«Как жить в мире с родителями» Цели




Скачать 63.74 Kb.
Название«Как жить в мире с родителями» Цели
Дата публикации28.11.2013
Размер63.74 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Психология > Документы
Беседа с учащимися:

«Как жить в мире с родителями»
Цели: расширить представление детей о том, что такое конфликт и конфликтная ситуация, дать представление о способах предупреждения конфликтов в семье; способствовать формированию позитивного отношения к своей семье, к родителям, пробуждать желание овладеть навыками общения и социального взаимодействия; побуждать детей к сотрудничеству, взаимопониманию
Ход беседы
Эпиграф Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

Пословица

I. Проблемная ситуация «На приеме у психолога»

Ведущий Тема сегодняшней беседы - конфликты детей и родителей. Начать наш разговор я бы хотела с маленькой сценки в кабинете психолога. Сегодня на прием пришла мама с дочерью - девятиклассницей Таней. Наедине с психологом мама высказала наболевшее.

______________________________________________________________________

Мама. Помогите, я не знаю, что делать с дочерью. Она нас с отцом совершенно не понимает! Ну ладно: прическа, голое пузо, курение - это вообще неприступная тема. Но в комнате своей можно убрать?! Там у нее - как после бомбежки. Везде все разбросано. В шкафу на верхней полке - учебники вперемешку с колготками, под кучей футболок можно найти пачку сигарет и тюбик моей самой дорогой помады! А на нижней полке тарелки с остатками еды, съеденной неделю назад. Они так и будут стоять, пока я не почувствую запах! Сама не убирает и меня не пускает - это, мол, ее «территория детства». Про учебу уже не говорю - в школу стыдно зайти. Иногда так и подмывает взять ремень да выпороть хорошенько! (Обреченно.) Но я пока терплю, глотаю обиды.

Ведущий Изложив ситуацию, мама вышла за дверь. В кабинет вошла Таня. Вот что она рассказала.

Та н я Родаки конкретно достали своими наездами: и то не так, и это не так. Им вообще чихать на мои дела: иду в ванную, а они говорят - «Вынеси ведро», только включу музыку, надену наушники: «Сходи за хлебом!». Только возьму телефон, чтобы побазарить с друзьями: Мой посуду!» А главное - постоянно хотят рулить мной: туда не ходи, то не смотри, с тем не дружи, то не слушай.

Если начинаешь отрываться, сразу обзывают неблагодарной ,а я все равно буду все делать по-своему. Иначе они так и не поймут, что я уже взрослая.

________________________________________________________________________
^ II. Интерактивная беседа
Ведущий Вот такие клиенты оказались сегодня на приеме у психолога. Даже не верится, что живут они в одной семье. Ведь семья дает человеку защиту, покой, уверенность в себе. Как Вы считаете:

- Хорошо ли все чувствуют себя в семье у Тани?

- Можно ли назвать их семью счастливой?

- Что отравляет отношения? Можно сказать, что между дочерью и родителями возник конфликт?

(Дети высказываются.)

- А что такое конфликт? Как вы понимаете это слово? Какие ассоциации вы можете привести на это слово!

(Дети высказываются.)

Да, Конфликт - это столкновение идей, взглядов, мнений. Именно такое столкновение мы и наблюдаем. А какова причина конфликта? Из-за чего выплескивается столько эмоций, вспоминается столько обид?
^ Примерные ответы детей:

-Трудный возраст дочери.

- Невоспитанность, упрямство, плохой характер дочери.

- Успеваемость, учеба.

- Лень, неаккуратность.

- Придирчивость родителей.

- Родители считают ее ребенком, а она уже взрослый человек.

Ведущий Таня конфликтует с родителями, отстаивая свое право на взрослое поведение: вредные привычки, выбор друзей, поздние гулянья, вызывающая внешность и т. д. Что значит, по-вашему, быть взрослым человеком?
^ Примерные ответы детей:

- Быть самостоятельным, зарабатывать на кусок хлеба.

- Получить паспорт, участвовать в выборах президента.

- Делать, что тебе захочется.

- Делать не то, что хочешь, а то, что должен.

- Иметь много обязанностей.

- Жить по правилам, выполнять все законы.
Ведущий Быть взрослым - значит иметь не только права, но и обязанности. Родители выполняют свои обязанности по отношению к вам. Если Таня хочет быть взрослой, она должна взять на себя часть семейных обязанностей: мытье посуды,

уборку квартиры, вынос мусора и т. п. Ученые утверждают, что две трети подростков конфликтуют с родителями. И только каждый третий умеет ладить с близкими.
- К какой части детей относитесь вы?

(Дети высказываются.)
- На какой почве чаще всего случаются конфликты?
^ Примерные ответы детей:

- Не помогал по дому.
- Учеба, поведение.

- Поздно приходил домой.

- Вредные привычки (курение).

- Из-за моей компании.

- Внешний вид (прическа, одежда).

- Мои поздние возвращения домой.

- Плохой характер родителей.

- Из-за денег, покупки вещей.

Ведущий Как видим, причин у конфликтов может быть много, но результат один: конфликты осложняют нашу жизнь, мешают учебе, отравляют существование.

- Какие же есть способы выхода из него?

(Дети высказываются.)

На доске написаны 5 вариантов поведения в конфликтной ситуации (перечисляет, потом комментирует):

а) соревнование (соперничество), наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, когда хотят добиться своего в ущерб другому;

б) приспособление, означающее принесение в жертву собственных интересов ради другого;

в) компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок;

г) уход от конфликта (уклонение);

д) сотрудничество, когда участники приходят к решению, которое устраивает обе стороны.
^ IV. Ролевая игра «Если бы психологом был я...»
Ведущий Вы узнали, какие способы поведения могут выбрать участники конфликта. Представьте себе, что вы психолог и именно к вам на консультацию пришла мама с Таней. Как бы вы объяснили им их поведение? Какие бы советы дали?
^ Примерные ответы детей:

- Таня выбрала самый плохой способ поведения - соперничество. Это поведение превращает ее в эгоистку.

- Мама тоже выбрала плохой способ поведения - приспособление. При таком поведении она лишается уважения дочери, теряет уважение к себе.

- Лучший способ поведения для них - это найти компромисс!
- Маме нужно немного ослабить давление на дочку, а дочери нужно пойти навстречу маме и помогать по дому, улучшить учебу, прислушиваться к советам родителей.
^ V. Незаконченные предложения по теме «Секрет счастливой семьи»
Ведущий Всем известно, что каждый человек уникален, неповторим. Люди отличаются друг от друга не только внешностью и характером, но и вкусами, взглядами, мнениями! У членов семьи могут быть противоположные точки зрения на разные вопросы. Но не всегда это приводит к конфликтам. Как же удается некоторым счастливым семьям избегать ссор? Ответ очень прост - они умеют владеть собой, умеют находить компромиссы. Предложите свои варианты окончаний следующих предложений:

(Учитель дает высказаться по цепочке каждому ряду.)

1 ряд ^ Умение владеть собой - это...

- контролировать свое поведение;

- сдерживать свои эмоции, не позволять себе кричать, выражаться нецензурно;

- держать себя в руках;

- не позволять себе грубости, хамства;

- не только с чужими людьми, но и в семье быть уравновешенным, корректным.

2 ряд ^ Чтобы научиться владеть собой, нужно...

- работать над собой, заниматься самовоспитанием, надо поставить себя на место другого;

- читать книги по психологии;

- не терять своего достоинства;

- научиться уважать других людей;

- научиться видеть свои недостатки;

- быть строгим к себе и снисходительным к другим.
3 ряд ^ Чтобы найти компромисс, нужно...

- найти такое решение, которое устроит всех;

- войти в положение другого человека;

- видеть правоту другого человека;

- отказаться от своего эгоизма;

- не считать себя выше других;

- уважать чужое мнение
^ Заключительное слово

Ведущий Умение владеть собой, контролировать свои эмоции и поведение пригодится не только в семье, но и в школе, на работе - везде, где приходится общаться с людьми.

Чтобы научиться владеть собой, нужно заниматься самовоспитанием, уметь поставить себя на место другого человека.

Причины конфликтов с родителями многие подростки объясняют «разными взглядами на жизнь», а самом деле причина большинства конфликтов - в незрелости подростков, в их неготовности к жизни. С возрастом отношение родителям, как правило, меняется. На этот счет есть остроумное выказывание Марка Твена: «Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я его еле переносил. Но когда мне исполнился 21 год, я был изумлен, насколько старый человек за истекшие 7 лет поумнел.» Мне кажется, что и вы когда-нибудь согласитесь с известным писателем.
VIII. Подведение итогов (рефлексия)

Ведущий Какие эмоции остались в конце нашей беседы? Захотелось ли сразу после школы сходить за хлебом или вынести мусор?

Примерные ответы детей:

- Эмоции положительные, но после школы хочется отдохнуть.

- За хлебом я и так хожу всегда - это моя постоянная обязанность.

- Если родаки попросят, сделаю что-нибудь.

- Эмоции отрицательные - мои родители могут только приказывать, пошлют - пойду.

А у нас все это делает бабушка. Никаких добрых дел для меня не остается.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Как жить в мире с родителями» Цели iconРассказа Паустовского. Обучающие цели
Этот рассказ поразил своей жизненной правдой. У меня тоже есть взрослая дочь, но, к сожалению, она приезжает не так часто, как хотелось...

«Как жить в мире с родителями» Цели iconСветлана Левашова Откровение Часть Детство Том Пробуждение 2009
Чудесные способности, которыми она владела с детства, оказались непонятыми и невостребованными окружавшими её людьми; ей пришлось...

«Как жить в мире с родителями» Цели iconЭкология и культура будущее России
Цель: обратить внимание каждого школьника на необходимость «жить в мире с окружающим миром»

«Как жить в мире с родителями» Цели iconУчимся жить вместе
Целью школьного проекта является создание системы внеклассных и внеурочных мероприятий, направленных на изучение культуры и традиций...

«Как жить в мире с родителями» Цели iconЦели и задачи
Развитие способностей подрастающего поколения жить в соответствии с законами природы

«Как жить в мире с родителями» Цели iconПрограмма по технологии пояснительная записка
Начальное технологическое образова­ние должно обеспечить человеку возможность более гармонич­но развиваться и жить в современном...

«Как жить в мире с родителями» Цели iconСеминаров практикумов в школе
В восьмом классе необходимо обратить внимание родителей на умение их ребенка жить в окружающем мире, общаться с людьми и на его гражданскую...

«Как жить в мире с родителями» Цели iconВиталий Сергеевич Карагашкин Владимир Михайлович Захаров Колесова Екатерина Вячеславовна
Цель: обратить внимание каждого школьника на необходимость «жить в мире с окружающим миром»

«Как жить в мире с родителями» Цели iconЛюдмила Казимировна Давайте учиться жить
Цели : способствовать социальной адаптации уч-ся в условиях микро –и макросоциума

«Как жить в мире с родителями» Цели iconРодительское собрание «Безопасность в Интернете» для родителей 8 –х классов
Цель: помочь родителям сориентироваться в мире подростковых влечений; выработать тактику педагогического воздействия, позволяющую...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница