2. Основные подходы к изучению личности




Скачать 83,31 Kb.
Название2. Основные подходы к изучению личности
Дата публикации20.05.2013
Размер83,31 Kb.
ТипЛитература
pochit.ru > Психология > Литература
ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

2 семестр

Раздел II. ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема 1. Человек и его изучение в психологии

Вопросы для обсуждения:

1. Философские и психологические представления о сущности человека.

2. Понимание личности в широком и узком смысле. Индивид и личность. Физическое, социальное и духовное “Я”.

3. Биологический индивид: организм и окружающая среда. Возникновение и роль психики в эволюции.

4. Социальный индивид: человек и общество. Специфика коллективных сознательных представлений.

5. Проблема социально-типического и индивидуального в личности. Социальный и национальный характер.

6. Общее представление о развитии личности.

Литература

Основная:

  1. Общая психология. Тексты. В 3 т. Введение/ Отв. ред. В.В. Петухов.- М.:УМК "Психология": Генезис, 2001. С.186-300 (1,2,3,4,6)

  2. Общая психология. Тексты. В 3 т. Т.2: Субъект деятельности. Книга 1. / Отв. ред. В.В. Петухов.- М.:УМК "Психология"; Генезис, 2002. С. 339-402 (5)


Или:

  1. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследо-вания. - М., 1984. С.32-47 (5)

  2. Кант И. Характер народа. Сочинения: В 6 т. М.: Мысль, 1966. Т. 6. С. 562-573 (5)

  3. Ключевский В.О. Психология великоросса. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. М.: Сысль, 1993. Кн. 1. С. 278-280 (5)

  4. Кон И.С. К проблеме национального характера// История и психология/ Под ред. Б.Ф. Поршнева и Л.И. Анцыферовой. - М., 1971. С. 122-138 (5)

  5. Психология личности. Тексты. - М., 1982. С. 20-27 (Леонтьев), 48-54 (Фромм) (2), 60-70 (Джеймс) (2), 150-159 (Леонтьев) (6), 166-171 (Божович) (1)

  6. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы. Этнографические очерки. М.: Наука, 1983

  7. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. С.211-232 (1, 6)

  8. Северцов А.Н. Эволюция и психика. Психологический журнал, 1982, № 4 (3)

  9. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. С.19, 22-36, 45-54 (1), 59-82, 93-99 (5)

  10. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. С. 327-328, 330-335 (5)

  11. Хрестоматия по истории психологии. М., 1980. С. 211-222 (Дюркгейм) (4)

Дополнительная:

  1. Джеймс У. Психология. М., 1991. С. 80-119 (2, 6)

  2. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1990. С. 172-200 (1)

  3. Психология личности. Тексты. М., 1982. С.28-34 (Рубинштейн)(2), 118-126(Франкл)(6)

  4. Петухов В.В., Столин В.В. Психология (метод. указ.). М., 1989. С. 24-31 (3-6)

  5. Хрестоматия по истории психологии. М., 1980. С. 189-203 (Фрейд) (2), 222-235 (Дюркгейм) (4)

  6. Фрезер Д. Золотая ветвь. М., 1980. С. 205-221 (4, 6)
^

Тема 2. Основные подходы к изучению личности


Вопросы для обсуждения:

  1. Соотношение понятий подход и теория. Примеры.

  2. Диагностико-коррекционный (структурный) и конструктивно-психологический (функциональный, аналитический) подходы к изучению личности: сравнительная характеристика.

  3. Личностные проблемы человека и основные проблемы психологии личности: их соотношение.

  4. Связь теоретических подходов к изучению личности с задачами практической психологии личности и видами психотерапии.

Литература

Основная:

Общая психология. Тексты. В 3 т. Т.2: Субъект деятельности. Книга 1. / Отв. ред. В.В. Петухов.- М.:УМК "Психология"; Генезис, 2002. С. 6-12, 24-31 (1-4)

Или:

1. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2 кн. Кн.1. - М., 1982. С.17- 24 (3).

2. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1990. С.8-25, 55-66 (1,2).

3. Психология личности. Тексты. - М., 1982. С.11-19 (Ильенков), 28-34 (Рубинштейн) (1,2).

4. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.,1994. С.211-232 (1).

5. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М.,1993. С.19, 22-36, 45-54 (1,2).

Дополнительная:

1. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М., 1984. С.20-32, 73-83 (1,2).

2. Асмолов А.Г. Психология личности. С.152-172 (1,2).

3. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М., 1990. С.172-200 (1).

4. Психология индивидуальных различий. Тексты. - М.,1982. С.15-20 (Леонтьев) (1), 39-52 (Небылицын) (2,3).

5. Психология личности. Тексты. С.20-27 (Леонтьев) (1), 35-41 (Мясищев, Ананьев), 250-261 (Бахтин) (1,2).
^

Тема 3. Психология способностей


Вопросы для обсуждения:

  1. Общая и дифференциальная психология личности: феноменология и научная постановка проблемы.

  2. Понятие способностей. Способности и задатки.

  3. Проблема измерения способностей. Тесты на общий интеллект и показатель IQ.

  4. Общее представление о структуре интеллекта. Интеллект и креативность.

  5. Развитие способностей. Способности и одаренность.

  6. Проблема врожденного и приобретенного в диагноcтике способностей. Метод близнецов.

Литература.

Основная:

Общая психология. Тексты. В 3 т. Т.2: Субъект деятельности. Книга 1. / Отв. ред. В.В. Петухов.- М.:УМК "Психология"; Генезис, 2002. С. 14-23, 32-103 (1-6)

Или:

1. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2 кн. Кн.2. - М., 1982. С.15- 18, 28-36 (3).

2. Психология индивидуальных различий. Тексты. - М., 1982. С. 59-68 (Рубинштейн) (4), 101-110 (Равич-Щербо) (5), 122-128 (Акимова) (2), 129-139 (Теплов) (1,4), 140-147 (Лейтес) (4,5).

3. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. - М., 1981. С.298-304 (Трик) (3).

Дополнительная:

1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов, 1983. С.138-164 (3).

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1988. С. 234-245 (1,4,5).

3. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. - М., 1993. С.112-128 (2,5).

4. Психология индивидуальных различий. Тексты. С. 8 - 14 (Анастази) (3,5), 110-121 (Равич-Щербо) (5).

5. Одаренные дети. - М., 1991. С.169-200 (2,3,4).

6. Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий. - М., 1961. С.51-72. Или: Избр. труды. В 2 т. Т.1. - М., 1985. С.15-41 (4).
^

Тема 4. Темперамент и характер


Вопросы для обсуждения:

1. Темперамент, его физиологические основы и психологическое описание.

2. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

3. Темперамент и характер. Общее представление о строении характера. Черты характера (личности) и стратегии их выделения.

4. Характер и его формирование. Характер и личность.

5. Половозрастные особенности психики.

Литература.

Основная:

Общая психология. Тексты. В 3 т. Т.2: Субъект деятельности. Книга 1. / Отв. ред. В.В. Петухов.- М.:УМК "Психология"; Генезис, 2002. С. 104-192 (1-5)

Или:

1. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т.5. - М., 1983. С.153-164 (4).

2. Психология индивидуальных различий. Тексты. - М., 1982. С. 21-23 (Павлов) (1), 24-38 (Теплов) (1,2), 74-77 (Климов) (2), 84-100 (Мейли) (3), 153- 159 (Небылицын) (1), 160-166 (Мерлин) (1,2), 167-178 (Ковалев, Мясищев, Ананьев) (3).

3. Петухов В.В., Столин В.В. Психология. Метод. указ. - М., 1989. С.43-65 (5) (для самостоятельной работы).

4. Психология личности. Тексты. - М., 1982. С.142-149 (Мейли) (3).

5. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М., 1982. С.19- 24, 49-60 (1).

Дополнительная:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1988. С.245-258 (1), 274-278 (4).

2. Психология индивидуальных различий. Тексты. С.53-58 (Гуревич) (2), 69- 73 (Левитов) (3,4), 78-83 (Кон) (4), 148-154 (Кант) (1,3).

4. Психология личности. Тексты. С.232-235 (Кант) (3,4).

5. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. С.65-85 (1).
^

Тема 5. Типология индивидуальности


(для самостоятельной работы и подготовки рефератов)

Вопросы для обсуждения:

1. Строение тела и характер. Различные стратегии установления психотелесных соответствий.

2. Понятия психопатии и акцентуации характера. Описание основных видов психопатий и акцентуаций.

3. Проблема и критерии выделения общих психологических типов. Характер и личность.

4. Индивидуальность человека и развитие личности.

Литература

Основная:

Общая психология. Тексты. В 3 т. Т.2: Субъект деятельности. Книга 1. / Отв. ред. В.В. Петухов.- М.:УМК "Психология"; Генезис, 2002. С. 193-338 (1-4)

Или:

1. Психология индивидуальных различий. Тексты. - М., 1982. С.179-198 (Лазурский) (4), 199-218 (Юнг) (3), 219-261 (Кречмер, Шелдон) (1), 262-269 (Ганнушкин), 288-318 (Личко) (2).

Дополнительная:

1.Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. - М. , 1988. С.257-274, 279-310 (2,4).

2. Психология индивидуальных различий. Тексты. С.270-287 (Леонгард) (2).

3. Психология личности. Тексты. - М., 1982. С. 55 - 60 (Шпрангер) (3), 232-235 (Кант), 262-267 (Лазурский) (4).

4. Психология эмоций. Тексты. - М., 1984. С. 238 - 251 (Юнг) (3), 252 - 279 (Ганнушкин) (2).

5. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М., 1982. С.24- 32 (1).
^

Тема 6. Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций


Вопросы для обсуждения:

См. позже! Sorry!!

Литература

Основная:

Общая психология. Тексты. В 3 т. Т.2: Субъект деятельности. Книга 1. / Отв. ред. В.В. Петухов.- М.:УМК "Психология"; Генезис, 2002. С.404-592
Тема 7. Внутренняя регуляция деятельности: психология воли

Вопросы для обсуждения:

1. Определение воли и подходы к ее изучению. Проблема свободы воли.

2. Критерии воли. Произвольная и волевая регуляция.

3. Волевые процессы, их виды и детерминанты. Стадии сложного волевого процесса.

4. Мотивационные конфликты, возможность их осознания и способы их разрешения. Когнитивный диссонанс и его исследования.

Литература

Основная:

Общая психология. Тексты. В 3 т. Т.2: Субъект деятельности. Книга 1. / Отв. ред. В.В. Петухов.- М.:УМК "Психология"; Генезис, 2002. С.593-671

Или:

1. Джеймс У. Психология. - М., 1991. С.313-332, 351-354 (1-3).

2. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М., 1988. С.8-27, 71-80, 84-106, 121-125 (1,2,4).

3. Психология личности. Тексты. - М., 1982. С.93-96 (Левин) (4).

4. Психология эмоций. Тексты. - М., 1984. С.61-63 (Вундт) (3).

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.2. - М., 1993. С.190-200 (3).

6. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.1. - М., 1986. С.146-147, 165-171 (4).

Дополнительная:

1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М., 1986. С.87-94 (2).

2. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т.2. - М., 1982. С. 454-465 (1-3).

3. Джеймс У. Психология. - М., 1991. С. 332-351, 354-356 (1-3).

4. Леонтьев А.Н. Воля// Вестник МГУ. Серия XIV: Психология - 1992. № 2. C.3-14. Иванников В.А. Воля: миф или реальность/ Там же. С.70-73 (1,2).

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.2. - М., 1993. С.182-190 (1), 204-211 (4).

6. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.1. - М., 1986. С.126-128 (3), 171- 177 (4).
Тема 8. Потребностно-мотивационная сфера личности

А. Теоретические проблемы мотивации

Вопросы для обсуждения:

1. Представление о мотивации и основных проблемах ее психологического изучения.

2. Потребности и их эволюция. Физиология и психология потребностей. Механизм опредмечивания потребностей.

3. Проблема базовой мотивации, стратегии ее выделения.

4. Первичные побуждения и механизмы их преобразования.

Литература

Основная:

Общая психология. Тексты. В 3 т. Т.2: Субъект деятельности. Книга 2. / Отв. ред. В.В. Петухов.- М.:УМК "Психология"; МПСИ, 2004. С. 6-168

Или:

1. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. - М., 1986. С.48-56, 67-78 (2).

2. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М., 1990. С.23-40 (1), 46-50 (2).

3. История зарубежной психологии. Тексты. - М., 1986. С.75-95 (Скиннер) (4).

4. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. - М., 1971. С.1-12 (2).

5. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994. С.73-80 (3,4).

6. Фрейд З. Влечения и их судьба. - М.-П., 1923. С.103-124 (4).

7. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.1. - М., 1986. С.33-40 (1), 105-115 (3).

Дополнительная:

1. Леонтьев А.Н. Общее понятие о потребностях // Психология. Учебник для пединститутов. - М., 1956. С.350-361 (2).

2. Обуховский К. Психология влечений человека. - М., 1972. С.17-22, 28-46 (1), 60-75 (2), 75-81, 120-129, 181-201 (3).

3. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.1. С.16-21 (1), 100-105 (3).

4. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М., 1969. С.42-75 (4).

Б. Экспериментальные исследования мотивации

Вопросы для обсуждения:

1. Ситуативная мотивация и ее исследование в школе К. Левина.

2. Уровень притязаний и мотивация достижения.

3. Мотивация отдельных видов деятельности. Влияние мотивации на продуктивность деятельности: оптимум мотивации.

4. Мотивация и личность. Представление о защитных механизмах личности.

Литература

Основная:

Общая психология. Тексты. В 3 т. Т.2: Субъект деятельности. Книга 2. / Отв. ред. В.В. Петухов.- М.:УМК "Психология"; МПСИ, 2004. С. 169-330

Или:

1. Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. - М., 1981. С.18-32 (1).

2. Психология личности. Тексты. - М., 1982. С.86-92 (Левин и др.) (2).

3. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Вып.1. -М., 1992. С. 37-43 (4).

4. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М., 1986. Т.1. С.195-202 (1), 258-266, 268-271, 278-280 (2), 289-292, 298-307, 338-346 (3).

5. Экспериментальная психология. Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. Вып.5. - М., 1975. С.36-40 (2), 120-125 (3).

Дополнительная:

1. Фрейд А. Психология и защитные механизмы. - М., 1993. С.27-45 (4).

2. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. - М., 1985. С.3-18, 31-40, 47-61 (2).

3.Бочкарева Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей// Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972. С.306-349 (3).

4. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. - М., 1976. С.76-81, 89-107 (3).

5. Насиновская Е.Е. Методы изучения мотивации личности. - М., 1988. С.24-31, 38-48 (3).

6. Общая психодиагностика. - М., 1987. С.163-171 (2).

7. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М., 1980. С.44-50 (4).

8. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.1. С.181-185 (1), 307-324, 346-365 (3). Т.2. С.5-14 (2), 234-239 (3).

Похожие:

2. Основные подходы к изучению личности iconПримерные вопросы для повторения и экзамена по дисциплине
Понятие истории. Основные подходы к периодизации предыстории и истории. Исторические источники. Цивилизационный и формационный подходы...
2. Основные подходы к изучению личности iconДиспозициональное направление в теории личности
Основные подходы к исследованию личности: диспозициональный, психодинамический, когнитивно-бихевиоральный
2. Основные подходы к изучению личности iconДиспозициональное направление в теории личности
Основные подходы к исследованию личности: психодинамический, когнитивно-бихевиоральный, диспозициональный
2. Основные подходы к изучению личности iconВопросы к экзамену по дисциплине «Биогеография»
Понятия “биоценоз”, “фитоценоз”, “животное население”. Основные подходы к их изучению
2. Основные подходы к изучению личности iconТема «Человек. Индивид. Личность» Два подхода к изучению человека
Формирование личности: социализация и идентификация; подходы Зигмунда Фрейда, Нейла Смелзера, Чарльза Хортона Кули и Джорджа Герберта...
2. Основные подходы к изучению личности iconСоциальные особенности поведения покупателей на рынке потребительских товаров
Основные концептуальные подходы к изучению поведения потребителей на рынке в экономической теории 6
2. Основные подходы к изучению личности iconВопросы к экзаменам
Цивилизационный и стадийный подходы в изучении истории. Периодизация истории человечества: основные подходы и критерии
2. Основные подходы к изучению личности iconТема Теоретические подходы к изучению организационной культуры
Содержание основных понятий: управление, организация, культура, организационная культура, управление организационной культурой. Основные...
2. Основные подходы к изучению личности iconК школьному обучению
Анализируются основные подходы к изучению минимальной мозговой дисфункции у детей. Рассматривается методологическая база исследования...
2. Основные подходы к изучению личности iconРабота посвящена изучению феноменологии личности пожилых людей. Показаны...
Аннотация. Работа посвящена изучению феноменологии личности пожилых людей. Показаны сущностные особенности личности пожилых, включенных...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница