Методическое пособие к курсу «Возрастная психология» Петрозаводск




Скачать 449,6 Kb.
НазваниеМетодическое пособие к курсу «Возрастная психология» Петрозаводск
страница1/5
Дата публикации02.06.2013
Размер449,6 Kb.
ТипМетодическое пособие
pochit.ru > Психология > Методическое пособие
  1   2   3   4   5
МО …

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Карельская государственная педагогическая академия»
Н.В. Юдин


Методическое пособие к курсу «Возрастная психология»
Петрозаводск

Издательство КГПА

2011
Рецензенты:

Румянцева А.В., канд. психол. наук, доцент кафедры общей психологии КГПА

Л.И.Теплова, канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики и психологии ПетрГУ
Пособие предназначено для студентов заочного отделения педагогических ВУЗов и включает в себя конспективные материалы по основным блокам курса «возрастная психология». Также в пособии представлены материалы для самостоятельной работы…

Введение

Изучение проблемы человеческой индивидуальности, которой посвящено данное пособие, имеет длинную историю и характеризуется противоречивым отношением к самому факту существования различий между людьми. Так некоторые зарубежные психологи (преимущественно бихевиористы) игнорируют индивидуальные различия. Но любая психологическая характеристика существует только в индивидуальных формах.

В рамках психологии индивидуальных различий изучаются наиболее существенные характеристики, определяющие психологический облик человека, их структура и взаимосвязи; природа индивидуальных различий; анализируются уникальность конкретного человека и различия между группами.

Понятие индивидуальности используется в психологии при описании двух явлений. Во-первых, при анализе своеобразия психологических свойств человека, проявляющихся в разных сферах (интеллекте, темпераменте, личности). Во-вторых, при анализе иерархической организации психологических свойств человека.

В данном пособии описываются как своеобразные психологические свойства: интеллект, креативность, одаренность и др., так и разные подходы к описанию систем организации психологических свойств (Б.Г.Ананьева, В.М.Русалова, В.С.Мерлина и т.д.).
^ Цель курса: усвоение студентами знаний о психологических характеристиках различных этапов возрастного развития человека
Задачи курса:

  • Ознакомление слушателей с многообразием теоретических подходов к изучению пути развития человека в онтогенезе;

  • Приобретение знаний о психологических особенностях основных периодов жизни человека

  • Установление связи между имеющимся практическим опытом слушателей и теоретическими знаниями по возрастной психологии;


^ Раздел I. Теоретические основы возрастной психологии

Цель: освоить базовую терминологию курса возрастной психологии и основные теоретические подходы к пониманию развития.

Для понимания специфики возрастной психологии в первой теме этого раздела представлена характеристика ее предмета и методов; даны понятия возраста, развития и роста как базовые для всего курса.

Теории психического развития, представленные в последующих темах раздела, – это результат работы ученых, оставивших наиболее яркий след в возрастной психологии. Эти теории помогают другим ученым в построении своих исследований, практикам – в понимании тех явлений в развитии ребенка, с которыми они сталкиваются.

Теории призваны объяснять феномены, раскрывать связь между явлениями, показывать логику процессов развития. Однако важно отметить, что не существует «правильных» и «неправильных» теорий. Это связано во-первых, с тем, что процессы развития слишком сложны, чтобы одна теория могла претендовать на полное понимание развития человека. Во-вторых, каждая из приведенных концепций имеет как свои достоинства, так и недостатки: каждая подвергалась и подвергается критике.

В курсе возрастной психологии теории предлагаются как широкий, целостный взгляд с разных точек зрения на психическое развитие ребенка. В их числе:

  • Зигмунд Фрейд (изучение психосексуального развития ребенка);

  • Эрик Эриксон (психосоциальное развитие);

  • Лоуренс Колберг (развитие нравственности);

  • Эльконин Даниил Борисович и Выготский Лев Семенович (развитие деятельности);

  • Жан Пиаже (развитие интеллекта).


Тема 1. Возрастная психология как отрасль психологической науки.

Предмет возрастной психологии: раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому.

Основные понятия возрастной психологии отражают особенности изучаемого предмета: это рост, развитие и возраст.

^ Рост – это процесс количественных изменений внутренней структуры и состава входящих в объект отдельных элементов, без существенных изменений в структуре отдельных процессов. Например, рост запаса слов без изменения функций речи.

Развитие – процесс качественного изменения, который проявляется в появлении новообразований: новых механизмов, новых процессов, новых структур (например, появление первых слов).

Наиболее важные признаки развития:

  • расчленение ранее целостного элемента;

  • появление новых сторон, новых элементов в самом развитии;

  • перестройка связей между сторонами объекта.

Хронологический возраст – количество прожитых человеком лет.

^ Психологический возрасткачественно своеобразный период психического развития, характеризующийся, прежде всего, появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития. Хронологический возраст для психического развития – это лишь координата отсчета, та внешняя сетка, на фоне которой происходит процесс, становление личности ребенка.

^ Особенности психического развития

  • Закон метаморфозы: развитие есть цепь качественных изменений.

  • Развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой темп, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.

  • Закон неравномерности развития: каждая сторона в психике имеет свой оптимальный (сензитивный) период развития.

Психическое развитие – это цепь качественных изменений, где предыдущий этап подготавливает переход к последующему, но напрямую его не определяет.

^ Факторы, влияющие на развитие человека

Разные концепции по-разному представляют себе силы, влияющие на развитие психики, но наиболее общий взгляд позволяет выделить 3 таких фактора:.

I. Биологические факторы: генотип, физиология, травмы, пол, системы мозга.

Воздействие биологических факторов на психическое развитие может быть прямым: например, генетические нарушения приводят к болезни Дауна, проявляющейся, в частности, в сниженной обучаемости, задержке развития речи, мелкой моторики.

Однако чаще всего невозможно найти такую прямо действующую причину – биологические факторы действуют опосредованно: так, генетически люди не предрасположены к тому, чтобы становиться руководителями, но этому могут способствовать, например, некоторые черты темперамента, имеющие высокую генетическую составляющую.

II. Социальные факторы

Ури Бронфенбреннер предлагает рассматривать развитие человека в экологической перспективе – с точки зрения взаимодействия человека с его окружением, и выделяет четыре уровня, на которых общество влияет на человека.

  1. Микросистема – комплекс отношений между развивающимся человеком и непосредственной средой, включающей самого этого человека» (семья, школа, сверстники и пр.).

  2. Мезосистема – совокупность влияющих друг на друга микросистем. Речь идет о взаимосвязях между семьей, школой, группой сверстников.

  3. Экзосистема – социальные институты, не включенные в непосредственное окружение человека, но оказывающие на него опосредованное влияние (работа родителей – для ребенка, средства массовой информации, местные органы власти, субкультура района).

  4. Макросистема – определяющие жизнь законы, принципы, традиции, религиозные нормы, политическая система.

III. Способности человека, позволяющие ему познавать мир, себя и использовать эти знания в целях саморегуляции (А.Бандура):

  • способность к символизации (язык, схемы, формулы);

  • способность к предвидению, ожиданию событий;

  • саморегуляция (способность ставить цели и оценивать результат своих действий;

  • самоанализ (способность размышлять о себе);

  • викарное научение (т.е. способность к приобретению знаний, навыков через наблюдение или моделирование – например, действие по инструкции или по образцу).

Эмпирические методы возрастной психологии

  • наблюдение – получение информации путем непосредственного восприятия события

  • беседа (интервью) – получение информации во время диалога

  • эксперимент – искусственное инициирование психологических фактов для подтверждения или опровержения тех или иных гипотез

  • тесты – стандартизированные методики для испытания психических функций человека, отвечающие требованиям: надежности (баллы, получаемые разными испытуемыми, должны быть сопоставимы) и валидности (тесты должны на самом деле измерять то, для измерения чего они предназначены).

^ Организационные методы возрастной психологии

  • Лонгитюдный (продольный) метод предполагает изучение одних и тех же испытуемых в разные моменты их жизни. Этот метод дает уникальную информацию об индивидуальных путях развития, но при этом очень затратен и трудоёмок. Лонгитюдные исследования могут длиться десятки лет – на протяжении всей жизни человека.

  • Метод поперечных срезов направлен на одновременное изучение и сравнение нескольких групп испытуемых разного возраста. Несмотря на то что при помощи такого подхода невозможно оценить индивидуальное развитие, по сравнению с лонгитюдным исследованием оно является более коротким, обходится дешевле и в большей степени поддается управлению.

Вопросы для самоконтроля

  1. Назовите предмет возрастной психологии

  2. В чем отличие метода срезов от лонгитюдного метода?

  3. Чем отличается рост и развитие? Проиллюстрируйте примерами из сферы психического развития человека и из других областей.



  1   2   3   4   5

Похожие:

Методическое пособие к курсу «Возрастная психология» Петрозаводск iconМетодическое пособие к курсу "психология управления"
Методическое пособие предназначено для систематизации и организации аудиторной и самостоятельной работы по курсу "Психология управления",...
Методическое пособие к курсу «Возрастная психология» Петрозаводск iconФмф. Возрастная & педагогическая психология. Вопросы к экзамену. Версия 0
Возрастная психология как отрасль психологической науки: предмет, проблемы, задачи
Методическое пособие к курсу «Возрастная психология» Петрозаводск iconПрограмма итогового государственного экзамена по специальности «психология»
Ы: общая психология, социальная психология, психология развития и возрастная психология, методика преподавания психологии, практическая...
Методическое пособие к курсу «Возрастная психология» Петрозаводск iconУчебно-методический комплекс дисциплины психология развития. Возрастная...
...
Методическое пособие к курсу «Возрастная психология» Петрозаводск iconПримерный список литературы по психологии и педагогике
Абрамова Г. С. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов вузов. 3-е изд., испр. М., 1998
Методическое пособие к курсу «Возрастная психология» Петрозаводск iconВопросы для обсуждения
Данное методическое пособие призвано оказать помощь студентам в организации их аудиторной и самостоятельной работы по курсу "Этнопсихология",...
Методическое пособие к курсу «Возрастная психология» Петрозаводск iconВопросы к экзамену по курсу «Возрастная психология»
П. Я. Гальперин Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления
Методическое пособие к курсу «Возрастная психология» Петрозаводск iconВопросы к зачету по курсу «Возрастная психология»
П. Я. Гальперин Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления
Методическое пособие к курсу «Возрастная психология» Петрозаводск iconЛитература к курсу «Психология управления»
Мананикова Е. Н. Психология управления: Учебное пособие/ Е. Н. Мананникова. – 2-е изд. – М.: Издат торговая корпорация «Данков и...
Методическое пособие к курсу «Возрастная психология» Петрозаводск iconМетодическое пособие по курсу "Моделирование" для студентов, обучающихся...
Методическое пособие предназначено для выполнения лабораторных работ по курсу "Моделирование". Первая лабораторная работа посвящена...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница