Юбилейный сборник научных трудов (к 10-летию кафедры клинической психологии ргпу им. А. И. Герцена). Спб.: Стратегия будущего, 2010. С. 14-20




Скачать 109,57 Kb.
НазваниеЮбилейный сборник научных трудов (к 10-летию кафедры клинической психологии ргпу им. А. И. Герцена). Спб.: Стратегия будущего, 2010. С. 14-20
Дата публикации29.11.2013
Размер109,57 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Психология > Документы
Алёхин А.Н. / Юбилейный сборник научных трудов (к 10-летию кафедры клинической психологии РГПУ им. А.И. Герцена). – СПб.: Стратегия будущего, 2010. – С. 14-20.
К десятилетию кафедры клинической психологии
Когда-нибудь историки назовут время, в котором нам приходится жить и трудиться, «эпохой стремительных перемен» или «временем реформ» или …., впрочем, это дело исторической науки: давать названия разным эпизодам в жизни общества. Люди живут и трудятся в то время и в тех условиях, в которых оказались. И сейчас, перечитывая текст, подготовленный Виктором Алексеевичем Ананьевым к пятилетию кафедры, я передумываю, сколько событий и перемен произошло в стране, в системе высшего образования, в университете, на кафедре за истекшее время. Время, которое в памяти все еще хранит название «пятилетка» – эпизод, на который планировали всё, что можно было запланировать.

Смутными воспоминаниями становятся обсуждения допоздна кафедральных планов и замыслов, кропотливая работа над лекцией, семинарским занятием для студентов, подготовка оборудования для лабораторных занятий. Канули в лету шумные собрания студенческих научных кружков и жаркие споры по проблемам будущей профессии, научной школы, научных направлений… За прошедшее пятилетие переход на образовательные стандарты 3-го поколения и двухступенчатую систему высшего образования стали уже реальностью, «оптимизация» численности профессорско-преподавательского состава – необходимой составляющей функциональной деятельности учебных подразделений, тестирование выпускников средних школ и стандартизированная оценка качества их подготовки перестали обсуждаться.

Инновация, модернизация, информатизация, оптимизация – вот лозунги сегодняшнего дня. И поспевание за веяниями времени возможно лишь как бодрый изнуряющий бег на неопределенную дистанцию с зыбкими ориентирами.

Нет никакой возможности судить о том, насколько запущенные как бы роком процессы реформирования образования оправдаются повышением качества подготовки специалистов и качества жизни россиян. В моем отцовском и преподавательском опыте любые педагогические эксперименты последних десятилетий прочно ассоциированы с катастрофическим падением элементарной грамотности молодежи, но это – темы будущих диссертаций историков, политологов, организаторов народного образования. Нам же остается в соответствии с формулой «гештальт-терапевтов» жить «здесь и сейчас» и приспосабливаться к складываемым условиям. Вероятно, процессы, переживаемые нами, – часть более масштабных перемен, происходящих во всем мире. Такой взгляд на вещи кажется мне психотерапевтичным, он позволяет ощутить причастность к глобальным процессам и заразиться необходимым энтузиазмом.

Однако турбулентности, доходящие до нас, накладывают властный отпечаток и на состояние самой научной дисциплины – клинической психологии, научный, образовательный и профессиональный статус которой так и не приобрел пока желаемой определенности. Десять лет, хотя и небольшой период в масштабе человеческого онтогенеза, по интенсивности процессов формирования и развития необходимых для будущей жизни структур и функций является очень сложным и насыщенным.

Проекты модернизации образования никак не учитывают этой специфики. Вероятно, полагается, что клинический психолог, подобно химику-технологу или программисту, должен умело владеть объектом своего труда и проявить необходимые компетенции для решения возникающих задач. То, что «объектом труда» для клинического психолога выступает человек, то, что основным «орудием труда» является в этой деятельности личность самого психолога, никак не принимается в расчет нынешними модернизаторами образования. Только этим можно объяснить недифференцированные требования к численности учебных групп, к стандартизации и унификации взаимодействия преподавателя со студентом в форматах информационного ресурса, учебно-методического комплекса дисциплины, самостоятельной подготовки. Остается только надеяться, что «переходный возраст» пройдет для клинической психологии без особых осложнений и к своему пятнадцатилетию она не повредится в развитии. И в этой, профилактической и коррекционной работе, наверное, следует сосредоточить усилия всем профессионалам, заинтересованным в существовании научной дисциплины и профессии таковой, какой она и замышлялась.

Несмотря на все отмеченные обстоятельства, кафедре клинической психологии удается сохранять, развивать и совершенствовать свой научный, учебный и практический потенциал. Убедительное свидетельство тому – большинство выпускников кафедры рано или поздно оказываются в специальности и способны применить в практике полученные ими знания, умения, навыки.

Учитывая динамику текущих перемен в науке, организации, правовом поле, кафедра разрабатывает и внедряет программы дополнительного образования психологов и учителей в систему последипломной подготовки. Так, уже готовы к реализации программы «Медицинская психология», «Детская медицинская психология», «Психология в экспертной практике», «Психические расстройства в практике школьного учителя».

Разработаны и утверждены программы учебных дисциплин по направлениям профессиональной подготовки «Психология образования», «Социальная педагогика», «Педагогическая психология» в соответствии с ГОС 3-го поколения.

Большая работа проделана для подготовки к переходу на ступенчатую систему высшего профессионального образования: разработаны магистерские программы: «Клиническая психология», «Психологическая помощь в здравоохранении».

Расширяется спектр направлений внеаудиторной работы студентов. Создано и функционирует студенческое научное общество «Академия», принципиально по-новому организована научно-исследовательская деятельность студентов, призванная развивать у будущих психологов умение видеть проблемы, подлежащие решению, выдвигать адекватные гипотезы, грамотно планировать и проводить необходимые исследования, глубоко анализировать и корректно представлять их результаты.

Научно-методическое обеспечение новых и перспективных видов высшего профессионального образования предполагает проведение собственных интенсивных научных исследований по актуальным проблемам теории и практики клинической психологии. За последние годы доведены до оформления начатые ранее разработки, которые наполняют конкретным содержанием теоретические концепции, развиваемые кафедрой в рамках психологии здоровья и онтогенетической психосоматики:

  • Малиновская Н.Д. Психологические элементы структурного аттрактора болезни у детей школьного возраста: по результатам мониторинга психического и психосоматического здоровья школьников Российской Федерации, 2006. (Научный руководитель проф. В.А. Ананьев)

  • Васильев М.А. Диагностика социально-личностных компетенций психосоматического здоровья человека: конструирование и стандартизация Мультимодального интегративного опросника МИО-1, 2007. (Научный руководитель проф. В.А. Ананьев)

Вместе с тем открыт и ряд новых направлений для научно-методического обеспечения профессиональной деятельности клинического психолога в сфере образования, здравоохранения, социальной работы, реабилитации при психических и соматических заболеваниях. Сформированный научно-методический аппарат позволил сместить акцент в исследованиях уже на непосредственные задачи практики клинического психолога. Появляются первые результаты такой работы, оформленные в диссертациях аспирантов и соискателей кафедры:

  • Коробова Е.Л. Когнитивные стили у больных шизофренией, 2007. (Научный руководитель проф. А.Н. Алёхин)

  • Янковская Е.М. Комплексный подход к психотерапевтическому сопровождению семей больных, перенесших инсульт, 2008. (Научные руководители проф. Е.К. Веселова, проф. А.Н. Алёхин)

  • Грошева Е.В. Отношение родителей к психическому расстройству у ребенка (в связи с задачами психологического сопровождения семьи), 2009. (Научный руководитель проф. А.Н. Алёхин)

  • Войнова Е.Ю. Психогенные факторы нарушения здоровья у старших дошкольников, 2009. (Научный руководитель проф. А.Н. Алёхин)

  • Егоркина Т.В. Опыт ранних травматических переживаний в системе отношений личности подростков - свидетелей и участников межэтнического конфликта, 2009. (Научный руководитель проф. А.Н. Алёхин)

  • Миназов Р.Д. Психодрама в реабилитации наркозависимых, 2010. (Научный руководитель проф. С.А. Кулаков)

  • Финагентова Н.В. Психологические ресурсы в профилактике рецидивов при онкологических заболеваниях, 2010. (Научный руководитель проф. С.А. Кулаков)

Нетрудно заметить, что большинство проводимых ныне научных исследований носят выраженный прагматический характер – имеют практическую направленность. Проводятся массовые психопрофилактические исследования среди работников крупных промышленных предприятий (Н.Н. Вертячих «Клинико-психологические формы нарушений адаптации в социально-стрессовых условиях»; научный руководитель проф. А.Н. Алёхин), среди студентов (О.В. Андрюшевич «Клинико-психологические аспекты адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе»; научный руководитель проф. А.Н. Алёхин).

Особое значение придается научно-методическому обоснованию психопрофилактических мероприятий среди населения (А.В. Яровинская «Отношение к болезни в клинической динамике алкогольной зависимости»; научный руководитель проф. А.Н. Алёхин), психопрофилактике нарушений адаптации у детей (научный руководитель доц. Е.Е. Малкова), старших школьников (научный руководитель Е.Г. Бортникова). Кафедра принимает участие в общегородских программах профилактики вредных привычек среди молодежи и сотрудничает в этом как с органами государственного управления, так и с лечебно-профилактическими учреждениями.

Формируются принципиально новые научно-исследовательские программы: психологическое сопровождение лечебно-реабилитационного процесса в кардиологической клинике (научный руководитель доц. Е.А. Трифонова), медико-психологические методы реабилитации психически больных (научный руководитель – проф. А.Н. Алёхин).

Приятно отметить, что научная школа кафедры не ограничивается пределами России: подготовлены квалифицированные специалисты для дружественных стран, которые стали первыми профессионалами – клиническими психологами на своей родине и реализуют в своей повседневной деятельности научный и практический опыт, приобретенный на кафедре:

  • Антви-Дансо С. Взаимосвязь депрессивных состояний и успешности обучения школьников: на примере детей Республики Ганы, 2007. (Научный руководитель проф. В.А. Ананьев)

  • Аль-Одайни Магда М.М. Клинико-психологические аспекты переживания насилия женщиной в традиционной арабской семье, 2009. (Научный руководитель проф. А.Н. Алёхин)

  • Мугахед Гамила Абдулбаки Фара Психогенные факторы невротических расстройств у йеменских младших школьников. (Научный руководитель проф. Д.А. Медведев).

Одной из приоритетных задач кафедры было и остается научно-методическое обеспечение психогигиены и психопрофилактики в системе школьного образования. Сотрудники кафедры принимают непосредственное участие в программе психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных средних школах – «Здоровый образ жизни», которая включает мониторинг психического здоровья учащихся, индивидуальное психологическое консультирование школьников и их родителей, проведение психокоррекционных мероприятий при нарушениях психической адаптации у подростков. В рамках «Года учителя» реализуется Программа подготовки учащихся 11-х классов к единому государственному экзамену. Специально для социально-реабилитационного центра «Вера» разработана программа психологического сопровождения воспитанников, лишившихся родителей.

В рамках инноваций: «Наша новая школа» кафедрой клинической психологии разрабатываются научно-методические обоснования для создания и внедрения в практику школьного образования современных гуманитарных технологий по основным направлениям образовательной инициативы: развитие системы поддержки талантливых детей, совершенствование учительского корпуса.

Коллектив кафедры принимал активное участие в инновационной образовательной программе Университета «Гуманитарные технологии в социальной сфере». В 2007 году разработаны такие образовательные модули, как «Здоровьесберегающие технологии в социальной сфере», «Основы психологии здоровья». Они апробированы при обучении магистрантов факультета физической культуры и внедрены в учебный процесс для подготовки учителей школ.

Разработаны практические рекомендации по реализации компетентностного подхода в оздоровлении школьников. Работа специалистов кафедры клинической психологии в указанных направлениях высоко оценена администрацией образовательных учреждений. Так, «МОУ Средняя Школа №6» г. Сосновый Бор стала победителем III Всероссийского конкурса «Организация воспитательного процесса в образовательных учреждениях» в 2007 году (научный руководитель – доц. Я.В. Малыхина).

Сотрудниками кафедры проводятся семинары по подготовке школьных учителей к внедрению в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий. Проводятся исследования, направленные на оптимизацию использования информационных технологий в учебном процессе.

Актуальными задачами ближайшего будущего становятся совершенствование и разработка программ учебных дисциплин в соответствии с ожидаемым образовательным стандартом 3-го поколения. Каким бы ни был утвержден этот стандарт, общая направленность мероприятий по реорганизации учебного процесса понятна. Это прежде всего согласование содержания программ учебных дисциплин на всех стадиях образовательного процесса с перечнем компетенций специалиста для профессиональной деятельности в сферах образования, здравоохранения, социальной работы, в экспертной практике, обеспечение соответствующих компетенций программами.

Конечно, такая работа не может быть ограничена лишь переоформлением существующих учебно-методических материалов, она потребует проведения соответствующих методических обоснований содержания и направлений подготовки будущих специалистов. Поэтому продолжение начатых исследований по научно-методическому обоснованию содержания дисциплин специальности остается важной задачей.

Основной вектор работы здесь – формирование системы научных представлений по существу направления профессиональной подготовки. Должно уже стать понятно, что привычная ориентация на подготовку в процессе обучения психологии специалиста «широкого профиля», поверхностно осведомленного по самым разнообразным вопросам, не отвечает задачам времени, не соответствует ожиданиям студентов и не адекватна цели высшего профессионального образования. Профессионал в своей практической деятельности должен опираться на систему знаний и владеть необходимыми навыками для решения конкретных задач практики научно-обоснованными средствами.

Прошло уже время, когда было просто модно называть себя психологом и когда обучение психологии в угоду этой моде велось сплошным потоком и спешно. Уходят в прошлое и массовые тренинги личного роста и коллективные сеансы «психотерапии», проводимые заезжими и доморощенными гуру-психологами. Непростая участь специальности «психология» в системе современного высшего профессионального образования – своеобразная плата общества и государства за утраченные иллюзии и неоправданные ожидания от деятельности такого рода. Да и образ психолога, консультанта по всем вопросам повседневности, транслируемый современными масс-медиа, прямо скажем, карикатурен. Актуальными становятся задачи «карантина и иммунизации» клинической психологии от хронических болезней нынешней «разнаученной» психологической практики.

На кафедре создан и успешно работает методологический семинар, одной из задач которого как раз и является выработка системных научных представлений по основным разделам клинической психологии. Для этого в семинаре участвуют ведущие специалисты в различных отраслях психологии и смежных научных областей. Аналогичные цели ставятся на семинаре молодых ученых-студентов и аспирантов кафедры. Хочется надеяться, что такие формы деятельности будут способствовать консолидации сообщества медицинских-клинических психологов на почве общих научных основ и профессионализма осуществляемой практики.

Выход в свет настоящего сборника научных трудов приурочен к 10-летию основания кафедры клинической психологии в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена, совпавшем с 10-летием утверждения клинической психологии как специальности высшего профессионального образования. В нем представлены работы по различным аспектам научно-методической, исследовательской и практической деятельности профессорско-преподавательского состава кафедры. Эти работы ни в коей мере не являются подведением итогов – какие уж итоги в 10 лет! Да и статус сборника – юбилейный – всего лишь дань традиции отмечать периоды существования в наше стремительное время.

Издание сборника приурочено и к проводимой кафедрой в 2010 году международной научно-практической конференции «Клиническая психология: теория, практика и обучение». Надеемся, что активное заинтересованное участие специалистов в процессе интеграции профессионального сообщества откроет новые перспективы для развития отечественной школы клинической психологии, которая может и должна занять достойное место в жизни российского общества.


Заведующий кафедрой

клинической психологии

РГПУ им. А.И. Герцена,

доктор медицинских наук, профессор А.Н. Алёхин

Похожие:

Юбилейный сборник научных трудов (к 10-летию кафедры клинической психологии ргпу им. А. И. Герцена). Спб.: Стратегия будущего, 2010. С. 14-20 iconАлёхин А. Н., Иовлев Б. В., Трифонова Е. А. / Юбилейный сборник научных...
Алёхин А. Н., Иовлев Б. В., Трифонова Е. А. / Юбилейный сборник научных трудов (к 10-летию кафедры клинической психологии ргпу им....
Юбилейный сборник научных трудов (к 10-летию кафедры клинической психологии ргпу им. А. И. Герцена). Спб.: Стратегия будущего, 2010. С. 14-20 iconА. Н. Алёхин Медицинская статистика последних лет заставляет всерьез...
Алёхин А. Н. / Юбилейный сборник научных трудов (к 10-летию кафедры клинической психологии ргпу им. А. И. Герцена). – Спб.: Стратегия...
Юбилейный сборник научных трудов (к 10-летию кафедры клинической психологии ргпу им. А. И. Герцена). Спб.: Стратегия будущего, 2010. С. 14-20 iconС. А. Кулаков Психотерапия личностных расстройств остается одной...
Кулаков С. А. / Юбилейный сборник научных трудов (к 10-летию кафедры клинической психологии ргпу им. А. И. Герцена). – Спб.: Стратегия...
Юбилейный сборник научных трудов (к 10-летию кафедры клинической психологии ргпу им. А. И. Герцена). Спб.: Стратегия будущего, 2010. С. 14-20 iconМетодика обучения физике в школе и вузе. Сборник научных статей....
Методика обучения физике в школе и вузе. Сборник научных статей. – Спб.: Изд-во ргпу им. А. И. Герцена. 2000
Юбилейный сборник научных трудов (к 10-летию кафедры клинической психологии ргпу им. А. И. Герцена). Спб.: Стратегия будущего, 2010. С. 14-20 iconПриветствовать. Мы продолжаем работу нашего научно-методического...
...
Юбилейный сборник научных трудов (к 10-летию кафедры клинической психологии ргпу им. А. И. Герцена). Спб.: Стратегия будущего, 2010. С. 14-20 icon"Нейробиологические основы посттравматического стрессового расстройства"...
...
Юбилейный сборник научных трудов (к 10-летию кафедры клинической психологии ргпу им. А. И. Герцена). Спб.: Стратегия будущего, 2010. С. 14-20 iconКафедра клинической психологии ргпу им. А. И. Герцена
Предпосылки и история развития психофизиологии как науки, роль отечественных ученых
Юбилейный сборник научных трудов (к 10-летию кафедры клинической психологии ргпу им. А. И. Герцена). Спб.: Стратегия будущего, 2010. С. 14-20 iconАнкета по выявлению направленности и характера познавательных интересов...
О. Б. Островский, к п н., доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию ргпу им. А. И. Герцена
Юбилейный сборник научных трудов (к 10-летию кафедры клинической психологии ргпу им. А. И. Герцена). Спб.: Стратегия будущего, 2010. С. 14-20 iconДумаю, интересна, поскольку психиатрия и социо-культурная ситуация...
...
Юбилейный сборник научных трудов (к 10-летию кафедры клинической психологии ргпу им. А. И. Герцена). Спб.: Стратегия будущего, 2010. С. 14-20 iconОсобенности налогового учета
Сборник научных трудов (межвузовский): «Научно-технические основы совершенствования торгово-технологического оборудования и повышение...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница