Программа подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену по специальности 0312 «Преподавание в начальных классах»




Скачать 101.12 Kb.
НазваниеПрограмма подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену по специальности 0312 «Преподавание в начальных классах»
Дата публикации08.12.2013
Размер101.12 Kb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Психология > Программа
Рассмотрено Утверждаю

на заседании МО преподавателей заместитель директора

общепрофессиональных дисциплин по РСО и НМР

и частных методик начального Л.Ю. Зубова

общего образования и физической культуры

Протокол №___ от_________2012 г.

Председатель МО

Поздеева Э.Б. ______________

ПРОГРАММА

подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену

по специальности 0312

«Преподавание в начальных классах»


Составители: Согласовано:

Поздеева Э.Б. учитель начальных классов

Зубова Л.Ю. ГКОУ СО«Серовский

Евсеенко Л.Н. детский дом-школа»

Т.Ю. Самкова

_____________

Серов

2012

РазделI
Общие основы педагогики
Педагогика как наука о воспитании. Объект, предмет, функции и задачи педагогики. Основные понятия и категории педагогики.
1

^ Методы педагогического исследования. Методы изучения педагогического опыта. Методы теоретического исследования.
Развитие системы образования в России. Понятие системы образования. Принципы государственной политики в области образования.
^ Теория образования и обучения
Учебный процесс как часть целостного педагогического процесса. Сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса. Структура процесса обучения. Содержательные компоненты обучения. Развитие и воспитание учащихся в процессе обучения.
^ Содержание образования и педагогические основы его совершенствования. Понятие «содержание образования». Носители содержания образования и их характеристика: государственный образовательный стандарт, основная общеобразовательная программа, базисный учебный план как компонент Госстандарта, учебный план образовательного учреждения, учебные предметы, программы и пособия. ФГОС начального общего образования. Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования: личностные, предметные, метапредметные.

^ Принципы обучения. Понятие о принципах и правилах обучения. Сущность
принципов обучения: сознательности и активности, наглядности,
систематичности и последовательности, прочности, доступности,научности, эмоциональности, связи теории с практикой, проблемности.

^ Методы обучения. Понятие о методах обучения. Проблема классификации методов обучения. Словесные, наглядные, практические методы. Выбор методов обучения.

^ Виды и формы обучения. Виды обучения. Понятие о формах организации обучения. Развитие форм обучения. Урок как основная форма организации учебной работы: дидактические, развивающие, воспитательные требования к уроку. Структура урока, типы уроков по дидактической цели, подготовка учителя к уроку.

^ Современные концепции начального образования. Сущность концепций, ориентированных на психическое развитие (Занкова Л.В., Калмыковой З.И , Кабановой-Меллер Е.Н.). Сущность концепций, ориентированных на личностное развитие (Цукерман Г.А., Давыдова В.В. - Эльконина Д.Б.).

^ Подходы к оцениванию образовательных достижений обучающихся. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в соотвтетствии с ФГОС НОО.

^ Теория и методика воспитания

Сущность воспитательного процесса как части целостного педагогического процесса.Система целей воспитания. Задачи воспитания. Структура процесса воспитания. Факторы эффективности. Принципы и содержание воспитания.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Технология воспитательного процесса.Методы и средства воспитательной работы. Проблема классификации и выбора методов воспитания. Методы формирования сознания, методы организации деятельности, методы стимулирования. Формы воспитания. Индивидуальный подход в процессе воспитания.
Семья в системе воспитания и социализации личности.Семейное воспитание и его особенности. Сочетание семейного и общественного воспитания. Факторы повышения роли школы в организации воспитательной деятельности семьи и общественности. Основные направления и формы взаимодействия образовательных учреждений с семьёй.


РазделII.
Психологическиеосновыобученияиразвитиямладшихшкольников

1) Психолого-педагогические доминанты развития в младшем
школьном возрасте.


Изменение социального статуса. Психологическая перестройка в деятельности. Специфика взаимоотношений с учителем, одноклассниками. Изменение отношений ребенка семьей. Усвоение нового режима жизни. Смена ведущего вида деятельности. Смена ведущего вида деятельности.
2) Особенности развития познавательных процессов в младшем
школьном возрасте.


Устная и письменная речь. Сенсорное развитие в младшем школьном возрасте. Развитие внимания, памяти, воображения. Развитие наглядно-образного и элементов логического мышления.
3) Психолого-педагогические аспекты развития личности ребенка
младшего школьного возраста.


Притязание на признание: позитивные достижения и негативные образования. Особенности развития чувств и воли. Овладение социальным пространством личности. Развитие рефлексии, самосознания и самооценки.
4) Психологическая готовность к школьному обучению.

Понятие психологической готовности к школе. Виды психологической готовности: интеллектуальная, нравственно-волевая, мотивационная. Критерии психологической готовности к школе.
5) Психологические особенности учебной деятельности в младшем
школьном возрасте.


Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте. Влияние учения на умственное развитие. Влияние учения на развитие личности. Учебная деятельность и индивидуально-психологические особенности детей.
РазделIII

Методические основы обучения и воспитания младших школьников
3.1. Методикапреподаваниярусскогоязыка.

Методика обучения грамоте.

Характеристика современного метода обучения грамоте. Учебно-воспитательные задачи в период обучения грамоте. Цели и задачи уроков обучения грамоте. Структура уроков обучения грамоте, основные приемы анализа и синтеза. Способы формирования звукового анализа на уроке обучения грамоте. Теория П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий как основа обучения звуковому анализу слова. Формирование первоначальных навыков чтения и письма. Формирование универсальных учебных действий. Сочетание на уроке коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. Типовое содержание уроков обучения грамоте. Дидактические материалы как средство организации познавательной деятельности детей младшего возраста. Роль игр в период обучения грамоте. Организация проверки результатов обучения грамоте в начальной школе.

Методика обучения чтению. Задачи уроков литературного чтения. Характеристика этапов урока: подготовка к восприятию текста, первичный и вторичный синтез, особенности проведения словарной работы, место и содержание обобщающей беседы. Специфика использования системы методов и приемов обучения чтению в зависимости от литературного материала. Особенности анализа художественного произведения. Возможности уроков литературного чтения в формировании базовых национальных ценностей.

Методика обучения грамматике, орфографии и основам синтаксиса. Задачи, система и значение работы по изучению разделов русского языка в начальной школе. Этапы формирования языковых понятий на уроках русского языка. Особенности работы с орфографическим материалом. Составляющие орфографического действия. Система орфографических упражнений. Условия формирования орфографического навыка.

^ Методы и приемы работы на уроках русского языка. Характеристика основных видов упражнений по русскому языку.

Методика развития речи.

Задачи, система и значение развития речи младших школьников. Пути и средства развития речевых умений. Характеристика работы над сочинением и изложением в начальных классах.
^ 3.2. Методика преподавания изобразительного искусства.

Значение изобразительного искусства в развитии младшего школьника. Художественное творчество в младшем школьном возрасте. Роль изобразительного искусства в развитии эмоциональной сферы ребенка. Создание эмоционального настроя на уроке, материалы, средства, используемые для решения этой задачи.

Народное искусство на уроках декоративного рисования. Планирование занятий по декоративному рисованию. Подготовка к занятиям. Подбор материалов по декоративному искусству. Виды декоративных работ в 1-4 классах. Виды росписей, декоративная лепка.

3.3. Методикапреподаванияестествознанияиэкологическоевоспитание.

Современные программы по окружающему миру, их учебно-методическое обеспечение. Методы и приемы обучения. Формы организации обучения по дисциплине «Окружающий мир» в начальной школе. Урок как основная форма организации учебного процесса в школе. Организация практических работ на уроках окружающего мира. Вопросы экологического образования и воспитания младших школьников.

3.4. Музыкаиметодикамузыкальноговоспитания.

Музыкальная деятельность в начальной школе: ее роль и значение в образовании младших школьников.

Формы организации музыкальной деятельности в начальной школе. Возможности внеклассной деятельности в музыкальном воспитании младших школьников.

3.5. Методикапреподаванияначальногокурсаматематики.

Цель, задачи уроков математики в начальной школе. Типы, структуры уроков. Приемы организации развивающего обучения на уроках математики. Развитие алгоритмического мышления, формирование логического мышления на уроках математики в начальной школе. Дедуктивные и индуктивные рассуждения в курсе математики начальной школы. Прием классификации при обучении математике. Основные принципы построения уроков математики по системе Л.В. Занкова «Общее развитие младших школьников»

3.6. Методикапреподаванияобществоведческихдисциплин.

Особенности овладения младшими школьниками представлениями и понятиями в области истории и краеведения. Формирование представлений об особенностях образа жизни, традициях народов Урала.

3.7. Теорияиметодикафизическоговоспитания.

Сущность, цели, задачи, формы, методы и приемы физического воспитания младшего школьника. Обучение двигательным навыкам и развитие физических качеств.

Раздел IV
^ Современные тенденции развития образования.

4.1. Стандартизация – гарантия качества образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты. ФГОС НОО. Содержание и технологии реализации ФГОС НОО. Новая идеология ФГОС. Механизмы управления качеством образования.
4.2. Правозащитная деятельность педагога.

Реализация прав обучающихся. Сущность правозащитной деятельности педагога. Направления деятельности учителя начальных классов по созданию педагогических условий для реализации прав обучающихся. Документы, регламентирующие защиту прав ребенка в области образования: международные, федеральные, региональные.
4.3. Нормативно-правовые, содержательные, методические основы преподавания курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Похожие:

Программа подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену по специальности 0312 «Преподавание в начальных классах» iconРабочая программа дисциплины методика преподавания математики для...
Главной задачей учебной дисциплины «Методика преподавания начального курса математики» является реализация государственных требований...
Программа подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену по специальности 0312 «Преподавание в начальных классах» iconРабочая программа 1 курс дисциплины «информатика и икт» для специальностей:...
Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности
Программа подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену по специальности 0312 «Преподавание в начальных классах» iconПреподавание в начальных классах общеобразовательной школы
Ссср в качестве учебного пособия для студентов педагогических институтов по специальности №2121 «Педагогика и методика начального...
Программа подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену по специальности 0312 «Преподавание в начальных классах» iconВопросы для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену по...

Программа подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену по специальности 0312 «Преподавание в начальных классах» iconПрограмма итоговой государственной аттестации для специальности 050709...
Квалификация: Учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области иностранного языка
Программа подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену по специальности 0312 «Преподавание в начальных классах» iconРабочая программа учебной дисциплины «Теоретические основы начального курса математики»
Примерная программа составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников...
Программа подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену по специальности 0312 «Преподавание в начальных классах» iconВопросы для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену
...
Программа подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену по специальности 0312 «Преподавание в начальных классах» iconПрограмма подготовки студентов 61, 62 групп заочного отделения к...
По специальности 0314 «Социальная педагогика» (повышенный уровень образования) 2011/2012 учебный год
Программа подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену по специальности 0312 «Преподавание в начальных классах» iconВопросы к государственному итоговому междисциплинарному экзамену...
Виды денежной оценки основных фондов. Цель, методика, практика и экономическое значение их переоценки
Программа подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену по специальности 0312 «Преподавание в начальных классах» iconЭкономика образовательного учреждения
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница