Высшего профессионального образования




НазваниеВысшего профессионального образования
страница1/11
Дата публикации29.04.2013
Размер0,62 Mb.
ТипУчебная программа курса
pochit.ru > Психология > Учебная программа курса
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФБГОУ ВПО)

О. П. Макушина


ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
Учебная программа курса и

планы семинарских занятий для вузов

Издательско-полиграфический центр

Воронежского государственного университета

2012

Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии, протокол № 1400-10 от 29 декабря 2011 г.


Рецензент доц. Кунаковская Л. А.

Программа подготовлена на кафедре общей и социальной психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.

Рекомендовано для студентов 1 курса очной и 3 курса очно-заочной форм обучения направления психологии факультета философии и психологии ВГУ.

Для направления: 030300 − Психология.

Б3.Б.5

^

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Учебная дисциплина «История психологии» относится к Профессиональному циклу дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 Психология (бакалавриат) и входит в базовую (общепрофессиональную) часть этого цикла.

В курсе современной психологии важное место занимает ее история. Интерес психологов к истории собственной науки оформился в отдельную сферу исследования под действием ряда факторов. Так, в психологии, в отличие от других наук, очевидна преемственность предметов и методов исследования, психология имеет ощутимую и живую связь с собственным прошлым. В отличие от большинства наук, современная психология содержит большое количество подходов и направлений, на первый взгляд, мало связанных, а подчас и противоречащих друг другу. Единственное, что связывает и вплетает в единый последовательный контекст эти разные сферы и подходы – история их развития. Таким образом, знание истории психологии необходимо для понимания различных теорий и направлений современной психологии, путей и тенденций ее развития. Отсюда возникает необходимость истории психологии как специальной области исследования, изучающей достижения психологии на протяжении всего пути ее исторического развития.

Данный курс представляет собой систематическое изложение истории развития психологии от древнейших времен до настоящего времени как процесса изменения предмета, методов и основных проблем психологического познания. В качестве главной цели курса выступает общетеоретическая подготовка специалиста в области исторического развития психологической науки. Основными задачами курса являются: 1) ознакомление студентов с основными направлениями психологической мысли в истории их становления; 2) формирование у студентов системы знаний о развитии методологии и теории психологии; 3) выработка у студентов системного взгляда на изучаемые явления, развитие их мировоззрения.

Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь теоретическую подготовку по общей психологии (в частности, таким ее разделам, как введение в психологию, психология личности и деятельности), психологии развития и возрастной психологии, социальной психологии. У студентов должны быть сформированы следующие компетенции: понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; способность к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии; способность и готовность к владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений; использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики; выявление специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5); применение знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9).

Самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине «История психологии» предполагает изучение рекомендуемой преподавателем литературы по вопросам семинарских и практических занятий, а также самостоятельное освоение понятийного аппарата и выполнение ряд творческих заданий, выдаваемых студентам преподавателем на семинарских занятиях. Все выполняемые студентами самостоятельно задания подлежат последующей проверке преподавателем для получения допуска к зачету и экзамену.

В результате освоения данной дисциплины у студентов формируюся следующие компетенции: способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии; к выбору магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работы; применение знаний по истории психологии к анализу актуальных проблем современной психологии и к практической работе психолога в прикладных областях.

Текущая аттестация осуществляется в форме понятийного диктанта.

Учебная дисциплина «История психологии» опирается на такие дисциплины, как «Общая психология», «Социальная психология», и является предшествующей для следующих дисциплин: «Введение в клиническую психологию», «Психология личности», «Педагогическая психология», «Юридическая психология», «Основы психотерапии», «Методологические основы психологии», «Социальная психология личности», «Гештальттерапия», «Этнопсихология».

Объем дисциплины в зачетных единицах/часах в соответствии с учебным планом — 5 ЗЕТ/180 часов.

Виды учебной работы:

Вид учебной работы

Трудоемкость (часы)

Всего

По семестрам

4 сем.

5 сем.




Аудиторные занятия

105

51

54




в том числе: лекции

52

34

18




практические

53

17

36




лабораторные

0










Самостоятельная работа

75

24

51




Итого:

180

75

105



^
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




п/п

Наименование разделов и тем

Лекций

Семин.

Всего ауд.

Самост. раб.

1

История психологии как наука

2

-

2

2




^ Раздел 1. Развитие психологических представлений в рамках учения о душе

2

Развитие психологических знаний в античной философии

-

4

4

4

3

Развитие психологических идей в Средние века

-

2

2

2




^ Раздел 2. Развитие психологических знаний в рамках философских учений о сознании

4

Психофизическая проблема и ее решение в философии XVII в.

4

-

4

2

5

Развитие ассоциативной философии

4

2

6

4

6

Становление эмпирического подхода в идеях французских просветителей XVIII в.

-

2

2

2




^ Раздел 3. Формирование естественнонаучных предпосылок выделения психологии в самостоятельную науку

7

Влияние физиологии XIX в. на становление психологии как науки

2

-

2

2

8

Зарождение экспериментальной психологии

-

2

2

2




^ Раздел 4. Выделение психологии в самостоятельную науку и ее развитие до периода открытого кризиса

9

Организационная и научная деятельность В. Вундта.

2

-

2

4

10

Немецкая психология конца XIX – нач. XX в.

-

2

2

2

11

Структурная психология

2

-

2

2

12

Функциональная психология

2

2

4

2

13

Возникновение прикладных отраслей психологии

-

2

2

2




^ Раздел 5. Основные школы и направления начала XX в.

14

Период открытого кризиса

2

-

2

2

15

Возникновение гештальт-психологии

2

4

6

3

16

Возникновение бихевиоризма

2

2

4

4

17

Возникновение психоанализа

4

4

8

4

18

Французская социологическая школа

2

-

2

2

19

Описательная психология

2

-

2

2




^ Раздел 6. Современная зарубежная психология

20

Необихевиоризм

2

-

2

4

21

Теории социального научения

-

4

4

4

22

Неофрейдизм. Развитие психоанализа во второй половине XX в.

2

8

10

4

23

Гуманистическая психология

2

4

6

4

24

Когнитивная психология

-

3

3

2




^ Раздел 7. Становление и тенденции развития современной отечественной психологии

25

Развитие психологии в России в дореволюционный период

2

6

8

2

26

Российская психология в советский период

2

8

10

4

27

Российская психология постсоветского периода

2

-

2

2



Итого


44

61

105

75


^ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКА
Особенности истории психологии как науки. Необходимость изучения и причины интереса психологов к истории собственной науки. Предпарадигмальная и парадигмальная стадии развития науки. Психология как наука, стоящая на предпарадигмальной стадии. Значение изучения истории психологической науки для понимания ее предмета. Место истории науки в курсе современной психологии.

Предмет истории психологии. Этапы развития психологической мысли. Методы истории психологии. Исторический источник. Проблема искажения исторических данных. Динамический характер понимания истории. Основные подходы к анализу истории науки. Персоналистическая и натуралистическая концепции научной истории. Влияние «духа времени» на развитие науки. Закономерности и факторы историко-психологического процесса. Принципы историко-психологического анализа. Задачи истории психологии как науки.
Раздел 1. ^ РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В РАМКАХ УЧЕНИЯ О ДУШЕ
Тема 2. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
Особенности античного мировоззрения. Возникновение философии. Учение о душе как первая форма развития психологических знаний. Анимизм и гилозоизм.

Общая характеристика этапов развития психологической мысли в античности. Психологические представления в досократовской философии. Гераклит. Демокрит. Гиппократ. Анаксагор. Атомистический материализм. Представления о душе. Учение о познании. Проблема воли и характера в учениях досократовского периода.

Психологические идеи в античной философии классического периода. Софисты. Психологические идеи в философии Сократа. Философия Платона. Учение об идеях. Процесс познания. Роль чувств. Психологические идеи в учении Аристотеля. Понятие души. Процессы познания. Чувства. Проблема воли. Характер.

Развитие психологических представлений в эллинистический и римский периоды. Психологические идеи в философии эпикурейцев. Проблема чувств. Психологические представления в философии стоиков. Учение о стадиях эволюции мира. Природа познания. Учение об аффектах. Психологические идеи в философии скептиков. Значение античной философии для развития научной психологии.
Тема 3. ^ РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В СРЕДНИЕ ВЕКА
Особенности эпохи средневековья. Роль религии в Средние века. Этико-теологический мистический характер психологии в Средние века. Психологические идеи средневековой Европы. Апологетика. Схоластика. Августин. Ф. Аквинский. Номинализм. В. Оккам. Психология Ф. Бэкона.

Арабоязычная наука. Авиценна. Аверроэс. Альгазен. Завершение этапа развития психологии в рамках учения о душе.
^ Раздел 2. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В РАМКАХ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ О СОЗНАНИИ
Тема 4. ПСИХИФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА И ЕЕ РЕШЕНИЕ В ФИЛОСОФИИ XVII в.
Влияние «духа механицизма» XVII в. на развитие психологических идей. Возникновение идеи механицизма в работах Г. Галилея, И. Ньютона. Часовой механизм как модель Вселенной. Изменение взглядов на природу человека. Вызревание научных методов познания природы и поведения человека. Становление современной науки. Идеи детерминизма.

Психофизический дуализм Р. Декарта. Проблема соотношения души и тела. Психофизический дуализм. Характеристики души. Способность к осознанию как основная характеристика души. Переход от души к сознанию. Роль сомнения. «Мыслю, следовательно, существую». Рефлексия как принцип работы души. Интроспективная концепция сознания. Природа, характеристики и функционирование тела. Рефлекс как принцип работы тела. Теория рефлекторной деятельности. Взаимодействие души и тела. Поведение человека и животных. Учение об идеях. Дуализм чувств.

Монизм Б. Спинозы. Единство телесного и психического. Характеристики природы как единственной субстанции. Проблема и способы познания. Мышление. Свобода как осознанная необходимость. Роль воли и аффектов. Единство описательной и объяснительной психологии.

Философия Г.-В. Лейбница. Психофизический параллелизм. «Предустановленная гармония». Монадология. Характеристики монад. Области психики. Бессознательная психика. Граница между сознательным и бессознательным. Роль неосознаваемых восприятий. Активность разума и субъективность человеческих знаний. Перцепция и апперцепция. Врожденные идеи. Закон непрерывности.
Тема 5. РАЗВИТИЕ АССОЦИАТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ
Ассоцианизм как психологическая парадигма. Возникновение ассоциативной философии в XVII в. Ассоцианизм Т. Гоббса. Роль чувственного опыта. Сенсуализм. Природа ощущений. Ассоциация как универсальный закон психики. Природа сознания. Разум как продукт ассоциации. Механодетерминизм. Представление об идеях. Учение о способностях. Природа человека. Человек и общество. «Война всех против всех».

Эмпиризм Д. Локка. Природа познания. Опытное происхождение знания. ^ Tabula rasa. Роль воспитания. Внешний и внутренний опыт. Ощущения и рефлексия. Простые и сложные идеи. Теория ассоциаций. Первичные и вторичные качества. Критика Д. Локка Г.-В. Лейбницем.

Ассоциативная философия в XVIII в. Д. Беркли. Роль чувственного опыта. Взаимосвязь ощущений. ^ Esse est perci pi. Субъективный идеализм. Роль ассоциаций в процессе познания. Простые и сложные представления. Ассоцианизм Д. Юма. Эмпиризм. Агностицизм. Проблема стабильности существования мира. Впечатления и идеи. Законы ассоциаций.

Ассоцианизм Д. Гартли. Роль чувственного опыта. Элементы психики: ощущения, представления, чувства. Нервные вибрации как основа психической деятельности. Большой и малый круги психики. Рефлекс. Природа и законы ассоциаций. Познание и обучение. Роль подкрепления и воспитания. Степень осознанности психических процессов. Бессознательное.

Ассоциативная философия в XIX в. Д. Милль. Вершина классического ассоцианизма. Механистический взгляд на умственные процессы. Метод анализа. Ощущения и идеи. Природа и законы ассоциаций. «Ментальная механика». Ассоцианизм Д.С. Милля. Природа человеческого разума. Сложные идеи. Творческий синтез. Этиология. «Ментальная химия».

Философия И. Ф. Гербарта. Учение о статике и динамике представлений. Свойства представлений. Структура психики. Бессознательное. Пороги ощущений. Апперцептивная масса. Динамика представлений. Вытеснение и возможности осознания. Психология как наука о фактах сознания. Методы психологии. Возможность применения математических методов.

Философия Г. Спенсера. Теория эволюции как основа философии Г. Спенсера. Особенности ассоциаций. Психика как механизм адаптации к среде. Возникновение психики. Раздражимость и чувствительность. Поведение. Рефлекс, инстинкт, навык как основные элементы поведения. Ощущение, память, воля, разум как основные элементы сознания. Законы эволюционного развития. Закон выживания сильнейших. Предуготованные ассоциации и прижизненные знания. Социал-дарвинизм.

Философия А. Бена. Сближение психологии с физиологией. Рефлексы, инстинкты, навыки. Принцип «проб и ошибок». Движения как основа деятельности организма. Мышление как основа деятельности сознания. Природа движений и мышления. Роль спонтанной активности. Функции и природа ассоциаций. Особенности ассоциаций. Творческие ассоциации.

Вклад ассоциативной философии в развитие психологии.
Тема 6. РАЗВИТИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ИДЕЯХ ФРАНЦУЗСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ XVIII в.
Сенсуализм Э. Кондильяка. «Человек – статуя». Эмпирическое происхождение психических процессов. Природа потребностей. Трактовка мыслительных процессов. Роль самонаблюдения.

Психологические идеи Ж. Ламетри. «Человек – машина». Природа человека. Роль телесной организации. Опыт как источник познания. Природа психических процессов. Роль потребностей в поведении.

Философия Ш. Бонне. Роль ощущений. Вибрация нервных волокон. Природа ассоциаций. Понимание психического развития.

П. Кабанис. Природа человека. Сознание как функция мозга.

Психологические идеи К. Гельвеция. Понимание мира. Теория познания. Природа способностей. Причины «неравенства умов». Сила страстей. Влияние общества на человека.

Философия П. Гольбаха. Понимание природы. Универсальность движения. Виды движения. Понимание причинности.

Вклад Ж. Руссо в развитие психологии. Природа человека. Естественный человек. Система воспитания.
^ Раздел 3. ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК ВЫДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ НАУКУ
Тема 7. ВЛИЯНИЕ ФИЗИОЛОГИИ XIX в. НА СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
Открытие «фактора наблюдателя» в точных науках. Интерес к изучению органов чувств. Изменение взгляда на человека в XIX в. под влиянием физиологии. Влияние физиологии на формирование методологии психологической науки. И. Мюллер. Начало использования эксперимента в физиологии. Закон «специфической энергии органов чувств». Исследования функций мозга. М. Холл. Открытие специфических отделов мозга. П. Флоранс. Создание экспериментальной физиологии мозга. Исследования локализации психических функций в головном мозге. Методы исследования в физиологии XIX в. Исследования нервной системы в XVIII–XIX в. Изучение электрической природы нервных импульсов, анатомической структуры нервной системы. Изучение рефлекторной дуги.

Формирование научного подхода к психологическому исследованию мышления. Создание основы для экспериментальной психологии.
Тема 8. ^ ЗАРОЖДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Истоки экспериментальной психологии. Возникновение в Германии наиболее благоприятных условий для создания экспериментальной психологии. Психофизиология Г. Гельмгольца. Открытие скорости нервных процессов. Изучение зрения. Теория цветовидения Юнга – Гельмгольца. Изучение слуха.

Исследования Э. Вебера. Изучение физиологии ощущений. Экспериментальное подтверждение теории порога. Разработка математических методов измерения в психологии.

Психофизика Г. Фехнера. Изучение связи мозга с телом. Выявление количественного отношения между психическим ощущением и физическим раздражителем. Способы измерения ощущений. Абсолютный порог. Дифференциальный порог. Методы исследования в психофизике.

Введение научных методов в изучение психических явлений.
Раздел 4. ВЫДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ НАУКУ И ЕЕ РАЗВИТИЕ ДО ПЕРИОДА ОТКРЫТОГО КРИЗИСА
Тема 9. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

^ В. ВУНДТА
В. Вундт. Деятельность в Лейпцигском университете. Создание экспериментальной лаборатории. Деятельность лаборатории как центра научных исследований и международного центра по подготовке психологов. В. Вундт как руководитель исследовательских проектов. Издательская деятельность В. Вундта.

Изучение сознательного опыта В. Вундтом. Предмет, задачи и методы психологии. Психология элементов сознания. Характеристики ощущений. Трехмерная модель чувств. Типы связей между элементами. Ассоциация и апперцепция. Способность мозга к самоорганизации. Волюнтаризм. Творческий синтез. Законы сознания. Виды опыта. Метод самонаблюдения. Требования к эксперименту.

Культурно-историческая психология В. Вундта. Низшие и высшие психические функции. Психология народов. Методы изучения высших психических функций. Изучение психических отклонений. Природа шизофрении. Значение деятельности В. Вундта для развития психологии.
Тема 10. НЕМЕЦКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КОНЦА XIX – НАЧ. XX в.
Германия как центр новой науки. Расширение границ экспериментальной психологии. Появление альтернативных психологии В. Вундта теорий, их значение для развития психологии.

Экспериментальные исследования Г. Эббингауза. Научная, организационная и издательская деятельность. Начало экспериментальных исследований высших психических функций. Исследования с бессмысленными слогами. Изучение процесса формирования ассоциаций. Контроль условий возникновения ассоциаций. Законы памяти.

Исследования Г. Мюллера. Методы исследования памяти. Влияние психических состояний на эффективность запоминания. Роль осмысленности в запоминании. Изучение процессов забывания. Теория интерференции. «Барабан памяти».

Психология актов сознания Ф. Брентано. Предмет и методы психологии. Роль наблюдения. Психическая активность. Акт сознания. Полемика с В. Вундтом.

Психология К. Штумпфа. Создание психологической лаборатории. Вклад в развитие детской психологии. Изучение восприятия. Феноменологический подход к психическим явлениям. Методы психологи.

Вюрцбургская школа психологии: О. Кюльпе. Использование экспериментального метода в исследовании мышления. Метод «систематической экспериментальной интроспекции». Теория безобразной мысли. Внесенсорная форма сознания. Полемика с В. Вундтом.

Противоречивость психологической науки с момента ее основания.

Тема 11. ^ СТРУКТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Э. Титченер. Корнелльский университет как колыбель структурализма. Динамика взглядов Э. Титченера в течение жизни.

Предмет и задачи психологии. Теоретический характер психологии, отвержение ее прикладного значения. Содержание сознательного опыта. Элементы психики, их связь посредством ассоциации. Структура сознания: ощущения, образы, эмоциональные состояния. Характеристики ощущений. Теория чувств. Сознание и разум. Интроспекция. Ошибка стимула. Требования к эксперименту. Отличия структурализма Э. Титченера от взглядов В. Вундта. Связь психологии Э. Титченера с идеями О. Кюльпе.

Причины ухода структурализма с психологической арены. Вклад структурализма в развитие психологии.
Тема 12. ^ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Предпосылки возникновения функциональной психологии. Теория Ч. Дарвина. Переворот в естествознании. Теория эволюции. Происхождение человека. Наследственность и изменчивость. Естественный отбор. Изучение эмоциональных состояний. Наблюдения за возрастным развитием. Влияние теории Ч. Дарвина на развитие психологии. Интерес к функциям сознания. Расширение набора методов исследования.

Влияние зоопсихологии на развитие функционализма. Изучение интеллекта животных. Ж. Романес. Использование наблюдений. Метод «анекдотов». Интроспекция посредством аналогий. Антропоморфизм. К. Л. Морган. Закон экономии. Критика антропоморфизма.

Исследования Ф. Гальтона. Психическая наследственность. Евгеника. Ассоциации идей. Психические образы. Исследование времени реакции. Методы изучения ассоциаций. Словесно-ассоциативный тест. Психологические опросники. Статистические методы. Открытие корреляции. Тесты умственных способностей. Связь интеллекта и сенсорных способностей. Антропометрическая лаборатория.

Психология В. Джемса. Предмет и задачи психологии. Методы психологии. Связь психологии и физиологии. Функциональная деятельность и биологическая полезность сознания. Природа человека. Личное сознание. Психические явления и их условия. Теория потока сознания. Необратимость сознания. Направленный характер сознания. Избирательность сознания. Внимание. Воля. Непрерывность мышления. Измененные состояния сознания. Эксперименты с психоделиками. Транс-персональный опыт. Биологическая обратная связь. Медитация и гипноз. Природа эмоций. Теория эмоций Джемса – Ланге. Привычки.

Функционализм как «движение протеста». Предмет и особенности функциональной психологии. Интерес к принципам работы сознания. Адаптивная функция психики. Психические процессы. Перемещение центра психологической науки в США. Причины разнородности функционализма. Эволюционный характер развития функционализма.

Чикагская школа функционализма. Д. Дьюи. «Теория рефлекторной дуги в психологии». Функциональный характер психики. Д. Энджелл. Предмет и задачи психологии. Психические процессы. Функциональная полезность сознания. Психофизические связи. Г. Кэрр. Психическая деятельность как предмет психологии. Адаптивная функция психики. Поведение как форма приспособления организма к среде. Формула поведения.

Колумбийская школа функционализма. Р. Вудвортс. Динамическая психология. Роль мотивации. Физиологические основы поведения.

Вклад функционализма в развитие психологии. Принцип объективности. Новые методы изучения. Переход от изучения сознания к изучению поведения. Разработка прикладных аспектов психологии.
Тема 13. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРИКЛАДНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПСИХОЛОГИИ
Условия для возникновения прикладной психологии в США. Прикладная психология и экономическая ситуация.

Создание детской психологии. С. Холл. Организационная, издательская и научная деятельность. Эволюция как основа человеческого развития. Теория рекапитуляции. Методы изучения детской психики. Педология. Подростковый кризис. Проблемы пола. Изучение периода старения.

Возникновение и развитие тестологии. Д. Кеттелл. Организационная, издательская и научная деятельность. Изучение индивидуальных различий. Разработка количественных методов. Тесты умственных способностей. Роль сенсомоторных функций в измерении интеллекта. Идеи евгеники. Развитие идей Д. Кеттелла в области тестологии А. Бине. Тест Бине – Симона. «Умственный возраст». Деятельность Л. Термена. Шкала Стэнфорд – Бине. Коэффициент умственного развития. Влияние Первой мировой войны на развитие тестологии.

Возникновение клинической психологии. Л. Уитмер. Организационная, издательская и научная деятельность. Методы диагностики и лечения умственной отсталости. Причины отклонений в развитии. Роль наследственности и среды.

Возникновение и развитие организационной психологии. У. Скотт. Организационная, издательская и научная деятельность. Подбор персонала. Психология рекламы. Создание консалтинговых фирм.

Возникновение судебной психологии. Х. Мюнстерберг. Психология преступника. Психология свидетеля. Деятельность Х. Мюнстерберга в области клинической и индустриальной психологии.

Динамика развития прикладной психологии в США и в Европе. Влияние I и II мировых войн на развитие прикладной психологии.
Раздел 5. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ НАЧАЛА XX в.
Тема 14. ^ ПЕРИОД ОТКРЫТОГО КРИЗИСА
Проблема «открытого кризиса» в психологии. Поиски объективных методов исследования психики. Влияние социальной ситуации начала XX в. на динамику протекания кризиса. Идейный кризис рубежа XIX–XX вв. Философские концепции начала XX в. и их роль в протекании кризиса в психологии. Освещение «открытого кризиса» Л. С. Выготским и С. Л. Рубинштейном. Значение методологического кризиса начала XX в. для развития психологической науки.
Тема 15. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИИ
Предпосылки возникновения гештальт-психологии. Идея целостности восприятия в философии И. Канта. Идеи Э. Маха. Проблемы восприятия пространственных объектов и временных процессов. Работы К. Эренфельса. Качества формы. Феноменология Э. Гуссерля. Некорректированное наблюдение. Непосредственный опыт. Изменение «духа времени» в физике. Психология Ф. Брентано, В. Джемса как основа для создания гештальт-психологии. Пересмотр концепции атомизма. Разработка концепции поля.

Берлинская школа гештальт-психологии. М. Вертхаймер. К. Коффка. В. Келер. Фи-феномен. Исследования константности восприятия. Гештальт. Природа восприятия. Целостные структуры как предмет психологического анализа. Гештальт-принципы организации восприятия. Изоморфизм. Гештальт-исследования проблем научения. Изучение умственных способностей высших приматов. Эксперименты В. Келера. Инсайт. Творческое мышление. Продуктивное мышление человека. Этапы реализации творческого мышления.

Лейпцигская школа гештальт-психологии. Ф. Крюгер, Г. Фолькельт. Комплекс-качества. Особенности детского восприятия.

Теория К. Левина. Теория поля. Годологическое пространство. Роль жизненного опыта в его формировании и развитии. Топологическая модель. Состояние равновесия. Напряжение. Потребности и квазипотребности. Вектор. Валентность. Концепция мотивации. Эффект Зейгарник. Исследования в области социальной психологии. Групповая динамика. Стили руководства.

Критика и особенности современного развития гештальт-психологии. Вклад гештальт-психологии в развитие психологии.
Тема 16. ^ ВОЗНИКНОВЕНИЕ БИХЕВИОРИЗМА
Предпосылки возникновения бихевиоризма. Философия позитивизма. О. Конт. Позитивное знание. Роль объективного научного наблюдения.

Влияние зоопсихологии на развитие бихевиоризма. Исследование поведения животных в начале XX в. Ж. Леб. Концепция тропизма. Ассоциативная память. Р. Йеркс. У. Смолл. Изобретение лабиринта. Зоопсихология в Корнелльском университете. «Умная лошадь Ганс».

Вклад Э. Торндайка в развитие бихевиоризма. Коннекционизм. Исследования поведения животных. «Стимул – реакция». Проблемный ящик. Законы научения. Исследования поведения людей.

Работы И.П. Павлова. Изучение условных рефлексов. Научение и подкрепление. Вклад В.М. Бехтерева. Изучение условных рефлексов.

Влияние функциональной психологии на бихевиоризм.

«Революционная атака» бихевиоризма на существовавшую психологию. Коренная смена психологической парадигмы. Этапы развития бихевиоризма. Особенности этапа классического бихевиоризма. Д. Уотсон. Личностные качества, исследовательская, преподавательская и издательская деятельность. Деятельность в области прикладной психологии. Заслуги Д. Уотсона перед психологической наукой.

Предмет и задачи психологии. «Психология глазами бихевиориста». Респондентное поведение. Виды и характеристики реакций. Виды и характеристики стимулов. Методы бихевиоризма. Изменение роли испытуемых. Отношение к инстинктам и наследственным характеристикам. Эмоции как форма поведения. Природа возникновения эмоций. Эксперименты Д. Уотсона по выработке эмоций у человека. Эксперименты М. Джонс как начало бихевиоральной терапии. Периферическая теория мышления. Мышление как форма поведения. Эксперименты Д. Уотсона по изучению мышления человека. Роль воспитания. Утопическая теория Д. Уотсона. Программа оздоровления общества. Причины популярности бихевиоризма. Критика бихевиоризма Д. Уотсона. Полемика Д. Уотсона и В. Мак-Дауголла. Вклад Д. Уотсона в развитие психологии.

Альтернативные версии бихевиоризма 20-х гг. XX в. Разнородность бихевиоризма с момента его возникновения. Бихевиоризм Э. Холта. Мыслительные процессы. Роль внутренних побуждений в научении. Наличие цели в поведении. Бихевиоризм К. Лешли. Эффективность научения. Роль мозга в научении. Закон воздействия массы. Принцип равных возможностей. Бихевиоризм У. Хантера. Исследования отсроченной реакции. Роль установки в поведении.

Тема 17. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПСИХОАНАЛИЗА
Место психоанализа в истории психологии. Специфика возникновения и развития психоаналитического направления. Философские предпосылки возникновения психоанализа. Разработка концепции бессознательного в философии. Философия Г.-В. Лейбница. Философия И. Ф. Гербарта. Изучение психики Г. Фехнером.

История исследований в области психопатологии. Развитие понимания и методов лечения душевных расстройств с древнейших времен. Психические болезни как предмет научного исследования. Соматическая и психическая ориентации в понимании умственных расстройств. История развития гипноза. Парацельс. Ф. Месмер. Концепция «животного магнетизма». Д. Брейд. Исследования Ж. Шарко. Деятельность Й. Бернгейма.

«Дух времени» конца XIX в. «Психический детерминизм». Общественное мнение и вопросы пола. Исследования в области сексопатологии. Понимание и лечение истерии. Изучение сновидений.

З. Фрейд. Бессознательное. Структура личности. Инстинкты. Тревога. Психологическая защита. Стадии психосексуального развития. Принципы и методы психотерапии. Критика психоанализа. Вклад психоанализа в развитие психологии.

Взаимоотношения З. Фрейда и «отступников». К. Юнг. «Аналитическая психология». Разногласия с З. Фрейдом. Коллективное бессознательное. Архетипы. Комплексы. Эго-направленность. Психические функции. Психологические типы. Развитие личности и индивидуация. Принципы и методы психотерапии. Вклад «аналитической психологии» К. Юнга в развитие психологии.

А. Адлер. «Индивидуальная психология». Разногласия с З. Фрейдом. Чувство недостаточности. Компенсация. Стремление к превосходству. Социальный интерес. Психологические типы. Жизненный стиль. Творческое «Я». Порядок рождения. Принципы и методы психотерапии. Вклад «индивидуальной психологии» А. Адлера в развитие психологии.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Высшего профессионального образования icon-
«Безопасность жизнедеятельности» и составили примерную программу для специального высшего профессионального образования в соответствии...
Высшего профессионального образования iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
О бухгалтерской службе негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconВысшего профессионального образования российская академия правосудия
Практикум составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Высшего профессионального образования iconДс 01 «Организация социальной защиты населения», составленный в соответствии...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconВысшего профессионального образования чайковский государственный институт физической культуры
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго...
Высшего профессионального образования iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100
Педагогическое образование образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами)...
Высшего профессионального образования iconУчреждения высшего профессионального образования
Федерального государственного образовательного стандарта (фгос II поколения) высшего профессионального образования по специальности:...
Высшего профессионального образования iconУчреждения высшего профессионального образования
«химия» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта (гос) высшего профессионального образования...
Высшего профессионального образования iconВысшего профессионального образования центросоюза российской федерации...
«Прикладная информатика (в экономике)» и заочной форме образования специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ аудит» в полном...
Высшего профессионального образования iconОсобенности маркетинга образовательных услуг в сфере высшего профессионального...
Диссертационная работа выполнена на кафедре «Маркетинг» Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница