«Портфолио как помощь в управлении саморазвитием педагогов доу»




Скачать 96,25 Kb.
Название«Портфолио как помощь в управлении саморазвитием педагогов доу»
Дата публикации05.12.2013
Размер96,25 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Психология > Документы
ЗАЯВКА



1.


Фамилия, имя, отчество.


Коптелова Марина Валентиновна


2.

Название доклада

«Портфолио как помощь в управлении саморазвитием педагогов ДОУ»

3.

Учёная степень




4.

Место жительства

Пермская область г.Кунгур, ул. Космонавтов, 26-31

5.

Представляемая организация

МДОУ «Детский сад № 36»

6.

Должность

Заместитель заведующей по воспитательно-методичекой работе

7.

Почтовыцй адрес с указанием индекса

617400 Пермская область, г.Кунгур, ул. Ситникова, 90

8.

Телефон (служебный) с указанием кода города

8 (34) (271) 2-89-98, 2-81-34

9.

Телефон домашний с указанием кода города

8 (34) (271) 3-31-47

10.

Электронный адрес




11.

Необходимость в техническом обеспечении доклада

нет необходимости.


М.В.Коптелова,

заместитель заведующей МДОУ «Детский сад № 36»

г.Кунгур
«Портфолио как помощь в управлении саморазвитием педагогов ДОУ».

Усложнение структуры ДОУ, проводимой в них воспитательно-образовательной деятельности в условиях модернизации образования, ведёт к необходимости качественного изменениями методической работы с педагогами. Требования современности к совершенствованию воспитательно-образовательного процесса ДОУ (совершенствованию всех его компонентов) касаются, в первую очередь, педагогического коллектива.

^ Стремление к совершенствованию, как объективная потребность общества в целом, так и отдельной личности, имеет своё высшее проявление в виде самообразования.

В работах Ю.К.Бабанского, Е.П.Милашевича, В.И.Слободчикова находится подтверждение тому, что в профессиональном росте педагога важное место занимает саморазвитие. Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что от него требуется высокий профессиональный, творческий, исследовательский потенциал, чтобы найти решение проблем в имеющейся психолого-педагогической и методической литературе или искать ответ непосредственно самому опытным путём.

Используя различные формы методической работы с педагогическими кадрами, можно обеспечить непрерывность образования педагогов дошкольного учреждения (Л.В.Поздняк).

Таким образом, методическая работа должна быть направлена на создание атмосферы творчества, психологической перестройки отношений в педагогическом коллективе, на создание среды для саморазвития педагогов.

Учёными определено проблемное поле поддержки профессионального саморазвития педагогов, систематизированы барьеры саморазвития и творческой деятельности. В.Г.Маралов классифицирует барьеры на внешние и внутренние, обусловленные объективными и субъективными факторами. Есть педагоги, которые могут заниматься саморазвитием в любых условиях, преодолевая различные барьеры. Но есть и такие (и их немало), которых нужно направлять, оказывать необходимую поддержку и методическую помощь, мотивировать, стимулировать. Поэтому становятся актуальными вопросы со стороны руководителей ДОУ, направленные не только на оказание психолого-педагогической поддержки педагогу, но и поиск средств, стимулирующих его работу над саморазвитием.

Немаловажное значение имеют включение педагогов в инновационный режим работы ДОУ, создание условий для трансляции и презентации опытов работы, пример и влияние коллег. Но в свете современных требований к оценке качества образования, а значит и к оценке педагогического коллектива, как одного из компонентов воспитательно - образовательного процесса, большая роль отводится внедрению в педагогическую деятельность профессионального портфолио.

Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценку) индивидуальных достижений за определённый период. основной смысл портфолио – «показать всё на что ты способен».

В методической работе педагогический портфолио помогает развить у педагога навыки рефлексивной и оценочной деятельности, научить формировать цели своей работы, планировать, и организовывать проектную деятельность. И, кроме того, портфолио выступает в качестве стимула, поддерживающего активность педагогов, имеющих определённые трудности в работе над саморазвитием.

В процессе изучения активности педагогов в методических мероприятиях нашего ДОУ, были выявлены педагоги, склонные к постоянному саморазвитию, и педагоги, которые не видели в работе над саморазвитием определённой нужды. В процессе дальнейшей работы была определена модель педагога ДОУ, в которой выделены необходимые качества для профессионального становления и роста педагогов (см. Приложение 1).

В качестве «стимулов», поддерживающих активность педагогов с несложившейся позицией саморазвития, в нашем ДОУ оправдали себя внешние мероприятия: обучение на курсах, посещение различных семинаров и методических объединений знакомство с опытом работы других педагогов и т.д. Но необходимо отметить, что в этом случае педагог делал доклад, краткую аннотацию из увиденного (изученного) для своих коллег. Внутри ДОУ педагоги вовлекались в такие формы работы, как анализ просмотренного и самоанализ, работа в экспертной комиссии по изучению определённой образовательной области в работе с детьми, работа в проблемных группах, требующих постоянного обращения к дополнительным источникам информации. Важным моментом в работе с педагогами стало внедрение инновационных технологий, выход на инновационную деятельность по проектированию коррекционной работы в образовательный процесс. Для педагогов – участников экспериментальной работы в ДОУ была разработана своя модель, в которой несколько расширены показатели к качеству профессиональной деятельности (Приложение 2).

Таким образом, в процессе методической работы с педагогами нашего ДОУ по формированию педагогического портфолио основной акцент сделали на рефлексию педагогических действий, формирование определённой позиции к саморазвитию.

Был разработан алгоритм управления методической работой с педагогами нашего ДОУ по созданию педагогического портфолио:

1: включение педагога в отбор содержания своей деятельности, по организации сбора материалов с учётом специфики своего субъективного опыта и индивидуальных возможностей;

2: обучение педагогов «видеть» недочёты в своём опыте работы (в материалах для портфолио), найти пути решения наметившихся проблем, используя дополнительные источники информации;

^ 3: формирование умения наметить план, определить перспективы в процессе формирования портфолио;

4: собственно создание портфолио совместно с методистом, работа над обобщением материалов, перспективы дальнейшей работы.

Непосредственно работа методиста на этапе разработки портфолио совместно с педагогом, включающая работу над саморазвитием в процессе оформления материалов предполагает:

1) разработку психолого-педагогического сопровождения саморазвития (диагностики, средства управления и самоуправления деятельностью по саморазвитию);

2) совершенствование педагогических и психологических условий, ориентированных на саморазвитие личности (совершенствование содержания, внедрение и активное применение новых форм и методов – например, оказание индивидуальной помощи при построении программы саморазвития);

3) совершенствование разнообразных форм и методов стимулирования инновационной и творческой деятельности педагогов (проведение конкурсов, организация выставок творчества и методических разработок и т.д.);

4) содействие распространению и изданию обобщённого педагогического опыта, методических разработок и рекомендаций.

Были определены основные функции портфолио в направлении работы педагогами над саморазвитием:

  • Систематизация опыта работы педагога, его достижений за определённый период



с целью наметить перспективы его дальнейшего

саморазвития

  • Самоопределение педагога с учётом функций (специалист, воспитатель)


с целью определения спектра «возможных» проблем и поиска

решений их в имеющейся психолого-педагогической и

методической литературе

  • Адресность опыта представляющая собой описание основных форм и направлений творческой активности педагога, связанная с обобщением опыта по выбранной теме




с целью подбора необходимых материалов из практики

работы с детьми: доклады об опыте работы, различные практические

материалы, инструментарии, библиография и образцы учебно-

методических пособий

  • Рефлексия педагогических действий




с целью знания критериев своей педагогической деятельности,

современных подходов к оценке качества деятельности педагогов ДОУ.

Таким образом, при помощи портфолио возможно организовать с педагогами, имеющими разную позицию к стремлению к саморазвитию, самообразованию, самопознанию.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Модель дошкольного педагога, специалиста дополнительного образования





Глубокие знания методологических основ педагогики и психологии детей дошкольного возраста:

1. Имеет представление о сущности (закономерностях, движущих силах) и своевременных тенденциях развития.

2. Знаком с основными документами, требованиями, нормативами.

3. Знаком с основными понятиями теории и практики.

4. Имеет представление о концепции и технологиях реализуемой программы.

5. Способен анализировать и продуцировать идеи, знаком с лучшими образцами их творческой реализации.

Оценка собственной деятельности

1. Умет определять результативность и эффективность своей работы

2. Рефлексирует опыт педагогической деятельности и общения, прогнозирует дальнейшее развитие

3. Способен откорректировать, перестроить свою деятельность в зависимости от изменяющихся условий.









Владение технологией, применение на практике

1. Способен прогнозировать и осуществлять деятельность в структуре: цели (задачи) – условия – способы – анализ.

2. Способен формулировать и решать задачи своей деятельности.

3. Частично владеет методологией, технологией и техникой исследовательской деятельности в процессе планирования, анализа собственной деятельности.

4. Способен анализировать, аккумулировать для использования творческий опыт других специалистов.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Модель дошкольного педагога, участника экспериментальной работы в ДОУ





Теоретическая готовность :

1. Имеет представление о современных тенденциях в области дошкольного образования, развития инновационной практики.

2. Знаком с основными нормативными документами в области образования, регламентирующими инновационную, экспериментальную деятельность в рамках ДОУ.

3. Знаком с основными понятиями инновационной теории и практики, способен раскрыть существенные признаки изучаемых явлений.

4. Имеет представление о принципах, целях, содержании и технологии экспериментальной работы в ДОУ.

5. Способен анализировать и продуцировать инновационные идее, теории, концепции

Оценка собственной деятельности

1. Умет определять продуктивность своей деятельности, степень достижения результата.

2. Рефлексирует опыт инновационной деятельности и прогнозирует её дальнейшее развитие

3. Способен откорректировать, перестроить свою деятельность в зависимости от изменяющихся условий (независимости суждений, критичности мышления, креативности, чувствительности к проблемам)









Владение технологией, применение на практике

1. Способен прогнозировать и осуществлять инновационную деятельность в структуре: цели (задачи) – условия – способы – анализ (коррекция)

2. Способен формулировать и решать вариативные задачи своей деятельности в инновационном режиме

3. Владеет методологией, технологией и техникой исследовательской деятельности в конкретной области (анализ, планирование, организация, контроль, регулирование).

4. Способен создавать творческую концепцию воспитания, образования, развития детей.

5. Способен анализировать, аккумулировать для использования творческий опыт других специалистов

Похожие:

«Портфолио как помощь в управлении саморазвитием педагогов доу» iconПортфель профессиональных достижений педагогов
Портфолио. Основное преимущество метода Портфолио заключается в том, что он является многофункциональным инструментом как оценивания,...
«Портфолио как помощь в управлении саморазвитием педагогов доу» iconПроектная деятельность как средство взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников доу
Общение педагогов доу с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. И одной из сторон его является поиск...
«Портфолио как помощь в управлении саморазвитием педагогов доу» iconТема: «Новый учебный год на пороге доу»
Цель: Познакомить педагогов с итогами деятельности доу за летний период, принятие и утверждения плана деятельности доу на новый учебный...
«Портфолио как помощь в управлении саморазвитием педагогов доу» iconНе каждая школа взяла за правило заводить портфолио на ученика. Пока...
Рме оно может быть представлено? Разумеется, многие разделы из Портфолио-9 не подходят. Чем их заменить? Делать ли портфолио комплексным...
«Портфолио как помощь в управлении саморазвитием педагогов доу» icon-
...
«Портфолио как помощь в управлении саморазвитием педагогов доу» iconО портфолио ученика начальных классов Общие положения
Использование такой формы оценки учебных достижений, как портфолио ученика, позволяет учителю создать для каждого ученика ситуацию...
«Портфолио как помощь в управлении саморазвитием педагогов доу» iconПод термином "портфолио" понимается способ фиксирования, накопления...
Грамота ру, то слово "портфолио" обнаружится только в орфографическом словаре Российской академии наук (заметим, что в словаре методических...
«Портфолио как помощь в управлении саморазвитием педагогов доу» iconПортфолио учителя костеревой в. А
Мой педагогический стаж достаточно продолжительный (как говорят некоторые, столько не живут). Но судьба сложилась так, что пришлось...
«Портфолио как помощь в управлении саморазвитием педагогов доу» iconПоложение об электронном портфолио ученика начальных классов мкоу «Совхозная сош»
Настоящее положение определяет порядок формирования и использования портфолио как способа накопления и оценки индивидуальных достижений...
«Портфолио как помощь в управлении саморазвитием педагогов доу» iconПоложение о портфолио обучающегося начальной школы
В начальной школе такая форма оценивания детей, как портфолио, носит обучающий характер, является инструментом, с помощью которого...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница