Консультация для родителей «Как научить ребенка делать уроки»




НазваниеКонсультация для родителей «Как научить ребенка делать уроки»
Дата публикации07.12.2013
Размер84,6 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Психология > Урок
Консультация для родителей «Как научить ребенка делать уроки»

Редко кто из родителей хоть раз в жизни не слышал плаксивый возглас собственного чада: "Помоги сделать уроки!"

Факультативы, домашние рефераты, тесты, презентации прочно вошли в жизнь ученика, и все чаще звучат вопросы: "Неужели нельзя не перегружать школьника?". А работающие мамы спрашивают: "Как научить ребенка делать уроки самостоятельно?"

1. ВОПРОС : Учителя всегда давали школьникам несколько упражнений для выполнения дома. Их педагогическая цель вполне понятна - повторение и закрепление материала. А с точки зрения психолога, что приобретает школьник, выполняя домашнее задание?

ОТВЕТ: Психологический аспект этого явления очень важен, для ребенка домашнее задание имеет совершенно уникальное значение. Это единственное дело, которое он обязан исполнять самостоятельно. И он отвечает за это дело! Именно домашнее задание, особенно в начальной школе, сможет впоследствии стать тем самым инструментом, который разовьет в школьнике самостоятельность и автономность.

Чтобы в средней школе учащийся спокойно, быстро и без проблем делал домашнюю работу, нужно, чтобы в начальных классах этот процесс стал автоматизированной привычкой - системой. Малыш должен знать, что ежедневно, приходя из школы, он должен покушать, немного отдохнуть и сесть за домашнюю работу. Только после полного ее исполнения ребенок может забыть об уроках до завтра. Причем, эта работа не должна обсуждаться - просто нужно выделить на нее время.

2. ВОПРОС: Часто родители считают, что нежелание ребенка делать домашние задания связано с перегрузкой в школе, непосильными уроками. Или причина тому - характер ребенка, его природные данные, лирик он или физик?

ОТВЕТ: Каждый ребенок - уникальное творение природы. И мальчики, и девочки по-своему привыкают к процессу выполнения домашнего задания. К сожалению, в педагогике и психологии нет универсального ответа на вопрос: как сделать так, чтобы все дети делали домашнее задание? В каждом конкретном случае есть своя причина нежелания учить уроки. Причем причина эта будет зависеть от эмоционального склада ребенка, его характера, домашних дел и других, действующих только для этого школьника, условий.

В соответствии со вновь принятыми нормативными документами, регулирующими образовательный процесс, объем учебной нагрузки не превышает допустимые границы. Но есть еще факультативы, кружки, секции, занятия с репетиторами, на которые родители беспощадно записывают своих детей. Только школьная программа ребенку по силам, а вот родительские требования часто усложняют ситуацию.

Одной из больших ошибок родителей является их увлеченность высчитыванием, лирик их сын или физик. А ведь больше чем у 60% детей способности к точным или филологическим наукам до конца базовой школы одинаковые. В начальной школе филологи или математики проявляются очень редко. Дети все одинаково хорошо и быстро запоминают стихи, и нет ни одного, который бы не знал таблицу умножения.

В отношении к домашнему заданию важно учитывать особенности поведения ребенка. Один покушает, поиграет, посидит, не общаясь ни с кем, а потом сядет за уроки и сделает их все сразу. Другой потребует внимания взрослого, между заданиями перекусит, а чтение лучше всего пойдет у него вечером перед сном.

^ Причин нежелания выполнять домашнее задание на самом деле немного. В основном они зависят от… наследственности. Дети - это маленькие копии своих родителей и родственников. Так, своей неусидчивостью мальчик может быть обязан вашему отцу. И прежде чем ругать сына за двойки по математике, вспомните, может, и вы не блистали в этой области.

3. ВОПРОС: Какие основные причины не дают детям спокойно заниматься уроками? И что делать родителю в этой ситуации?

ОТВЕТ: ^ Главных причин, по которым школьнику тяжело бывает открыть дома портфель, три. Однако все они могут наслаиваться друг на друга и приобретать новые, чисто семейные, оттенки.

Первая из них - малыш просто боится делать домашнее задание. Иногда дети даже не походят к портфелю: бросают его у порога и забывают как о страшном сне. Чаще всего это происходит в семьях, где от ребенка требуют потрясающих успехов в школе: должны быть пятерки и никакие другие отметки. При этом ребенок может учиться стабильно хорошо, но, боясь не соответствовать более высоким запросам родителей, он начинает ненавидеть школу. Если школьник боится неудачи - это проблема родителей. Это они создали такую атмосферу.

^ Главное, с чего должны начать родители в этом случае, - заставить себя снизить требования. Помочь маме или папе перебороть стремление подгонять ребенка к лучшим результатам должны педагоги, ведь детский страх виден не только родственникам, но и школьным учителям, психологам, классному руководителю.

^ Другая причина нежелания делать домашние задания - непонимание их. Дети не хотят садиться за работу, потому что боятся с нею не справиться. Школьник на уроке чего-то недопонял, из-за болезни пропустил тему, а дальше уже ничего понять не может. И вот ребенок три-четыре часа сидит и смотрит в учебники, ничего не делая. А в этом возрасте сидеть - занятие очень тяжелое, и оно дополнительно нагнетает обстановку. Родители и учителя в этой ситуации просто обязаны помочь ребенку - создать условия для того, чтобы он смог догнать своих одноклассников, понять пропущенный материал. Важно помнить и то, что одни дети схватывают на ходу, а другим понадобится несколько занятий.

^ Третья, самая главная, причина, по которой ребенок чаще всего не делает домашнее задание, - желание привлечь к себе внимание родителей. Такая проблема чаще всего встречается в семьях с достатком. Родители рассуждают: ребенок накормлен, обут, одет, у него есть компьютер и телевизор, что еще для жизни нужно? А нужно очень немного - 10-20 минут внимания в день. Простого разговора о погоде, самочувствии сына или дочери, обсуждения планов на выходные вполне достаточно, чтобы ребенок чувствовал себя спокойнее. Без такого общения ребенок будет неосознанно создавать ситуации для привлечения к себе внимания взрослых. И уроки тут будут первым пунктом.

Родителям необходимо осознать, что ребенку нужен не только уход, но и ежедневное доказательство родительской любви. Совсем не трудно позвонить ребенку, чтобы сказать: я по тебе скучаю, ты у меня самый замечательный. А придя домой - погладить по голове, улыбнуться и посидеть вместе хотя бы пять минут.

4 ВОПРОС: Как научиться, объясняя задание пятый раз, не переходить на крик? Где взять терпение?

ОТВЕТ: Вначале нужно понять, готовы ли вы быть домашним учителем или лучше попросить об этом бабушку или дедушку. Лучше остаться для ребенка другом и советчиком, чем извечным раздражителем.

Еще одна важная деталь - не делайте уроки за ребенка. Посидите рядом (именно - посидите, а не стойте), посмотрите, чего он не понимает. Может быть, нужно напомнить правило, вспомнить формулу, подсказать, с чего начать. И ни в коем случае не кричите на ребенка. Если вы действительно его любите, не загоняйте его в угол. Вы же не хотите, чтобы он приобрел комплекс неполноценности, ненависть к учебе и неуверенность в собственных родителях!

Если тема непонятна, потренируйтесь на черновике, выполните задания, которые уже делали в классе, набейте руку, а потом принимайтесь за домашнюю работу.

Расскажите, какие предметы не удавались вам в школе. Ни в коем случае не приукрашивайте, лучше честно расскажите о том, как вы не любили русский язык или алгебру. Объясните, что эти предметы вам не удавались потому, что некому было их объяснить.

5 ВОПРОС: Не секрет, что многие дети, особенно девочки, становятся отличницами только потому, что так хотели родители. Нужно и можно ли требовать от детей успехов по всем основным предметам?

ОТВЕТ: К сожалению, родители, особенно те, которые добились в жизни некоторых успехов, надеются, что их дети будут лучше, умнее, сообразительнее. Увы, но у природы свой взгляд на генетику. У папы-инженера может родиться дочь, которой будут абсолютно неинтересны пифагоровы штаны и закон Ньютона, а у мам - преподавателей русской филологии сыновья часто пишут безграмотно.

Учиться на одни пятерки - гигантский, непосильный труд. Специалисты говорят, что тот труд, который ребенок выполняет за год, исписывая неимоверное количество тетрадей, прочитывая книги и учебники и создавая поделки и рисунки, можно сравнить только с работой у мартеновской печи. Это нам, взрослым, кажется, что написать ряд букв одного размера и наклона - пустяк, а для малыша в шесть-семь лет это неимоверно тяжело. В 7-9-х классах к учебе добавляются разгул гормонов, помощь родителям по дому, нагрузки на факультативах и кружках, все это вместе стоит нескольких смен у той же мартеновской печи.

^ Главное, что требуется от родителей во время школьной жизни ребенка, - беречь его. Посочувствуйте своему малышу (а ведь даже двухметровый одиннадцатиклассник - это ваш малыш), дайте ему понять, что вы на его стороне. Не настаивайте на высоких отметках. Пусть он определит для себя те предметы, по которым он сможет приносить десятки, и неважно, какие он выберет. Постарайтесь, чтобы по остальным он учился удовлетворительно или хорошо. А вдруг его успехи по физкультуре - это первая ступенька к титулу "Лучшего футболиста планеты"?

Ребенок должен любить школу и не бояться ее, а для этого ему необходимо понимание со стороны родителей.

6 ВОПРС: Не возникает ли у учеников старших классов чувства тревожности, если не получается учиться на пятерки и четверки?

ОТВЕТ: Тревожность школьника возникает не из-за самой оценки, а из-за отношения к ней в семье. Ни один ученик не виноват в том, что мамы и папы хотят, чтобы их сын или дочь получали только пятерки. Это проблема не детей, а родителей, с которой, к сожалению, школьникам приходится сосуществовать.

Заметьте, в первом и втором классах оценки отменены (вместо них используются облачка, солнышки, градусники, линейки, одуванчики или ромашки с оторванными лепестками), а родители все равно пытаются узнать, как оценила их ребенка учительница. Мама все равно спрашивает у чада: "Как ты отвечал? Ты не запинался? Тебя не поправляла Марья Ивановна?"

К сожалению, некоторые взрослые забывают, что ребенок - это индивид, который имеет право на плохую отметку, прыжки через одноклассника на перемене, ненависть к скрипке или балету.

7 ВОПРОС: Получается, что ребенок становится заложником идей и планов своих родителей…

ОТВЕТ: Конечно. Только в одном случае эти планы осуществимы, а в другом - нет. Чтобы не потерять веру в вас вашего ребенка, нужно строить планы в зависимости от умений, желаний и потребностей самого малыша. Нельзя заставлять ребенка прыгать выше головы. Познавательный и поисковый мотив, когда от учебы получаешь кайф, знаком не многим детям. Всегда есть 1-3 предмета, где школьник успевает лучше, а остальные он просто учит.

8 ВОПРОС: Сколько нужно отводить времени на домашнее задание?

ОТВЕТ: Нельзя делать дома уроки больше двух часов в день. За это время нужно сделать все задания на следующий день. Посчитайте сами: шесть уроков это уже шесть часов, два часа на домашнее задание, плюс еще кружок по английскому и секция каратэ с переездами и переходами улиц часа три в день. Итого получается, что ребенок занят минимум 11 часов в день. Такую нагрузку выдерживает не каждый взрослый, что уж говорить о ребенке.

Учеба - это монотонный труд, который требует сосредоточенного внимания. Здесь важно создать обстановку. В непринужденной атмосфере уроки делаются легче. Положите перед ребенком на тарелке несколько кусочков яблока, дайте возможность, читая " Литературу" или "Биологию", выпить чашку чая, предложите конфетку во время решения задач по физике, потрепите, проходя мимо, по голове - эти нехитрые приемы успокоят ребенка. На работе вы сами постоянно перекусываете, перекуриваете - ребенку также необходима небольшая смена деятельности.

9 ВОПРОС: В средней школе проследить за выполнением домашнего задания крайне тяжело. Как научить ребенка самостоятельности и ответственности?

ОТВЕТ: Если выполнение домашних заданий в начальной школе вошло в систему, то больших проблем в средней школе не будет. Школьник сам будет делать задания. Конечно, в силу возраста и начинающегося периода максимализма что-то будет сделано хорошо, а что-то - средне. И это правильно, это гибкое поведение человека, его самозащита от стресса. Это как у взрослого: вчера ты только сходил на работу, а сегодня и на работу, и в магазин, и даже успел пропылесосить квартиру. В Интернете вы не читаете все новости подряд, а только те, которые вам интересны. Так же и ребенок: если его сегодня вызвали по физике, то на завтра физику на отлично он учить не будет, а просто прочитает параграф. Здесь важно, чтобы ребенок не потерял нить, шел по материалу, понимал предмет в целом.

10 ВОПРОС: Как помочь в учебе двухметровому чаду?

ОТВЕТ: Главное - беречь своего ребенка. Не обращать внимания, что сын уже выше папы или что девочка уже перепробовала все мамины духи. В этом возрасте завершаются половое созревание, физиологические изменения, вероятность успешной учебной деятельности становится ниже, так как силы организма уходят на рост и развитие. А как важно в этом возрасте получить опыт первых эмоциональных отношений, иметь друзей! И часто для подростка это не менее значимо, чем то, что происходит в школе. Школьник в этот период начинает готовиться к поступлению, нагрузка на организм колоссальная. Задача родителей - помочь ребенку правильно распределить силы. Некоторые выпускники, например, пролистав "Войну и мир" Льва Толстого в школе, через несколько лет возвращались к этой книге и прочитывали ее запоем. И это правильно: пролистав страницы книги, ребенок обезопасил себя и свой организм, а неполученные в школе знания добрал, когда смог.

Родители обязаны сходить в школу, проконсультироваться с классным руководителем и учителями-предметниками. Мама или папа должны знать, что у сына или дочки получается лучше, чтобы соотнести возможности ребенка и рынка образовательных услуг.

Главное, чтобы, выйдя из школы, ребенок чувствовал себя эмоционально и физически здоровым, психологически сильным. У него должно хватить сил не только на окончание школы, но и на дальнейшее обучение.

Похожие:

Консультация для родителей «Как научить ребенка делать уроки» iconФорма проведения: Дискуссионный клуб Вопросы для обсуждения: Что...
Как научить своего ребёнка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей
Консультация для родителей «Как научить ребенка делать уроки» iconКонсультация для родителей
Основная цель музыкального воспитания ребенка получить эстетически воспитанную и развитую, умеющую эмоционально воспринимать содержание...
Консультация для родителей «Как научить ребенка делать уроки» iconРабота с родителями
Консультация для родителей «Как организовать дома самый важный праздник для ребёнка – его день рождения»
Консультация для родителей «Как научить ребенка делать уроки» iconДеловая игра для воспитателей
Консультация для родителей «Литературное воспитание ребенка в семье» (старшая группа)
Консультация для родителей «Как научить ребенка делать уроки» iconКонсультация для родителей
Как же составить, индивидуальный комплекс особенностей гимнастики? Прежде всего, необходимо знать: утренняя зарядка предназначена...
Консультация для родителей «Как научить ребенка делать уроки» iconКонсультация для родителей
...
Консультация для родителей «Как научить ребенка делать уроки» iconКак научить ребенка обращаться с деньгами
С самого своего рождения ребёнок стремится к тому, что ему кажется главным. Он стремится жить в обществе, как взрослые. Он старается...
Консультация для родителей «Как научить ребенка делать уроки» iconКонсультация для родителей
Некоторые позволяют себе прикрикнуть на ребенка только в тех случаях, когда очень расстроены или разгневаны. Подумайте о том, что...
Консультация для родителей «Как научить ребенка делать уроки» iconКонсультация педагога-психолога для родителей «Воспитание у ребёнка...
Дисциплинированность – обязательное и сознательное подчинение своего поведения установленным нормам общественного порядка
Консультация для родителей «Как научить ребенка делать уроки» iconКонсультация для родителей «Что такое вежливость». Анкетирование...
Примерное расписание деятельности воспитателя и детей средней группы на 2011-2012г
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница