Аналитический отчет за 2011 2012год педагога психолога Мериновой Н. П




Скачать 136,58 Kb.
НазваниеАналитический отчет за 2011 2012год педагога психолога Мериновой Н. П
Дата публикации24.11.2013
Размер136,58 Kb.
ТипОтчет
pochit.ru > Психология > Отчет
МОУ «Туркинская СОШ»
Аналитический отчет за 2011 – 2012год

педагога – психолога Мериновой Н.П.
Психолого-педагогическая работа проводилась в течение года соответственно годовому плану работы школы и плана педагога-психолога.
ЦЕЛЬ работы: психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.
ЗАДАЧИ:

  1. Оказание своевременной психолого-педагогической поддержки.

  2. Проведение мониторингов образовательного процесса.

  3.   Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении и находящихся в социально-опасном положении.

  4. ППС подготовки и сдачи ГИА и ЕГЭ.

  5. Развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе.


НАПРАВЛЕНИЯ:

  1. Проведение мониторингов, согласно плана работы УО и школы.

  2. Работа с педагогическим коллективом.

  3. Активное взаимодействие с учащимися.

  4. Психолого - педагогический всеобуч родителей.

  5. Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения.

  6. ППС ФГОС начального образования.

  7. Охрана жизни и здоровья детей. Профилактика правонарушений.


В рамках психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в этом году проводились следующие мониторинги:

^ Проведена работа по адаптации учащихся первого класса (ФГОС) (26 уч-ся) (посещение уроков, тестирование учеников, беседы-консультации с учителем, родителями, выявление и коррекционная работа по предупреждению дезадаптации первоклассников). Проводились занятия с играми, релаксациями, сказкотерапия. Это позволило на 20% повысить уровень адаптации первоклассников.
Одним из важных компонентов психологического сопровождения является изучение учащихся начальной школы. Для изучения использовались методики, позволяющие выделить тревожных детей, изучить личностные характеристики ребенка, оценить самооценку ребенка, его самоощущение в мире:

  • тесты цветового выбора М. Люшер;

  • проективные методики: «Рисунок семьи», «Дерево»;

  • анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов Н.Г. Лускановой;

Представленные методики позволяют проводить диагностику, как в групповой форме, так и индивидуально. Во втором классе будет продолжена коррекционная работа с группой детей со средним уровнем адаптации и детьми с низкой учебной мотивацией.

Отметив эффективность проделанной работы, в этом году вновь проведена диагностика готовности учащихся начальной школы к переходу в среднее звено. Учитывая психологическую, интеллектуальную и социальную готовность учащихся к обучению в среднем звене школы можно утверждать, что 90% учащихся полностью готовы к успешной адаптации в 5 классе. Трудности могут возникнуть у 10% так как, изменится социальный статус (ученик среднего звена), появится «разноголосица» в требованиях новых учителей, значительно увеличится учебная нагрузка.
«Уровень учебной мотивации учащихся 4 класса»

Уровни

(на начало года)

Средний результат

Апрель 2012г

25 – 30 баллов. Высокий уровень, сформировано отношение к себе как к школьнику.


1


2

20 – 24 балла. Средний уровень, отношение к себе как к школьнику практически сформировано.


3


5

15 – 19 баллов. Внешняя мотивация, положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеурочными сторонами.


8


7

10 – 14 баллов. Низкий уровень, отношение к себе как школьнику не сформировано.


4


2

Ниже 10 баллов – дезадаптация, негативное отношение к школе.

0

0


Исследования мотивации подтвердили преобладание «хорошей школьной мотивации» (44% респондентов) и «положительного отношения к школе» (44% пятиклассников). Учащихся, которые относятся негативно к школе и находятся в состоянии школьной дезадаптации (12%).
^ Проведена работа по адаптации учащихся пятого класса

Велось наблюдение за детьми на уроках, во внеурочное время, на внеклассных мероприятиях, проводились индивидуальные беседы с детьми и родителями. Анкетирование детей в форме свободных вопросов.
Тест школьной тревожности Филлипса дает представление как об общей тревожности - эмоциональном состоянии ребенка, связанном с различными формами его включения в жизнь школы, так и о частных видах проявления школьной тревожности. В результате данного исследования установлено, что 18% пятиклассников на начало учебного года испытывают повышенную тревожность (повышенная тревожность по шкалам 1 «общая тревожность в школе», 5 «страх ситуации проверки знаний»).

По результатам исследования были проведены коррекционные занятия. После завершения цикла была предложена повторная диагностика. Полученные результаты свидетельствуют о снижении школьной тревожности.

По результатам адаптации учащихся подготовлен и проведён психолого - педагогический консилиум «Адаптация учащихся 5 класса в средней школе».
Традиционным видом работы с детьми стали Недели толерантности. Неделя толерантности в школе - просветительско-профилактическое мероприятие, целью которого является воспитание терпимого, равноценного общения детей, приобщение к психологической культуре, способствующее личностному росту и самоактуализации каждого ребенка и педагогов школы.
С 14 - 17 ноября в школе прошла неделя толерантности «Мы такие разные!»
Основными задачами недели являлись:

  • Развитие коммуникативных навыков и социально-психологических свойств личности учащихся, педагогов школы.

  • Развитие важнейших социальных навыков и умений, способности к эмпатии, кооперации, разрешению конфликтов путем сотрудничества.

  • Формирование общего настроения оптимистической тональности в школе, стимулирование интереса к психологическим знаниям и к деятельности школьного психолога.


Каждый день недели носил свой девиз. Понедельник: «Умей дружить и дружбой дорожить», Вторник: «Пусть всегда будет солнце», Среда: «В единстве наша сила», Четверг: «День откровений», Пятница: «Делу время, потехе – час».
Ежедневно проходили разнообразные акции:

  1. «Радуга настроения», «Забор желаний»

  2. «Пёстрые ящерки»,

  3. «Ищу друга»

  4. Письмо другу «Я хочу сказать тебе

  5. Конкурс стенгазет: «Кухни народов мира», «Дружба крепкая», «, «Любовь», «Мир моих увлечений».

  6. Конкурс рисунков: «Моя семья», «Мой друг».

  7. Подвижные игры с детьми на переменах.

  8. Просмотр фильма: «Адажио».

Неделя психологии получила большой отклик у детей и педагогов. Положительную оценку получили все мероприятия, проведённые во время недели.
Большое внимание уделяется психологическому сопровождению выбора будущей профессии учащихся.

В первом полугодии проводился мониторинг уровня способностей 9, 11 классов.

Цель исследования: определение видов способностей и сфер профессиональной деятельности, в которой учащиеся могут быть наиболее эффективны и в которых им будет наиболее комфортно.

Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих:

25% ребят выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен,

17% – по совету родителей,

9% – под влиянием средств массовой информации,

9% – руководствуются в выборе малозначительными факторами (например, близость к дому).

Только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности, хотя многочисленные исследования показывают, что профессиональные намерения являются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание предстоящей деятельности.

Для выявления сформированности профессионального плана, мотивов выбора профессии и профессиональной направленности личности использовалась анкета «Анализ школьной и внешкольной деятельности», «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова (ДДО).

Анализ уровня способностей позволяется определить потенциал обучения учащихся для освоения тех или иных специальностей: математические способности, вербальные, зрительная логика, творческие способности, общий кругозор.

Проведено анкетирование «Что я знаю о своих возможностях»; проведены беседы и практические занятия «Что я знаю о мире профессий». Для учащихся и их родителей организовано индивидуальное консультирование. Анализ результатов анкетирования учащихся 9 класса показывает, что после 9 класса хотят продолжить обучение в школе большинство учащихся. Для учащихся, пожелавших продолжить обучение в колледже предложены на выбор некоторые профессиональные учебные заведения, соответствующие интересам учащихся.

В рамках профильной подготовки учащихся 10 кл. была проведена диагностическая работа: методика ДДО показала, что большинство учащихся выбирают профессии типа «Человек – человек», проведен опросник Голланда, который подтвердил эти результаты.

Для учащихся 8 классов начат пропедевтический этап предпрофильной подготовки. Было проведено анкетирование по профильной ориентации восьмиклассников. В анкетировании участвовали 16 учащихся 8 – го класса. Из них только 5 учащихся уже выбрали свою будущую профессию, знают содержание этой профессии. Поэтому в помощи профконсультанта нуждается большая часть восьмиклассников.

Тем не менее учащиеся 8 –х классов уже начинают задумываться о выборе своего дальнейшего образования. Из полученных результатов видно, что учащиеся 8 класса еще не готовы сделать выбор своей будущей профессиональной деятельности. И в этом плане большинство учащихся нуждаются в профессиональной помощи профконсультанта.

Для успешного осуществления профильного обучения, по мнению учащихся, необходимо: на всех предметах больше внимания уделять вопросам выбора будущей профессии

Исходя из полученной информации в результате анкетирования можно сделать вывод, что учащиеся задумываются о выборе своей дальнейшей профессиональной деятельности, многие из них уже сделали свой выбор. Тем учащимся, которые еще затрудняются в выборе будущей профессиональной деятельности необходимо создать условия для осознанного выбора профессиональной направленности, оказать диагностическую и консультативную помощь психолога.
С различными вопросами выступала на родительских собраниях, методических советах классных руководителей, учителей – предметников. С некоторыми учащимися и родителями была проведена консультативная работа.

Темы выступления на родительских собраниях, методических советах, консультирования следующие:

1.У порога школы.

2. Старший подростковый возраст и его особенности.

3. Укрепление и сохранение психического здоровья учащихся.

4. Особенности переходного периода учащихся 5 класса.
Перед проведением пробного тестирования, итоговой аттестации учащихся проводилось психологическое сопровождение подготовки к сдаче ЕГЭ. Были даны рекомендации детям, родителям и педагогам по подготовке к ЕГЭ, проведены тренинговые упражнения психологической готовности к экзамену.
Продолжает свою работу Психолого - медико – педагогический консилиум. На учёт в начале года было поставлено 2 ребенка, с которыми в течение года проводилась коррекционная работа психолога и классного руководителя.
Еще одним из основных направлений работы педагога-психолога является работа с детьми, стоящими на внутрешкольном учете из семей, находящихся в СОП. На начало учебного года таких ребят, состоящих на учете службы, было 14, на конец года - 14. С детьми проведено  около 20  индивидуальных занятий. Основной формой работы с такими детьми являются индивидуальные развивающие занятия, беседы, консультации,  посещение на дому, некоторых ребят с похожими проблемами объединяли в группы для групповой работы. С родителями этих детей проводились консультации, беседы.
С целью изучения уровня сформированности нравственной культуры у старшеклассников проводился мониторинг, в котором принимали участие учащиеся 2 - 11 классов. За основу были взяты анкета нравственной самооценки, уровня воспитанности. Школьники оценивались по признакам и уровня формирующихся качеств (от высокого уровня до низкого).

Анализ данных показывает, что приоритетными вопросами личного плана являются взаимоотношения в семье, здоровье, образование и карьера. В процессе изучения особенностей освоения нравственных ценностей старшеклассниками важно знать уровень ориентации на традиционные гуманистические ценности.

Обращает на себя внимание факт, что такие ценности как милосердие, патриотизм и коллективизм, вера, истина имеют сравнительно низкий рейтинг.

  Анкетирование проводится анонимно. Это даёт возможность ребятам быть откровенными при выборе ответов.

Учителям начальной школы предлагалось оценить уровень воспитанности своих учащихся. По результатам исследования выявился средний уровень воспитанности.

У учащихся среднего звена так же преобладает средний уровень сформированности нравственных ценностей, есть случаи низкой мотивации, так как у детей ещё не сформирован опыт положительного поведения или же представляется слабым и неустойчивым, регулирующийся в основном требованиями старших и другими внешними побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативна. Большинство детей имеют средний уровень воспитанности, для которых свойственны самостоятельность, проявление саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция ещё отсутствует. (Для подросткового возраста это явление – характерно, и считается нормой).

Таковы основные результаты освоения нравственных ценностей старшеклассниками. Эти данные объективно отражают картину и помогут спланировать воспитательную работу, как на уровне классного коллектива, так и на уровне школы.

Ежегодно в школе проводится мониторинг «Отношение к наркомании, табакокурению и алкоголю» целью которого является:

  • изучение наркоситуации среди подростков.

  • определение основных форм, методов, направлений работы по профилактике здорового образа жизни.




  1. Самыми важными для себя жизненными ценностями школьники назвали:

  • Семья

  • Здоровье, здоровый образ жизни

  • Друзья

  • Сама жизнь

  • Дальнейшее образование

  • Любовь

  • Не знаю

  • Школа

  • Общение


Консультационная работа велась по двум направлениям:

  • индивидуальное консультирование;

  • групповое консультирование.


Тематика групповых и индивидуальных консультаций:


  1. «Как подготовить ребенка к школе» (сентябрь, родители будущих первоклассников).

  2. «Готов ли ваш ребенок к школе» (май, родители будущих первоклассников).

  3. « Адаптация пятиклассника» (педагоги, родители).

  4. «Возрастные особенности шестиклассника» (родители).

  5. «О подростковом возрасте и направлениях работы классного руководителя»

  6. «О школьной мотивации и поведенческом аспекте»

( классные руководители средней и старшей школы).

  1. «Что такое гиперактивность?» (индивидуальное).

  2. «Как помочь агрессивному ребенку» (педагоги н/ш).

  3. «Портрет тревожного ребенка» (педагоги ср. ш.)

  4. «Мой выбор» (индивидуальное).

  5. «Трудный возраст» (родители подростков, индивидуальное).

  6. «Трудности взаимопонимания» (педагоги, учащиеся, родители, индивидуальное, групповое).

  7. «Умение сказать «Нет» (8 класс).

  8. «Неуверенность в себе» (7 класс).


Методическая работа.

1. Выступление на педсовете «Духовно – нравственное воспитание современного ученика», оказание методической помощи педагогам, классным руководителям.

2. Выступление на РМО «Психологическое сопровождение сопровождения  внедрения стандартов второго поколения»

ВЫВОДЫ

В течение этого года велась планомерная работа по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса. Практически, всё, что запланировано – выполнено. Большим плюсом в работе для меня было согласованность в работе с администрацией. Помощь в организации и проведении психологических занятий (расписание), согласованность в действиях – немаловажный аспект в работе. Одним из сложных направлений моей деятельности являлась тренинговая работа. Проведение данной работы требует большого количества времени (чего в школьной жизни катастрофически не хватает), поэтому эта работа ведётся отдельными упражнениями на занятиях. И всё-таки я старалась строить свои взаимоотношения с учителями предметниками и классными руководителями через организацию совместных классных часов и индивидуальную работу с учителями, учениками и родителями. Некоторые из них уже стали моими постоянными клиентами. Есть, конечно же, и такие родители, которые на конкретные требования учителей и рекомендации психолога реагируют просто неадекватно. Это является немаловажной проблемой, которая встаёт передо мной на будущее. С каждым годом увеличивается количество обращений родителей, которые пытаются решить семейные. Со всеми, кто обращался, я проводила индивидуальные консультации, которые давали положительный результат. В отдельных «сложных» случаях привлекались администрация.

Пожалуй, самой большой проблемой в этом году стало увеличение детей стоящих на учёте ВШК (драки, употребление спиртных напитков, курение, прогулы).

В школе достаточно детей с различными отклонениями в поведении, с которыми ведётся кропотливая, порой неблагодарная работа. Беседы, работа с родителями, которые не всегда понимают своих детей. С детьми проводились профилактические беседы, индивидуальные консультации, ежедневный контроль за посещаемостью уроков, наблюдение на уроках, мероприятия с приглашением правоохранительных органов, участвовала в работе Совета профилактики, где давались рекомендации и консультации учителям-предметникам, работающим с такими детьми, родителям.

Предполагаемые причины увеличения правонарушений имеют как объективный, так и субъективный характер:

  1. Снижение воспитывающей роли семьи.

  2. Возможно недостаточная воспитательная работа школы (правильно спланировать профилактическую работу по предупреждению правонарушений на ранней стадии, в начальной школе).

  3. Важно не напугать наказанием, а научить жить в этом мире, оставаясь человеком, уметь противостоять всем пагубным влияниям.

  4. Нет единства требований в воспитательной цепочке: администрация – классный руководитель – родители.

  5. Многие воспитательные мероприятия по-прежнему носят формальный характер.

Что может сделать школа:

  1. В воспитательной работе применять эффективные профилактические программы по предупреждению правонарушений , опять же на ранней стадии.

  2. Каждому классному руководителю особое внимание уделить нравственному воспитанию.

  3. Активизировать родительский всеобуч в данном направлении. Мероприятия должны носить системный характер, а не эпизодический. Возможно это должен быть родительский клуб.

  4. Занятость детей внеурочной деятельность (спорт, творчество и др.)

Возможно, это может повлиять на положение дел. А ещё важно, чтобы каждый работник школы относился к детям как своим, не пропуская ни одного проступка мимо, чтобы потом эти проступки не перерастали в правонарушения и преступления.
На сайте школы продолжает работать “Страничка психолога”, которая регулярно обновляется.

На этой страничке вывешиваются рекомендации детям, родителям и учителям. Освещаются текущие школьные мероприятия проводимые совместно с психологом школы.
^ В новом учебном году будут поставлены следующие цели и задачи:

  1. Усилить психолого-педагогическую поддержку категории детей с девиантным поведением.

  2. Осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса с целью решения проблем образования и школьного воспитания.

  3. Организация работы с одаренными детьми.

  4. Продолжить проведение занятий по программе профилактики наркомании: «Мой выбор» (Время взрослеть) для 8 – 9-х классов, пропаганде ЗОЖ.

  5. Осуществление всеобуча для педагогов и родителей с целью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребёнку.


08.06.2012г. Педагог-психолог Н.П. Меринова

Похожие:

Аналитический отчет за 2011 2012год педагога психолога Мериновой Н. П iconАналитический годовой отчёт педагога психолога старших классов Серебренниковой...
Аналитический годовой отчёт педагога – психолога старших классов Серебренниковой О. В
Аналитический отчет за 2011 2012год педагога психолога Мериновой Н. П iconСправочник педагога — психолога. 2011. №00. Рекомендации для педагогов
Чепракова Е. А. Психологическая помощь обучающимся при подготовке к экзаменам // Справочник педагога — психолога. 2011. №00
Аналитический отчет за 2011 2012год педагога психолога Мериновой Н. П iconАналитический отчёт о деятельности психолога и социального педагога...
Целью моей психолого-социально -педагогической деятельности является создание и сохранение благоприятной психологической атмосферы...
Аналитический отчет за 2011 2012год педагога психолога Мериновой Н. П iconАнализ работы педагога психолога за 2011 2012 учебный год
...
Аналитический отчет за 2011 2012год педагога психолога Мериновой Н. П iconАналитический отчёт работы социального педагога мобу сош №2 за 2011-2012 учебный год
«Об образовании», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Конституции рф, Семейного...
Аналитический отчет за 2011 2012год педагога психолога Мериновой Н. П iconЭтический кодекс психолога-психолога образовательного учреждения
Профессиональная деятельность педагога-психолога в системе образования характеризуется ответственностью перед детьми
Аналитический отчет за 2011 2012год педагога психолога Мериновой Н. П iconСтатистический отчет педагога-психолога Фадеенко О. В. о работе за 2011-2012 учебный год
Психолого-педагогическое сопровождение учебно-тренировочного процесса в мбоу дод «дюсш» осуществлялось в соответствии с планом психолого-педагогического...
Аналитический отчет за 2011 2012год педагога психолога Мериновой Н. П iconОтчет о проделанной работе за 2010 /2011 учебный год педагога-психолога...
Проходила по запросам педагогов, учеников, родителей. Консультаций со всеми участниками образовательного процесса было проведено...
Аналитический отчет за 2011 2012год педагога психолога Мериновой Н. П iconОтчет о работе центра психологического сопровождения за 2011-2012...
Работа консилиума школы тесно переплеталась с работой Центра психологического сопровождения, под руководством педагога – психолога...
Аналитический отчет за 2011 2012год педагога психолога Мериновой Н. П iconЛемешкина Елена Ивановна 2011 г. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Аналитический отчёт психологической службы за I полугодие 2011 – 2012 учебного года
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница