Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков 2012 2013 учебный год




Скачать 443,18 Kb.
НазваниеПрограмма профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков 2012 2013 учебный год
страница1/4
Дата публикации21.11.2013
Размер443,18 Kb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Психология > Программа
  1   2   3   4



ИМИССКАЯ СОШ №13


ПРОГРАММА

ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
2012 – 2013 учебный год




Ложеницина Ирина Иосифовна - заместитель директора по ВР

Копейкина Алла Владимировна - социальный педагог

Федоренко Ольга Михайловна - психолог


Цели программы:

  1. Создание в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно;

  2. Коррекция взаимоотношений в семье, формирование у родителей позиции доверия к школе;

  3. Создание механизма работы программы по снижению уровня преступности среди учащихся.

Задачи:

  1. Оказать своевременную психолого – педагогическую поддержку ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.

  2. Способствовать формированию у детей и подростков “здоровых” моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала;

  3. Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников школы);

  4. Привлечь в воспитательный процесс школы представителей общественности.

  5. Противостоять вовлечению подростков в преступную деятельность.

^ Пояснительная записка

Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы молодежи.

Поиск эффективности мер социальной профилактики предполагает определение сущности понятия “отклоняющееся поведение”, его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала обучающихся, причин отклоняющегося поведения детей и подростков, а также роли образовательных институтов в решении задач предупреждения отклонений в поведении. Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. И.С.Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.Существующая на сегодня система мер профилактики девиантного поведения неэффективна.

Причины:

  • приоритет учебных задач перед задачами воспитания в работе с детьми и подростками в образовательном учреждении;

  • низкая доступность конкретных технологий профилактической работы для практических работников;

  • осуществление помощи “трудным” преимущественно педагогами-энтузиастами;

  • бессистемность и непоследовательность в реализации мер профилактики и реабилитации.

Для того чтобы меры профилактики были более эффективными, необходимо создание следующих условий:

  • особое значение в силу негативной возрастной динамики девиантного поведения приобретает ранняя профилактика отклонений в поведении детей и подростков.

  • выявление адекватности применяемых мер профилактики на основе данных социально-педагогического мониторинга;

  • научно-методическое оснащение процесса взаимодействия школы, семьи и других социальных институтов по организации работы с детьми с отклоняющимся поведением.

Девиантное поведение подразделяется на две категории:

  1. Поведение, отклоняющееся от норм психологического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое).

  2. Антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы.

^ Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами:

  • Отклонение от нормы в состоянии здоровья ,когда происходят нарушения в физическом и (или)психическом здоровье , несоответствие физическому развитию, отставание в росте, акцентуация в характере.

  • Нарушения в сфере межличностных взаимоотношений ,когда не популярен , не принят , пренебрегаем, изолирован в классном коллективе, примыкающей ценой жертв, потер; помыкаемый , отвергаемый в группе свободного общения (тусовка) ;конфликтен, отчужден, бесконтролен, исключаемый из семьи.

  • Ошибки педагогов, это превышение педагогической власти; лишение ребенка индивидуальных стимулов; наказание как унижение личности ученика; противоречивость предъявляемых требований; поверхностное знание особенностей учащегося , конфликтные отношения между родителями ученика и учителями или между учеником и учителями и тд.

  • Ошибка семейного воспитания , когда «заласканное детство», «задавленное детство», «загубленное детство», «одинокое детство», «равнодушное детство»; отсутствие у родителей элементарных психолога- педагогических знаний, перекладывание забот о воспитании на школу; отстранение подростка от физически домашнего труда; конфликты в семье и тд.

  • Социальные причины, это противоречие в обществе, в микросоциуме.

  • Психотравмирующие ситуации, это развод родителей, смерть близких, перемена места жительства и т.д.

^ Работа с учащимися девиантного поведения.
Цель:

Разработка принципов и методик превентивной диагностики девиантного поведения детей, изучение условий совершенствования психолого-педагогической профилактики правонарушений несовершеннолетних, с целью определёния воспитательных возможностей учреждений образования, городских служб и социальной среды, использовав их для создания скоординированной единой психолого-педагогической системы ранней профилактики девиантного поведения
Задачи:

  • определить роль и место психолого-педагогического воздействия в организации ранней профилактики девиантного поведения детей

  • изучить особенности индивидуальной работы с подростками в учебно-воспитательном процессе, направленном на предупреждение правонарушений несовершеннолетних

  • выявить причины роста правонарушений несовершеннолетних и провести их социологический и педагогический анализ

  • разработать наиболее употребляемые в мировой практике тесты, экспресс-методики, методические рекомендации, коррекционные программы по ранней профилактике девиантного поведения детей

  • обеспечить подготовку, переподготовку, оказание постоянной методической помощи всем участникам воспитательно-профилактической работы

  • определить пути взаимодействия учреждений образования, органов внутренних дел, медицинских учреждений, учреждений культуры, административных организаций, и комиссий по делам несовершеннолетних.


^ Реализация следующих направлений:

        • перевод социальной ситуации в педагогическую (организация нравственной, воспитывающей среды в микросоциуме; объединение усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития ребенка, при которых он сможет осознать взаимосвязь и взаимозависимость своих потребностей, стремлений , конкретной работы над собой и ожидаемых достижений, а также поставленных перед собой целей);

        • воспитание нравственно правовой убежденности;

        • формирование адекватной самооценки, способности критически относиться к себе;

        • развитие эмоциональной сферы личности:формирование воли, умение управлять собой , адекватно реагировать на педагогические воздействия;

        • включение в социально значимые виды деятельности. Создание ситуаций успеха в избранном ребенком виды деятельности;

        • организация педагогического влияния на мнение окружающих ( семья, сверстники, педагоги, другие взрослые)

        • предупреждение невротических расстройств и педагогических влечений (акцентуация характера, неврозы, суицид, клептомания)

        • обеспечение благоприятного социально- психологического климата

        • способствование заполнению пробелов в знаниях.





Служба сопровождения учащихся в системе профилактики девиантного (отклоняющегося)  поведения

        • Важнейшим положением современной концепции построения системы индивидуального сопровождения выступает принцип опоры на внутренний потенциал развития субъекта, на его право самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. На нем основывается алгоритм деятельности по индивидуальному сопровождению развития ребенка с целью профилактики девиантного поведения.



        • Первым этапом деятельности по сопровождению развития ребенка является сбор необходимой информации о нем.
          Это первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья ребенка. При этом используется широкий спектр различных методов: тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседа и т.д.
          Второй этап  - анализ полученной информации.
          На основе анализа определяется, сколько детей нуждаются в неотложной помощи, каким детям необходима психолого-педагогическая поддержка, кому необходима экстренная социальная помощь и т. д.
          Третий этап - совместная разработка плана решения проблемы: выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов; составление плана комплексной помощи для каждого проблемного учащегося.
          Четвертый этап- консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка.
          Пятый этап - решение проблем, то есть выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.
          Шестой этап - анализ выполненных рекомендаций всеми участниками. Что удалось? Что не получилось? Почему?
          Седьмой этап - отслеживание и дальнейший анализ результатов выполнения плана решения проблемы, развития ребенка. (Что мы делаем дальше?)

        • Ключевым специалистом "в первом круге помощи" выступает классный руководитель (классный воспитатель), оказывающий ребенку педагогическую поддержку. Эффективность помощи на этом уровне возрастает, если к ней подключается педагог-психолог, курирующий конкретный класс или конкретного ребенка.

        • На практике классный руководитель часто оказывается не подготовлен к решению задач первого этапа. В частности, он не всегда может сформулировать запрос к школьному психологу.

        • Проблемы, не решенные в первом круге, становятся предметом заботы более специализированных структур: отдельных специалистов системы помощи и сопровождения, их объединений (службы, психолого-педагогические консилиумы и т.д.) в образовательном учреждении.

        • Если те или иные проблемы не удается решить на уровне образовательного учреждения, то они становятся предметом деятельности иных специализированных центров и служб, чаще всего развивающихся как независимые образовательные учреждения. Таким образом, система комплексной помощи должна выстроиться во взаимодополняющую цепочку от педагогической поддержки к сопровождению, специализированной  помощи.

        • Главные педагогические задачи, которые должен выполнять каждый из указанных выше работников, следующие:
          Для классного руководителя они заключаются в создании ученического коллектива и в ориентации педагогического коллектива на индивидуальный подход к учащимся.

        • Дело социального педагога - защита прав учащихся, регулирование их отношений с семьями.

        • Педагог-психолог должен помочь учащимся в формировании оптимистической самооценки, в понимании себя и своих проблем.
          Задача заместителя директора - создание условий для вовлечения учащихся в занятия спортом, систему дополнительного образования, для организации полноценного досуга.

        • Ниже представлен координационный план работы с детьми "группы риска", который включает следующие направления работы:

Классный руководитель:

1. Организационная работа:

  • Составляет социально-педагогический паспорт класса.

  • Составляет характеристики на детей "группы риска".

  • Составляет социально-педагогическую характеристику класса в начале и в конце учебного года.

  • Выявляет детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2.  Работа с родителями:

        • Осуществляет связь с родителями.

        • Посещает семьи детей "группы риска".

        • Проводит консультации для родителей (совместно с социальным педагогом, психологом).

        • Организует работу с родительским активом

        • Участвует в работе малого педагогического совета (2-3 раза в месяц).

3.  Работа с учащимися:

  • Осуществляет контроль за посещаемостью занятий учащихся.

  • Осуществляет контроль за текущей успеваемостью.

  • Способствует вовлечению трудных подростков в кружки и секции.

  • Проводит профилактические беседы с детьми "группы риска".

  • Занимается трудоустройством учащихся.

Социальный педагог:

1. Организационная работа:

  • Проводит анкетирование учащихся.

  • Организует встречи с родителями.

  • Участвует в формировании классов.

  • Участвует в подборе классного руководителя (совместно с администрацией школы).

  • Составляет картотеки и сводные таблицы на трудных учащихся.

^ 2. Работа с педагогическим коллективом:

  • Доводит до сведения учителей результаты тестирования.

  • Проводит консультации для учителей-предметников.

  • Разрабатывает рекомендации по работе с детьми "группы риска" и доводит их до сведения педагогов.

  • Выступает с сообщениями на педагогических советах и совещаниях.

  • Помогает    классным    руководителям    в    выборе    тематики    для    классных часов.

  • Участвует в сохранении контингента и предупреждении “отсева” учащихся.

  • Проводит    деловые    игры    для    отработки    навыков    и    умений    педагогов по работе с детьми "группы риска".

^ 3. Работа с родителями:

  • Посещает семьи детей "группы риска" (совместно с классным руководителем) с последующим  составлением акта посещения учащегося на  дому.

  • Приглашает детей "группы риска" и их родителей на малые педсоветы.

  • Проводит консультации для родителей.

  • Готовит сообщения на родительских собраниях.

  • Организует работу с родительским активом.

  • Участвует в работе малого педагогического совета (2-3 раза в месяц).

^ 4. Работа с учащимися:

  • Посещает уроки с целью наблюдения за учащимися.

  • Курирует успеваемость детей "группы риска" совместно с заместителем директора по учебно-воспитательной работе.

  • Проводит профилактические беседы с детьми "группы риска".

  • Направляет  детей   "группы  риска"   (при  необходимости)   на  консультацию   к психологу.

  • Занимается трудоустройством учащихся.

  • Занимается трудоустройством учащихся.

Психолог:

  • Проводит диагностику.

  • Проводит консультации для детей и их родителей.

  • Помогает в выборе дальнейшего образовательного маршрута.

  • Дает    рекомендации    на    районную    медико-психолого-педагогическую комиссию (РМППК).

Заместитель директора по воспитательной работе:

  • Организует досуг и кружковую деятельность учащихся.

  • Организует летние спортивные лагеря.

  • Осуществляет связь с социальными приютами, общественными фондами.
  1   2   3   4

Похожие:

Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков 2012 2013 учебный год iconСоциальная работа как средство профилактики девиантного поведения подростков учебное пособие
Учебное пособие посвящено проблемам трудновоспитуемости, профилактики девиантного (отклоняющегося) поведения подростков. Работа предназначена...
Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков 2012 2013 учебный год iconНашего семинара (слайд темы) «Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков»
...
Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков 2012 2013 учебный год iconПрограмма профилактики суицидального поведения подростков «Хочу жить!»
Конституция рф, Закон РФ «Об образовании», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Письмо Минобразования РФ от...
Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков 2012 2013 учебный год iconПравовое воспитание подростков как средство коррекции девиантного поведения
При этом наибольшую обеспокоенность вызывает девиантное поведение подростков как наименее защищенной социальной группы в кризисных...
Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков 2012 2013 учебный год iconПрограмма по профилактике суицидального поведения на 2012-2013 год...
Программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся...
Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков 2012 2013 учебный год iconОбразовательная программа на 2012-2013 учебный год Яр-Сале, 2012-2013
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополниетльного образования детей ямальский центр внешкольной работы
Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков 2012 2013 учебный год iconГ. Барнаула на 2012/2013 учебный год
Учебный план на 2012/2013 учебный год сформирован с соблюдением преемственности с учебным планом 2011/2012 учебного года на основе...
Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков 2012 2013 учебный год iconПлан вшк на 1-е полугодие 2012-2013 учебного года Сентябрь
Анализ работы школы за 2011-2012 учебный год. Цели, задачи, направления деятельности педагогического коллектива на 2012-2013 учебный...
Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков 2012 2013 учебный год iconПсихология девиантного поведения
Пдп междисциплинарная область научного знания, изучающие механизмы возникновения, формирования, динамики и исходов, отклоняющихся...
Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков 2012 2013 учебный год icon2 Выбор дифференцированных социально-педагогических условий, необходимых...
Выбор дифференцированных социально-педагогических условий, необходимых для коррекции недостатков развития и поведения детей и подростков...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница