Психология девиантного поведения




Скачать 67,82 Kb.
НазваниеПсихология девиантного поведения
Дата публикации19.05.2013
Размер67,82 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Психология > Документы
11.03.04.

Психология девиантного поведения

ПДП - междисциплинарная область научного знания, изучающие механизмы возникновения, формирования, динамики и исходов, отклоняющихся от разнообразных норм поведения, а также способы и методы их коррекции и терапии.

ДП может быть как на базе психопатологии, так и без признаков психопатологии.

Предмет ПДП - отклоняющееся от разнообразных норм реакции, психические состояния и развитие личности, приводящие к дезадаптации человека в обществе и/или нарушений самоактуализации и принятия себя.

Поведенческая патология (Гаммушкин) - склонность к дезадаптации, тотальный и стабильный.

Поведенческая/психическая патология может быть обусловлено психопатическими проявлениями (симптомами и синдромами) а может базироваться на патологическом характере, сформированный в процессе социализации.

Норма - такое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но несуществующей в ней. То, что не соответствует норме обозначается «отклонением».

^ Подходы к оценке поведенческой нормы

  1. Социальный - базируется на представлении об общественной безопасности/опасности поведения человека. Упор на соц. одобрение, стандарты, безконфликтность, комфортность, подчинение личностных интересов общественным. Ориентация на внешние формы адаптации.

  2. Психологический - рассматривает ДТ в связи с внутренними межличностными конфликтами, деструкцией и саморазрушением личности, блокировка личностного роста, дезадаптации личности.

  3. Психиатрический - рассматривается девиантные формы поведения как доболезненное/преморвидное формирование психическийх расстройств и заболеваний, не достигших, однако, патологической выраженности, т.е. не в полной мере способствуют общепринятым критериям для диагностики симптомов/синдромов, обозначается: «расстройство».

  4. Этнокультурный - ДП рассматривается сквозь призму традиций сообществом людей, причем, девиантная форма может не согласовываться с традиционными нормами микросоциума человека (неспособен адаптироваться к новым условиям).

  5. Возрастной аспект - с позиции возрастных норм.

  6. Гендерный подход - девиантным считается гиперролевое поведение, инвентирование шаблонов гендерного стиля, изменение сексуального предпочтения и ориентаций.

  7. Педагогический подход - объем знаний ребенка несоответсвующий стандарту педагогического возраста.

  8. Профессиональный подход - диктует членам строго определенные формы реагирования и поведения в тех/иных ситуациях. Несоответствие требованиям считается девиацией.

  9. Феноменологический подход - принцип понимающей психологии.

Соц. норматив - систем требований, которое общество предъявляет к психологическому и личностному развитию каждого из его членов. Эти требования реальны, присутствуют в образовательных программах, характеристиках, общественных решениях. Они историчны, носят гео- социо- этнический характер. Меняются вместе с развитием общества.

Условно-нормативное поведение - некий «коридор», границы которого определяются действующими конкретными местом и временем соуиально-психологических нормативов.

Отклонение развития - любое отклонение отдельной функции или системы психических функций от «программы» развития, вне зависимости от знака «+» или «-» выход социально-психологического норматива.

ДП - система поступков или отдельные поступки, противоречащим принятым в обществе нормам. Проявляются в виде несоблюдения правил, психических процессов неадаптивности, нарушения процесса самоактуализации или в виде отклонения от нравственного/эстетического контроля над собственным поведением.

Характеристика норм и гармоничного поведения сбалансированных психических процессов на уровне свойств темперамента, адаптивность и самоактуализацию на уровне характерологических особенностей и духовность, ответственность и совестность на личностном уровне.

12.03.04.

Виды девиантного поведения

1_ Аддиктивный тип ДП - склонность к пагубной привычке - форма зависимости поведения от психоактивных веществ, пищи, игры, секса, религии, определенного вида экстремального спорта. Суть - изменение своего эмоционального состояния.

Формы зависимого поведения

  • химическая

  • нарушение пищевого поведения

  • гемблинг - игровая зависимость

  • сексуальные аддикции

  • религиозное деструктивное поведение

  • спортивные виды игр с большой вероятностью летального исхода

Признак АП - стремление к изменению психического состояния приобретает форму непреодолимого, ненасыщаемого влечения, может быть утрата самоконтроля и наличие внутренней борьбы. объект зависимости становится целью существования, а употребление - образом жизни.

У многих наблюдается отрицание болезни - ОНОЗОГНОЗИЯ - непринятие своей зависимости, кажется, что может справиться.

Для МП характерно:

  • непереносимость трудностей бытовой жизни и хорошая переносимость кризисных ситуаций

  • скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешним проявлением превосходства

  • лживость, внешняя социабельность и страх стойких эмоциональных контактов

  • заведомое сознательное обвинение других

  • безответственность

  • стереотипность поведения

  • зависимость и тревожность

  • жажда острых ощущений

2_ Патохарактерологический тип ДП - поведение, обусловленное патологическими изменениями характера сформированным в процессе воспитания

  • расстройства личности / психопатии

  • явные/выраженные акцентуации характера

3_ Психопаталогический тип ДП - основывается на психопатических симптомах и синдромах является проявлением тех/иных психических расстройств и заболеваний. Мотивы поведения больного остаются непонятными, пока не будут обнаружены основные признаки психических расстройств.

Разновидности Аддиктивного, Патохарактерологического и Психопаталогического типов ДП является саморазрушающее поведение.

4_ Основанный на гиперспособностях тип ДП. Отличается: ученая рассеянность, сосредоточенность на одном объекте, неприспособленность к бытовой жизни, либо уходит от реальности, либо борется с ней.

5_ Делинкветный тип ДП - действие личности, отклоняющейся от установленной в данном обществе в данное время закону, угрожающее благополучию других людей и соц. порядку, и уголовно наказуемые в своих крайних проявлениях. Личность характеризуется как ДЕЛИНКВЕТ, действие - ДЕЛИКТ.

КРИМИНАЛЬНОЕ поведение - противоправные поступки, которые по достижению возраста уголовной ответственности служат для основания возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям УК РФ. Несет в себе элемент ассоциальности.

^ Возрастные проявления фактора риска

6-11 мл. школьник - мелкое хулиганство, нарушение правил дисциплины, прогулы уроков, побеги из дома, воровство.

12-17 подросток - проституция, продажа наркотиков, оружия, сутенерство, мошенничество, фанаты.

Клинические формы ДП

  • агрессия

  • аутоагрессия, до суицида

  • злоупотребление веществами

  • аномалии сексуального поведения

  • сверхценные психологические увлечения (трудоголик)

  • сверхценные психопатологические увлечения (философическая интоксикация)

  • характерологические и патохарактерологические реакции

  • коммуникативные девиации (аутизация, ревность, гиперобщительность)

  • безнравственное и аморальное (осознаваемое) поведение

  • неэстетическое поведение или девиация стиля поведения

Факторы риска нарушения психического развития

  1. медико-биологические факторы - неполноценность диологического субстрата

  2. соц. экономические ф - мат. неблагополучие, занятость родителей, экология, жилищные проблемы

  3. Педагогические факторы - воспитание

  4. Соц. психологические ф - снижение духовности общества, семейные конфликты, обеднение общения

  5. Психологические факторы - игнорирование воспитания индивидуальных особенностей ребенка и эм-волевой сферы ребенка.

Принципы возникновения эмоц. нарушений и неврозов /факторы риска/

  1. эм возбудимость, чувствительность

  2. нарушение системы отношений

  3. Преивротический патохарактерологические радикалы (явные характеристики)

  4. психическая травма

  5. дисгармония воспитания

Выражения нарушения Эм и Чувств

  1. временные

  • тревожность

  • страхи

  • депрессии

  • эйфория/дисфория

  • эм. холодность

  1. патологические

  • эм неадекватность

  • эм лабильность

  • эм тупость

  • амбивалентность эм

Жестокое обращение с детьми

  1. физическое жестокое обращение - любое неслучайное нанесение повреждения несовершеннолетнему родителем/опекуном.

  2. сексуальное насилие над несовершеннолетним

  3. пренебрежение - хроническая неспсобность родителей/опекунов обеспечить основные потребности несовершеннолетнего в пище, одежде, жилье, мед. уходе, присмотре

  4. психологическое насилие

  • психологическое пренебрежение - последовательная неспособность родителей/опекунов обеспечить несовершеннолетнего необходимой поддержкой, вниманием, привязанностью

  • психологическое жестокое обращение - унижение, оскорбление, издевательство, высмеивание хронического характера

Психологические факторы риска жестокого обращения с детьми со стороны родителей

  1. психиатрические расстройства

  2. алкоголизм, наркомания

  3. жестокое обращение, пережитое в собственном детстве

  4. психологические проблемы

Похожие:

Психология девиантного поведения iconПрограмма «профилактика девиантного поведения» Понятие «девиантного»...
Эти особенности поведения не только свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, но и несут в себе зачатки, истоки...
Психология девиантного поведения iconТема: «Особенности работы с детьми девиантного поведения»
Невский И. А известный социолог И. С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся...
Психология девиантного поведения iconМетодика изучения личности дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения
Приводится по учебнику: Клейберг Ю. А. «Социальная психология девиантного поведения» М. «Сфера» 2004
Психология девиантного поведения iconНашего семинара (слайд темы) «Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков»
...
Психология девиантного поведения iconСоциальная работа как средство профилактики девиантного поведения подростков учебное пособие
Учебное пособие посвящено проблемам трудновоспитуемости, профилактики девиантного (отклоняющегося) поведения подростков. Работа предназначена...
Психология девиантного поведения iconУчебное пособие для вузов Москва 200 1
Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. — М.: Тц сфера, при участии «Юрайт-М» 2001. 160 с
Психология девиантного поведения iconПричины и способы преодоления девиантного поведения подростков
Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения – агрессией, вредными привычками,...
Психология девиантного поведения iconПричины и способы преодоления девиантного поведения подростков
Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения – агрессией, вредными привычками,...
Психология девиантного поведения iconПрограмма профилактики и коррекции девиантного поведения детей и...
Создание в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему...
Психология девиантного поведения iconАкоп Погосович Назаретян Психология стихийного массового поведения
«Назаретян А. П. Психология стихийного массового поведения. Лекции»: пер сэ; М.; 2001
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница