники психоанализа
Психоанализ направлен на то, чтобы помочь человеку осознать причины, имеющихся у человека психологических проблем и, через это, решить их. При этом много внимания уделяется укреплению Ego как инстанции, позволяющей человеку быть более самостоятельным и ответственным.

Причиной невроза является невротический конфликт между Id и Ego.
Основные психотехники психоанализа:


  1. Техника свободных ассоциаций. Клиент укладывается на кушетку, глаза открыты, чтобы эта процедура не напоминала гипнотическую. Психоаналитик сидит сзади, вне поля зрения клиента и активно слушает, используя нерефлексивное слушание (без реплик, разговоров, вопросов). Клиент начинает говорить о явлениях, которые ему приходят в голову, не скрывая постыдных и неприятных подробностей (по его мнению), об этом его заранее предупреждают. В результате получается ассоциативно-связанный рассказ (без особой логики). С точки зрения психоанализа, клиенту приходит в голову то, что его волнует и связано с его психологическими проблемами. Однако, в процессе этой процедуры можно столкнуться с сопротивлением клиента. Сопротивление будет встречаться как раз в тех местах, которые наиболее волнуют клиента.




  1. ^ Анализ переноса или трансфер. В процессе психотерапии возникают особые отношения между психотерапевтом и клиентом: клиент, нередко бессознательно, переносит отношения со значимыми для него людьми из реальной жизни на психотерапевта. Напр., если психотерапевт бессознательно для клиента ассоциируется с отцом, то характер отношений с отцом бессознательно переносится на отношения с психотерапевтом. Перенос может быть позитивным (сопровождается чувством симпатии) или негативным (сопровождается негативными чувствами). Сам характер переноса помогает психоаналитику понять источник психических проблем клиента.

Задачи психотерапевта:

    • Распознание содержания переноса. Напр., сексуальное влечение к психотерапевту может маскироваться враждебностью к нему.

    • Помочь клиенту осознать явление переноса.

    • Определить его источник. В случае возникновения переноса любви, психотерапевт должен отнестись к этому с пониманием. Однако, воздержаться от любых ответов на него, пока перенос любви исчезнет вместе с источником (вместе с клиентом).




  1. ^ Анализ сопротивления. Сопротивление - это бессознательное стремление клиента защитить свой внутренний мир от вторжения психотерапевта.

Источник сопротивления – это переживание тревоги, страха, чувства вины и стыда.

Выделяют:

  • Ego-синтоничное сопротивление. Человек отрицает сам факт существования сопротивления и препятствует его психоанализу. Ego сопротивляется и человек сливается с ним, не понимая этого.

  • Сопротивление, чуждое Ego. Клиент ощущает неестественность сопротивления и готов к его анализу вместе с психотерапевтом. Человек чувствует, что что-то не так.

Задача психотерапевта перевести сопротивление из Ego-синтоничного в сопротивление, чуждое Ego.

Анализ сопротивления продвигается от его формы к содержанию, от сознательного к бессознательному, от поверхности к глубинному пониманию.

^ Техника анализа сопротивления включает следующие шаги:

  • Выявление в поведении клиента определённой формы проявления сопротивления (нежелание отвечать на вопрос, уход от ответа (более искусстно), опоздания и пропуски, раздражительность, интеллектуальное соперничество с психотерапевтом).

  • Демонстрация фактов сопротивления самому клиенту.

  • Определение характера переживаний клиента, сопровождающих его сопротивление.

  • Определение мотивов сопротивления.

  • Определение истоков сопротивления в прошлой жизни человека (напр., человек не любил математику, а психотерапевт напомнил ему математика).

Поспешность в анализе сопротивления может ранить человека или побудить его к интеллектуальному соревнованию с терапевтом. Только тогда, когда человек сам осознает, что он сопротивляется – он поймёт.


  1. ^ Анализ сновидений. Сны в психоанализе рассматриваются как способ выполнения невыполненных желаний. При этом выделяется явное и скрытое содержание сна. Скрытое – это то, что обнаруживается при толковании сна. Явное – это то, что фактически составляет содержание сна.

В психоанализе также различаются работа сопротивлений и толкование сновидений.

Работа сновидений осуществляется в процессе сна – это перевод скрытого смысла сна в содержание сна.

Толкование сновидений осуществляется с помощью психотерапевта и идёт в обратном напряжении, т.е. от содержания сна к его скрытому смыслу. Толкование сновидений – это попытка добраться до скрытого смысла сновидений.


В работе сновидений существуют определённые закономерности. Наиболее значимые из них:

  • Сгущение сновидений. Под сгущением сновидений понимается тот факт, что явное сновидение содержит в себе меньше информации, чем скрытое, так как является сокращённым переводом последнего (явное – вершина айсберга).

  • Смещение сновидений – это результат работы цензуры, т.е. замещение истинного смысла сновидений намёками, символами (бессознательного нас бережёт).

  • Регрессивное превращение мыслей в зрительные образы – иллюстрация мысли в формы представлений.



Лекция №3
При анализе сновидений предлагается соблюдать следующие правила:

  • Не придавать большого значения внешнему содержанию сновидения, так как оно часто не соответствует искомому бессознательному.

  • Сновидения следует разбивать на элементы, каждый из которых исследуется в отдельности.

  • Клиента просят объяснить элемент сновидения первыми пришедшими в голову словами, т.е. применяется метод свободных ассоциаций.

  • При анализе сновидения исследователь должен набраться терпения, пока бессознательное не вернётся само.

  • Клиенту рекомендуется не замалчивать ни одной из пришедшей ему в голову мысли, даже если она кажется ему малозначительной, не соответствующей понятиям о здравом смысле и его понятиях о приличиях.

Задача психотерапевта – при помощи свободного ассоциирования клиента, с каждым элементом сновидения вызвать у него ряд других, заменяющих представлений, а затем попытаться расшифровать скрытый смысл сновидений.

При анализе сновидения психотерапевт, как правило, сталкивается с сопротивлением клиента. С точки зрения психоанализа, те мысли, которые клиент пытается подавить, оказываются наиболее важными. Ключом к расшифровке скрытого смысла сновидения, Фрейд считал символы, которые уходят корнями в мифологию, антропологию,

и в какой-то степени т.е. пригодны для расшифровки сновидений разных людей.

При этом Фрейд выделил, прежде всего, символы, имеющие сексуальное значение. Так, все вытянутые и торчащие предметы (свечи, деревья, столбы и т.д.) символизируют мужской половой орган. А полые предметы (сосуды, сумки, пещеры) – женский половой орган.

На начальной стадии большое внимание уделяется дневному остатку сновидения. Таким образом, психотерапевт доводит до сознания клиента тот факт, что сновидения связаны с опытом бодрствования, с опытом реальной жизни. Клиент узнаёт, что сновидения можно анализировать, и понимать их смысл. Такое первоначальное понимание подготавливает клиента для восприятия более глубоких, более бессознательных значений сна, в которых отражаются его страхи, конфликты и желания.


  1. ^ Анализ ошибочных действий. Оговорки, обмолвки, описки, очитки, ослышки, опечатки. Забывание дат, имён, намерений, затеривание и запрятывание предметов.

Ошибки рассматривают не как случайные психические акты, а как имеющие смысл и намерения. Эти психические акты возникают в результате одновременного действия противоположных желаний. Одно желание осознаётся человеком, а другое нет. При этом в ошибочном действии отражается победа именно бессознательного желания, которое более приемлемо для человека, хотя он и не признаётся себе в этом. Клиент с помощью психоанализа осознаёт истинные причины своих ошибочных действий.


  1. ^ Анализ фантазий. Клиент записывает все свои фантазии, а затем осуществляет их толкование, напоминающее толкование сновидений.




  1. Анализ контрпереноса. Контрперенос - это эмоциональная реакция терапевта на перенос клиента. Часто контрперенос определяется событиями, произошедшими в жизни психотерапевта. Контрперенос может быть как препятствием к психотерапии, так и условием повышения её эффективности. Второе возможно тогда, когда психоаналитик способен заметить конфликты клиента через наблюдение собственных эмоциональных реакций. Психотерапевт исследует свои чувства с помощью психоанализа и рассматривает их не только как вариантные отзвуки своего бессознательного, но и как реакцию на переживания клиента, как в область бессознательного клиента.

^ Выделяют 2-а вида контрреакций:

  • Согласующуюся. Психотерапевт переживает психоэмоциональное состояние клиента.

  • Дополнительную. Психотерапевт переживает эмоциональное состояние какой-то важной личности в жизни клиента.


Анализ контрпереноса подразумевает учёт следующих моментов:

  • Принимать во внимание психотерапевтом психологические проблемы своего прошлого и настоящего.

  • Не принимать на свой счёт чувств, выражаемых клиентом.

  • Сдерживать желания отреагировать контрпереносом.

  • Использовать содержание контрпереноса для анализа проблем клиента.

  • Стремиться к согласующемуся контрпереносу, когда в реальности переживается дополнительный.


Дополнительные психотехники психоанализа
Используются только в исключительных случаях, когда необходимо помочь клиенту быстрее погрузиться в процесс психоанализа.


  1. ^ Отреагирование (катарсис, Аристотель). Ещё называют «очищением». Представляет собой специальный приём, побуждающий человека к разрядке эмоций, вытесненных ранее бессознательным и отражающих внутренний конфликт. Формы: плачь, активное проговаривание проблем, гнев, смех, агрессия и т.д. Катарсис приносит лишь временное чувство облегчения и не может заменить процесс психоанализа. Разновидностью катарсиса является гипнокатарсис, когда клиента погружают в глубокое гипносостояние и предлагают перенестись в прошлую ситуацию, которая могла служить источником психических проблем. У клиента в этом состоянии могут возникать мысли и чувства, воспоминания, до этого не осознаваемые. В результате человек заново переживает произошедшее и выходит из гипносостояния в связи с переживаемыми воспоминаниями. Так клиент сообщает психотерапевту содержание своих переживаний и подробности, которые он раньше не осознавал.

  2. Внушение – это процесс воздействия на психическую сферу человека в обход его критического и рационального мышления. Оно помогает человеку войти в психоаналитическую ситуацию. При этом следует учитывать следующие моменты:

    • Клиент может привыкнуть к внушению и начинает стремиться к нему как своеобразному протезу, избегая пластических психоаналитических процедур.

    • Если результаты внушения не осознаются клиентом в последующем и не становятся объектом совместного анализа, то это не только не облегчает психологическую помощь, но и может создать дополнительные трудности.

  1   2   3

Похожие:

Лекция №1 18. 02. 08 г. Преподаватель iconЛекция №1 08. 09. 07 г. Преподаватель
Мы потратили на решение (на калькуляторе) 1’36”. А гаус в 6 лет решил это уравнение за 2 минуты
Лекция №1 18. 02. 08 г. Преподаватель iconЛекция №1 10. 11. 07 г. Преподаватель
Социальные причины (религии способствовали духовному единению людей и через это – сохранение данного этноса)
Лекция №1 18. 02. 08 г. Преподаватель iconЛекция №1 22. 09. 07 г. Преподаватель: Азарнов Н. Н
П/сост. –психические состояния (интеллектуальные, эмоциональные и волевые состояния)
Лекция №1 18. 02. 08 г. Преподаватель iconЛекция №1 22. 09. 07 г. Преподаватель
Нет мышления, которое оторвано от образов, чистого мышления, потому что человек живёт в предметном мире
Лекция №1 18. 02. 08 г. Преподаватель iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...
Лекция №1 18. 02. 08 г. Преподаватель iconУтверждаю з ам директора фгоу спо катт по ур новожилов А. Н. 20
...
Лекция №1 18. 02. 08 г. Преподаватель iconЛекция №1 17. 11. 07 г. Преподаватель
Первым обратил внимание на психологию здоровья Бехтерев. Он говорил, что важное и самое главное условие развития личности – это природа...
Лекция №1 18. 02. 08 г. Преподаватель iconПедиатрия с детскими инфекциями
Составители преподаватели педиатрии Казанского базового медицинского колледжа: Дружкова Н. Р. преподаватель высшей категории, Киясова...
Лекция №1 18. 02. 08 г. Преподаватель iconРуководители
Учитель, учитель-дефектолог, учитель-логопед, преподаватель, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности
Лекция №1 18. 02. 08 г. Преподаватель iconУчебный план моу для детей «Мальчевский межшкольный учебный комбинат»
Преподаватель Афонин В. Н., мастер п/о Медков И. В., мастер-преподаватель Свечкарев А. В
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница