Преподавания учебного курса, выявляются психолого-педагогические проблемы, определяется практическое отсутствие системы их решения с психолого-педагогической точки зрения, предлагаются возможные способы




Скачать 391,76 Kb.
НазваниеПреподавания учебного курса, выявляются психолого-педагогические проблемы, определяется практическое отсутствие системы их решения с психолого-педагогической точки зрения, предлагаются возможные способы
страница1/3
Дата публикации21.11.2013
Размер391,76 Kb.
ТипРеферат
pochit.ru > Психология > Реферат
  1   2   3

Система психолого-педагогического сопровождения учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»:


создание условий для оптимального восприятия и включения в личностные ценности учащихся содержания нового учебного курса глубинной мировоззренческой направленности

2012 год

Содержание:

  1. Аннотация: в методической разработке идет речь о возможностях решения тех психолого-педагогических затруднениях, которые были выявлены в результате апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики»

  2. Введение: дается анализ информационных материалов по теме преподавания учебного курса, выявляются психолого-педагогические проблемы, определяется практическое отсутствие системы их решения с психолого-педагогической точки зрения, предлагаются возможные способы.

  3. Основное содержание:

    1. Раздел 1. Понятие психолого-педагогического статуса учащегося – базовая основа деятельности педагога-психолога по организации сопровождения в школе.

    2. Раздел 2. Система психолого-педагогических требова­ний к содержанию статуса ученика 3-5 класса (Битянова М.Р. Организация психоло­гической работы в школе. Практическая психоло­гия в образовании, Издание второе,исправленное Совершен­ство М.:, 1998. — 298 с.)

    3. Раздел 3. Мониторинг психолого-педагогического статуса учащихся 4-х классов

    4. Раздел 4. Психолого-педагогическое сопровождение учебной программы курса - развитие психолого-педагогической компетентности преподавателей курса ОРКСЭ.

    5. Раздел 5. Развитие психолого-педагогической компетентности родителей.

    6. Раздел 6. Формы работы: диагностические, развивающие и коррекционные с указанием методов, методик и программ.

    7. Раздел 7. Адрес данной методической разработки: административные работники школ, педагоги-психологи, учителя и родители.

  4. Приложение: сведения об авторе, свидетельства о повышении квалификации, результаты социально-психологического исследования по национальному составу в МБОУ СОШ №9 города Кисловодска, некоторые нормативные правовые документы по введению курса «Основы религиозных культур и светской этики», материалы аналитического отчета Министерства образования и науки РФ по апробации курса, материалы по апробации в Ставропольском крае, материалы из опыта работы учителей Кулешовой Н.В., город Томск (Основы религиозных культур и светской этики) и Ятмановой Е.А., город Ульяновск (технологии разноуровневого обучения в младшей школе); материалы диссертационного исследования Степановой Н.А., к.п.н. Москва (экспериментальное исследование эмоциональной, волевой и мотивационной сфер личности младших школьников); методики для использования в психолого-педагогическом сопровождении учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»: реестр диагностических методик для обследования детей младшего школьного возраста, реестр психологических коррекционно-развивающих программ для начальной школы, план психологического анализа урока, методика «Оценка эффективности образовательного процесса в класс в условиях обучения по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики», методика «Диагностическая карта класса», методика «Лист самооценки школьника», отдельные слайды из презентаций для тематических выступлений на педагогических советах, семинарах, городских методических объединениях.

  5. Список литературы

Цель: представить систему психолого-педагогического сопровождения как эффективную возможность для решения основных затруднений, выявленных в результате апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики»

(Министерство образования и науки Российской Федерации. Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Анализ апробации курса ОРКСЭ в 2009-2011 годах. Итоги апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для общеобразовательных школ в 2010-2011 учебном году)

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать нормативную правовую базу, методические и информационные пособия курса, материалы курсов повышения квалификации педагогических работников в области его преподавания.

  2. Выделить те психолого-педагогические проблемы, которые имеют место в данной области – области, связанной не только с самим преподаванием курса и педагогическими затруднениями, но и с основополагающей задачей глубинного восприятия материала подобного рода детьми возраста 4-х классов.

  3. Проанализировать требования к психолого-педагогическому статусу учащихся 4-х классов и особенности личностных параметров, сензитивных для развития именно в этом возрасте и которые могут получить оптимальное развитие в условиях обучения по программе курса.

  4. Подобрать диагностические, развивающие и коррекционные программы, оптимальные для решения поставленной цели и задач, оснащенные необходимыми диагностическими, коррекционными и развивающими методиками.

  5. Определить оптимальные формы работы для решения задач психолого-педагогического сопровождения участников учебного курса: педагогов, детей и их родителей.

  6. Способствовать оптимальному восприятию и включению в личностные ценности содержания нового учебного курса глубинной мировоззренческой направленности всеми участниками учебно-воспитательной работы: учениками, педагогами и родителями.

Новый учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», безусловно, требует особого подхода в обучении и воспитании: содержание учебного материала столь личностно и глубоко, что для его восприятия необходимы чрезвычайно бережные, внимательные, аккуратные и психологически грамотные подходы. Важно чтобы этот учебный курс не превратился в очередной источник знакомства с фактами, а был лично пережит и нашел свое уникальное место в душе ребенка, напитав ее теми смыслами и понятиями, которые внутренне укрепили бы его и дали средства для устойчивости перед лицом нынешних и грядущих искушений и трудностей жизни.

Актуальность подобной разработки не вызывает сомнений. Поисковый запрос по теме выдал массу ссылок. Однако тщательное изучение предоставленных информационных источников практически не дал никаких результатов в области серьезной организации психолого-педагогического сопровождения курса ОРКСЭ. В материалах по повышению квалификации преподавателей этого курса преимущественно идет речь о методическом обеспечении: учебно-методических комплексах, программном и тематическом планировании, технологиях обучения.

Для практической работы педагога-психолога представили интерес следующие материалы:

  1. Заявленная тема «Основы мониторинга духовно нравственного развития и воспитания младших школьников» Кулешовой Н.В., МБОУ СОШ №58, г. Томск и документ этой же Кулешовой Н.В. о ее концептуальном кредо в преподавании курса ОРКСЭ: «Особенность моей методической системы – это ее психологическая составляющая – «От развития личностных особенностей ребенка к духовно-нравственному развитию личности гражданина России». Свои ожидания от преподавания курса ОРКСЭ я могу представить так: «Я хочу, чтобы всё духовно-нравственное содержание, заложенное ребенку в четвертом классе, перешло во внутренний план его действий и переживаний, чтобы можно было наблюдать положительные изменения в духовно-личностной сфере ребенка в виде образовательного эффекта в 8-м классе. Интересное заявление! Особенно в отношении ожиданий того, что заложенные в 4 классе нравственные знания могут быть отслежены в 8 классе. Тема мониторинга оказалась только заявленной, но не раскрытой.

  2. Информация управленческого проекта «Апробация курса «Основы религиозных культур и светской этики»» по психолого-педагогическому сопровождению ОПКСЭ касалась только деятельности учителя этого курса: «Психологическое и педагогическое сопровождение учащихся классов работающих по программе «Основы религиозной культуры и светской этики» должно проводиться в направлении личностного развития учащихся, а это требует от учителя умений разрабатывать модель индивидуальной образовательной программы учащихся с учетом их интересов, способностей, возможностей, возраста.

  3. Некоторый практический психолого-педагогический материал можно было встретить в основном только в аналитических материалах по апробации курса ОРКСЭ Министерства образования и науки Российской Федерации, Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации работников образования; в материалах периодического издания «Новые российские образовательные технологии», № 46, октябрь 2011 г., где обсуждался доклада Министерства образования и науки Российской Федерации по анализу апробации курса ОРКСЭ в Йошкар-Оле (в дополнение к докладу представлен их личный опыт) в октябре 2011. Вот то, что показалось заслуживающим внимания с психолого-педагогической точки зрения:

    1. Наблюдаемы положительные результаты:

  • Основы религиозных культур и светской этики» станут школой поиска смыслов взаимопонимания и уважения, школой воспитания гражданина страны, развитой личности и милосердного человека. Нужно, чтобы это было именно так.

  • По мнению большинства учителей, введение курса ОРКСЭ в содержание обучения и воспитания повышает эффективность воспитательного процесса.

  • Через предмет создаются условия для систематического духовно-нравственного образования и воспитания детей в школе. Введение комплексного учебного курса нашло поддержку у большинства родителей обучающихся.

  • Содержание курса позволяет укреплять связи родителей со школой, влиять на взаимоотношение детей и родителей в семье посредством совместного выполнения заданий, предусмотренных программой.

  • Внимания заслуживает разработка сотрудников ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий» Курганской области (Ушаковой Н.Н., кандидата психологических наук, профессора, и Останиной Н.В., доцента кафедры гуманитарно-эстетического образования, к.п.н.) методических рекомендаций по проблеме: «Организация внутришкольного контроля за преподаванием предметов духовно-нравственной направленности» (1 и 2 части). Пособие представляет методические рекомендации на основе компетентностного подхода и содержит контрольно-измерительные материалы по курсу ОРКСЭ (4-5 классы) по всем модулям. Пособию присвоен гриф «Допущено Глав УО Курганской области». Протокол РЭС №3 от 12.11.2010.

  • В общеобразовательных учреждениях Ставропольского края проведен мониторинг апробации учебного курса ОРКСЭ. Цели мониторингового исследования: изучение отношения участников процесса апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ к введению данного курса, выявление возможных проблем, возникающих в процессе апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ.

В ходе мониторинга ставились задачи по изучению

  • эмоционального отношения и уровня интереса учащихся и их родителей к изучению комплексного учебного курса ОРКСЭ;

  • впечатлений учащихся от восприятия учебного материала;

  • осознания учащимися влияния изучаемого курса ОРКСЭ на духовно-нравственное становление их личности;

  • мотивации школьников на продолжение изучения комплексного учебного курса ОРКСЭ;

  • оценки учителями степени своей профессиональной компетентности в преподавании комплексного учебного курса ОРКСЭ на данном этапе;

  • оценки учителями и родителями учащихся учебно-методического комплекса по курсу ОРКСЭ;

  • прогнозирования педагогами и родителями учащихся результатов изучения комплексного учебного курса ОРКСЭ;

  • профессиональных запросов и предложений учителей для оптимизации процесса повышения квалификации по комплексному учебному курсу ОРКСЭ.




    1. Затруднения и проблемные зоны:

  • учителя начальных классов не владеют в достаточной степени содержанием предмета.

  • материал в учебных пособиях сложен, объемен. Необходима адаптация содержания с учетом возрастных особенностей обучающихся. Необходимо значительную часть времени на уроках тратить на разъяснение сложных для понимания учащимися терминов, т.к. многие тексты уроков трудны для восприятия школьников, перегружены терминами и понятиями.

  • наблюдается почти полное отсутствие опыта детей в данной области.

  • многие преподаватели выступают против безотметочного обучения по курсу ОРКСЭ, аргументируя тем, что для большинства школьников младшего возраста отметка является очень серьезным стимулом к работе над учебным материалом

Педагоги края также отмечают психологическую неготовность к преподаванию нового учебного курса в школе, большинство по-прежнему акцентируют внимание на предметной, знаниевой стороне курса, поэтому основные трудности возникают с реализацией ценностного, воспитательного потенциала курса.

Данная методическая разработка представляется своевременной и востребованной для решения тех задач, которые были определены анализом апробации преподавания курса ОРКСЭ в Российской Федерации. В 2010-2011 учебном году апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - ОРКСЭ) осуществлялась в 21 субъекте РФ, к 19 регионам, начавшим эксперимент в 2009 году, присоединились еще два участника: Республика Марий Эл и Ярославская область. К изучению курса ОРКСЭ приступили 242 902 обучающихся четвертого класса в 9980 общеобразовательных учреждениях Российской Федерации, что составляет 95% от всех четвероклассников в указанных регионах. В Ставропольском крае в мониторинге принимали участие следующие категории респондентов: учащиеся 4-5-х классов, и их родители, учителя, преподающие комплексный учебный курс ОРКСЭ.

Методическая разработка «Система психолого-педагогического сопровождения курса «Основы религиозных культур и светской этики»: создание условий для оптимального восприятия и включения в личностные ценности содержания нового учебного курса глубинной мировоззренческой направленности» предлагает систему психолого-педагогической работы с учащимися, учителями, родителями:

    1. Мониторинг психолого-педагогического статуса учащихся 4-х классов: диагностические исследования, коррекция и развитие следующих психологических процессов и явлений:

    • Познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление

    • Эмоционально-волевая сфера: эмоции и чувства

    • Социально-психологическая компетентность: способности к общению, социальный статус в классе

    • Мировоззренческие и ценностные ориентации, моральное сознание

    • Уровень воспитанности

    • Диагностика, профилактика и коррекция аддиктивного поведения (разного рода зависимости), склонностей к агрессивному и гиперактивному поведению, явлениям насилия, травматизма и суицидального риска

    • Отношение к преподаваемому курсу: эмоциональное отношение и уровень интереса учащихся, впечатления учащихся от восприятия учебного материала, осознание учащимися влияния изучаемого курса ОРКСЭ на духовно-нравственное становление их личности, мотивация школьников на продолжение изучения комплексного учебного курса ОРКСЭ.

    1. Психолого-педагогическое сопровождение учебной программы курса - развитие психолого-педагогической компетентности преподавателей в следующих областях:

    • Возрастные особенности учащихся 4-х классов

    • Возрастные особенности формирования морального сознания личности

    • Дифференцированный подхода в обучении и воспитании, учет личностных особенностей восприятия учебного материала и способов адекватного психолого-педагогического предъявления материала такого содержания и уровня

    • Оптимизация ценностного и воспитательного смыслового содержания учебного материала

    • Использование компетентностного подхода в оценке деятельности учащихся по усвоению учебного материала курса ОРКСЭ: выделение личностных качеств, которые предполагается развивать; диагностика их изначального состояния, итоговая диагностика, сопоставление результатов, составление аналитических материалов для мониторинга развивающего потенциала содержания учебного курса ОРКСЭ

    • Оптимизация работы с родителями в области укрепления связи родителей со школой, влияния на взаимоотношение детей и родителей в семье, социальную ситуацию развития ребенка в целом.

    1. Развитие психолого-педагогической компетентности родителей в следующих областях:

  • Мониторинг психолого-педагогического статуса учащихся 4-х классов и его составляющие: познавательны процессы, эмоционально-волевая сфера, конституциональные особенности, особенности соматического здоровья и нервной регуляции, социальные умения и навыки, уровень воспитанности, моральное развитие

  • Возрастные особенности учащихся 4-х классов

  • Особенности семейного воспитания и социальной ситуации развития, стили семейного воспитания

  • Интересы, склонности и ценности детей данного возраста – особенности их формирования и развития, влияние положительных авторитетов на личностное развитие ребенка

  • Профилактика педагогической запущенности, ее составляющие и пути преодоления

  • Профилактика аддиктивного поведения – разного рода зависимостей

  • Безопасность в интернете – профилактика игровой и чатовой зависимости пользователя персонального компьютера

  • Развитие комптенций родителей в области психолого-педагогического осмысления содержательного потенциала учебного курса ОРКСЭ и практического применения базовых установок во взаимодействии с детьми и в организации внутрисемейного взаимодействия

  1   2   3

Похожие:

Преподавания учебного курса, выявляются психолого-педагогические проблемы, определяется практическое отсутствие системы их решения с психолого-педагогической точки зрения, предлагаются возможные способы iconПрограмма курсов повышения квалификации по психолого-педагогической...
Программа курсов повышения квалификации по психолого-педагогической подготовке для учителей школ
Преподавания учебного курса, выявляются психолого-педагогические проблемы, определяется практическое отсутствие системы их решения с психолого-педагогической точки зрения, предлагаются возможные способы iconПроблемы научного рецензирования и пути их решения
Определяются имеющиеся проблемы рецензирования и предлагаются положения научного рецензирования с точки зрения организации, выполнения...
Преподавания учебного курса, выявляются психолого-педагогические проблемы, определяется практическое отсутствие системы их решения с психолого-педагогической точки зрения, предлагаются возможные способы iconВопросы к экзамену по дисциплине Психолого-педагогическая диагностика детей
Определение, предмет и задачи психолого-педагогической диагностики. Развитие психолого-педагогических методов диагностики детей за...
Преподавания учебного курса, выявляются психолого-педагогические проблемы, определяется практическое отсутствие системы их решения с психолого-педагогической точки зрения, предлагаются возможные способы iconПсихолого-педагогическое обеспечение деятельности образовательных...
Успех социальной работы в образовательном учреждении зависит от уровня ее психолого-педагогического обеспечения. В понимании сущности...
Преподавания учебного курса, выявляются психолого-педагогические проблемы, определяется практическое отсутствие системы их решения с психолого-педагогической точки зрения, предлагаются возможные способы iconПо задачам и содержанию психолого-педагогической работы
Задачи психолого – педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно...
Преподавания учебного курса, выявляются психолого-педагогические проблемы, определяется практическое отсутствие системы их решения с психолого-педагогической точки зрения, предлагаются возможные способы iconАналитический годовой отчет психолого-педагогической службы мбоу сош №2 за 2011-2012 г
Основными задачами, реализуемыми в ходе работы психолого-педагогической службы мбоу сош №2., являются
Преподавания учебного курса, выявляются психолого-педагогические проблемы, определяется практическое отсутствие системы их решения с психолого-педагогической точки зрения, предлагаются возможные способы iconВ психолого-педагогической и медико-социальной помощи
Справочник государственных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи...
Преподавания учебного курса, выявляются психолого-педагогические проблемы, определяется практическое отсутствие системы их решения с психолого-педагогической точки зрения, предлагаются возможные способы iconНазвание служб
...
Преподавания учебного курса, выявляются психолого-педагогические проблемы, определяется практическое отсутствие системы их решения с психолого-педагогической точки зрения, предлагаются возможные способы iconПубличный отчет директора мбоу «Центр пприК» г. Пскова за 2011-2012...
Полное название: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной...
Преподавания учебного курса, выявляются психолого-педагогические проблемы, определяется практическое отсутствие системы их решения с психолого-педагогической точки зрения, предлагаются возможные способы iconДоклад муниципального общеобразовательного учреждения Майкопский...
Цппп относится к типу образовательного учреждения, для детей нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница