Анализ работы педагога психолога за 2011 2012 учебный год




Скачать 204,1 Kb.
НазваниеАнализ работы педагога психолога за 2011 2012 учебный год
Дата публикации05.05.2013
Размер204,1 Kb.
ТипАнализ
pochit.ru > Психология > Анализ
МКОУ Николаевская СОШ
Анализ работы

педагога – психолога

за 2011 – 2012 учебный год
Посвежинной Г.П.

с. Николаевка, 2012

Работа психолога велась в соответствии с Законом об образовании и методическими рекомендациями профессиональной деятельности педагогов-психологов.
Цели работы психологической службы:


  1. Психологическая помощь в организации и сопровождении учебно-воспитательного процесса с точки зрения гуманности и развивающего характера.

  2. Оказание помощи в организации педагогически целесообразного и психологически комфортного общения в системах «учитель-ученик», «ученик-класс», «учитель-родитель», «ученик-родитель».

Задачи, стоящие перед психолого-педагогической службой:
Общая задача психологической службы состояла в выявлении, изучении и описании психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития учащихся в условиях образовательного процесса, в коррекции возникающих проблем.

Соответственно задачами являются:

  1. раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие ученика;

  2. определение механизмов и закономерностей освоения учащимися социокультурного опыта (социализация);

  3. определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);

  4. определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний;

  5. выработка рекомендаций учителям с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса;

  6. сотрудничество с родителями, включающее профилактику, рекомендательную поддержку и совместные действия по разрешению проблемных ситуаций.


Основными направлениями работы были:

  • Психодиагностическое

  • Коррекционное

  • Консультирование

  • Просветительское

  • Профилактическое

  • Организационно-методическое


^ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ.

ДИАГНОСТИКА:

1.Индивидуальная:

- дошколята – 7 человека;

- испытывающие трудности в обучении:

1 класс –2 человека;

2 класс- 3 человек;

3 класс- 3 человек;

4 класс- 1 человека.
^ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА:

  1. Индивидуальная:

- дошколята - 2 человека;

- 1 класс – 2 человек;

- 2 класс – 3 человек;

- 3 класс – 3человека;

- 4 класс – 1 человек

По программе «Психолого-педагогическая программа

по развитию и коррекции познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер личности младших школьников».
^ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА:

  1. Индивидуальная:

2-4 класс – 3 человека

5-8 класс- 5 человек;

9-11 класс – 2 человек.

2. Групповая -3 групп:

Дошкольники 1 группы -7 человек.

1-й класс -14 человек.

5-й класс – 21 человек.


Психологическая диагностика (индивидуальная и групповая)

Задача: определение индивидуальных особенностей и способностей личности: потенциальные возможности, профессиональное самоопределение и самореализация, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

В начале учебного года все вновь поступившие дети были обследованы по следующим методикам (тест Равена, тест Тулуз-Пьерона, тест Лурия, Визуальные классификации, Образец и правило). Полученные данные были представлены родителям и педагогам.

Анализ результатов тестирования позволил выявить группу учащихся, на которых педагогам, работающим в этих классах, следует обратить особое внимание, а также позволил проследить уровень адаптации детей в течении всего года.

Скрининг диагностика.

Анализ результатов скрининг диагностики дошкольников позволяет выявить группу учащихся, на которых педагогам, работающим в этих классах, следует обратить особое внимание.

Высокая возрастная норма – 2 человека

Возрастная норма – 6 человека

«Группа риска» - 3 человек

«Группа беда» - 3 человек

Дата проведения:14.04.2011г.

Цель: выявить уровень школьной готовности.

С помощью скрининг диагностики проверяется уровень успеваемости в 1-м классе.

Дата проведения: декабрь.
Было проведено совещание для учителей работающих в 5 классе, особенности развития учащихся первых классов были представлены учителям на методическом объединении.

Любые переходные периоды выдвигают специфические проблемы, которые требуют особого внимания школьных психологов. Таковым является переход учащихся из начальной школы в среднюю. Чтобы предупредить возможные негативные явления, была проведена диагностика учащихся 5-ых классов, цель которой - выявление детей « группы риска», чье дальнейшее обучение и воспитание связаны с существенными трудностями. В этом классе проводятся групповые занятия.

Тест тревожности по Филлипсу используется в 1-м и 5-м классах с целью выявления уровня тревожности у детей.

Анализ результатов в 1-м классе показал, что общая тревожность по классу 50 % .

Результаты тестирования в пятом классе показали, что у учащихся наиболее повышена тревожность по таким факторам как: страх самовыражения и страх ситуации проверки знаний. По шкале «страх не соответствовать ожиданиям окружающих» процент тревожности несколько ниже - 24,7%
5 Класс- 21 человек.



Показатели тревожности

% показатель

Даты проведения

октябрь

декабрь

апрель

Общая тревожность

51,8%

22,4%

24,7%

Переживание социального стресса

49,4%

21,2%

8,2%

Фрустрация потребности в достижении успеха

64,7%

34,1%

1,2%

Страх самовыражения

54,1%

11,8%

34,1%

Страх ситуации проверки знаний

47%

17,6%

34,1%

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

49,4%

25,9%

24,7%

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

74.1%

16,5%

9,4%

Проблемы и страхи в общении с учителями.

64,7%

18,8%

9,4%


По просьбе педагогов и родителей проводилось индивидуальное психодиагностическое обследование учащихся школы, у которых на протяжении учебного года возникали трудности в обучении.

Класс

Кол-во учащихся

Методики

0

7

3 (Тулуз-Пьерон, Визуальные классификации, Образец и правило )

1

2

4 (тест Равена, тест Тулуз-Пьерона, тест Лурия, Визуальные классификации, Образец и правило)

4

1

1 (тест Равенна)

5

2

3 (тест Равена, тест Тулуз-Пьерона, тест Лурия)

Всего

12 чел.




Проведено анкетирование учащихся 5 класса и их родителей. По результатам проведенных исследований были проведены консилиумы с учителями, работающими в 1-ых, 5- ых классах, на которых были разработаны мероприятия профилактического характера, позволяющие создать более благоприятные условия для адаптации учащихся.
Как относился к предмету в 4-ом классе? (всего 21 уч-ся)


Предметы

хорошо

Не очень хорошо

плохо

Русский язык

67%

23,5%

8,2%

Литература

78,8%

18,8%

2,4%

Математика

85,9%

22,4%

2,4%

История

-

-

-

Природоведение

70,6%

25,9%

3,5%

Иностранный язык

71,8%

21,2%

7,1%

Труд

91,8%

7,1%

2,4%

Физкультура

89,4%

7,1%

0%

ИЗО

83,5%

14,1%

2,4%

Музыка

40%

24,7%

35,3%


Как относишься сейчас?


Предметы

Хорошо

Не очень хорошо

Плохо

Русский язык

53%

45,7%

1,3%

Литература

58,8%

38,3%

2,9%

Математика

91,8%

15,3%

5,9%

История

81,2%

17,6%

0%

Природоведение

70,6%

27,5%

1,9%

Иностранный язык

78,8%

16,7%

4,5%

Труд

77,6%

15,3%

5,8%

Физкультура

81,2%

12,9%

1,2%

ИЗО

83,5%

24,7%

1,2%

Музыка

42,4%

57%

0,6%


В течение года проводилась работа по предупреждению у учащихся психологической перегрузки и невротических срывов, связанных с условиями жизни, воспитания и обучения. Эта работа, как и в предыдущий год, строилась по двум направлениям: психодиагностика (были использованы методики « Шкала тревожности», тест тревожности Филлипса, тест Айзенка «Самооценка психических состояний», и коррекционная работа. В результате исследования были выявлены дети с высоким уровнем ситуационной и личностной тревожности, с тенденцией к депрессивному состоянию. Такие дети ставились на учет и с ними проводилась коррекционная работа и одновременно с этим – беседы и консультации с педагогами и родителями учащихся. Совместно с классными руководителями, социальным педагогом проводилась работа по профилактике суицидов среди подростков из «группы риска».

Сравнительный анализ уровня адаптации на начало и конец 2011 – 2012 учебного года по результатам диагностики в 1- 5 – х классах.

1 класс.
Высокий уровень адаптации увеличился на 4.6%

Средний уровень адаптации снизился на 4.3%

Низкий уровень адаптации снизился на 3.9%

5 класс
Высокий уровень адаптации увеличился на 2.4%

Средний уровень адаптации остался на прежнем уровне.

Низкий уровень адаптации снизился на 2.4%

С учащимися, испытывающими трудности в адаптационный период, была проведена коррекционно- развивающая работа, целью которой было : помочь детям адаптироваться к « разноголосице» требований учителей – предметников; помочь в работе по самоорганизации, самоконтролю; помочь принять новую позицию- ученика основной школы.

Уровень воспитанности школьников определяется путем весовых отношений четырех итоговых уровней по следующим методикам:

  • «Сфера интересов» (по широте интересов и по активным видам деятельности);

  • «Самоанализ личности»;

  • «Я-лидер».

Процедура диагностического анализа воспитанности учащихся состоит в том, чтобы обнаружить изменения изучаемых параметров и причины, вызывающие эти изменения, проанализировать наблюдаемые явления, установить закономерные связи, раскрыть их проявления в конкретных условиях педагогической деятельности.

Диаграмма уровня воспитанности учащихся.


^ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ СФЕРЫ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ.


Интересы.

Результаты диагностики (широта интереса в %).

Рекомендации по повышению уровня воспитанности.

Общение с друзьями.

100% - высокий интерес в 5 классе.

Результат соответствует психическому развитию детей подросткового возраста. Рекомендуется проанализировать каналы межиндивидуального взаимодействия для более глубокого использования этого потенциала.

Общение в семье.

82% - высокий интерес в 6 классе.

Рекомендуется использовать стремление к общению в семье для развития чувства ответственности, сопереживания.


Целью анкетирования учащихся было выявление проблем в обучении и адаптации в школе. Анкетирование родителей проведено для определения комфортности детей в школе, выявлению пожеланий и проблем в ходе учебного процесса. Педагоги были ознакомлены с результатами анкетирования, проводилась индивидуальная работа с учениками 5 класса и родителями.

^ Итог этой работы: психологическая характеристика личности ученика, составление карт учащихся, позволяющих наметить и осуществить учебный маршрут, коррекционные психологические мероприятия, рекомендации.
Психологическая коррекция (индивидуальная и групповая)

Заключается в активном воздействии на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранении ее индивидуальности, осуществляемом на основе совместной деятельности педагога-психолога, логопеда, социального педагога и других специалистов.

На протяжении всего учебного года проводились индивидуальные и групповые занятия.

В течение 2-4 четвертей проводились групповые занятия с учениками 1-х классов 1 раз в неделю. Всего первом классе также проводилась кружковая коррекционная работа по программам «Оздоровительная гимнастика» и «Кукольный кружок «Теремок»».

В течение учебного года проводились индивидуальные занятия с учениками школы, имеющими трудности в обучении или адаптации к школе, выяснялись мотивы неадекватного поведения, проводился разбор ситуаций, приводящих к возникшим проблемам, по возможности вырабатывались новые стереотипы поведения. Проводились занятия по развитию внимания, мышления, памяти.

Снижение учебного интереса учащихся к отдельным предметам объясняется несколькими факторами: оформление учебников потеряло свою привлекательность, увеличился объем материала для запоминания, больше стал объем материала для самостоятельного изучения.

Одной из наиболее часто встречающихся проблем при переходе детей из начальной школы в среднюю является сложность адаптации четвероклассников к новым учителям, сопровождающаяся часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом. Данные опроса, проведенного среди пятиклассников, говорят о том, что не у всех педагогов дети чувствуют себя на уроке «очень хорошо». Но большая часть пятиклассников считает, что учителя относятся к ним «хорошо» и « очень хорошо» и на уроках им комфортно, но есть дети, которые испытывают на уроках психологический дискомфорт.

С учащимися, испытывающими трудности в адаптационный период, была проведена коррекционно- развивающая работа, целью которой было : помочь детям адаптироваться к « разноголосице» требований учителей – предметников; помочь в работ е по самоорганизации, самоконтролю; помочь принять новую позицию- ученика основной школы. В этом классе проводятся групповые занятия по программе «Новичок в среднем звене».

В течение всего учебного года проводились занятия с учащимися, обучаюшимися в школе по индивидуальной программе.

Всего проведено 64 индивидуальных занятий учеников.

Консультативная деятельность

Включает в себя оказание помощи обучающимся, их родителям, участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения.

Виды работ: индивидуальные, групповые консультации по инициативе самих участников образовательного процесса и по приглашению психолога.

В течение всего учебного года велась работа

  • С родителями: индивидуальное консультирование, семейное консультирование. Целью работы являлись коррекция взаимоотношений между детьми и родителями. Всего проведено 49 консультаций.

  • С педагогами школы. Целью работы было улучшение взаимодействия педагогов с учащимися и родителями.

  • С учащимися: целью работы была успешная адаптация к школе. Всего проведено 51 консультативная беседа.


Психологическое просвещение и психологическая профилактика

^ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ.
Психолого-педагогическая поддержка выпускников 9 и 11 классов.

9 класс




Название проведенной работы

Форма работы

Дата проведения

Ответственный

1

Самооценка волевых качеств личности.

Тест

10.2011г.

Педагог-психолог

ПосвежиннаяГ.П.

2

Опросник тревожности Ч.Спилберга

Тест

11.2011г.

3

«Перекресток – уровни самостоятельности в работе».

Мини-тренинг, игра

02.2012г.

4

«Как лучше подготовиться к экзаменам».

Беседа

04.2012г

5

«Стресс. Как с ним справиться».

Мини-тренинг.

05.2012г.


С целью психологического просвещения учащихся в рамках профориентационной работы и предпрофильной подготовки в 9-ом классах проводился элективный курс «Человек и профессия».

11 класс.


Работа по программе психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к ЕГЭ «Путь к успеху»

Н.Стебелевой и Н. Королевой.

Мини-тренинги.

Тематический план.



Название темы

Количество часов

Дата проведения



1

Как лучше подготовиться к экзаменам.

2

09.04. 2012г.

Педагог-психолог

ПосвежиннаяГ.П.

2

Поведение на экзамене.

1

16.04.2012г.

3

Эмоции и поведение.




23.04.2012г.

4

Способы снятия нервно-психического напряжения.

1

7.05.2012г

5

Как бороться со стрессом.

1

14.05.2012г




Всего

6 занятий






^ Работа с родителями.




Проведенная работа

Форма

Дата проведения

Ответственный

1.

«Помощь ребенку в период экзаменов».


Родительское собрание в 9 классе

03. 2012г.

Педагог-психолог

ПосвежиннаяГ.П.

2.

«Как помочь ребенку сдать экзамены».11 Кл.

Родительское собрание в 11 классе

04.2012г.


^ РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ.

Наиболее эффективное сотрудничество сложилось с учителями начальной школы. Они охотно делились своими проблемами и обращались за помощью, приглашали на уроки. Учителя первых классов активно способствовали проведению диагностического минимума и углубленной диагностике школьной адаптации. Коллеги, работающие с дошколятами, также охотно отзывались на просьбы о предоставлении времени занятий.

Общение же с учителями среднего и старшего звена носило ситуативный характер (педсоветы в 5-х классах, индивидуальные беседы по результатам диагностики и текущей работе, подготовка к родительским собраниям). По запросам администрации и классных руководителей проводились совещания на темы:

  1. «Влияние обучения на здоровье детей».

  2. «Коммуникативная культура учителя».

  3. «ИКТ и уровень школьной мотивации».

^ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

Было проведено 6 родительских собраний:

  1. «Трудности школьной адаптации» (1-й класс).

  2. «Особенности подросткового возраста и трудности второго периода адаптации».(5-й класс)

  3. «Самое трудное – это начало» (для родителей дошкольников).

  4. «Легко ли быть подростком» (9-й класс).

  5. «Профориентация. Родительская помощь в жизненном самоопределении». (10-й класс).

  6. «Как помочь ребенку подготовиться к экзамену» (11-й класс).

Кроме родительских собраний еще предлагалась такая форма работы, как семейные консультации, но хочется отметить, что охотнее на нее идут родители дошколят и учеников начальной школы.
Организационно-методическая деятельность

Состоит в разработке методов диагностики и психопрофилактики, в работе по созданию новых и адаптации старых методов обучения и воспитания, в участии в организации предметно-развивающей среды.

Участвовала в работе Школьного и рай оного ПМПк.

Занималась организацией дополнительных услуг в школе.

Принимала участие в проведении 2совещаний педагогов, на которых педагогам в лекционной и практической формах предоставлена информация об особенностях развития и результатах адаптации учеников 5, 1 классов к учебному процессу. Проведена работа по набору в первые и пятый классы (посещение родительских собраний 4-х классов, анкетирование родителей)

В течение всего учебного года велась методическая работа по подготовке учебных пособий для индивидуальных и групповых занятий, принимала участие в семинарах для психологов.

ИТОГИ:
Основным видом деятельности была консультационная работа, осуществляемая как психопрофилактическая работа в соответствии с планом работы школы, целями и задачами психологической службы. Диагностические мероприятия проводились по запросу со стороны педагогов, администрации школы, социального педагога, учащихся и их родителей. Психодиагностика проводилась с целью определения индивидуальных особенностей и склонностей детей, их потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, с целью выявления причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

^ НЕДОСТАТКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.


  1. Из-за широкого спектра проблем не удается более глубоко изучить наиболее актуальные : адаптация обучающихся в 10 классе и работа с детьми - социально запущенными.

  2. Отсутствие регулярного контакта с классными руководителями и учителями, работающими в среднем и старшем звене.


^ ПЛАН НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД.
В 2012- 2013 учебном году, планируя работу по направлению психолого - педагогического сопровождения образовательного процесса, психологическая служба ставит перед собой решение следующих задач :

1. Продолжить работу по выявлению индивидуальных особенностей развития, потенциальных возможностей учащихся, по сохранению психологического здоровья учащихся, содействовать личностному, интеллектуальному, социальному развитию обучающихся.

2. Оказание психологической помощи и поддержки обучающимся, их родителям, педагогическому коллективу, администрации школы в профилактике и преодолении отклонений в развитии и воспитании обучающихся.

Директор школы П.И.Посвежинный
Педагог-психолог Г.П. Посвежинная

Похожие:

Анализ работы педагога психолога за 2011 2012 учебный год iconАнализ работы педагога-психолога мбоу ксош №32, за 2011-2012 учебный год
Целью работы психологической службы школы является – создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического...
Анализ работы педагога психолога за 2011 2012 учебный год iconСтатистический отчет педагога-психолога Фадеенко О. В. о работе за 2011-2012 учебный год
Психолого-педагогическое сопровождение учебно-тренировочного процесса в мбоу дод «дюсш» осуществлялось в соответствии с планом психолого-педагогического...
Анализ работы педагога психолога за 2011 2012 учебный год iconАнализ работы педагога-психолога моу «Бутырская основная общеобразовательная...
В 2010-2011 учебном году цель работы была следующая: способствовать созданию оптимальных условий для сохранения психологического...
Анализ работы педагога психолога за 2011 2012 учебный год iconАнализ учебно-воспитательной и методической работы за 2011-2012 учебный год
Анализ работы муниципального автономного учреждения гимназия №1 г. Белебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан...
Анализ работы педагога психолога за 2011 2012 учебный год iconАнализ учебно-воспитательной работы мкоу «Октябрьская сош» 2011-2012 уч год
Анализ работы педагогического коллектива по выполнению законов РФ и фз об образовании «о праве граждан на образование» за 2011-2012...
Анализ работы педагога психолога за 2011 2012 учебный год iconАнализ работы школы за 2011-2012 год
На основании анализа работы школы за 2011-2012 учебный год коллектив школы выдвинул на 2012-2013 учебный год год следующие образовательные...
Анализ работы педагога психолога за 2011 2012 учебный год iconАнализ воспитательной работы за 2011-2012 учебный год
Проблемно-ориентированный анализ воспитательной работы за 2011-2012 учебный год мкоусош №9 пгт. Сибирцево Черниговского района
Анализ работы педагога психолога за 2011 2012 учебный год iconАнализ работы социального педагога моу «сош №46» за 2011-2012 учебный год
Для достижения положительных результатов в своей деятельности социальный педагог
Анализ работы педагога психолога за 2011 2012 учебный год iconАнализ воспитательной работы гбоу сош №330 за 2011/2012 учебный год
Анализ воспитательной работы школы №330 Центрального округа города Москвы за 2011\2012 учебный год
Анализ работы педагога психолога за 2011 2012 учебный год iconАнализ работы с педагогическими кадрами (анализ методической работы). В 2011-2012 уч год
В 2011-2012 уч году педагогический коллектив школы работал над методической темой: «Повышение эффективности урока» Были поставлены...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница