Отдел образования администрации г. Полярные Зори с подведомственной территорией




Скачать 105,83 Kb.
НазваниеОтдел образования администрации г. Полярные Зори с подведомственной территорией
Дата публикации03.05.2013
Размер105,83 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Психология > Документы
Отдел образования администрации г.Полярные Зори с подведомственной территорией

Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 3 г.Полярные Зори
Городской семинар

«Создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для лиц с ограниченными

возможностями здоровья и их социализацию»
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ВООБРАЖЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
Логоненко Наталья Викторовна,

учитель изо и черчения первой квалификационной категории

муниципального общеобразовательного учреждения

основной общеобразовательной школы № 3

г.Полярные Зори, Мурманской области
Не всякая деятельность благотворна для ребенка, а только та, которая доставляет ему радость, увлекает, выходит «из души его», является «излюбленной», т.е. свободной. Именно поэтому все правила педагогики прямо или косвенно вытекают из следующего положения: «... давайте душе воспитанника правильную деятельность и обогатите его средствами к неограниченной, поглощающей душу деятельности».

К.Д. Ушинский
Под термином “задержка психического развития” понимается отставание в психическом развитии, которое с одной стороны, требует специального коррекционного подхода к обучению ребенка, с другой – дает (как правило, при наличии этого специального подхода) возможность обучения ребенка по общей программе усвоения им государственного стандарта школьных знаний. Проявления задержки психического развития включают в себя и замедленное эмоционально-волевое созревание в виде того или иного варианта инфантилизма, и недостаточность, задержку развития познавательной деятельности, при этом проявления этого состояния могут быть разнообразные.

Обучение детей 3Б (специальная (коррекционная) программа VII вида) класса нередко осложнено такими явлениями, как неспособность сосредоточенно работать, повышенная утомляемость, замедленный темп мышления и деятельности, инертность (ребенок с большим трудом переключается с одной деятельности на другую, с одного способа выполнения задания на другой).

Но в то же время дети часто капризны, упрямы, неусидчивы. Это вполне объяснимо, так как присутствует интеллектуальная состоятельность, но ребенок “не готов” к предъявляемым к нему в соответствии с этим требованиям. Они могут быть вполне адекватными, но недостаточно критичными к результатам своей деятельности, их самооценка может быть и завышенной, и, наоборот, заниженной. В общении со сверстниками они часто не находят общего языка, слишком эмоциональны.

Основные затруднения, которые испытывают учащиеся:

  • трудности сосредоточения при увеличении времени работы;

  • трудности сосредоточения при увеличении объема материала;

  • повышенная отвлекаемость.

Дети не умеют достаточно хорошо организовывать свою деятельность в соответствии с поставленными целями, они не видят несоответствия результатов усилий поставленной цели. Уровень активности, самостоятельности детей низкий, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок. Задания выполняются с организующей или направляющей помощью взрослого. Сама деятельность у некоторых детей зачастую хаотична, требуется постоянно организующая помощь.
Работа с детьми с задержкой психического развития требует не только особых методов, но и большого такта со стороны учителя.

Предметам эстетического цикла отводится особая роль.

На уроках изобразительного искусства каждый ученик имеет шанс на успех. Ситуация успеха в значимой для ребенка деятельности - важнейшее психологическое условие, своеобразная точка опоры, позволяющая изменить всю систему отношений ребенка, пробудить веру в себя, в успех своих учебных усилий.

Практически на каждом уроке изобразительного искусства я стараюсь создать условия для продуктивной и успешной деятельности каждого ребенка. Особенно привлекательными для учащихся компенсирующих классов становятся совместные формы художественной деятельности, коллективное творчество. Это коллективное моделирование и создание всем классом одной «картины».

Особое значение придается тем формам работы, средствам и приемам, которые вызывают у детей осмысленное, предметное, художественное переживание.

Однако развитие личности под воздействием искусства, замечают психологи, возможно только в условиях, когда субъект готов к таким перестройкам, когда он открыт к диалогу с другой позицией, «иной смысловой перспективой», иной смысловой моделью. На уроках изобразительного искусства педагог формирует такую готовность через расширение зрительных образов детей, создание полноценных художественных образов на основе привлечения поэзии и музыки, которые полноправно присутствуют на уроке, детей учат смотреть и видеть, слушать и слышать и, что не менее важно, попытаться создать свое произведение. Замечательно и то, что педагог учит детей технике работы, но не предполагает готовых образцов. Каждому ребенку оказывается дозированная помощь в соответствии с учетом индивидуальных особенностей. Большое внимание уделяется формированию умений планировать деятельность, рационально действовать, контролировать и оценивать.

Может быть, главный наш принцип - снять чувство страха с души ребенка, сделать его раскованным, свободным, вселить уверенность в свои силы, увидеть в нем полноценного и способного к творчеству серьезного человека. Мы считаем, что все дети могут учиться успешно.

Безусловно, ошибки следует анализировать, щадя самолюбие детей и внушая веру в свои силы. «Ты можешь» - напоминает учитель ученику. «Он может» - должен понимать коллектив ребят. «Я могу» - наконец, делает вывод сам ученик, и эта вера в возможность победы придает ему новые силы.

Подобная педагогическая позиция является психологически оправданной. Много лет назад американский психолог Розенталь открыл эффект, который вошел в научную литературу как эффект Розенталя. Суть его состоит в том, что если какой-то авторитетный человек, например педагог, скажет, что какой-то ученик, например С., обладает большими потенциальными возможностями и в ближайшее время, по-видимому, добьется значительных успехов, то независимо от того, каковы в действительности способности этого ребенка, он на самом деле начинает лучше учиться, проявлять свои творческие потенции. Это объясняется ответной реакцией этого ученика на соответствующие социальные ожидания: если человек ощущает, что в него верят, в нем видят неординарную личность, он начинает бурно развиваться.
Разрабатывая программу коррекционной работы с детьми 3Б класса я ориентируюсь на следующие направления:

  • Развитие познавательной активности, обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.

  • Формирование знаний, умений и навыков с учетом возрастных и индивидуально-типологических возможностей.

  • Развитие общей и мелкой моторики.

  • Развитие творческих способностей.

  • Развитие воображения.

Воображение – это присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача - представление ожидаемого результата до его осуществления.

Вся художественная деятельность строится на активном воображении.

Эта функция обеспечивает ребенку новый, необычный взгляд на мир.

Она способствует развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащает индивидуальный жизненный опыт.

^ Методики,используемые для развития воображения

1. “Вербальная фантазия” (речевое воображение).

Ребенку предлагается придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, а после этого ребенок приступает к рассказу.

В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:

  • скорость процессов воображения;

  • необычность, оригинальность образов воображения;

  • богатство фантазии;

  • глубина и проработанность (детализированность) образов;

  • впечатлительность, эмоциональность образов.

По каждому из этих признаков рассказ оценивается от 0 до 2 баллов

2. Методика “Рисунок

В данной методике ребенку предлагается стандартный лист бумаги и фломастеры (не менее 6 разных цветов). Ребенок получает задание придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 минут.

Анализ картины и оценка фантазии ребенка в баллах производилась таким же образом, как и анализ устного творчества в предыдущей методике, по тем же параметрам и с помощью такого же протокола.

^ 3. Методика “Скульптура”.

Ребенку предлагается набор пластилина и задание, пользуясь им, за 5 минут, смастерить какую- либо поделку, вылепить ее из пластилина.

Фантазии ребенка оцениваются примерно по тем же параметрам, что и в предыдущих методиках от 0 до 10 баллов.

0-1 балл - за отведенные для работы 5 минут ребенок так и не смог ничего придумать и сделать руками;

2-3 балла - ребенок придумал и вылепил из пластилина что- то очень простое, например, кубик, шарик, палочку, кольцо;

4 -5 баллов - ребенок сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество простых деталей, не более двух - трех;

6 - 7 баллов - ребенок придумал что- то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии;

8 - 9 баллов - придуманная ребенком вещь достаточно оригинальна, но детально не проработана;

10 баллов - ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь и достаточно оригинальна, и детально проработана, и отличается хорошим художественным вкусом.

Таким образом, протестировав учащихся, мы можем оценить общий уровень развития их воображения следующим образом.

25- 30 - баллов - очень высокий уровень;

19 - 24 баллов - высокий уровень;

10 -18 баллов - средний уровень;

5 - 9 баллов - низкий уровень;

0 - 4 баллов - очень низкий уровень.

Не секрет, что учитель должен так построить урок, так преподнести учебный материал, чтобы изучаемое произведение вызывало у ребят неподдельный интерес. Для этого можно использовать следующие упражнения и игры:

1. ^ Игра “Архимед”. Эта игра, основанная на активной работе фантазии, является прекрасным средством стимулирования к учебной деятельности. При изучении произведений детям предлагается ряд проблем. Задача ребят дать как можно больше идей для решения этих проблем. Например, при работе над произведением Л.Н. Толстого “Лев и собачка” предложить разрешить следующую проблему: Как можно успокоить льва?; при изучении сказки “Лягушка-путешественница” - Как упавшей лягушке продолжить путешествие?

2. ^ Игра “Изобретатель”. Эта игра наряду с фантазией активизирует мышление. Данная игра использовалась при знакомстве с русскими народными сказками. Детям предлагалось несколько задач, результатом которых должны явиться изобретения. Сказка “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” - придумай сказочное заклинание, с помощью которого братец Иванушка, превращенный в козленочка, примет человеческий облик. Сказка “Иван Царевич и Серый волк” - представь себе, что волк заболел и не смог помочь Ивану Царевичу, придумай сказочный вид транспорта, на котором бы передвигался Иван Царевич.

3. ^ Игра “Веер” используется для развития фантазии и навыков комбинаторики для детей младшего школьного возраста. Детям предлагалось несколько карточек с изображением предметов или сказочных героев. Слева изображен один предмет, справа - три. В центре ребенок должен нарисовать три сложных предмета (фантастических), в которых как бы соединились предметы из правой и левой половины. При изучении произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка “Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост” слева предлагалось изображение Зайца, справа - волка, лисы и медведя.

4. ^ Игра “Превращения”. Эта игра направлена на развитие изобретательности ребенка, то есть воображения в сочетании с творческим мышлением. Она расширяет область представления ребенка об окружающем мире. Данная игра построена на универсальном механизме детской игры - имитации функций предмета. Например, при изучении произведения Л.Н. Толстого “Прыжок” детям предлагалось с помощью мимики, пантомимики, имитации действий с предметами превратить обыкновенный предмет (например, шляпу) в совершенно другой предмет, с другими функциями.

Общеизвестно, что воображение тесно связано с личностью и ее развитием. Личность ребенка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития - это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия.
Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия.

1. ^ Игра “Сценарий”. За короткий промежуток времени дети совместно должны придумать сценарий к фильму. Каждый ребенок предлагает придумать название одного или двух предметов из изучаемого произведения. Затем дети придумывают историю, в которой должны фигурировать все названные персонажи.

2. ^ Игра “Наоборот”. При изучении любого произведения, учащиеся должны поменять характеры героев и представить, какая бы получилась сказка.

Кроме вышеописанной работы над развитием воображения и его взаимосвязи с эмоциями, интересами и личностными качествами, широко использую такие приемы, как словесное рисование, написание творческих работ, иллюстрирование произведений.
Я отбираю те задания, которые ребенок объективно может выполнить хорошо. Это повышает его самооценку, улучшает настроение, поднимает готовность участвовать в учебной работе, что способствует формированию положительного отношения к учению.
Литература:

1.«Психологические механизмы развития воображения младших школьников в условиях коррекционно-развивающего обучения». Диссертация. Автор: Иванова, Татьяна Витальевна

2. «Развитие воображения младшего школьника», Гречко, Светлана Анатольевна, учитель начальных классов, статья в газете «Первое сентября», раздел «Преподавание в начальной школе»

Похожие:

Отдел образования администрации г. Полярные Зори с подведомственной территорией iconПроблема, предлагаемая для решения в проекте
На территории муниципального образования г. Оленегорск с подведомственной территорией по состоянию на 01. 01. 2012 г проживает 29,8...
Отдел образования администрации г. Полярные Зори с подведомственной территорией iconОтчёт народного самодеятельного коллектива фольклорного ансамбля «Поморочка» за 2012 год
«Поморочка» находится в составе муниципального бюджетного учреждения культуры Зеленоборский Центральный Дом Культуры, что в ведении...
Отдел образования администрации г. Полярные Зори с подведомственной территорией iconПрограмма курса составлена на основе государственной программы (автор...
Администрация города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области
Отдел образования администрации г. Полярные Зори с подведомственной территорией iconМетодические рекомендации по психолого-педагогическому просвещению...
Автор-составитель: методист моуо «Отдел образования администрации Куртамышского района» Долгих В. Т
Отдел образования администрации г. Полярные Зори с подведомственной территорией iconРешением Собрания депутатов муниципального района от 24. 12. 2008
Отдел образования администрации Биробиджанского муниципального района (далее отдел образования) является отраслевым органом администрации...
Отдел образования администрации г. Полярные Зори с подведомственной территорией iconМуниципальное казенное учреждение отдел образования администрации...
Муниципальное казенное учреждение отдел образования администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан...
Отдел образования администрации г. Полярные Зори с подведомственной территорией iconМуниципальное казенное учреждение отдел образования администрации...
Муниципальное казенное учреждение отдел образования администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан...
Отдел образования администрации г. Полярные Зори с подведомственной территорией iconАдминистративный регламент
Предоставление муниципальной услуги осуществляет архивный отдел администрации муниципального образования Белогорского района (далее...
Отдел образования администрации г. Полярные Зори с подведомственной территорией iconОбращения
Отдел образования Администрации Пестяковского муниципального района во исполнении Распоряжения Администрации
Отдел образования администрации г. Полярные Зори с подведомственной территорией iconОтдел образования администрации воскресенского муниципального района...
Отдел образования администрации воскресенского муниципального района саратовской области
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница