Урока в системе уроков по теме. Доведены идеи урока до учащихся. Цели урока достигнуты




Скачать 336,22 Kb.
НазваниеУрока в системе уроков по теме. Доведены идеи урока до учащихся. Цели урока достигнуты
страница1/3
Дата публикации07.12.2013
Размер336,22 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Психология > Урок
  1   2   3
Самоанализ урока №1

Анализ целей урока. Обоснована постановка целей урока с учетом особенностей учебного материала, места данного урока в системе уроков по теме. Доведены идеи урока до учащихся. Цели урока достигнуты.

Анализ структуры и организации урока. Структура урока соответствует его целям. Типа урока (комбинированный), его структура, логическая последовательность взаимосвязана с этапами урока. Целесообразно распределено время урока между ними. Форма обучения выбрана – групповая, т.к. Оборудование урока. Рациональная организация труда учителя и учащихся.

Анализ содержания урока. Содержание урока соответствует требованиям государственных программ. Полнота, достоверность, доступность изложения. Научный уровень излагаемого материала. Генерализация основной идеи урока. Актуализация опорных знаний.

Организация самостоятельной работы учащихся. Характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности учащихся класса. Инструктаж и помощь учителя. Степень усвоения нового материала (эффективность). Связь нового с ранее изученным. Повторение (организация, формы, приемы, объем).

Анализ методики проведения урока. Выбор методов, приемов и средств обучения соответствует содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса, соответствует методическому аппарату урока, каждому его этапу и задачам активизации учащихся. Уместно использовались дидактический раздаточный материал и технические средства обучения.

Анализ работы и поведение учащихся на уроке. Общая оценка работы класса. Внимание и прилежание. Интерес к предмету. Активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока. Организация самостоятельной учебной работы учащихся. Оценка целесообразности и эффективности примененных форм учебной работы. Формирование общеучебных и специальных умений и навыков. Выполнение единых требований. Сочетание коллективной и индивидуальной работы. Дисциплинированность класса и приемы поддержания дисциплины.

Культура общения учителя с учащимися, соблюдение учителем норм педагогической этики и такта, оценка созданного учителем морально-психологического климата в данном коллективе.

Качество знаний, умений и навыков. Умение вычленять ведущие идеи в материале урока, применять знания в различных ситуациях, приобретать с помощью имеющихся новые знания. Степень овладения практическими навыками. Характер проверки знаний учащихся учителем. Виды проверки.

Анализ домашнего задания, полученного учащимися. Характер домашнего задания - творческий, закрепляющий, развивающий его посильность).

Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы учителей школы.

Недостатки урока.

Самоанализ урока №2

Аспектный анализ - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся. Примеры аспектов урока:

  • реализация учителем триединой задачи урока;

  • использование развивающих методов на уроке;

  • изучение способов активизации познавательной деятельности учащихся;

  • пути развития познавательного интереса;

  • формирование общеучебных методов и навыков у школьников;

  • проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся;

  • организация проблемного обучения на уроке и т.п.;

  • готовность учителя и учащихся к уроку (внешняя);

  • внутренняя, психологическая готовность учащихся к уроку;

  • организационные действия учителя (при необходимости);

  • планирование учителем и сообщение учащимся образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;

  • какие методы проблемного обучения использовались учителем (поисковые, исследовательские, проблемное изложение);

  • применение проблемных методов в учении школьников;

  • соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся;

  • объем и характер самостоятельных работ учащихся и соотношение репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ;

  • учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны ближайшего их развития;

  • подходы к повышению у учащихся положительной мотивации учения;

  • постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения;

  • владение учителем способами создания проблемных ситуаций;

  • соблюдение правил постановки учебной проблемы;

  • использование учебника, соотношение репродуктивной и частично поисковой работы с ним;

  • соответствие подбора наглядных пособий требованию проблемного обучения;

  • формирование специальных и общих учебных умений учащихся;

  • наличие у учащихся познавательских умений: формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы, нахождение путей доказательства (опровержения) гипотезы, проверка правильности ее решения;

  • умения учащихся осуществлять логические операции;

  • развитие познавательных способностей учащихся на каждом этапе урока (что это доказывает);

  • затруднения возникшие у учащихся всего класса, у отдельных школьников, их причины, как они были устранены;

  • соблюдение требований проблемно - развивающего обучения к домашней работе учащихся: какие задания были предложены (на продолжение исследования, начатого на уроке, решение новой, нетиповой задачи, на актуализацию опорных знаний и умений, на применение знаний и умений в новой ситуации, на самостоятельное теоретическое осмысление);

  • учет учителем индивидуальных особенностей, способностей и подготовленности учащихся и предложение дифференцированных заданий;

  • что дал урок для развития у учащихся воли, интеллекта, эмоций, познавательных интересов, речи, памяти, самостоятельности мышления.

общая результативность урока.
Схема самоанализа урока № 3

Общие сведения: школа, класс, дата проведения урока; тема урока, задачи урока.

Оборудование урока:

  • какие средства обучения использовал учитель;

  • подготовлены ли наглядные пособия и технические средства4

  • как подготовлена классная доска к уроку;

Содержание урока:

  • соответствует ли содержание программе, задачам урока;

  • проведена ли его дидактическая обработка;

  • формированию каких знаний, умений и навыков он способствует;

  • с каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались и закреплялись на уроке;

  • как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся;

  • какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались;

  • как осуществлялись межпредметные связи;

  • соблюдались ли внутрипредметные связи;

  • способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению.

Тип и структура урока:

  • какой тип урока избран, его целесообразность;

  • место урока в системе уроков по данному разделу;

  • как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками;

  • каковы этапы урока, их последовательность и логическая связь;

  • соответствие структуры урока данному типу;

  • как обеспечивалась целостность и завершенность урока.

Реализация принципов обучения:

  • принцип направленности обучения на комплексное решение задач;

  • в чем выразились научность обучения, связь с жизнью, с практикой;

  • как реализовывался принцип доступности обучения;

  • с какой целью использовался каждый вид наглядности;

  • как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков;

  • как достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся, как осуществлялось руководство учением школьников;

  • в какой мере осуществлялось развитие учащихся на уроке;

  • какой характер познавательной деятельности преобладал (репродуктивный, поисковый, творческий);

  • как реализовывались индивидуализация и дифференциация обучения;

  • как стимулировалось положительное отношение учащихся к учению.

Методы обучения:

  • в какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока;

  • какой характер познавательной деятельности они обеспечивали;

  • какие методы способствовали активизации учения школьников;

  • как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности учащихся.

  • какова эффективность использованных методов и приемов обучения.

Организация учебной работы на уроке:

  • как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе;

  • как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, классная;

  • осуществлялось ли чередование разных видов деятельности учащихся;

  • как организовывался контроль за деятельностью учащихся;

  • правильно ли оценивались знания и умения учащихся;

  • как учитель осуществлял развитие учащихся (развитие логического мышления, критичность мысли, умений сравнивать, делать выводы);

  • какие приемы использовал учитель для организации учащихся;

  • как подводил итоги этапов и всего урока.

Система работы учителя:

  • умение общей организации работы на уроке: распределение времени, логика перехода от одного этапа к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины;

  • показ учащимся рациональных способов учебной работы;

  • определение объема учебного материала на урок;

  • поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер общения(демократичный или авторитарный), объективность;

  • роль учителя в создании нужного психологического микроклимата.

Система работы учащихся:

  • организованность и активность на разных этапах урока;

  • адекватность эмоционального отклика;

  • методы и приемы работы, уровень их сформированности;

  • отношение к учителю, предмету, уроку, домашнему заданию;

  • уровень усвоения основных знаний и умений;

  • наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.

Общие результаты урока:

  • выполнение плана урока;

  • мера реализации общеобразовательной, воспитывающей и развивающей задач урока;

  • уровни усвоения знаний и способов деятельности учащихся:

1-й - усвоение на уровне восприятия, понимания, запоминания;

2-й - применение в аналогичной и сходной ситуации;

3-й - применение в новой ситуации, т.е. творческое;

Общая оценка результатов и эффективности урока;

Рекомендации по улучшению качества урока.



^ Самоанализ урока учителем: критерии оценки эффективности урока

1. Закономерности учебного процесса

2. Типы и виды анализа урока

3. Общие критерии анализа урока

4. Уровни самоанализа урока

5. Самоанализ

6. Литература

Урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели, задачи, содержание, методы, средства, формы, взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся.

Урок представляет собой творчество учителя, опирающегося с одной стороны на психолого-педагогические закономерности обучения, и с другой стороны на предъявленные требования образовательными стандартами.

^ Общие закономерности учебного процесса

  1. Постановка целей зависит от уровня развития и потребностей общества, его требований к процессам образования, воспитания и развития личности.

  2. Отбор содержания зависит от целей и задач обучения, от возрастных и индивидуальных возможностей школьников, от уровня развития теории и практики обучения.

  3. Выбор методов зависит от задач и содержания обучения, от реальных учебных возможностей учащихся по их применению.

  4. Формы организации обучения зависят от целей, содержания и методов обучения.

  5. Активность учебной деятельности школьников зависит от наличия у них внутренних познавательных мотивов, а также от внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.

  6. Качество обучения зависит от взаимосвязанности процессов преподавания и учения.

  7. Эффективность учебного процесса зависит от условий, в которых он протекает и взаимосвязанности всех закономерностей.

Частные закономерности учебного процесса

  • дидактические включают содержательно-процессуальные характеристика процесса (содержание, методы, виды, средства, способы, формы и т.д.);

  • гносеологические определяют аспект познания учащимися под руководством учителя объективной действительности, фактов и законов природы и общества и самих себя;

  • психологические относятся преимущественно к внутренней, психической (познавательной) деятельности учащихся в процессе обучения;

  • кибернетические отражают все многообразие связей, существующих в учебном процессе, циркуляцию информационных потоков, управление усвоением информации.

  • Социологические охватывают отношения между участниками учебного процесса (взаимодействие учителя и учащихся, направленность, социальная значимость обучения и т.д.).

  • Организационные отражают учебный процесс в аспекте интеллектуального труда (организация учебного и преподавательского труда, их материально-техническое оснащение, стимулирование, производительность, рентабельность и т.д.).

^ Типы и виды анализа урока

Анализ и самооценка урока есть необходимый элемент педагогического творчества:

Без самоанализа невозможно:

  • построить целостную систему обучения;

  • повысить мастерство, развить творческие способности;

  • обобщить передовой педагогический опыт;

  • сократить затраты времени на техническую работу;

  • обеспечить психологический комфорт и самозащиту учителя.

Типы анализа урока

1 – полный – проводится с целью контроля за качеством организации учебно-воспитательного процесса, для изучения стиля деятельности учителя, опыта его работы;

2 – краткий – отражает основные дидактические категории, с целью общей оценки его качества;

3 – комплексный – предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, методов и форм организации урока.
Применяется чаще при анализе нескольких уроков по одной теме, а также для обучения специалистов.

4 – аспектный – используется при необходимости более глубокого рассмотрения какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приемов деятельности учителя.

Каждый из данных типов анализа урока может иметь виды: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный.

Цели педагогического анализа могут быть различными, исходя из них применяется частичный анализ соответствующий какому-либо аспекту урока (общепедагогическому, психологическому и т.п.)

^ Общие критерии анализа урока

Результативность. Считается, что результативность урока зависит от технологии его проведения, основанной на соблюдении основных правил организации учебного процесса и чем качественнее технология, тем выше результат урока. Поэтому вся деятельность учителя и ученика должна осуществляться с учетом новейших психолого-педагогических достижений.

^ Основные пути повышения эффективности урока

  • постановка и решение познавательных, воспитательных и развивающих задач;

  • оптимизация процесса обучения (выбор наиболее эффективного варианта для данных условий на всех этапах обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся);

  • стимулирование и формирование познавательных интересов учащихся;

  • применение активизирующих методов и средств обучения;

  • организация самодеятельности учащихся;

  • единство формирования знаний, умений и навыков как специальных, так и общих;

  • организация оперативной обратной связи;

  • формирование отношений сотрудничества учителя и учащихся; создание благоприятного психологического микроклимата;

  • интенсификация учебного процесса путем НОТ учителя и учащихся.

^ Структура урока

На сегодняшний день объем научной информации огромен, время обучения ограничено. И одним из актуальных требований является нахождение оптимальных содержания и методов обучения.

Структура урока строится на основе дидактических целей, с учетом содержания учебного материала, составом умственных и практических операций, осуществляемых в ходе учебной деятельности, психологических закономерностей и условий (состав класса, уровень подготовки, влияние сильных и дезорганизующих учеников и т.д.).

Исходя из закономерностей усвоения того или иного учебного материала, учитель создает свою логику его изучения, свою последовательность, что определяется многообразием возможных конкретных способов методик и приемов обучения.

Рациональную структуру урока обеспечивают

  • комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития;

  • выделение в содержании урока и темы главного, существенного;

  • определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления домашнего задания;

  • выбор рациональных методов, приемов и средств обучения;

  • дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам;

  • создание необходимых учебно-материальных условий обучения.

Активизация познавательной деятельности учащихся

Для эффективного усвоения знаний необходимо, чтобы учебный материал стал предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика.

Закономерно, что чем активнее познавательная деятельность обучаемого, тем выше эффективность усвоения. Поэтому преподавание учебных дисциплин должно опираться на методологический принцип деятельностного подхода и в процессе обучения необходимо формирование учебно-познавательной деятельности.

Структура учебно-познавательной деятельности

  • осознание и принятие школьником учебно-познавательной задачи;

  • построение плана ее решения;

  • практическое решение задачи;

  • контроль над процессом решения задачи;

  • оценка результата в соответствии с эталоном;

  • определение задач дальнейшего совершенствования приобретенных знаний.

Учителю необходимо уметь создать творческую самостоятельную учебную деятельность учащихся на уроке и руководить процессом усвоения через использование “активных” методов обучения и разнообразных методических приемов, через особым образом организованное общение.

^ Уровни самоанализа урока

  1. Эмоциональный – непроизвольный уровень, когда учитель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью.

  2. Оценочный, когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану.

  3. Методический, когда анализируется урок с позиций существующих требований к уроку.

  4. Рефлексивный, когда определяются причины и вытекающие из них последствия. Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию.

^ Самоанализ урока

Это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.

Основные требования к анализу урока учителем:

  • цель и задача анализа темы;

  • знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций;

  • умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок;

  • характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке;

  • обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;

  • обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств;

  • психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке;

  • оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока;

  • выполнение намеченных задач урока;

  • оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке;

  • умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их;

  • удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами);

  • намечаемые меры по устранению недостатков.

Самоанализ урока

1. Оценка общей структуры урока.

К какому типу урока может быть отнесен данный урок? Каково место урока в теме, разделе, курсе? Четко ли выделены элементы урока данного типа и правильно ли определена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока?

2. Реализация основной дидактической цели урока.

Все ли требования программы по данной теме (вопросу) получили отражение в уроке? Насколько активны были учащиеся при ознакомлении с новым материалом (восприятие, понимание, пробуждение познавательного интереса)? Верно ли продумана методика решения отдельных “блоков” нового материала?

Как и что следовало изменить в изучении нового материала и почему?

Имела ли место организация первичного, сопутствующего закрепления (в процессе ознакомления с новым, на специально выделенном этапе урока)? Как осуществлялась проверка качества знаний, умений и навыков учащихся (каким был охват учащихся, принцип вызова и т.п.)?

3. Осуществление развития учащихся в процессе обучения.

Имело ли место вовлечение учащихся в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация)? Осуществлялись ли внутрипредметные и межпредметные связи? Были ли использованы средства развития творческого мышления? Сообщалась ли на уроке какая-либо информация для общего развития? Имело ли место эстетическое развитие учащихся?

4. Воспитание в процессе урока.

Были ли полностью использованы воспитательные возможности содержания учебного материала? Какая работа велась по формированию мировоззрения? Как была обеспечена на уроке связь обучения с жизнью? Были ли использованы воспитательные возможности оценки знаний? Каково было воспитательное воздействие личности самого учителя?

5. Соблюдение основных принципов дидактики.

Правильно ли была организована деятельность учителя и деятельность учащихся с позиции реализации принципов обучения?

6. Выбор методов обучения.

Соблюдались ли общие требования к выбору методов обучения (в зависимости от общей целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета, возраста и индивидуальных особенностей учащихся и т.п.)?

7. Работа учителя на уроке.

Какие виды деятельности учителя имели место на уроке и в каком соотношении (речевая деятельность, слушание, записывание, помощь учащимся и др.)? Был ли достигнут контакт с классом.

8. Работа учащихся на уроке.

Какой была активность учащихся на разных этапах урока? Какими были виды деятельности учащихся на уроке? Обращалось ли внимание на культуру труда? Какая дисциплина была на уроке и почему?

9. Гигиенические условия урока.

Достаточна освещенность классной комнаты: Сидят ли учащиеся с учетом их здоровья, роста, успеваемости? Удачно ли составлено расписание?

10. Некоторые социальные задачи.

Задачи, связанные с решением педсовета, метод объединения или продиктованы исследованием школы.

В зависимости от момента анализ может проводиться не по всем параметрам, а по двум-трем из перечисленных.

Самоанализ – это уже начало подготовки учителя к следующему уроку.

Вопросы для самоконтроля

  1. Для чего необходим учителю самоанализ урока?

  2. Назовите основные требования к современному уроку.

  3. По каким аспектам можно проводить анализ урока?

  4. Назовите основные критерии оценки эффективности урока.
  1   2   3

Похожие:

Урока в системе уроков по теме. Доведены идеи урока до учащихся. Цели урока достигнуты iconУрока: комбинированный. Цели урока
Цели урока: Формирование системы знаний по теме «Реформы Петра I», обеспечение адаптации к индивидуальным особенностям учащихся,...
Урока в системе уроков по теме. Доведены идеи урока до учащихся. Цели урока достигнуты iconУрока: «История развития эвм». Цели урока
Цели урока: познакомить учащихся с устройствами, являющимися предшественниками компьютеров; познакомиться учащихся с изобретателями...
Урока в системе уроков по теме. Доведены идеи урока до учащихся. Цели урока достигнуты iconУрок как целостная система. II. Типология уроков. III. Структура...
Урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности...
Урока в системе уроков по теме. Доведены идеи урока до учащихся. Цели урока достигнуты iconУрока. Тема урока
Этап актуализации субъективного опыта учащихся. Учитель определяет цели, задачи и тему урока
Урока в системе уроков по теме. Доведены идеи урока до учащихся. Цели урока достигнуты iconВид урока: урок конференция. Цели урока: ознакомить учащихся с различными...
Научить учащихся самостоятельно работать с дополнительной литературой по заданной теме
Урока в системе уроков по теме. Доведены идеи урока до учащихся. Цели урока достигнуты iconУрока по теме «Коммуникационные технологии» Цели урока
Воспитательная: воспитание информационной грамотности учащихся, культуры общения, внимательности, аккуратности, дисциплинированности,...
Урока в системе уроков по теме. Доведены идеи урока до учащихся. Цели урока достигнуты iconУрока №урока по теме Тип урока Тема урока Практич. Лаборат. И контр...

Урока в системе уроков по теме. Доведены идеи урока до учащихся. Цели урока достигнуты iconУрока № урока по теме Тип урока Тема урока Практические работы оборудование Основные понятия

Урока в системе уроков по теме. Доведены идеи урока до учащихся. Цели урока достигнуты iconУрока Тема урока Цели и задачи урока
...
Урока в системе уроков по теме. Доведены идеи урока до учащихся. Цели урока достигнуты iconУрока дата Тема урока Вид урока
Тематика уроков по антикоррупционному воспитанию в моу никулинской оош по литературе
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница