Психология как наука. Основоположники науки. Значение психологии в деятельности учителя. Структура психологии




НазваниеПсихология как наука. Основоположники науки. Значение психологии в деятельности учителя. Структура психологии
страница1/6
Дата публикации29.05.2013
Размер0,79 Mb.
ТипДокументы
pochit.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6
Тема: Психология как наука. Основоположники науки. Значение психологии в деятельности учителя. Структура психологии.
Слово «психология» в переводе с греческого означает – «наука о душе», т.к. «психе»- душа, «логос»- учение. Психология – это наука изучающая закономерности возникновения, развития и проявления психики и сознания человека. Психика – это особое свойство головного мозга человека, заключающееся в способности получать информацию от окружающего мира, создавать образ объективного мира и на основе этого регулировать свое поведение и деятельность.

Психология зародилась в недрах философии 2,5 тысячи лет назад и основоположником ее считают древнегреческого философа Аристотеля, который написал трактат «О душе». Душой в то время называли все непонятное необъяснимое в человеке «душа просит, тоскует, радуется», что душа способна любить и ненавидеть, чувствовать и терпеть. Аристотель говорил, что душа состоит из 3-х частей: растительная, которая отвечает за рост и физическое развитие ребенка; животная, которая отвечает за инстинктивное поведение человека( плотские желания, естественные и материальные потребности); разумная, которая отвечает за интеллект и умственное развитие. От того, какая часть души развита лучше, такова личность, характер и поведение человека. Большой вклад в развитие психологии как науки внесли Платон, Демокрит, Гиппократ, Фрейд, Юнг, Выготский, Павлов, Теплов, Эльконин, Давыдов, Мухина, Венгер и др.

Психология как наука развивалась по этапам: 1. Психология как наука о душе.2. Психология как наука о сознании. 3. Психология как наука о поведении. 4. . Психология как наука о психике.

Основные отрасли психологии: зоопсихология – изучает особенности психики животных; детская психология – изучает психику и условия формирования личности детей; социальная – изучает взаимоотношения человека с другими людьми и социальными группами; педагогическая – изучает закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания; музыкальная психология – изучает особенности восприятия музыки и обучения музыкальной грамоте; психология труда – рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых умений и навыков; медицинская – изучает психологические особенности поведения врача и больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии; юридическая – изучает психологические особенности поведения преступников, следователей, адвокатов, проблемы формирования личности преступника; экономическая – рассматривает психологические аспекты экономического поведения человека ( психология рекламы, имиджа, продавца и покупателя, делового общения, менеджмента и т.д.); военная – изучает поведение людей в условиях боевых действий и имеющих оружие; патопсихология – изучает отклонения в развитии психики, распад личности при различных формах мозговой патологии; парапсихология - изучает экстрасенсорные способности (ясновидение, телепатию и т.д.)

Знать психологию учителю надо для того, чтобы понимать законы развития личности ребенка и учитывать их при разработке содержания обучения, подбора методов и приемов обучения, способов взаимодействия. Учителю надо знать, как работает память и внимание, какими категориями мыслит ребенок, каковы особенности его воли, каков темперамент и характер, какие чувства испытывает ребенок. Изучение и учет индивидуальных психологических особенностей учеников позволит учителю понять и развить нужные качества личности ученика и затормозить негативные проявления в характере воспитанника, чтобы достичь положительных результатов в обучении и воспитании. Знание психологии поможет учителю более глубоко понять значение различных форм и методов обучения, применять их осознанно, отбирать наиболее эффективные, максимально способствующие психическому развитию ученика.


^ Тема: Понятие темперамент. Типы и их характеристика. Учет темперамента в работе с детьми.

Темперамент – это врожденные индивидуальные особенности человека, которые определяют динамическую и эмоциональную сторону его деятельности и поведения. Основоположником учения о темпераменте считают древнегреческого врача Гиппократа, который под темпераментом понимал преобладание определенной жидкости в организме человека («темпе» - с греческого «жидкость» ). Преобладание крови (сангвис) – сангвинический темперамент, преобладание слизи (флегма) – флегматический, преобладание желчи (холе) - холерический, преобладание черной желчи ( мелайн холе) – меланхолический. Иван Петрович Павлов изучал Высшую нервную деятельность коры больших полушарий и пришел к выводу, что основу темперамента составляют не наличие жидкости в организме, а особенности протекания нервных процессов возбуждения и торможения. Но он оставил названия темпераментов принятых Гиппократом, т.к. типы Высшей нервной деятельности соответствуют типам темперамента. Гиппократа. Холерик (безудержный тип ВНД, преобладает возбуждение над торможением, ) – подвижность, бурные эмоции, резкие смены настроения, а в критические моменты – высокая концентрация сил. Отличается повышенной впечатлительностью, возбудимостью, эмоциональностью. Часто выглядит самонадеянным и высокомерным. Нет душевного равновесия, бурно реагирует на все, чувства глубоки и постоянны, взгляды устойчивы, прямолинейны и сообразительны, вспыльчивы и резки, работоспособны. (Пушкин, Петр 1,Бетховен, Лист, Байрон, Айвазовский). Сангвиник (сильный тип ВНД, возбуждение и торможение уравновешены) – высокая психическая активность, быстрая реакция, богатство мимики, она подвижная и выразительная, контактен и общителен, высокая сопротивляемость трудностям, уравновешен. Обычно приподнятое настроение, быстро и эффективно мыслит, большая работоспособность, легко приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен, непостоянен в привязанностях, мимика подвижная и выразительная. При отсутствии серьезных целей, творческой деятельности, глубоких мыслей, может развиться поверхностность и непостоянство (Суворов, Наполеон, Екатерина 2, Марк Твен, Моцарт, Прокофьев, Вивальди, Бомарше). Флегматик (инертный тип ВНД, возбуждение и торможение уравновешены) – медлителен и нетороплив, долго думает и что - то делает, устойчив в настроении, спокоен, слабо проявляет эмоции и чувства, мало активен, уравновешен. Всегда спокоен, медлителен, маловпечатлителен, удовлетворен окружающим миром, долго обучается, но помнит выученное долго. Редко выходит из себя, чувства возникают медленно, но сохраняются долго (однолюб), мимика и жесты невыразительны, упорный труженик, всегда доводит дело до конца, терпелив и выдержан, не любит быть в центре внимания, может сформироваться лень равнодушие (Кутузов, художник Глазунов, Гайдар, Бородин, Поленов). Меланхолик (слабый тип ВНД) – сдержанность речи и движений, неактивен, раним, пессимист, впечатлителен и замкнут, быстро утомляется. Высокочувствителен и раним, стеснителен и осторожен, реакция внешне заторможена, а внутренне очень чувствителен, ему трудно долго на чем-то сосредоточиться, сильные воздействия могут вызвать тормозные реакции, тревожен, боязлив, не очень контактен, скрытен и иногда мстителен (Шопен, Сибелиус, Есенин, чехов, Гоголь, Чайковский, Левитан).Учет темперамента в работе с детьми. Стараться у холериков развить тормозные реакции, его нельзя часто критиковать, делать замечания мягко, но настойчиво, требовать хорошего выполнения работы и он сделает, покричит, но сделает, он не любит однообразной и кропотливой работы. У меланхоликов развивать доброжелательность, с ними надо быть мягким и тактичным т.к. чрезмерная строгость и резкое повышение требований затормаживает их деятельность и снижает работоспособность. Они обучаются долго, быстро устают, по этому надо чаще менять вид деятельности. У флегматиков следует развивать активность и не допускать безразличия к своей деятельности, проявлять терпение, т.к. они долго учатся и переучиваются, вялы и пассивны, могут заниматься неинтересным делом и доведут его до конца. У сангвиников тормозить беззаботность и беспечность, учить заниматься неинтересным делом и доводить его до конца, формировать усидчивость, терпение и не переоценивать свои возможности.

Тема: Понятие о воле. Функции воли. Волевые качества личности: самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, выдержка, терпение и др. Пути формирования воли.
Воля – это сознательная деятельность человека, определяющая его целенаправленные действия и поступки, связанные с преодолением трудностей и препятствий. Воля человека выражается в том, насколько он способен преодолевать трудности и препятствия на пути достижения цели, насколько он умеет управлять своим поведением, подчинять свою деятельность определенным задачам. Препятствия к достижению цели – это материальные условия, природа, противодействия других людей, лень, плохое настроение, чувство страха и т.п. Преодоление препятствий требует от человека волевого усилия – это состояние нервно-психического напряжения физических, умственных, моральных сил человека в конкретный момент или ситуации. Воля проявляется не только в умении что–то захотеть и достигнуть, но и в умении отказаться от чего–либо, если это нужно ( от курения). Воля проявляется в 3 функциях: регулирующая – человек сам регулирует свое поведение ( можно делать, но я не буду), здесь воля проявляется в форме воздержания; стимулирующая – человек преодолевает внутренние препятствия и противоречия, стимулируя себя (не хочу, но надо делать), воля проявляется в форме внешнего поступка; задерживающая – проявляется в форме сдерживания нежелательных физиологических проявлений (дыхания, терпение боли, жажды, голода), эта функция проявляется в форме торможения. Решающую роль в волевых действиях играет 2 сигнальная система, т.е. слово, обусловленное словесными указаниями («иди и делай» или самоприказ – «не делай этого»). В каждом волевом действии выделяют 2 этапа: Подготовительных, где происходит осознание цели и желание ее достичь, осознание возможностей ее достижения, борьба мотивов (зачем мне это нужно), принятие решения о возможных действиях в достижении цели. Исполнительный этап – осуществление принятого решения и самооценка выполненного действия. Исполнение решения может иметь форму внешнего действия – поступка и воздержания от внешнего действия (не делает). Волевые качества личности. Решительность- способность своевременно принимать обоснованные и устойчивые решения и без задержки переходить к их выполнению. Самостоятельность – подчинение поведения собственным взглядам, выполнять принятые решения без чужого влияния. Настойчивость – способность доводить начатое дело до конца. Целеустремленность – подчинение своего поведения достижению устойчивой, жизненно важной цели, готовность отдать этому все свои силы и способности. Смелость – отсутствие боязни принять на себя ответственность за принятое и выполненное решение. Мужество – это готовность идти к достижению цели, несмотря на опасность для жизни и личного благополучия, преодолевая невзгоды, страдания, лишения. Дисциплинированность – это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам и нормам. Выдержка – способность постоянно контролировать свои действия и поступки, воздерживаться от плохих поступков.

^ Пути формирования воли.

1. Организация деятельности (трудовой, учебной, спортивной, игровой, творческой и т.п.) в процессе которой ребенок учится преодолевать препятствия и делать волевое усилие.

2. Личный пример взрослых и в первую очередь родителей и учителей.

3. Знакомство с правилами и нормами поведения, нравственными ценностями через беседы, литературу, дискуссии по проблемам и т.п.

4. Самовоспитание – это упорная работа по формированию полезных волевых качеств. Ученик должен знать, что маленькая победа над собой делает из него человека.


Тема: Понятие способностей. Виды способностей: общие и специальные. Уровни развития способностей: склонности, одаренность, талант, гениальность. Пути развития способностей.

Способности – это индивидуально психологическое качество человека, позволяющее успешно выполнять определенные виды деятельности. Основные критерии способностей: быстрота овладения деятельностью и качество достижений. Способности – это не знания, умения и навыки, это только возможность их приобретать и наращивать. Способность можно обнаружить только в деятельности. Физиологической основой способностей являются наследственные предпосылки – задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности человеческого организма, его нервной системы, органов чувств. Выделяют следующие виды способностей:

- Общие (они есть у всех людей) это уровень активности, внимание, воля, уровень интеллекта, точность движений, физические качества, восприятие и т.п.

- Специальные – это способности, необходимые для осуществления определенных видов деятельности (музыкальные, танцевальные, к рисованию, пению, спортивные).

- Профессиональные – обеспечивающие успех в профессии (педагогические, конструктивные, технические, экономические и т.п.).

- Творческие – позволяющие создавать новое, иногда ранее не существующее. Они проявляются в любой деятельности: в научной, художественной, производственной, политической, экономической, педагогической и т.п.

^ По уровням развития способности бывают:

- одаренность – это совокупность нескольких способностей, обуславливающая быстрое и успешное овладение деятельностью, когда другие люди еще не освоили ее. Одаренность проявляется в наличии разносторонних способностей.

- Талант – высокий уровень развития – это совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, совершенством и общественной значимостью. Особенность таланта – высокий уровень творчества в процессе деятельности.( талантливый врач, художник, композитор, педагог и т.п.). И.Репин считал, что талант – это награда за каторжный труд. Талантливые люди требовательны к себе, самокритичны, способны ставить себе новые цели и задачи.

- Гениальность – наивысший уровень развития способностей, она обеспечивает достижение принципиально нового, имеющего большое историческое значение. Творения гениев опережают эпоху и время на 100 – 200 лет и по этому иногда гениев не замечают и не понимают.

^ Пути развития способностей.

1. Усвоение накопленного человечеством культурно-исторического опыта, знаний и умений

( обучение и самостоятельное учение, посещение концертов, музеев, выставок).

2. Создание развивающей среды (музыкальные инструменты, краски, спортивное оборудование).

3.Обучение и воспитание у хороших педагогов.

4. Организация деятельности ( занимаются музыкой, поют, рисуют, танцуют и т.п.).

5. Индивидуальный подход к ребенку с учетом темперамента, характера, склонностей, задатков.

6. Самовоспитание, саморазвитие собственных способностей, умений и навыков.

7. Формирование устойчивых интересов у детей, их углубление и расширение.


Тема: Понятие оптимального концертного состояния. Компоненты состояния: физиологический ( хорошая подготовка, самочувствие), мыслительный ( представление программы, волевое сосредоточение), эмоциональный. Подготовка к концерту.

Для того, чтобы удачно выступить в концерте или сыграть музыканту на экзамене, зачете, необходимо быть в состоянии концертной готовности. Концертное состояние – это зафиксированное сознанием человека ощущение благополучия, комфорта в тех или иных подсистемах организма. Оно выступает регулятивной функцией адаптации к окружающей концертной ситуации и среде. Психологические параметры оптимальной концертной готовности соответствуют боевому состоянию у спортсменов. Оптимальное концертное состояние включает в себя несколько компонентов:

^ Физический компонент: это хорошая физическая подготовка музыканта, певца, хореографа. Это сила, выносливость, хорошее соматическое здоровье, расслабление мышц рук, плеч и ног, чтобы предупредить мышечные зажимы в кистях, плечах, ногах, грудных мышцах. При хорошем самочувствии и готовности исполнительского аппарата у музыканта возникают особые физические ощущения в руках, кистях и пальцах, которые характеризуются особым ощущением клавиатуры, смычка, грифа, мундштука и т.п. Рекомендуется эти ощущения запоминать, чтобы иметь возможность перед выступлением их воссоздать. Чтобы иметь хорошую физическую форму надо заниматься игрой на инструменте по 3-4 часа в день, но с перерывами, а также заниматься бегом, плаванием, футболом. Психологическая адаптация к ситуации публичного выступления, которая состоит из мыслительного компонента, включающий в себя: 1. Знание и четкое представление себе программы выполняемых движений и слуховых образов. 2. Волевое сосредоточение внимания на предстоящем действии ( игре, пении, танце), которое позволит музыканту, артисту перенести все то, что было сделано в предварительной работе во внешний план, т.е. показать свою работу зрителям, слушателям. Этого можно достичь ежедневными упражнениями концентрации внимания на слуховых ощущения ( произведение звучит в голове), хорошим знанием музыкального произведения, внутренней установкой на цель профессионального обучения и на исполнение произведения в нужном образе. Погружение в слуховую материю происходит с помощью упражнений: пропевание мелодии без музыкального сопровождения, пропевание вместе с инструментальным исполнением, пропевание вместе с мысленным проигрыванием произведения с фиксацией внимания на двигательных ощущениях прикосновения к клавишам или струне, где проверяется свобода движения и наличие ненужных зажимов. Ежедневно играть так, чтобы трудное стало привычным, привычное – легким, легкое – приятным. Для выявления ошибок в исполнении следует играть с закрытыми глазами, с отвлекающими факторами и помехами, выполнять определенные движения (повороты, 50 прыжков или 30 приседаний, а потом играть и т.п.) Надо представить себя со стороны: как вы выглядите на выступлении, стоите, играете, какие звуки издает ваш инструмент. Можно использовать прием ролевого погружения, когда вы себя видите на концерте в роли великого музыканта и представляете, что это не вы играете, а он, небоящегося выступлений, скопировать его манеру игры поведения. Сенсорные системы (слуховые, двигательные, мышечные) и мысленные представления работают в единстве. Эмоционально – волевой компонент характеризуется ощущением эмоционального подъема и вдохновения, складывающегося из предвкушения предстоящего успешного выступления, желания играть для других людей. Удачному выступлению сопутствуют приподнятое настроение, особый боевой настрой, хорошее самочувствие и отношения с окружающими. Способность находиться в оптимальном концертном состоянии тесно связана с отсутствием тревоги и беспокойства, скованности и застенчивости. Чтобы сформировать у себя эмоциональную устойчивость нужно как можно чаще выступать перед публикой, тогда музыкант не будет бояться сцены, зрителей, научится спокойно реагировать на неудачи и критику, у него сформируется адекватная самооценка своей деятельности. Волевое поведение проявляется в умении заставить себя преодолеть страх и выступить перед слушателями, проявлять упорство и настойчивость, выдержку и самообладание, т.е. преодолевать трудности внешнего и внутреннего плана на пути достижения цели. Для успеха в выступлении музыканту необходимо научиться приводить себя в состояние комфорта и благополучия.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Психология как наука. Основоположники науки. Значение психологии в деятельности учителя. Структура психологии iconВопросы к государственному экзамену По дисциплине «психология»
Психология как наука: предмет, задачи и место психологии в системе наук, отрасли психологии, методы психологии
Психология как наука. Основоположники науки. Значение психологии в деятельности учителя. Структура психологии iconПримерные вопросы к итоговой аттестации
Психология как наука: определение психологии как науки, задачи, место в системе других наук, классификация отраслей психологии
Психология как наука. Основоположники науки. Значение психологии в деятельности учителя. Структура психологии icon-
Тема Психология как наука, её методологические и естественно на­учные основы. История развития научной психологии. Применение психологии...
Психология как наука. Основоположники науки. Значение психологии в деятельности учителя. Структура психологии icon1. Понятие "психология". Психология как наука, ее особенности
Начало построения психологии как самостоятельной науки (В. Вундт, Ф. Брентано, Г. Эббингауз)
Психология как наука. Основоположники науки. Значение психологии в деятельности учителя. Структура психологии iconВопросы к государственному экзамену по специальной психологии
Специальная психология как наука. Связь со смежными дисциплинами. Разделы специальной психологии
Психология как наука. Основоположники науки. Значение психологии в деятельности учителя. Структура психологии iconПсихология как наука. Ее предмет и практическоэ значение
Настоящая серия является программно-методическим материалом к курсу общей психологии
Психология как наука. Основоположники науки. Значение психологии в деятельности учителя. Структура психологии iconПлан Введение История развития психологии как науки Место психологии среди других наук
Данное учебное пособие призвано направить учебную деятельность в нужное русло: для начала необходимо разобраться в основных понятиях...
Психология как наука. Основоположники науки. Значение психологии в деятельности учителя. Структура психологии iconРеферат по курсу Психология и педагогика” на тему “Общие представления о психологии как науке”
Общая характеристика психологии. Основные этапы развития представлений о предмете психологии
Психология как наука. Основоположники науки. Значение психологии в деятельности учителя. Структура психологии iconВопросы для контроля: Психология
Предмет психологии. Теоретическое и практическое значение психологии в современных условиях
Психология как наука. Основоположники науки. Значение психологии в деятельности учителя. Структура психологии iconБилеты по педагогической психологии
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница