Скачать 231,3 Kb.
|
Приложение 2 Рекомендуемые тексты выступлений для печати в сборник Стратегические ориентиры развития районной социально-психологической службы в 2011 – 2012 учебном году Аббакумова Светлана Ивановна, педагог-психолог высшей кв.к., СППиСП МОУ ЦПМСС С 2011 г. вся система начального образования РФ перешла на образовательные стандарты второго поколения. Новые образовательные стандарты, стандарты второго поколения – эти фразы давно на слуху у всех специалистов системы образования. Их ждали, обсуждали всей страной, и пришло время начать применять новое на практике. Образовательный стандарт представляет собой общественный договор, в котором согласуются требования, предъявляемые к образованию обществом, государством и, что самое важное, семьей и самими обучающимися. В новом стандарте чётко говорится, что особое требование к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации - это обеспечение личностного развития обучающихся. Новый стандарт возлагает на психологов большую ответственность, т.к. перед образовательными учреждениями поставлена задача обеспечения психолого-педагогического сопровождения образовательного и воспитательного процесса. Все прекрасно понимают, что без высокой психологической компетентности всех участников образовательного процесса, и, в первую очередь, педагогов, добиться желаемого результата невозможно. Поэтому требуется доработка системы психологического сопровождения всех направлений и со всеми участниками образовательного процесса в соответствии с требованиями социального заказа, внедрение в практику индивидуальных карт развития ребёнка.
В 2011-2012 учебном году работа педагога-психолога осуществляется в соответствии с законом РФ «Об образовании», а также следующими документами:
Деятельность педагога-психолога в 2011-2012 учебном году в образовательном учреждении осуществляется в следующих направлениях:
Итак, психологическое сопровождение участников образовательного процесса – одна из наиболее значимых составляющих, обеспечивающих формирование социально-развитой личности. Психологу в условиях реализации ФГОС нового поколения должна отводиться одна из ведущих ролей, так как стандарт нового поколения не сводится к овладению ЗУНами, важное значение будет уделяться саморазвитию, ценностно-смысловым установкам, отражающим личностные позиции, воспитанию толерантной личности. Совместная работа педагога-психолога, социального педагога, учителей-предметников, родителей даст возможность воспитать личность, соответствующую требованиям современного общества. Психологическое сопровождение участников образовательного процесса при реализации ФГОС осуществляется в рамках компетентностного подхода педагога-психолога в ОУ: социально-психологический мониторинг, социально-психологическая экспертиза, социально-психологическое проектирование, оказание помощи всем участникам образовательного процесса и совершенствование деятельности самой психологической службы. Психологическое сопровождение в условиях введения и реализации ФГОС очень значимо. Оно предусматривает большую просветительскую деятельность, направленную на повышение психологической культуры всех участников образовательного процесса. В то же время, необходимо постоянное повышение профессиональной компетентности самого психолога в создавшихся условиях повышенной востребованности. Качество образования связано с такими категориями, как развитие, самореализация, здоровье, благополучие, уважение. Высокое качество образования может быть достигнуто только с применением образовательных и воспитательных программ и технологий, при разработке, проектировании и экспертизе которых обязательно были учтены критерии их психологической адекватности. В связи с этим возрастает не только роль педагога-психолога, но и доля его ответственности. Важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения развития обучающихся на этапе ФГОС является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому приоритетными задачами являются: формирование установок на здоровый образ жизни и развитие навыков саморегуляции, управление стрессом. При введении ФГОС особое внимание уделяется проблеме психологического сопровождение обучающихся как субъекта образовательного процесса. В связи с тем, что в стенах школы обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, актуально их не только педагогическое, но и психологическое сопровождение. Данной проблеме уделено внимание в ФГОС нового поколения (по начальной школе). Новый образовательный стандарт предъявляет четкие требования и к образовательным учреждениям и к процессу обучения в современных условиях. Роль психологической службы в данном процессе незаменима в комплексной работе со всеми участниками образовательного процесса. Психологическая служба является связующим звеном между школьниками их родителями, педагогами и администрацией, а если рассматривать более глобально, то между семьей, образовательным учреждением и в некоторой степени и с государством. На психологов возлагается работа по изучению основных тенденций и индивидуальных особенностей, как групповых, так и индивидуальных; по разработке рекомендаций на основе проведенных мониторингов; по повышению психологической компетентности всех участников образовательного процесса. Данная работа будет способствовать более успешному введению и реализации ФГОС. Педагогу-психологу важно на каждом этапе обучения вместе с ребёнком выбирать, что является для него результатом на сегодняшний день. Оценочная деятельность самого педагога должна быть направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность ребёнка и корректировать её. Вместе с тем передавать ребёнку нормы и способы оценивания (не выставления отметки, а фиксации качества, например разборчивость письма, грамотность, способа действий и т.д.), способствовать выработке у ребёнка самооценки своего труда. Отбирая в свой портфолио творческие, проектные работы, ребёнок проводит рефлексию сделанного, а педагог может отследить, как меняются, развиваются интересы ребёнка, его мотивация, уровень самостоятельности и другие личностные и метапредметные действия. Динамика образовательных достижений обучающихся за период обучения станет очевиднее, если накопительная система оценивания станет действовать с 1 класса, поэтому так важно сохранить первые тетради (или отдельные страницы), первые творческие работы ребёнка Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволяет повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы, что является необходимым условием для успешного введения ФГОС в систему образования. ^ – это тот специалист, который также не может остаться в стороне от изменений в образовании. Ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно социальны» и требуют при реализации обновленной роли социального педагога в школе. Но какой? В чем может быть роль социального педагога? Какие вопросы ставит новый стандарт перед социальными педагогами? К настоящему времени нет готовых рецептов. Тем не менее, в Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Дополнительное образование детей предполагает расширение воспитательного «поля» школы, т.к. включает личность в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения. С этим положением тесно связана еще одна отличительная черта системы дополнительного образования детей – компенсаторная (или психотерапевтическая), поскольку именно в этой сфере дети, обучающиеся в условиях массовой школы, получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. Дополнительное образование детей создает «ситуацию успеха» (Л.С.Выготский), помогает ребенку в изменении своего статуса, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности, которые ребенок выбрал самостоятельно и в соответствии с личными интересами и потребностями, он вступает в равноправный диалог с педагогом. И роль социальных педагогов в системе дополнительного образования тем важнее, чем ощутимее расслоение нашего общества. Еще стандарт заставляет задуматься о том, какие условия необходимо создать и какие методы будут эффективными для достижения трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. Наряду с формированием Универсальных учебных действий особое внимание начинают играть личностные результаты. Они включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества. А это, несомненно, очень хорошо. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Таким образом, мы видим, что важное место занимает формирование у школьников универсальных учебных действий - совокупности способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В широком смысле - это умение учиться. Новые образовательные результаты психологичны и социальны, требуют от команды школы не только владение способами организации процесса усвоения ребенком предметных ЗУН, но – способами формирования универсальных учебных действий (УУД), личностных результатов. Для этого в помощь учителю и школьной команде разработана программа развития универсальных учебных действий, готовятся программы мониторинга УУД. Когда программа мониторинга будет готова, будет намного легче и учителю и социальному педагогу, и педагогу-психологу. Педагоги ждут и от педагога-психолога и от социального педагога методической помощи по обучению их методам и приемам развития коммуникативных навыков, сплочения коллектива класса, повышения мотивации и адресной помощи в отношении конкретных детей, испытывающих проблемы в учебной деятельности или тревожных, агрессивных, гиперактивных. А также ждут помощи в улучшении процесса адаптации первоклассников и развитии навыков сотрудничества с помощью внедрения совместных профилактических классных часов, бесед, ролевых игр, тренингов и т.п. Источники и литература
13. Сайт Федерального Государственного Образовательного Стандарта (http://standart.edu.ru) Психологическое сопровождение формирования УУД младших школьников при введении ФГОС Слуднова Наталья Викторовна, педагог-психолог высшей кв.к., МОУ СОШ № 104 Состояние современного российского общества характеризуется внешней открытостью в сочетании с непрерывными, интенсивными внутренними преобразованиями. Россия ориентируется на переход к демократическому и правовому государству, конкурентоспособному в экономическом и общественном развитии. Ресурсом этой стратегии является образование, призванное обеспечить высокое качество человеческого капитала на основе динамичности, технологичности, инновационности при сохранении фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Изменения в системе российского образования нашли отражение в национальной инициативе «Наша новая школа» (Д.А.Медведев), обозначающая движение к инновационному обществу через совершенствование системы образования. В условиях решения новых стратегических задач предъявляются новые требования к результатам освоения основных образовательных программ, требования к их структуре и содержанию, к условиям их реализации. Ключевое направление инноваций в системе начального образования состоит в модернизации концептуальных и технологических подходов в организации образовательной деятельности начальной школы, обеспечивающих достижение младшими школьниками новых образовательных результатов как основы успешности дальнейшего обучения. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, что отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО; Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373). Базовым положением концепции универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова и др.) служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Наряду с обозначенными требованиями к образованию меняются и требования к качествам личности выпускника, важнейшими из которых становятся осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; желание и умение учиться, готовность самообразованию; инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности. Кроме того, современные подходы к образованию определяют его как образование культурологического типа, методологическую основу которого составляет культурологический подход, представляющий собой совокупность теоретико-методологических положений и организационно-педагогических мер, направленных на создание условий, обеспечивающих культурную самореализацию личности. Общие требования к содержанию образования обеспечивают приобщение к общекультурным ценностям, воспитание ребенка активным участником, как собственной жизни, так и общественной жизни страны. С учетом установок этого подхода обозначены основные виды универсальных учебных действий для начального образования:
Деятельность по психологическому обеспечению формирования универсальных учебных действий младших школьников конкретизируется в следующих задачах:
Остановим свое внимание на основных методах диагностики результатов деятельности по формированию УУД младших школьников, применяемых в МОУ СОШ № 104. Личностные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия
По результатам мониторинговых исследований проводятся психолого-педагогические консилиумы с формулированием рекомендаций педагогам. Задача повышения компетентности педагогов и просвещения родителей в вопросах формирования УУД осуществляется в форме научно-практических семинаров и родительских собраний. ^
|
![]() | Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего... Й стандарт основного общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации... | ![]() | Федеральный государственный образовательный стандарт Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее – фгос спо) представляет... |
![]() | Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего... Ный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований,... | ![]() | Федеральный государственный образовательный стандарт Стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего... |
![]() | Федеральный государственный образовательный стандарт Стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего... | ![]() | Образовательный стандарт начального общего образования Стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего... |
![]() | Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной... Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных... | ![]() | Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной... Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных... |
![]() | Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего... | ![]() | Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Приложение Далее – Стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного... |